Пишите дневники и читайте!

Личные дневники… оказались не простой для меня темой и хочется поговорить о них больше.
 
Когда мы пишем дневник, мы хотим, чтобы его никто не нашёл, не прочитал, кроме нас самих. Это секрет, тайна, даже что-то трепещет внутри, когда мы знаем что-то, а больше никто об этом не знает.

Если посмотреть с другой стороны, то, информация, которая известна не одному человеку может стать достоянием общественности. Подумав об этом, я и уничтожила свой  дневник.  Почему же тогда я сейчас жалею об этом? Да потому, что не могу вернуться к тому, моему опыту, чувствам той девочки, которая о чём-то думала, мечтала, стремилась, переживала. Интересно было бы почитать, что происходило со мной в этот зимний месяц, и какие приключения преподносила моя жизнь в то время. Наша память неидеальна и многое забывается под тяжестью рутины дней, а записи в личном дневнике остаются. Возможно, в этом дневнике были какие-то интересные и полезные моменты в моей жизни, неожиданные решения, которые сейчас можно назвать лайфхаками.

А ещё личные дневники приобретают ценность через несколько лет не только для самого автора, его детей (но это пока еще далеко), а для всех.   Например, дневники известных людей мира искусства издаются, их читают и перечитывают.

А вот ещё одни дневники, которые стали достоянием истории и их авторы стали известны, вовсе не потому, что чего-то добились. Они просто описывали происходящее с ними, свои чувства, переживания. Их жизнь была совсем не долгой. Они были самыми обычными подростками, но, к сожалению, на их жизнь повлияло одно очень взрослое обстоятельство – это война.  Они не были отважными героями, но то что они видели не оставит равнодушным никого. Так, например, по дневнику Девочки Тани из блокадного Ленинграда снят фильм. Дневники Анны Франц и  Рутки Ласкер рассказывает о жизни в концлагерях. Это честный, бескомпромиссный рассказ о том, что происходило на самом деле.

Пишите дневники и читайте!

Без стресса нет прогресса?

В школьные годы ученики часто сталкиваются с ситуациями, которые могут вызвать стресс. Например, предстоящие контрольные работы и экзамены, необходимость отвечать у доски, отсутствие взаимопонимания со сверстниками, боязнь преподавателя, страх получить низкую оценку, и др. Из-за стресса ученик может стать раздражительным,  вспыльчивым, испытывать постоянное чувство беспокойства и усталости, плохо воспринимать и запоминать информацию, неэффективно готовиться к контрольным работам и экзаменам. В итоге возникают различные трудности, начиная с проблем в учёбе, заканчивая снижением самооценки, ухудшением настроения и самочувствия.

Конечно, в длительном чрезмерном стрессе нет ничего хорошего. А разве полная расслабленность, отсутствие всякого напряжения пойдёт нам на пользу? Будет ли у нас в этом случае повод встать с дивана и двигаться дальше? Всё, чего мы добиваемся, любой успех, в том числе и в школе, - это результат затраченных усилий, которые невозможны без определённого нервного напряжения. Поэтому можно сказать, что стресс даже необходим человеку, так как помогает нам адаптироваться к изменяющимся условиям окружающего мира. Главное, чтобы он не был чрезмерным для нервной системы, не превращался из мотиватора в тормоз.

Как это сделать? Рекомендации, думаю, известны каждому из нас: важно вести здоровый образ жизни, не пренебрегать правильным режимом дня и спортом. Плюс к этому не пропускать уроки, вовремя изучать материал по той или иной теме, выполнять все работы, задаваемые учителями.

Стресс - это не повод для паники и отчаяния, а возможность новых достижений. Не зря же существует поговорка, что без стресса нет прогресса.

Лишние файлы в твоей голове.

Нет, я ничего не перепутала, придумывая название к своему посту. Мы, конечно, привыкли к тому, что файлы у нас на компьютере, а что если я вам скажу, что наш мозг тоже своего рода компьютер, да такой, по сравнению с которым любой наш гаджет по степени технологичности - всего лишь совочек для детской песочницы? Работа мозга до сих пор не изучена до конца, и наверняка нам предстоит ещё немало удивительных открытий!

