Настоящая находка!

В нашем психологическом центре мы с коллегами с нетерпением ждали конца сентября, и, спорим, вы ни за что не угадаете, почему! Не буду долго мучить вас неизвестностью, наши дорогие читатели. 23 сентября наш клуб для подростков "Находка" начал занятия в новом учебном году. Первая встреча - это всегда так волнующе. Наверняка и вам доводилось идти куда-то впервые, например, в новый класс, или в новую компанию, или в кружок робототехники, или бисероплетения, или ещё куда-то. Всегда переживаешь, как тебя примут, какое впечатление ты произведешь, как сделать так, чтобы это впечатление было таким, как тебе хочется. Всегда есть какие-то ожидания, которые могут оправдаться, а могут превратиться в разочарование...В общем, волновались и мы, и ребята. 


На первую встречу пришли пятнадцать подростков в одну группу и двенадцать во вторую (я ведь уже говорила, что "Находка" состоит из двух групп? Нет? Ок, говорю сейчас). Наши школьники робели недолго, вскоре мы все познакомились и начали общаться. Игры, упражнения, разговоры - время пролетело незаметно, но знаете, что было, как мне кажется, очень важным? Мы вместе обсуждали темы, которые волнуют ребят и которые они хотели бы проработать в течение года с психологами и друг с другом. 

Как общаться с окружающими и при этом не стесняться, не робеть? Как дать отпор тем, кто тебя травит? Как принять особенности своей внешности и полюбить себя? Как всё успевать? Как стать хорошим другом и интересным собеседником? Как найти общий язык с родителями и учителями? Как выбрать профессию и не разочароваться? Как понять, кто я такой и где моё место в этом мире? 

И это далеко не полный перечень тех вопросов, которые так важны для современных мальчишек и девчонок, а значит...и для вас, наши дорогие читатели. Поэтому у меня к вам предложение: когда мы с участниками клуба "Находка" будем обсуждать что-то интересное и полезное, я и мои  коллеги будем делиться нашими мыслями с вами, здесь, на страницах нашего "Лабиринта". Как идейка? Отзовитесь в комментариях. 


Он тебе не нравится? А ты ему?

Иногда нам не нравится или не сразу нравится другой человек. Бывает же так, мы видим кого-то впервые, и он нам сразу "не по душе". На чём основано наше мнение? Что мы делаем, когда знакомимся с кем-то? Мы оцениваем! Внешность, манеру общения, поведение. Эффект первого впечатления позволяет выносить быструю и обобщенную оценку вновь встреченного человека и использовать её для построения дальнейшего с ним взаимодействия. Если какой-то один или несколько пунктов не совпадают с нашим представлением о норме, скорее всего, человек нам не понравится. В дальнейшем мы будем его избегать, не станем продолжать общение. 

А если этот "кто-то" очень значим для нас, от него зависит какой-то аспект нашей жизни? Что тогда делать? Вздёрнуть нос, развернуться и уйти подальше, ведь он не такой как мы хотели бы? Или, "скрипя зубами", сделать вид, что всё хорошо? Однако наше отношение может быть "написано" у нас на лице.

Давай перевернём эту картинку. Представь, что этот новый для тебя человек и тебя видит впервые. Как думаешь, ты ему точно нравишься? Почему? 

Обычно нас притягивают люди, в которых есть черты, которые нравятся нам в себе, а также черты, которых нам в себе не хватает, но очень хочется.

Мы уже много писали о том, что все мы разные. Нам приходится сидеть за одной партой, рядом в кинотеатре, делить жилище, стоять в очереди с абсолютно разными людьми, отличающимися от нас. И как-то же мы это делаем! Может, вообще лучше быть одному? Тогда никто и раздражать, и мешать не будет. 

А, может, перестать оценивать других, тогда и не придётся делить людей на плохих и хороших? Как думаешь?

