Родители с нами по жизни и … в сети?

Недавно с ребятами говорили о важных людях в  нашей жизни. Все отметили, что самые важные и даже необходимые люди в нашей жизни – это родители, семья. Они дают нам всё: заботятся, чтобы мы были накормлены, одеты, здоровы. Мама и папа стараются дать нам лучшее.  Даже иногда что-то запрещая или ругая, родители видят перед собой какую-то благую цель. Также мы говорили о том, что в семье нас всегда поймут, защитят, в семье нас ценят. Каково же было удивление, когда на вопрос ведущих «Есть ли родители у вас в друзьях в соц.сетях?» многие отрицательно покачали головой. Значит, мама и папа для нас важны и нужны только в реальном мире? А в виртуальном? Они там ничего не поймут, или поймут, но не так. Некоторые для общения с родителями заводят специальную страничку. В таком случае надо внимательно смотреть где и что размещаешь, и если вдруг перепутаешь, то… Немного похоже на ведение какой-то двойной жизни.

Что-то новое и непонятное предыдущему поколению было и будет ещё долго. По мне, если дружишь, открываешь сердце и знаешь, что тебе открывают душу в ответ, то преград здесь не должно быть, ни реальных, ни виртуальных. Кто дорожит своими отношениями, всегда сможет договориться, и семейные отношения станут ещё крепче. Доверие очень просто потерять и сложно восстановить. А надёжные отношения без доверия не бывают.

Общайтесь и проводите время вместе всей семьёй как можно больше и дольше.

Отчего так страшно выступать...

"Я боюсь отвечать у доски. Всё из головы вылетает, а ведь знал, учил, мог ответить…". С такой жалобой школьники часто обращаются к психологу. С чем это связано? Почему у одних учеников эта ситуация вообще не вызывает переживаний ("Отвечать у доски? Ну и что? В чём проблема?" - с недоумением говорят ребята), а другие настолько сильно волнуются, что их начинает подташнивать, лицо бледнеет или покрывается красными пятнами, руки становятся влажными, колени дрожат, к горлу комок подступает, и они забывают даже хорошо выученный урок?

Причины могут быть разные. Мы можем волноваться, когда не знаем, как себя вести, что делать, боимся потерпеть неудачу, "провалиться". Переживания могут быть связаны  с тем,  насколько хорошо ученик знает материал, насколько он вообще понимает тот или иной предмет. Например, иногда нам кажется, что прочитав параграф дома, мы его выучили, и только при ответе в классе, понимаем, что это не так.  Иногда на нас излишне давит учительский авторитет, опасения не оправдать ожидания педагога. Случается, чувство неуверенности в себе возникает после скептических, недоверчивых слов учителя. Например: «Ну, давай посмотрим, что ты там сегодня выучил». Или от страха быть осмеянным одноклассниками. Особенно, если у тебя уже имеется негативный опыт, когда что-то пошло не так.

Конечно, сохранять невозмутимость при ответе у доски бывает непросто. Ведь это своего рода публичное выступление, которое можно сравнить, например, с выступлением артиста на сцене. Но ведь и артисты, по их признаниям, перед выходом на сцену волнуются. Однако им удаётся «взять себя в руки». Уверена, что каждый ученик может научиться справляться с излишним волнением, повысить уверенность при ответе у доски. А вы как считаете? Поразмышляем об этом вместе. А я обещаю вернуться к этой теме в ближайшее время.


Кит и Кот

Недавно в интернете вычитала, что есть целое исследование на тему, почему огромное количество людей любит котов. Версия такова: у котов есть то, чему люди завидуют бессознательно, и хотели бы тоже этим обладать, а именно уверенность в себе, независимость, чувство собственного достоинства и полное принятие себя такими, какие они есть. Ни одного кота в мире не волнует, как он выглядит в глазах соседки, и весь он прямо-таки пропитан уверенностью, что живёт той жизнью, которую заслужил. Спорить не буду, исследований не проводила. Но наверное, нам и правда есть чему поучиться у животных...

В океане плывёт себе огромное млекопитающее - кит. Он в сотни раз больше кота и тоже преисполнен чувством собственного достоинства. Но это
не гордыня, хоть океан и принадлежит ему, такому сильному и прекрасному. Он просто живёт там. Обитает. И точно не нарушает правила подводной жизни, потому что на свой кусочек океана имеют право все его жители. 

Не поручусь за всех китов, но, похоже, они не притворяются, не лгут соседним муренам (или кто там у них в соседях), не стараются выглядеть круче других, не занимают с ночи очередь за последней моделью топового смартфона, и еду свою просто едят, не выкладывают в инстаграм, к примеру. У кита и кота есть нечто общее - они умеют быть собой в любых обстоятельствах и, кажется, вполне этим довольны.

Сегодня, 19 февраля, отмечается Всемирный день китов и дельфинов, и так важно помнить о том, что эти гиганты тоже нуждаются в защите, потому что если мы их не сбережём, то у кого же будем учиться жить просто, мудро, достойно, не нарушая законов природы...

У меня совсем маленькая квартирка и нет своего ручного кита. У меня только кот. Посмотрю пока на него и попробую поучиться этому непростому искусству - быть собой, принимать себя и, чего уж там, можно иногда посидеть в тазике, если очень хочется и это не нарушает ничьих интересов. Кит, вроде тоже не против...ну...мне так кажется! 

Про стресс

В повседневной жизни в разговоре мы часто используем слово «стресс», но каждый человек понимает его по-своему. Первым этот термин ввёл канадский учёный Ганс Селье. Он говорил, что «стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование», то есть на то, что нарушает нормальное взаимодействие организма человека со средой. Существует множество причин для возникновения стресса, а ещё это отличная отговорка для того, чтобы что-то не делать – «у меня стресс», и всё тут. Впрочем, стрессы бывают разные.