Но вернёмся к названию поста. Что значит "лишние файлы", и почему они в голове? Есть мнение учёных, занимающихся изучением работы мозга, что всё, что мы когда-либо видели и слышали, остаётся в нашей голове навсегда. Просто есть более актуальная информация, которой мы
пользуемся постоянно, а есть то, что нам вроде как и не нужно, поэтому мозг может поместить это "в архив". Возможно, тебе знакомо чувство "озарения" на экзамене, когда правильный ответ пришёл к тебе из ниоткуда? Не хочется тебя разочаровывать, но это было вовсе не чудо, а особенности работы нашего мозга, который всё же когда-то получил нужную информацию и в определённый момент выдал её тебе. Так и напрашивается вывод: на уроках лучше присутствовать, а учебники не игнорировать - есть шанс, что полезная информация всё же попадёт в твою голову. 

Есть, увы, и обратная сторона медали - бесполезная информация тоже попадает в наш мозг и остаётся там навсегда, поэтому так важно не заполнять свой "компьютер на плечах" мусором. Дурацкое видео популярного блогера? Ты повеселился минуту, а избыточная и ненужная тебе информация сохранилась в тебе. Поучаствовал в "эпичном холиваре" в комментах - замусорил себя по полной программе! А прибавьте к этому мнение всё тех же учёных, что мозг хранит ВСЮ информацию, не только словесную, но зрительные образы, вкусы, запахи! Значит, один раз попробовав затянуться сигаретой, ты записываешь это в свой мозг навсегда. Ещё один вывод напрашивается - лучше  даже и не пробовать некоторые вещи!  

Конечно, с учёными можно поспорить, если у тебя есть аргументы хоть немного убедительнее, чем вечное "и чё?" Однако лично мне очень нравится мысль о том, что в жизни стоит соблюдать некую "гигиену" мозга и не засорять его дурацкими приколами, видюхами блогеров, живущих ради лайков, мрачными мыслями, ругательствами, низкопробными фильмами и плохими книгами, общением с неприятными людьми, вредными привычками...

Хочется, чтобы наш компьютер-мозг работал в полную силу, а не зависал, не тормозил, не писал нам, что на диске критически мало места, потому что мы забили его всякой ненужной ерундой и нацепляли вирусов! Короче, долой лишние файлы из головы!

Ну-ка двое из ларца. Замесить и нарубить!

Очень часто молодые люди, приходя на консультацию к психологу, заявляют, что взрослые, родители и учителя, их не понимают, не уважают и не прислушиваются к их точке зрения. Ребят это обижает, злит, и они очень хотят данную ситуацию изменить. Знакомо?

Совсем недавно у меня состоялся интересный разговор с мамой молодого человека, назовём его Егором. Она рассказала, что в последнее время ей совсем не удаётся договориться с сыном. Какой бы вопрос они ни обсуждали, у Егора есть своё мнение на этот счёт, которое является единственно правильным. Например, они недавно обсуждали, зачем в школе учить русский язык. Мама говорила о грамотности, культуре речи, общении и т.д. Егор парировал, приводя данные исследований, взятых в Интернете. Исследование гласило, что современная школа не учит грамотности, например, 80% пользователей сайтов в своих комментариях допускают грубые грамматические ошибки и, следовательно, какой толк от уроков, зачем на это тратить своё время, вполне можно обойтись оценкой «3». Говорили с мамой о вреде «вейпов» и тому подобных вещей – Егор, ссылаясь на мнение знаменитого блогера, утверждал, что результаты неких исследований не подтверждают вред подобных препаратов и говорил, что доводы мамы не убедительны. И как бы мама ни пыталась убедить сына, что неграмотность на письме или в речи, в том числе, могут быть результатом того, что не школа не учит, а дети не хотят учиться, что полагаться на мнение одного блогера, отрицая мнения врачей и учёных, как минимум недальновидно, но Егор настаивает на своём и ничего не хочет слушать. 

Как думаешь, что может сделать мама в такой ситуации? А что бы сделал ты на месте мамы Егора? Как тебе удаётся отстаивать свою позицию и приводить "весомые" доводы и удаётся ли? Приглашаю к диалогу!