Алиса в стране виртуальности

С чего начинается твоё утро? Представь: ты открываешь глаза, привычным движением тянешься в сторону будильника, вырвавшего тебя из объятий Морфея, и… Что? Просто откладываешь затихший смартфон в сторону? Вряд ли. Ведь утро — не утро, если началось не с проверки всевозможных социальных сетей и мессенджеров. Ты можешь опаздывать в школу, не успевать съесть завтрак, но проверить пришедшие за ночь сообщения успеешь всегда! Так ведь?

Одна девочка на консультации сказала такую фразу: «Для меня телефон — вся жизнь!». Действительно, для многих ребят социальные сети заменили реальность: общение, отношения, дружбу и многие другие аспекты. Виртуальный мир даёт мнимое ощущение собственного всемогущества. Словно супергерои, девочки и мальчики покоряют новые горизонты интернета, побеждают в играх, стримят, забираются на высокую гору под названием «Популярность». Они заводят друзей по переписке, виртуальные отношения, которые так легко найти — всего-то щелкнуть по экрану или клавишам. А потом… 

Потом наступает время встретиться с реальностью, и оказывается, что вживую вести себя надо совершенно иначе. Становится сложнее выражать и понимать эмоции собеседника — уже недостаточно отправить смеющийся или удивлённый смайлик, при этом сидя с «каменным» лицом. Чем чаще ты будешь «проваливаться» в виртуальность, словно Алиса — в кроличью нору, тем сложнее будет казаться окружающий мир. Однако ни одна игра или социальная сеть не заменит живого общения, дружеских объятий и смеха, выезда всей семьёй на природу.

А ты уже придумал снеговика?

Недавно я встречалась с друзьями, мы обменивались впечатлениями о летнем отдыхе, много смеялись, радовались встрече, и в какой-то момент (уж не помню точно, о чём мы говорили) я произнесла фразу: "А следующим летом можно будет..." Одна моя подруга со смехом перебила меня: "Ну ты замахнулась! До лета еще дожить надо!"

Знаете, дорогие наши читатели, почему я решила написать этот пост? Да потому что я абсолютно уверена - надо строить планы заранее, "сочинять мечты", как в известной песне, превращать их в цели и продумывать шаги по их достижению, даже если сейчас план "через пять лет я..." кажется далёким и недостижимым.

У меня и моих коллег в нашем психологическом Центре есть хорошая привычка, которая меня удивляла сначала, когда я только начала в этом Центре работать, а сейчас за много лет она стала для меня очень важной и полезной. В мае-июне, когда мы все собираемся в летние отпуска, мы не только составляем план на следующий год, но и подробно продумываем первое мероприятие, которое проведем, когда вернемся на работу в конце августа. Летний отпуск сначала кажется бесконечным, но он пролетает быстро, особенно, если проводишь его интересно и насыщенно, и, вернувшись на работу, мы быстро настраиваемся на деловой лад, включаемся в деятельность и вспоминаем "кто мы", "где мы" как раз благодаря тому, что заблаговременно подготовились к важному мероприятию. 

Впрочем, это хорошая привычка не только для работы или школы. В обычной повседневной жизни она тоже очень пригодится. Планы, мечты, цели придают нашему существованию смыслы, нам есть чего ждать, к чему стремиться. Если что-то продумываешь заранее, появляется  возможность сделать это хорошо, не на бегу и при необходимости  получится своевременно внести коррективы в намеченное. Иногда цель становится неактуальной, её заменяет другая, а иногда наоборот с течением времени она крепнет, становится более чёткой, словно выходит из тумана. 

Можете себе представить - однажды у меня была мечта, которую я смогла превратить в цель и достичь только  за долгие десять лет, но я никогда не смогла бы получить желаемое, если бы когда-то давно не запланировала её, не стала продумывать шаги по её достижению, не начала делать эти шаги,  и идти к цели медленно, но не сдаваясь и не останавливаясь. 

Наши дорогие читатели, я предлагаю вам попробовать строить планы на отдаленный период. Сейчас начало осени - самое время придумать...какого снеговика можно слепить во время новогодних каникул. Какой он будет? Один или несколько? Где будет расположен? Кто примет участие в его изготовлении?  План этот не глобальный, не сложный, забавный, даже приятный, но в качестве тренировки - самое то! Пробуйте, мечтайте, ставьте цели и достигайте!

