Проверь. Проверь ещё раз. Перепроверь.

Недавно мы говорили с тобой о природе фейковых новостей. У нас остались вопросы, что делать, как себя защитить, как перепроверять информацию? В своей книге «Анатомия заблуждений» Никита Непряхин предлагает следующий алгоритм:

Шаг 1. Изучите новость целиком

Никогда не судите о новости по заголовку. Названия статей в СМИ могут быть провокационными, кричащими, скандальными, чтобы привлечь внимание целевой аудитории. При внимательном прочтении новости целиком оказывается, что никакой связи с броским заголовком нет. Если новость носит совсем абсурдный характер: возможно, это шутка, мем или сатира пранкеров.

Шаг 2. Изучите источник новости

Насколько авторитетен новостной источник? Изучите подробную информацию о портале. Очень часто фейковые ресурсы маскируются под популярные, копируя дизайн и изменяя в написании адреса, например, всего одну букву. То же самое касается аккаунтов.

Шаг 3. Найдите первоисточник

Есть ли ссылки на источники информации? Пройдите по ссылкам в этой статье. Кто первоначально сообщил об этом событии — официальные органы, авторитетные организации или сомнительные безымянные свидетели? Есть ли подтверждения в других источниках?

Шаг 4. Проверьте автора

Есть ли вообще автор у этой статьи? Какие еще статьи принадлежат его перу? Есть ли какая-то информация о нём в интернете? О чём он писал до этого?

Шаг 5. Проверьте подлинность аккаунта

Прежде всего, обращайте внимание на содержание. Вы видите в подозрительной ленте только репосты или есть авторский контент? Уточните, когда был создан аккаунт. Посмотрите, есть ли загруженные пользователем фото и видео. Насколько уникальны фотографии? На какие страницы он ещё подписан? Есть ли у него кто в друзьях и сколько у него подписчиков? Если страница пустая, то, скорее всего, она фейковая и доверять ей как источнику информации точно не стоит.

Шаг 5. Подумайте про предвзятость и заинтересованность

Можно ли сказать, что текст эмоционально насыщенный? Не забывайте, что излишняя эмоциональность в новости - это первый признак фейка или пропаганды. Кем опубликован этот текст — вашими «сторонниками» по системе ценностей и убеждений или противниками? Может быть, стоит обратиться к противоположной точке зрения, чтобы увидеть разные мнения и позиции по этому вопросу? Какой может быть целевая аудитория у этой новости? Есть ли кто-то, кто мог быть заинтересован в её распространении? И конечно, подумайте о себе, насколько я лично заинтересован в правдивости или ложности данной новости? Никогда не забывайте о собственной предвзятости. Критическое мышление начинается с себя и саморефлексии.

Шаг 6. Обратитесь к экспертам

В случае необходимости найдите комментарии экспертов в данной области.

И всё же стоит помнить, людям свойственно ошибаться, и тем, кто публикует и распространяет новости, и тем, кто их перепроверяет и критикует. 

No response to “Проверь. Проверь ещё раз. Перепроверь.”

Отправить комментарий