Экзамен. Цель всё ближе!

Ну и погодка сегодня! Под холодным дождём и ветром, выворачивающим зонтик наизнанку, пытаюсь сесть в автобус, но это непросто - вместе со мной в него пытаются сесть два класса старшеклассников во главе с парочкой учителей. Кое-как размещаемся в салоне. Ребята, оказывается, едут на пробный экзамен, но волнуются, похоже, не меньше, чем если бы ехали на
настоящий! 
Кто-то пытается напоследок повторить всё и сразу. Кто-то шутит и балагурит, пряча волнение под маской весельчака. Кто-то обсуждает будущее. Я стою, зажатая между высоченных старшеклассников, и невольно становлюсь свидетелем разговоров. 

Сначала ребята задают друг другу вопросы по истории, по обществознанию. Я тоже мысленно отвечаю, с удовлетворением понимая, что не все школьные знания выветрились у меня из головы за годы, прошедшие с её окончания. Потом один парнишка спрашивает другого, сколько баллов тот хотел бы получить по разным предметам. "По русскому, короче, типа рассчитываю на 90, но, блин, типа речевых ошибок опять будет куча походу", - отвечает его друг, и я невольно улыбаюсь и думаю про себя: "Да, дружище, с таким-то набором слов-паразитов в речи". Потом девочка спрашивает одноклассника, куда он хочет поступить и Михаил (она именно так обращается к нему) вдруг меняется внешне, становится серьёзным, выпрямляется, словно даже выглядит взрослее и выше и с гордостью говорит: "Я буду поступать в Московский авиационный, я с первого класса о нём мечтаю, это моя цель!" 

Потом ребята начали рассуждать о том, кто куда будет подавать документы, какие у кого планы, цели, запасные варианты. Мы долго стояли в пробке,  поговорить старшеклассники успели о многом. И знаете что, дорогие наши читатели, мне очень радостно было слушать эти разговоры, потому что ребята были такими юными, классными, позитивными, поддерживали друг друга, помогали справиться с волнением и говорили об очень важных вещах, например, о том, что экзамен - это всего лишь одно из испытаний в жизни, но не финал, не конец. Жизнь будет долгой, и не раз еще придется показать свои знания, умение сконцентрироваться, мобилизовать все силы, поверить в себя, а экзамен в школе - отличная тренировка на будущее. Я радовалась, что у них есть не только цели и планы, но и различные запасные варианты, а значит, у них огромные шансы на успех и на то, чтобы их мечты исполнились.  Ни пуха, ни пера на экзамене!

Рецепт долголетия

Одна моя знакомая долгожитель. Ей уже 91 год, и каждый год она радостно сообщает, что всё, пора на покой, пожила, повидала, но продолжает (к радости окружающих) жить и... творить. Да-да, она рукодельница, вышивает нитками и бисером, причём всё, что угодно. При этом умеет шить и вязать. Типичный представитель старинного женского поколения, за что я её очень уважаю. Каждый год она участвует в региональных выставках, а её лучшие работы представлены в экспозиции местного краеведческого музея. Родственники постоянно снабжают её канвой для вышивания и различными материалами, чтобы она не оставалась без работы... чтобы дольше жила.
Постоянная творческая деятельность способна сделать человека счастливым, а также продлить жизнь. К такому выводу пришли учёные из Университета Отаго. Специалисты наблюдали за 600 новозеландцами, которые постоянно вели дневник и отмечали своё самочувствие. Оказалось, что больше всего на положительные эмоции влияло то, как много и часто добровольцы занимались творческой деятельностьюУчёные подчёркивают, что речь идёт как о рисовании, музыке, поэзии, так и о компьютерном творчестве. Занятия творчеством активизируют участки мозга, регулирующие работу эндокринной системы, которая напрямую связана со старением.  
Люди, чьи творческие навыки хорошо развиты, отличаются способностью анализировать ситуацию, гибкостью ума, уверенностью в себе, устойчивостью в сложных ситуациях, позитивным взглядом на новые идеи, терпением. Человек, занимающийся творческой деятельностью, обычно нацелен на результат, у него развита высокая мотивация достижения. А каких известных творцов вы знаете? Вот и моя знакомая, пусть и не суперизвестная мастерица, но очень уважаемый и востребованный человек, с которой интересно общаться и которой, несмотря ни на что, очень хочется жить.