Гнев и злость: выражаем экологично!

Все мы испытываем огромную палитру чувств и эмоций. Бывает так, что какие-то слова, ситуации выводят нас из эмоционального равновесия. Это могут быть как позитивные, так и негативные эмоции, например, гнев и злость. Испытывать отрицательные эмоции нормально. Мы не можем от них отказаться, всё время сдерживать и копить тоже не вариант, когда такая копилка переполнится, могут быть неожиданные последствия. Важно научиться работать со своими эмоциями экологично, то есть без вреда себе и окружающим.

Гнев и раздражение всегда начинаются в теле. Понаблюдайте за собой, как это происходит? Возможно, сжимаются кулаки, челюсти, учащается сердцебиение. Постарайтесь заметить нарастание волны гнева как можно раньше – тогда её легче остановить. Обращайтесь за поддержкой к близкому человеку. Если волна гнева приближается, дайте ему знак. Договоритесь заранее, что он может сделать, чтобы вам помочь: дать вам побыть в одиночестве или наоборот обнять и побыть с вами? Когда нас понимают и поддерживают, злиться уже не хочется.

Важно выражать свои эмоции вербально, прямо описывая то, что с вами происходит, не обвиняя при этом другого: «Я очень зол», «Подобное поведение меня раздражает», «Такие слова вызывают во мне чувство гнева». Так мы даём партнёру по общению обратную связь о том, что сейчас происходит, и возможно, нужно взять паузу в разговоре и продолжить его в более спокойной обстановке. Не исключено, что ваши отношения станут более открытыми, доверительными, удастся избежать ссоры.

Часто помогает справиться с подобным состоянием переключение внимания на  другие телесные ощущения: выпить холодного или горячего, умыться, открыть форточку и вдохнуть свежий воздух, вдохнуть любимый запах, съесть что-то вкусное. Приятные или необычные ощущения помогают успокоиться.

Гнев можно «выпустить» через физическую активность: приседания, прыжки, бег, отжимания, кричать в подушку. Активное движение или смех разряжают гнев.

Гнев можно «усмирить»: если вы стояли – сядьте, если сидели на стуле – ложитесь на диван. Расслабьте кисти рук, помашите ими в воздухе. Расслабьте нижнюю челюсть, чтобы она отвисла. Злость отступит.

Гнев можно «погасить» сложной задачей. Попробуйте считать в обратном направлении, начиная с года своего рождения, или перемножать в уме двузначные числа. Или попробуйте разговаривать на иностранном языке, который едва знаете. Невозможно одновременно злиться и думать – гнев отступит.

Свой гнев важно и можно изучать. Спросите себя в конце дня, на сколько баллов из 10 вы были сегодня разозлены? Что могло бы помочь, чтобы завтра стало на один балл меньше? Что можно для этого сделать?

Вспомните сложные ситуации в прошлом, когда вам удалось справиться со злостью, гневом. Благодаря чему у вас получилось? Какие ваши качества помогли? Какие обстоятельства? Что из этого может пригодиться сейчас?

Обязательно отмечайте свой успех каждый раз, когда удалось экологично справиться с гневом. Вспоминайте, что вы сделали это ради себя и своих близких.

Если самостоятельно справиться не получается, обращайтесь за помощью к психологу. Вас никто не осудит, вас поддержат и помогут.

Что? Где? Когда?

Этим летом мы с друзьями побывали на конезаводе в Рязанской области. Так получилось, что нашими «экскурсоводами» были двое парнишек лет одиннадцати-двенадцати. Мальчики оказались отличными рассказчиками, искренне влюблёнными в место, о котором повествуют, и заражающими своей любовью нас, слушателей. Они, как оказалось,  знают всё (ну или почти всё) о конезаводе, его истории, биографии владельцев и т.д. 