Стресс от учёбы – чаще всего возникает при сильной загруженности или при подготовке и сдаче экзаменов, проверочных работ. Неумение распределять своё время и большой объём заданий могут отягощать неприятные переживания.

Стресс от взаимоотношений с людьми – различные конфликты, неопределённость в отношениях, неразделённые симпатии, невыполненные договорённости. В попытках установить и поддерживать дружеские отношения мы часто выходим из своей зоны комфорта для того, чтобы сблизиться с другими людьми или наладить взаимоотношения.

Стресс, связанный с переменами в жизни – переезд, переход в новую школу, появление новых членов в семье. Не имея опыта и навыка адаптации к жизненным изменениям, подобные перемены могут оказаться трудным испытанием.

Травматические события также вызывают стресс у человека - смерть члена семьи или друга, несчастный случай, болезнь, свидетельство катастрофы. В любом случае происходит изменение привычного мироощущения.

Все негативные события, происходящие в стране или в мире, которые мы наблюдаем на экране телевизора, компьютера или смартфона, заставляют нас в той или иной степени задумываться о своей личной безопасности и безопасности своих близких и, соответственно, вызывают стрессовое состояние. 

Длительное использование гаджетов тоже может стать стрессом для нашего организма, так как добавляет свой вклад в бесконечный поток информации на протяжении всего дня. Впрочем, каждый человек имеет свою степень стрессоустойчивости. Как быть менее подверженным стрессу и как научиться уменьшать последствия его воздействия, давайте поговорим в следующий раз.  

Что означает быть добрым сегодня ?

Доброта… Какое замечательное слово! Какое чудесное качество личности человека! В сказках добро всегда побеждает зло. А в жизни? 
Легко ли в современном мире быть добрым? Дарить добро?


На занятиях  мы иногда слышим от учеников начальной школы: «Она добрая, и я с ней дружу». От подростков можно услышать о добрых учителях и добрых родителях. В СМИ часто говорят о том, что надо совершать добрые дела. Очень модным движением среди молодёжи и не только стало волонтёрство.  О доброте много говорят. Даже праздники есть: День доброты и День спонтанного проявления доброты, всемирного значения.

В моей голове возникают противоположные мнения. Доброты так много, что о ней и невозможно не говорить или наоборот доброй помощи совершается так мало, что почти каждое проявление – это подвиг!?

С добротой, как и любым качеством личности, наверное, не всё так просто. В это понятие входит и уважение к другому, и умение проявлять сочувствие, а также своё ресурсное состояние. Важно задать себе вопросы: то, что я собираюсь сделать, это положительно скажется на ситуации? У меня хватит сил и возможностей для выполнения этого дела или данных обещаний? Ответив себе положительно на эти вопросы, вы готовы совершать добро. А ещё необходимо осознавать, что, если ситуация будет развиваться не по вашему сценарию, или тот кому вы оказали помощь, вновь поступает не лучшим образом или вовсе не принял помощи, – это не ваша вина. Ваш добрый душевный порыв обязательно найдет своего «героя»,  человека, нуждающегося именно в вас. 
Легко ли в современном мире быть добрым? Дарить добро?


  


18 + ?

"Капец! Я теперь в кино не могу нормально сходить! Выбрали фильм, пошли с друзьями, а их не пустили, потому что из всей компании только мне 18!" - сопит от злости девчонка. Она учится в 11 классе, недавно отметила совершеннолетие, только вот "ничего не изменилось", - жалуется она. Я спрашиваю, а что должно было, по её представлениям, измениться, и слышу то, что очень часто говорят её сверстники...  

Многим ребятам кажется, что в день совершеннолетия они прямо-таки с утра проснутся другими. Теперь они взрослые! Есть такое юридическое слово "дееспособные". Теперь всё можно! А что всё? Да, появились новые права - голосовать на выборах, сдавать донорскую кровь, вступать в брак, но и обязанностей прибавилось, а прежние тоже никуда не делись. Учиться всё ещё  надо, выбирать профессию надо, финансовой независимости от родителей у большинства пока нет, живут тоже в основном с родителями. Некоторым из ребят кажется, что восемнадцатилетие - это какой-то своего рода "купон на совершение глупостей" - можно пить, курить, гонять на машине, рисковать своей и чужими жизнями. Только вот такое поведение скорее покажет незрелого не взрослого ещё человека. "Ну вот, сейчас опять начнётся скучная песня про ответственность и всё такое", - так и слышу ваш разочарованный вздох, наши дорогие читатели. Да нет же, ответственность - это не скучно, это возможность совершать выбор и не стыдиться его последствий. Конечно, если вы не были самостоятельным человеком и старались все выборы, а заодно и всю ответственность переложить на чужие (родительские, например) плечи, то ровно в день 18-летия самостоятельность на вас с небес не снизойдёт, её надо развивать в себе постепенно. И вовсе незачем ждать совершеннолетия, можно уже сейчас принимать обдуманные решения, делать самостоятельный выбор, учиться "быть взрослым". 

Да, проще весь год дуться на историчку за очередную двойку и куда сложнее признать факт, что недоучил, недопонял и надо посидеть над темой подольше, поискать дополнительный материал, попросить помощи и исправить плохую оценку. Можно продолжать постоянно врать маме и папе, подрывая их доверие, а можно постараться исправить отношения, сделав их более честными и открытыми. Можно пыхтеть вейпом за углом школы и ощущать себя круче варёного яйца, а можно раз и навсегда решить, что ваш организм не помойка и вы достойны быть здоровыми, сильными, крепкими.  Надо ли для всего этого ждать, когда наступит совершеннолетие, как думаете?