Пишите дневники, пишите!

Недавно на одной из консультаций девочка-подросток поделилась со мной тем, что она пишет дневник. Может кто-то скажет, что сейчас есть более модные и популярные способы рассказать о своей личной жизни: выложить сториз или опубликовать пост. Признаюсь, я и сама писала дневник, училась я тогда в средней школе. Повзрослев, правда, выкинула, о чём сейчас жалею. Ведь те события жизни были важны для меня в тот момент, я переживала разные чувства, эмоции. Интересно было бы посмотреть, почитать, как тогда я справлялась с трудностями, где черпала силы, чем воодушевлялась, что огорчало, что радовало. Я уверена, что здесь даже можно провести параллель. Всех людей, и молодое поколение и старшее, волнуют темы любви, дружбы, предательства, успеха в будущем, а наличие интернета здесь абсолютно не важно.

Дневник, написанный рукой, сохраняет в себе душу и настроение автора. Листая страницы, мы можем увидеть красиво выведенные буквы, возможно, описывается какое-то приятное событие. А вот листок с несколько раз зачёркнутыми, почти до дыр, словами, предложениями – значит, этот текст дался непросто, вероятно, внутри была буря эмоций. А на следующей видим местами размытые буквы – это слёзы капали прямо на слова и помогали выразить и пережить печаль, грусть, горе. А дальше тем же почерком, но каким-то быстрым размашистым, наверное, автору так хотелось запечатлеть что-то очень важное, значимое, то, что должно остаться не только в памяти, но и в любимом дневничке. Именно он, дневник, молчаливо примет нас, с нашими радостями и горестями, примет такими, какие есть, не осудит, всё стерпит:  порванные, помятые от злости страницы, влагу от слёз и  с удовольствием снимет эмоциональное и психологическое напряжение. Ему можно доверить всё. Пишите дневники, пишите!

Жизненный выбор


Когда-то моя лучшая подруга очень боялась подходить к незнакомым или малознакомым людям, чтобы, например, задать какой-либо вопрос. Она не могла устроиться на хорошую работу, потому что надо было идти на собеседование, а там новые люди, другая обстановка. Страшно! Всегда просила кого-нибудь пойти с ней, хотя со стороны это выглядело несколько странно. Естественно, цель не достигалась. Потом в ней что-то будто переломилось – она стала заставлять себя идти в новое место, обращаться на улице к незнакомым людям с вопросами, в общественном транспорте старалась поддержать разговор, если он шёл на общие темы. Когда мы разговорились по этому поводу, оказалось, что ей просто надоела такая жизнь. «Конечно, мне комфортно ничего не делать, никуда не идти, но тогда у меня ничего не будет, я всю жизнь буду чего-то опасаться, а я так не хочу» - сказала подруга. Через какое-то время она привыкла брать свою жизнь под свой контроль и добилась успеха.


Как часто мы ждём от жизни удачи – на экзамене, на работе, в сложных ситуациях. А вдруг повезёт, вдруг не со мной, вдруг обойдётся, вдруг не надо… А если не повезёт или не обойдётся? Тогда что? Каждый человек рано или поздно попадает в неприятные ситуации с разной степенью этой самой неприятности. Кто-то падает, встаёт, размышляет и идёт дальше, а кто-то опускает руки, ищет виноватого или старается избавиться от негативных ощущений разными неприемлемыми для жизни и здоровья способами. Есть и такие, кто вообще никуда не идёт, оставаясь в своём уютном мире, в зоне комфорта, ведь так проще. Только вот, выходя из этого комфортного мира, тут же падают, разбивают коленки, голову и заползают обратно, ведь так проще…

А действительно – проще ли? И что лучше – жить, не тужить, надеяться: «А вдруг не со мной», «А вдруг обойдётся» или ставить перед собой реальные цели, достигать их, общаться с разными людьми, развиваться? Непростой выбор. Сейчас начало нового года с красивым числом 2020. Для кого-то это повод начать новую жизнь, а для кого-то - сделать новый выбор. В любом случае, размышляя над проблемой выбора, лично я стараюсь придерживаться такого правила: "Побеждает тот, кто побеждает себя!"