Интересно, а многие ли из нас смогут вот так справиться с ролью экскурсовода? Что мы знаем об истории и достопримечательностях нашего города? Сможем ли рассказать о месте, где родились или живём,  друзьям или родственникам, приехавшим из другого региона страны? Ответим ли на их многочисленные "что?" "где?" "когда?" Кто и когда построил город Рязань? Какие памятники архитектуры в нём есть? Чем славится наш город? Кто из известных людей родился или жил в Рязани?

Знаем ли мы, кто именно создавал памятник, мимо которого ходим каждый день, кому он установлен, когда и зачем? Иногда мы не задумываемся об этом, считая неотъемлемой частью жизни. Однако памятник несёт в себе информацию, считываемую мгновенно, подсознательно. Так при виде устремленного ввысь обелиска ощущается значимость увековеченного им события для всего народа. Однозначно понимается Вечный огонь — символ вечной памяти павшим. При виде памятника-статуи сразу понятно, что она посвящена человеку, который совершил подвиг или прожил столь достойную жизнь, что имя и его облик сохранены как пример для других.

Всё это частицы истории и культуры, которые  могут сделать нас мудрее, рассудительнее, помогают по-новому взглянуть на мир и… повлиять на будущее. 

Ни-че-го я не хо-чу!

Помните старый мультик "Бременские музыканты", где обеспокоенный папа-король говорит дочке: "Состояние у тебя истерическое, скушай, доченька, яйцо диетическое, или, может, обратимся к врачу?" А дочка-принцесса отвечает: "НИЧЕГО Я НЕ ХОЧУ!"

Иногда всех нас накрывает состояние этой мультяшной принцессы - и скучно, и тошно, и апатия, и тоска, и хочется плакать. Особенно часто это бывает осенью, когда жаркое радостное лето, полное приятных впечатлений и
эмоций, уже позади, надо возвращаться на работу или в школу, за окном холодно и мрачно, а любимое теплое одеяло так и просит утром:"Не уходи, останься!" Что же с этим состоянием делать? Как всегда, у нас есть варианты. Можно поддаться этому настроению, утонуть в тоске, увязнуть в болоте так, что ни рукой не пошевелить, ни ногой, а можно попытаться вытащить себя из этой трясины буквально за волосы, как это сделал еще один литературный герой, барон Мюнхгаузен. 

Кстати, с этого можно начать! Я имею в виду с хорошей книги, новой или той, которую мы с удовольствием читали в детстве, а сейчас можно перечитать и погрузиться в те приятные эмоции, которые были от чтения когда-то. А ещё ходят упорные слухи (и мной они даже проверены на себе), что в школьной программе по литературе тоже есть интересные книги, почему бы их не прочитать? Конечно, если нас накрывает "НИЧЕГО Я НЕ ХОЧУ", то строить грандиозные планы на весь учебный год, может, и не стоит. Выполнить все пункты большого плана будет сложно, да еще и чувство вины за невыполненное накроет, а вот придумать маленькие шажочки на каждый день - это вполне реально. Например, каждый вечер намечать, ради чего мы завтра проснёмся, и совсем необязательно ради подвига по спасению мира. Можно, например, проснуться ради того, чтобы в школе встретиться с друзьями и поболтать, или ради того, чтобы покормить бездомного кота у соседнего подъезда, или ради новой серии любимого сериала, или ради того, чтобы сказать маме "доброе утро" - много чего можно еще придумать. Можно продумывать план на неделю и, если получилось его выполнить, хвалить себя и чем-то радовать, а если не вышло, не ругать! Можно объединиться с друзьями и вместе делать что-то интересное, мотивировать и поддерживать друг друга, не давая погрузиться в апатию и тоску.

Самое сложное - это сделать первый шаг, начать что-то делать, а потом уже будет проще, главное не останавливаться, чтобы трясина тоски и скуки не утянула на самое дно! 

Правила дорожного... уважения

Почти каждый мальчишка и почти каждая девчонка мечтают, когда вырастут, научиться водить машину, а потом иметь свою или хотя бы ездить на папиной или маминой. Однако... за семь месяцев 2022 года на дорогах Рязанской области зарегистрировано 1296 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 141 человек погиб и 1796 получили травмы различной степени тяжести. Такова статистика рязанской ГИБДД от начала августа. И, думаю, все эти люди тоже когда-то мечтали водить машину...

