Ошибаться не страшно!


Как часто в повседневной жизни мы слышим и говорим: «Ошибся, сделал ошибку, глупая ошибка, ошибка всей жизни и т.д.» Да, понятие ошибки очень многогранное. И когда мы их видим в тетради, да и вообще в жизни, это нас расстраивает. И…что дальше? Кого-то это мотивирует к новым достижениям, стимулирует заняться этим вопросом более детально. А кто-то «опускает руки», и тогда, наверное, он не получает ещё одного нового витка развития именно в этой области, будь то учебный предмет или отношения с людьми, или выбор своего жизненного пути, профессионального пути.

Как пишут словари, ошибка - это неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, погрешность.

Мы с детства учимся воспринимать и принимать ошибки. Если в начальной школе нас до слёз могла расстроить тройка, или сора с друзьями, то в более старшем возрасте стараемся больше сил приложить к тому, как справиться со сложившейся ситуацией. Это, кстати, более рациональный подход, так как наш организм – не вечный двигатель и на переживание эмоций, чувств он тратит много энергии. Но это не значит, что все эмоции надо держать в себе. Можно ими поделиться с близким, с тем кто тебя понимает, проговорить их, например, «мне сейчас так плохо, я прямо закипаю от злости», или «получила свою работу и очень расстроилась». Бывает, что жизнь закрутила так, что не знаешь, как выбраться на этот верный путь, справиться с этим могут помочь близкие, родители, друзья, можно обратиться за помощью к специалистам (психологам). Когда мы проговариваем свои обиды, волнения, тревоги, опасения и другие чувства, то становится легче их пережить и тогда мы готовы тратить силы на исправления ошибок. Ещё один способ справиться с негативными эмоциями – это посмотреть на ситуацию как бы со стороны, через 5-10 лет, и задать себе вопрос: «Будет ли она меня также волновать?» Скорее всего через такое количество времени мы будем уже на новом возрастном этапе и будут актуальны другие задачи.

Можно многое изменить, если верить в хорошее, в собственные силы, если есть близкие, друзья, любимое дело, увлечение. Человеку свойственно ошибаться. Безошибочно этот путь ещё никто не прошёл.



Учитель нового времени или Как я выбрала свою профессию.

Продолжаем серию постов, посвящённую выбору профессии. Ребята, которые уже приняли своё, едва ли не самое важное решение в жизни, с удовольствием делятся своим опытом. Сегодня рассказ Ани о том, как она решила стать учителем.


...То, что я буду после 11 класса поступать в РГУ, мы с семьёй решили давно, поэтому весь 10 и 11 класс я посвятила интенсивной подготовке. У меня был репетитор, и я посещала подготовительные курсы при университете.  Ещё до поступления я постаралась узнать об РГУ как можно больше – ходила на День открытых дверей, спрашивала знакомых ребят, которые там учатся, читала отзывы в интернете. Я активный человек и, признаюсь, меня привлекало то, что в этом ВУЗе помимо учёбы интересная студенческая жизнь, свой студклуб, разные проекты между факультетами и прочие интересные вещи. Я была в школе волонтёром, председателем Актива старшеклассников и мечтала о яркой студенческой жизни. На факультет русской филологии и национальной культуры я поступила легко. Мои результаты ЕГЭ были высоки, и я поступила на бюджет. Я видела, как мои родители гордятся мной! Сначала было непривычно вместо уроков сидеть на «парах», очень много и быстро писать, с трудом успевая за преподавателем, но я втянулась, кое-что стала записывать на диктофон. В РГУ обширная библиотека, мне кажется, там есть даже то, чего не найдёшь в интернете, да и держать в руках бумажную книгу мне как-то приятнее, и я провожу там много времени. Конечно, есть предметы, которые мне даются труднее, чем профильные. Например, экономика. Не уверена, что её надо изучать на нашем факультете, но что поделать. Тяжело читать большие объёмы художественной литературы к экзаменам, сейчас даже не верится, что в школе мы «ныли», когда задавали прочитать пару глав, к примеру, Тургенева. Сейчас я читаю в два раза больше и быстрее! Мой любимый предмет – старославянский язык. Несмотря на строгость преподавателя – это невероятно интересно – узнавать тайны языка, понимать происхождение тех или иных слов и правил. С волнением жду момента, когда пойду на активную практику в школу, сама буду пробовать давать уроки. Не знаю, как меня встретят дети и будут ли меня слушаться, пока я тренируюсь на младшем брате. Надеюсь, я стану хорошим учителем. Сейчас это не очень престижная профессия, но я всё равно хочу работать в школе, дарить детям знания, учить их важным вещам. Мне кажется, именно мы, молодые учителя, сможем поднять нашу систему образования, сделать так, чтобы ребятам в школе было не скучно на уроках. Наверное, взрослым учителям это уже трудно, а мы - новое поколение и школа у нас будет новая! 

(Аня Б., студентка 2 курса РГУ)

Добрые дела - это просто!

