Святые придут завтра

Сегодня 31 октября.  А 31 октября, в Хэллоуин, почти весь мир сходит с ума, переодевается в немыслимые костюмы чертей или ведьм, мертвецов или домовых, ходит всю ночь по улицам с горящими фонарями, стучится в дома, из окон которых выглядывают страшные и забавные тыквенные рожицы, и требует от добропорядочных граждан сладостей. Хэллоуин – один из многих праздников, доставшихся нам от языческих времён. Народы разных стран приложили свои усилия, чтобы нам было чему порадоваться хмурым октябрьским днём.

Знаете ли вы, что несёт в себе этот, непривычно звучащий для русского уха, праздник? Языческие ли ритуалы или безобидные шутки детей и взрослых, готовых в ночь на 1 ноября веселиться до упаду, наряжаясь в смешные костюмы и пугая друг друга? История Хеллоуина интересна. И знать её следует, даже если вы считаете, что подобные празднования всего лишь дань моде. 

Корни этого праздника уводят нас в глубь веков, в дохристианскую эпоху, когда земли Ирландии, Северной Франции и Англии населяли племена кельтов. Их год состоял из двух частей  лета и зимы. А переход одного сезона в другой ознаменовывался окончанием сбора урожая, отмечался 31 октября и символизировал начало нового года, когда в свои права вступала зима. 

Ночь на 1 ноября, когда по преданиям открывалась граница между мирами живых и мёртвых, именовалась Самхэйн (или Самайн), считалась главным праздником. Язычники кельты придавали ему большое значение и, дабы не стать добычей тени мёртвых, наряжались в звериные головы и шкуры, гасили очаги в своих домах и всем своим устрашающим видом отпугивали привидения. На улице духам выставлялись угощения, а сами жители собирались у костров, которые разводили кельтские жрецы. В эту ночь в жертву приносили животных, делали предсказания и зажигали зимний очаг, внося в дом язычки священного пламени. 

Традиция празднования передавалась до тех пор, пока в I веке нашей эры римляне не завоевали территорию кельтов. Обращённые в христианскую веру, жители Ирландии и Британии вынуждены были отказаться от многих языческих обычаев. Однако воспоминания о Самайне продолжали жить. А когда в IX веке Папа Григорий III перенёс с 13 мая на 1 ноября празднование Дня всех святых, Самхэйн начали праздновать вновь. Предшествующая празднику ночь в средневековом английском языке именовалась All Hallows Even (Вечер всех святых), в сокращении Hallowe'en, и совсем кратко – Halloween.

Стремилась ли христианская церковь к возрождению праздника язычников? Скорее всего преследовалась цель искоренения кельтских традиций, однако совпадение дат привело к обратному эффекту. Праздник не только выжил, но и плотно связался в сознании людей с церковным празднованием Дня всех святых. С тех пор Хэллоуин отмечался повсеместно в лучших традициях Самхэйна. Неотъемлемым атрибутом Хеллоуина стала традиция вырезать на репках, картофелинах и тыквах смешные рожицы, помещать внутри их свечи, получая стилизованный праздничный фонарик Jack-o-lanterns. Зажигают его в ночь на 1 ноября, а огонь в нём символизирует неприкаянность грешных душ.

Неужели миллионы людей, отмечающие этот праздник, верят в наше время в истории о мертвецах и приведениях? Или дело в зрелищности Хеллоуина? И в том, что у взрослых в праздничную ночь появляется возможность вместе с детьми поиграть в злых духов и ведьм, тем самым возвращая себя в далёкое детство? 

Думаю, что последнее. А почему бы и нет!

No response to “Святые придут завтра”

Отправить комментарий