Очень часто на наших тренингах по развитию коммуникативных навыков мы говорим с ребятами о том, что быть эффективными в общении важно не только офлайн, но и онлайн, соблюдать определённые правила, то есть уважать собеседника, не оскорблять, не обижать, быть грамотным как в реальной жизни, так и в виртуальной. Те же правила действуют и на дороге для комфортного передвижения. На улице, в школе, в магазине мы часто проходим мимо других людей, стараясь не задеть, не толкнуть (это в идеале), выбирая свой путь безопасно. Неприятно ведь, когда какой-нибудь спешащий товарищ несётся напролом, врезаясь по пути в других людей. А на дороге? Там ещё страшнее, такая ситуация может стоить жизни кому-то. Или наоборот, периодически наблюдаю водителей, которые ползут 60-70 км в час по трассе с ограничением скорости 90, а оказывается, они ищут что-то в телефоне или болтают, поэтому быстрее ехать не получается. Большее количество ДТП происходит из-за банального желания
 "показать себя", неспособности уступать, невнимательного отношения к другим участникам движения и ситуации на дороге. 


Прежде чем сесть за руль, однозначно стоит понять, точно ли тебе это надо, сможешь ли ты водить машину уверенно (это, конечно, приходит с опытом), быть внимательным на дорогах, уважать других водителей. И, однозначно, этому надо учиться, причём постоянно, ведь опытный водитель наперерез судьбе не ездит! 

Модно или полезно?

Сегодня отмечается Международный день грамотности. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году с целью напомнить о важности получения знаний и постоянного развития как для отдельного человека, так и для общества в целом.  Идея искоренения безграмотности оказалась близка многим, поэтому в праздновании International Literacy Day принимают участие правительства, неправительственные организации, сообщества, преподаватели, учащиеся, эксперты в этой области, а также все неравнодушные к этой теме люди. 

Что значит быть грамотным человеком? В современном мире это означает  не только умение читать, писать, общаться с окружающими людьми на темы происходящего в повседневности, но и владение актуальной на данный момент информацией в какой-либо области (а ещё лучше – в разных областях).

Почему так важно быть грамотным? Многие люди отмечают, что  правильная речь позволяет оказаться собеседникам на одной территории, в одном смысловом поле. Именно поэтому дипломаты, представляя свою страну, говорят на правильном, унифицированном языке своей страны – без жаргонов, арго, диалектов… Или из уважения переходят на язык другой страны, тоже, конечно, правильный. Специалисты по найму персонала отмечают, что грамотному человеку легче найти для себя интересную, престижную работу: многие руководители оценивают, насколько хорошо владеет будущий сотрудник родным языком, как он говорит, доступно ли излагает свои мысли. С такими разносторонне развитыми людьми, как мне недавно сказал один семиклассник,  всегда интересно, есть о чём поговорить. К тому же, быть грамотным, по его словам, модно, потому что всегда нужно иметь собственное мнение, адекватно оценивать события в жизни, иметь возможность избежать ошибок в учёбе, в общении с друзьями и в семье. 

Таким образом, быть грамотным и модно и полезно! Грамотность – это важное качество успешного человека. И стать таким может каждый - учёба, чтение, словари и справочники, образовательные каналы и сообщества и др. нам в помощь.

С праздником!

 

Самый лучший Я!

Однажды у меня на консультации была девочка Лена, которая жаловалась на то, что с ней никто не хочет дружить. Нет, знакомится она очень легко, а вот удержать нового друга не удаётся, очень скоро общение прекращается, причём это и в жизни, и в интернете так. А ведь она такая хорошая, такая замечательная, такая интересная, такая классная, такая...такая...Лена полчаса без умолку говорила о том, какая она замечательная, и какие плохие все остальные ребята. Кажется, я поняла, почему ей так трудно дружить со сверстниками.