Так приятно получать чью-то помощь, когда она необходима, а ещё приятнее, когда близкие люди, а иногда и незнакомые, оказывают знаки внимания. Однажды, выходя из маршрутки, я неудачно зацепилась каблуком за расшатанную ступеньку и почувствовала, что лечу вниз на асфальт. Однако мужчина, который подошёл к двери маршрутного такси и хотел войти, успел подхватить меня, и я отделалась лёгким испугом. Я до сих пор вспоминаю его добрым словом.

Творить добрые дела очень просто. Добро не измеряется деньгами, не требует много времени и сил, главное начать, ведь даже обычная улыбка незнакомому человеку уже способна творить чудеса. Помимо того, что добрые дела повышают всем настроение, они ещё и как нельзя лучше влияют на самочувствие, повышают жизненный тонус.

Сегодня Всемирный День Доброты. Присоединяйся и ты к этому замечательному празднику. Это просто, например, улыбнись прохожему, обними родителей, покорми бездомное животное, помоги пожилому человеку, сделай комплимент другу или подруге, позвони одноклассникам и скажи им какие они замечательные, или напиши друзьям сообщение, отправь открытку с поздравлением или добрыми словами. Этот список можно продолжать долго. Всё это займёт немного времени и усилий, но эффект будет колоссальным. Главное, делать это от души, бескорыстно, не ожидая взамен благодарности. 

С каждым таким поступком кому-то становится лучше, а значит и больше доброты в мире. И, конечно же, твори добро каждый день, а не только сегодня – во Всемирный День Доброты. 

Обидно, да?!

Всем нам знакомо чувство обиды. Некоторые люди, даже если слова или поступки другого человека их задели, стремятся прояснить ситуацию и сохранить с окружающими добрые отношения. ​​​​​​​А другие склонны обижаться по любому, часто незначительному поводу и реагировать по принципу: «Как ты мог такое сказать обо мне, ну всё, можешь больше ко мне не подходить». При этом поджатые губы, презрительный взгляд, ледяное молчание, нежелание разговаривать или даже видеть обидчика говорят о стремлении «наказать» его,  заставить изменить поведение и отношение к себе: чтобы он раскаялся, понял, что был неправ.

Но получается, что наказывает «обиженный» в первую очередь самого себя: портит себе настроение, раздражается, уходит в себя, мечтает отомстить, ненавидит весь мир. Всё это мешает принимать правильные решения и здраво мыслить, негативно сказывается и на самочувствии, и на взаимоотношениях с окружающими.

Конечно, можно играть в игру «нет, я не обиделся» и твердить себе, что обижаются только слабаки.  Или упиваться собственным недовольством, уверяя себя, что с вами обошлись несправедливо. А можно предпринимать шаги, помогающие справиться с обидой. Что нам может в этом помочь?

Думаю, важно признаться самому себе, что вы обиделись и постараться понять, что именно вас задело. Развивать способность к диалогу, обсуждению проблем. Например, фраза: «Извини, но твои слова сейчас звучали очень обидно для меня. Наверное, ты этого не хотел?» может помочь разрешить возникшую проблему. Или сказать тому, на кого вы обиделись о своих ощущениях. Если нет возможности сказать о своих чувствах обидчику, напишете ему письмо (отправлять его адресату не обязательно).

Не нужно обесценивать обиду, но стоит помнить, что есть и другие чувства. И вместо того, чтобы таить обиду на весь мир, улыбнитесь ему. Ведь не зря же говорят: «На обиженных воду возят».

Из мухи в слона

Недавно я оказалась свидетельницей телефонного разговора мамы с сыном. «Что случилось? - со страхом в голосе спрашивала она, услышав рыдания парнишки в трубке. - Что, очки разбил? Не волнуйся, ничего страшного не случилось. У тебя привычка всё преувеличивать. Очки можно починить или купить новые. Любишь ты делать из мухи слона», - пыталась успокоить она сына.

Все мы понимаем: муху превратить в слона невозможно. И, конечно, говоря об этом, мама имела в виду, что сын сильно преувеличил масштаб случившейся неприятности.

Человек, склонный «делать из мухи слона», придаёт чему-то большую важность, силу, значение, размеры, чем есть. Мелкая неудача вызывает приступ отчаяния, незначительные препятствия воспринимаются как непреодолимые барьеры, а небольшие ошибки – как трагические просчёты или даже преступление. Например, конфликт с друзьями воспринимается как катастрофа («Ничего не исправишь, они мы никогда не помиримся»), простой совет одноклассника - как ужасная критика, малейшее замечание учителя – это конец света, лёгкая боль – симптом тяжёлого заболевания. В общем подобный «счастливец» видит всё в чёрном цвете, не замечая положительных моментов и уверяя себя в том, «что всё ужасно, кошмарно и ничего нельзя изменить».

Как избавиться от склонности преувеличивать?
Возможно, стоит начать с того, чтобы прекратить употреблять такие слова и фразы как «я этого не вынесу», «это невозможно», заменив их на более позитивные: «это выглядит не так, как я хотел бы», «я справлюсь с этим», «найти выход можно из любой ситуации».

А перед тем, как начать превращать муху в слона, вспомни, как они выглядит. Муха – это твоя неприятность, а слон – это то, что мы иногда из неё делаем. Улыбнись этой затее, подумай и реши, что ты можешь предпринять, чтобы исправить ситуацию, говоря себе: «Я смогу».