Дух противоречия


«Родители предложили мне учиться играть на гитаре – я выбрала класс фортепиано, предложили записать на танцы - я заявила, что пойду на футбол. И так во всём. Я раздражаюсь, повышаю голос, не могу остановиться, делаю всё, чтобы только им противоречить! Это приводит к постоянным ссорам с окружающими.  Я упорствую, даже если знаю, что они правы. Как перестать заводиться с пол-оборота и реагировать как-то по-другому?» – недоумевает тринадцатилетняя Таня, описывая ситуацию, знакомую, думаю, многим из нас.

Действительно, противореча кому-то, мы часто возражаем не по сути разговора, нам принципиально важно настоять на своём. Почему так происходит? Порой нам кажется, что противопоставляя себя взрослым, мы можем освободиться от их власти, ощутить свою независимость. Некоторые так проявляют свою обиду и раздражение: «Я на тебя злюсь, но не могу сказать об этом прямо». Ещё человеку может казаться, что возражая, обесценивая слова собеседника, он будет чувствовать себя более уверенно — умнее, успешнее, значительнее. Таким способом может проявляться и негласная конкуренция: если я могу противоречить тебе, значит, я тебя сильнее. Для некоторых людей согласиться — значит признать свою слабость.

Становимся ли мы от этого более значимыми? Не думаю. Чаще это только затрудняет взаимоотношения с близкими. Придираясь по мелочам, противореча в чём-то, мы чаще всего обходим стороной то, что нас действительно волнует.

Что же делать? Таня для себя решила, что будет давать себе время «прочувствовать» то, что было сказано, спрашивая себя: что слова собеседника пробуждают во мне? Что хотел сказать другой человек? Правильно ли поняла его? Чем для меня опасна такая ситуация? Что случится, если я соглашусь? Ещё она решила находить в словах собеседника то, с чем могла бы согласиться. Приводить аргументы «за», а не «против» и развивать тему дальше. Вместо привычного «Да, но…» говорить «Да, и…»

А встречаетесь ли вы с такой трудностью? Как справляетесь с ней?

No response to “Дух противоречия”

Отправить комментарий