Конечно, говорить о себе важно и нужно, иначе как же другие узнают, чем ты увлекаешься, что ты за человек. Но если говорить только о себе и совсем не слушать других, не проявлять к ним интереса - взаимоотношения наладить будет сложно. А если ещё и перебивать, оценивать, осуждать, оскорблять  - совсем не получится подружиться. 

Конечно, научиться слушать и слышать других непросто, это тоже навык, который надо вырабатывать, тренировать. Например, в нашем
психологическом Центре есть подростковый клуб "Находка", о котором мы не раз писали здесь, в "Лабиринте". Участники клуба, а это не меньше, чем 5-10 ребят, в течение учебного года становятся настоящим коллективом, командой, в которой у каждого есть возможность и самому высказаться, и услышать другого. А если бы каждый из ребят говорил только о себе и никого другого бы не слушал, наверное, ни одно занятие не получилось бы, стоял шум и крик, все бы обижались друг на друга! Да, это клуб, в котором ведущие, психологи, помогают ребятам наладить грамотное общение, но разве в собственном классе нельзя потренироваться в умении слушать других?  Конечно можно!

Спроси одноклассника, как он провёл выходные, и не просто спроси, а внимательно выслушай, можно задавать дополнительные вопросы - так ты покажешь человеку свой интерес. Поговори с другим одноклассником об увлечениях, но начни не со своего, а с того, что интересно ему. Когда разговариваешь с кем-то, не отвлекайся на телефон, даже если ты умеешь делать сто дел одновременно, это выглядит невежливо. И уж точно не надо зевать, смотреть в окно, перебивать человека с криками: "Да это ещё что, вот у меня случай был!". Вот увидишь, даже такие, казалось бы, простые вещи помогают сделать общение более доброжелательным, приятным, открытым. Возможно, с этого и начнётся настоящая большая дружба на долгие долгие годы! 



Как же неохота снова в школу. Что делать?

«Скучно». «Опять нужно делать уроки, вставать по будильнику». «Как же было хорошо  на каникулах: спи, сколько хочешь, занимайся, чем желаешь, сиди в телефоне». Вот такие фразы я услышала от одного знакомого восьмиклассника. Да, настроение на начало учебного года прямо скажем, не очень.

Напрашивается вопрос, каким  интересным и увлекательным делом был занят юноша? Зачастую в ответе не всегда можно услышать про поездки, экскурсии и другие активные виды отдыха. Бывает так, что мы просто сидим дома, перелистываем ленту соцсетей… и это так засасывает. Можно сказать, поглощает всё наше время и нас самих. Мы не замечаем особенностей каждого дня, они становятся похожими друг на друга, повторяя один и тот же сценарий. Перестаём обращать внимание на близких. Становится тяжело встать и что-либо сделать. А в школу ходить нужно. Как преодолеть «неохоту» и найти силы для друзей, школы? Предлагаю «выйти из сумрака» и самим поднять себе настроение. А с хорошим настроением всегда приятнее начинать что-то делать. Итак, вот несколько упражнений:

  • Вспомни что-то хорошее, что произошло сегодня с тобой. Продолжи фразу: «Сегодня мне понравилось…» Ещё лучше, если ты будешь вести дневник таких записей, перечитывая которые, убедишься, что плохих дней не бывает, это послужит мотивацией к полезными и важным делам.
  •  Немного помедитируем. Устройся поудобнее, включи успокаивающую музыку, сосредоточь своё внимание на всех приятных ощущениях прошедшего дня: зрительное (смотреть на огонь, щуриться на солнце, смотреть на звезды), слуховое (слушать дождь, барабаны, мурлыканье кошки), тактильное (чувствовать теплую землю, снег, шелк), обоняние (кофе, трава, духи), вкус (мята, шоколад, малина).
  • «Я сегодня молодец» - отличная фраза для завершения дня. Похвали себя и продолжи её: «Я сегодня молодец, потому что, … сходил в школу, например» или «Я сегодня молодец, потому что, несмотря на то, что мне было скучно и неохота, я всё-таки сделал домашку, вынес мусор».