Есть идея

В наше время важны не только образованность и интеллект, но и умение креативно, нешаблонно мыслить, генерировать идеи. Именно идея помогает выйти на новый уровень, запускает перемены, является движущей силой изменений. Творческому человеку нравится искать и находить разные варианты выхода из ситуации. Он находит удовольствие не только в достижении результата, но и в процессе продвижения к цели. Сталкиваясь с новыми задачами или неожиданными трудностями, креативный человек воспринимает их как не как проблемы, а как вызов своим творческим способностям.

С чего начинается процесс генерации идей? С вопроса, проблемы, которую мы хотим решить, придумывания нескольких вариантов достижения желаемого. При этом важно взглянуть на проблему с другой, необычной стороны, не ставя себе искусственных ограничений и не останавливаясь на самом очевидном способе действий.  

Что можно сделать для того, чтобы облегчить себе процесс генерирования новых идей? Расширяйте кругозор: читайте книги, смотрите фильмы, набирайтесь опыта полезной деятельности и активно познавайте мир вокруг. Чем больше вы знаете, тем больше пищи получает ваше воображение, а без него, как известно, невозможно генерировать по-настоящему творческие идеи. Учитесь видеть необычное в обычном: подмечайте всё, что выглядит особенным, отличается от стандарта, не соответствует шаблонам, придумывайте новые способы использования обычных предметов: на что похож круг, как можно использовать консервную банку или кирпич? При определённой тренировке, этот процесс превращается в увлекательную игру.

Если поверить в себя, и каждый день тренировать способность мыслить нестандартно, мы научимся видеть новые возможности для реализации своих намерений и сможем легко и в удовольствие находить неожиданные, нестандартные решения наших повседневных задач!

Успех на ладони!

Планы у людей могут быть самые разные, долгосрочные и кратковременные, но вот мы, психологи нашего психологического Центра, уже в конце текущего учебного года всегда точно знаем, чем будем заниматься в апреле-мае следующего - мы будем проводить с ребятами тренинги психологической подготовки к итоговой аттестации. Каждый год девчонки и мальчишки по всей стране сдают экзамены за 9 и 11 класс.  Каждый год мы приходим к старшеклассникам нашего города, и каждый год ребята волнуются, тревожатся, боятся, и каждый год...сдают экзамен и выдыхают свободно!

Честно-честно, большинство школьников справляются с испытанием довольно успешно. Да, бывают случаи, когда кто-то получает более низкие баллы, чем рассчитывал, или не сдаёт с первого раза, но таких ребят меньшинство, и ты, если сейчас как раз готовишься в экзаменам, не настраивайся заранее на неудачу, верь в свои силы, ведь правильный настрой - это половина успеха!

Когда мы приходим к старшеклассникам на тренинг, мы начинаем с того, что знакомимся и просим сказать каждого, какую ассоциацию вызывает у него
слово "экзамен". Чаще всего мы слышим довольно негативные высказывания - "ужас", "стресс", "катастрофа", "провал", но бывают и более конструктивные слова "возможность", "будущее", "уверенность", "взрослая жизнь". Начинаем обсуждать, чего именно боятся ребята и какие возможности даёт экзамен, и знаете, многие школьники удивляются и говорят, что с такой точки зрения посмотреть на ситуацию проверки знаний им не приходило в голову, потому что голова эта забита тревогой и попытками запомнить огромный объем информации. А если немного расслабиться и порассуждать? 