С помощью таких простых техник мы  научимся себя поддерживать и  мотивировать на дальнейшую деятельность. Я думаю, что у каждого обязательно найдется повод для улыбки каждый день!

Я и моя безопасность

Последнее время всё чаще на глаза попадаются новости, что молодые люди, школьники и даже совсем малыши становятся жертвами преступников. Каждый раз от такой информации я чувствую, как по моему телу пробегают мурашки ужаса. Именно поэтому я хотела бы посвятить этот пост разговору о твоей безопасности. 

Дорогой друг, мир вокруг нас прекрасен и ярок. Но не забывай, что в нём есть и опасности. Чтобы не стать жертвой преступления, не дать себя в обиду, следует соблюдать простые и понятные правила.

- Помни, что иногда преступник может иметь «доброе лицо», а чтобы поймать тебя в ловушку, он применяет разные хитрости. При угрозе нападения или подозрительном поведении человека, не стесняйся позвать на помощь, крикни соседям, знакомым, учителям и т.д. В случае опасности убегай при первой возможности.

- Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха. Можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре, и идти рядом с ними. Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в дом, вернись в многолюдное место и попроси помощи. Можно махнуть рукой, глядя в окно, как будто ты видишь в окне родственников, или найти во дворе знакомых и попросить у них защиты.

- Всегда предупреждай родных о том, куда идёшь, и проси их встретить тебя в вечернее время. Обо всём случившемся, своих подозрениях и странном поведении незнакомых людей немедленно рассказывай родителям или старшим родственникам. Помни, что от твоей внимательности, умения себя вести зависит не только твоя безопасность.

- Ни под каким предлогом не открывай дверь посторонним, никогда не впускай их в дом. Даже если они ссылаются на родителей и хорошо знакомых тебе людей. Если у тебя есть возможность, свяжись с родителями по телефону, расскажи им обо всём.

- Если к тебе подходят на улице и предлагают сниматься в кино, участвовать в конкурсе красоты или поступить в спортивную секцию, помни, что чаще всего на улице или во дворе такие предложения не делаются.

- Собираясь провести вечер в незнакомой компании, возьми с собой приятеля, в котором ты уверен. В начале вечеринки договоритесь с ним, что не уйдёте, не попрощавшись. Если есть возможность, чтобы тебя встретили или забрали с вечеринки, то воспользуйся ею. Это придаст тебе больше уверенности, и ты сможешь лучше контролировать свои действия.

- Установи для себя чёткие границы: чего ты хочешь, а что непозволительно. Ты имеешь право думать и заботиться о себе, своей безопасности, даже если этим можешь задеть чувства другого. Доверяй своей интуиции. Если ты чувствуешь психологический дискомфорт, то это может быть потому, что ты не ощущаешь себя в безопасности.

- Нет совершенных способов защиты от потенциального насилия. Но существуют тревожные знаки, которые могут насторожить, например, неуважение к человеку, нарушение его личного пространства. Будь осторожен, если кто-то находится слишком близко и получает удовольствие от дискомфорта, который ты в связи с этим испытываешь; пристально смотрит на тебя и демонстративно разглядывает; игнорирует твои чувства; ведёт себя с тобой как хороший знакомый, хотя это не так. Обращая внимание на знаки подобного рода, ты можешь уменьшить риск подвергнуться насилию.

Надеюсь, ещё одно напоминание простых правил поможет тебе чувствовать себя уверенней. Ну и контрольный вопрос: ты знаешь как с мобильного телефона позвонить в полицию, скорую помощь, в службу спасения? Помнишь телефон родителей или они стоят у тебя на быстром вызове? Надеюсь, ты ответил "ДА".

О чём, на твой взгляд, нужно ещё позаботиться заранее? 

Привет, десятиклассник!

Вот и начался новый учебный год! Вчера утром я стояла на остановке в ожидании своего автобуса и наблюдала, как ребята идут в школы на торжественные линейки. Малыши с букетами в сопровождении родителей, ребята постарше уже самостоятельно. Невольно я стала свидетелем встречи ребят-старшеклассников, ожидающих друг друга на остановке, чтобы пойти в школу вместе.  "О, привет, десятиклассник!"- восклицает один парнишка, увидев своего друга, выходящего из транспорта. Тот вальяжно подходит, жмёт ему руку, оба важные прямо-таки видно, какими уже взрослыми они себя ощущают. Конечно, десятый класс всё же! А какие красавицы девчонки-старшеклассницы! Уже и девчонками их не назовёшь - только девушками!

Да, время летит, детство быстро проходит, но когда тебе 14-17 лет, так и хочется повзрослеть скорее, стать самостоятельным, вырваться из-под родительского контроля и опеки, самому принимать важные решения. Надо  только быть к этому готовым, уметь это делать. Помните, как в детстве многие из нас говорили, что хотят работать на фабрике мороженого, чтобы есть его пачками?  Взрослые тогда смеялись, а мы не понимали, почему они так реагируют на наши слова. Потом, по мере взросления, до нас постепенно доходило, что работа - это важное дело, а не развлечение и что даже сотрудники фабрики мороженого ходят туда совсем не за тем, чтобы есть это лакомство в неограниченном количестве. Но почему же нам удавалось понять это? Как мы смогли дойти до правильных выводов? И почему тогда не всем ребятам удается понять еще одну важную вещь - быть взрослым - это не значит слепо подражать привычкам старших, не всегда полезным, кстати? 

Новый учебный год  - отличное время, чтобы почувствовать себя повзрослевшими не только внешне, но и внутренне, стать более самостоятельными, ответственными, собранными. Время, чтобы думать о  будущем, размышлять о своем месте в этой жизни, приобретать новые умения и знания, приглядываться к каким-то профессиям, чтобы в перспективе сделать правильный выбор.  Удачи вам в новом учебном году, наши дорогие читатели!

Мир зависит от тебя

Сегодня 1 сентября. А это значит, что ты не только возобновил своё обучение, но и встретился с большинством одноклассников или одногруппников. О чём обычно разговаривают при встрече после летних каникул? Наверное, о планах на будущее, какие предметы будешь подтягивать в этом году, сколько часов в день занимался с репетитором на каникулах... Шучу, конечно, хотя, в первый день учёбы и о планах можно задуматься. Но, скорее всего, вы спешили поделиться впечатлениями лета. 

Выходя из отпуска, мы тоже с коллегами рассказываем друг другу о местах и людях, которые нам запомнились с хорошей стороны или вызвали грустные размышления, а может, сподвигли на новые открытия и свершения. Как правило, нам есть чем поделиться друг с другом. И вот в одном из разговоров речь зашла у нас про музеи, про то, что есть очень интересные экскурсоводы, которых слушаешь "с открытым ртом", есть музеи и выставки, где проходят театральные представления, и ты оказываешься в роли зрителя на сцене, где мимо проплывает история. Но есть и места, где хочется, чтобы 
экскурсовод поскорее закончил свой рассказ и вы попрощались. Вот почему так происходит? Возможно, ты скажешь, что уровень отношения к своей работе разный, профессионализм? И отчасти будешь прав. От отношения к своему делу очень многое зависит. Но можем ли мы влиять на свой интерес? Жизнь? Или будем только зрителями, которые ждут, что кто-то их развлечёт, что-то сделает за нас? Ты как думаешь?

Мой коллега поделился своим опытом, как готовится к поездке или визиту в интересное место. Для того, чтобы не испытывать разочарования от скучно проведённого времени, он берёт с собой "запасной вариант": карандаши и бумагу, чтобы оставить на память красивый пейзаж или просто расслабиться, пока находишься в ожидании; маленькие музыкальные инструменты, например, губную гармошку, если она оказывается уместной в том месте, куда он едет; книга или путеводитель, чтобы самому составить маршрут своих маленьких путешествий и т.д. Интересно и просто, правда? Достаточно немного фантазии и желания быть хозяином своей жизни, чтобы не испытывать разочарований от того, что кто-то проживает её за тебя не так, неправильно учит, воспитывает, развлекает, любит...