Итак...Учителя и репетиторы готовили тебя по предметам, ты наверняка и сам в течение года тренировался, писал "пробники". Сейчас, когда до экзамена остаётся совсем немного, не стоит пытаться объять необъятное и лучше сосредоточиться на тех моментах, где чувствуешь слабину, есть пробелы, на тех заданиях, в которых чаще всего делал ошибки, а на те, которые и так "щёлкаешь, как орешки", не тратить больше времени.  Также сейчас самый подходящий момент для откровенного разговора с родителями. Обсуди их и свои волнения, варианты развития событий, запасные планы и просто свои чувства по поводу предстоящего. Волноваться - нормально, но не дай тревоге стать сильнее тебя. Мамы и папы, конечно, тоже тревожатся, зато именно от них можно получить поддержку и любовь, которые тебе так нужны в этот непростой период. А еще не забывай отдыхать, высыпаться, полноценно питаться и дышать свежим воздухом. Можешь делать упражнения на расслабление - их огромное количество в интернете, просто выбери, что подойдет именно тебе. 

А сейчас - внимание - самый большой секрет, который мы открываем школьникам на нашем тренинге. Готов его тоже узнать?! ВСЁ НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ УСПЕХА НА ЭКЗАМЕНЕ У ТЕБЯ УЖЕ ЕСТЬ!!! Не веришь? Тогда сделай так, как мы с учениками 9 и 11 классов: обведи свою ладонь на бумаге, затем на каждом пальце напиши какое-то своё качество, которое ты в себе ценишь, гордишься, считаешь важной частью своей личности, их получится пять, по количеству пальцев (если только ты не уникальный шестипалый экземпляр). Подумай, как каждое из написанных качеств может помочь тебе на экзамене (ответы "никак" не принимаются!). И вот уже перед тобой рука помощи, твоя же собственная! Можешь повесить листок с этим изображением у стола, где готовишься к экзаменам, или просто на видное место. Поглядывай иногда на него и верь в свои силы - у тебя всё получится, если ты сам так решишь!


Я - патриот?!

У каждого человека есть то, что он любит: родители, бабушки и дедушки, друзья, учителя, домашние питомцы. Интересно, а как много людей любят свою Родину? Кого можно назвать патриотом своей страны?

Патриотизм – это чувство любви и уважения к своей Отчизне. Во все времена, во всех странах мира, существовали люди, патриоты, делами которых мы гордимся и сейчас. Например, однажды в Севастополе на 9 Мая «Волонтёры Победы» дарили горожанам «треугольники», в которых была копия письма ученика 4-го класса Валеры Волкова. В дни обороны города он выпускал самодельную газету «Окопная правда». В ней, в 11-м номере, говорилось, что 52-ю школу обороняют русский, грузин, латыш, узбек, осетинка, татарин, украинец и он, сын полка — Валера Волков. Пионер-герой погиб при защите города в 1942 году, но его подвиг остался в нашей памяти, как символ силы и дружбы народов, пример самоотверженной любви к Родине.

Однако патриотизм, на мой взгляд – это не только в готовности отдать жизнь за страну. Любовь и преданность к родной земле выражается и в знании истории своей страны, своего города, села, в том, что человек ценит всех людей, живущих в них. Проявляется в активной гражданской позиции, при которой в случае решения проблем своей малой родины человек не остаётся в стороне. В чувстве гордости за победу «нашей» команды в мировом спортивном соревновании; во время звучания гимна страны, когда все стоят молча и торжественно; во время больших праздников, таких как День Победы, когда мы вспоминаем о подвигах наших дедушек и бабушек, которые защитили Отчизну от захватчиков.  Патриотизм проявляется и в более мелких, повседневных делах. Например, в стремлении к сохранению чистоты на улицах, участии в субботниках, высаживании деревьев, бережному отношению к детским площадкам и т.д. В общем, патриот – это человек, который вносит свой посильный вклад на благо своей страны, города, села.

Чувство любви к Родине не врожденное, скорее, это - сочетание воспитания и личного выбора человека. Каждый сам решает, насколько сильно он любит свою страну и на что готов ради неё. А ты считаешь себя патриотом?