Выбор - так или иначе?

Каждый день перед нами встаёт выбор – во сколько встать утром, что одеть, чем заняться, кому позвонить и т.д. От чего или от кого зависят наши решения – от настроения, от погоды, от популярного и модного течения в данный период жизни, от мнения окружающих нас людей? Зачастую мы не замечаем, как с лёгкостью выбираем что-то, а иногда это сделать очень трудно, например, выбрать профессию, экзамен, место жительства и др. В таких случаях мы прибегаем к помощи родных, близких, друзей, интернета, интуиции, примет, кто-то продумывает все «за» и «против» или на картах гадает… Возможность выбирать — это проявление нашей воли и способности строить нашу жизнь так, как мы хотим. Вместе с тем выбор всегда сопряжён с трудностями, хотя бы потому, что иногда приходится отказываться от одного в пользу другого, он зависит от множества факторов, даже от того, позавтракал ли ты или что надел утром.

На многое влияют наши предпочтения, то есть склонности, связанные с темпераментом или мировоззрением, иногда это неосознанные решения. Например, кто-то больше любит собак, чем кошек. Почему? Большинство людей смогут ответить на этот вопрос. Причина в том, что собаки более дружелюбны, верны и добры. С другой стороны, многие не найдут объяснения тому, почему они предпочитают красный цвет синему. Им нравится – и всё. В этом и состоит разница между осознанными и неосознанными предпочтениями.

А как мы понимаем, что с одним человеком можно дружить, а с другим – нет? Первое впечатление или мнение большинства? Да, вопросов много, если задуматься. Но тут, думаю, важно не бояться делать выбор и принимать решения, даже если иногда они ошибочны. Знаю по собственному опыту, что лучше жалеть о том, что сделал, чем о том, что не решился сделать. У каждого человека есть свой уникальный жизненный опыт, и вот в дальнейшем знание своих ошибок уже даёт шанс их не совершать. 

Учимся креативить

Недавно я писала о пользе умения выходить за рамки привычного мышления. К счастью, креативность - не привилегия отдельных «везунчиков», а навык, который можно и нужно развивать каждому.

Активизировать работу мозга и настроиться на нешаблонное решение проблем помогают задания, направленные на тренировку креативности, которые можно найти в книгах, различных сборниках упражнений, интернете. Однако умение генерировать нестандартные идеи - это ещё и привычка. Чтобы её было легче выработать, каждый день ставьте перед собой необычные, творческие задачи, стараясь быть изобретательным в разных сферах жизни: новые способы проведения досуга? Необычное хобби? Нестандартные варианты решения бытовых, учебных вопросов? Отлично. Каждая новая, и, лучше, непростая задача или непредвиденная трудность - не проблема, а вызов нашим творческим способностям, возможность найти оригинальные решения! Чтобы воображение работало эффективнее, расширяйте свой кругозор: читайте литературу по различным темам, посещайте разнообразные семинары и лекции, ходите в музеи и на выставки, смотрите интересные передачи по телевизору или в интернете, набирайтесь опыта полезной и безопасной деятельности. Возьмите в руки книгу и подумайте, что можете в ней прочесть. Или, познакомившись с частью произведения, или просмотрев отрывок фильма, попробуйте сочинить его продолжение. Учитесь видеть необычное в самых привычных местах, подмечайте всё, что выглядит особенным, отличается от стандарта: на новую идею может «натолкнуть» даже обычный поход в магазин или интересная «фишка», подсмотренная в рекламе. Применяйте новые знания для решения старых и возникающих проблем, придумывайте хотя бы несколько вариантов достижения цели, не ставя себе искусственных ограничений.

Конечно, рассказать в одном небольшом посте о том, как развить креативность, непросто. Но, главное, знать, в каком направлении двигаться, а дальше — находите и придумывайте для себя упражнения, тренируйтесь, добиваясь, чтобы креативность стала для вас привычной и естественной частью жизни.



Креативить всегда и везде!

«Основание древних египетских пирамид — строго горизонтальная поверхность. Как вы думаете, как удавалось египтянам, не имеющим современной техники, добиваться такой горизонтальности?» Это пример одной из задачек по математике. Однако необходимость искать ответ на данный вопрос встала и перед учёными, изучавшими древнюю цивилизацию.

И с такими «задачками»: с необходимостью применить различные подходы к их решению, расплывчатым, порой не до конца понятным условием, с неоднозначными, не единственными ответами, человек сталкивается в жизни постоянно. Как люди с неразвитой креативностью, столкнувшись с ними, решают их? Перебирают самые очевидные способы, являющиеся не всегда самыми эффективными, не рассматривая другие возможные варианты. А как поступает креативный человек? Мыслит вширь, «накидывая» различные варианты решения, а потом выбирает из них лучшее (сужает выбор), то есть у него значительно выше возможность принять более качественные решения, чем у того, кто мыслить творчески не умеет.

Применение различных способов решения задачи развивает умственные способности, приучает к исследовательской работе, креативный человек интересен, остроумен, готов посмотреть на проблемы под иным углом. Умение выйти за рамки привычных шаблонов, генерировать идеи, увидеть новые пути решения задач помогает ему быстро реагировать на любые проблемные ситуации, успешно справляться с ними. Это качество пригодится и в повседневной жизни: креативно приготовить завтрак или освежить интерьер в комнате, и в учёбе, в саморазвитии и во взаимоотношениях с другими людьми, и в работе. Доля умственного труда, необходимость генерировать идеи растёт практически во всех профессиях, а всё большую часть исполнительской деятельности выполняют машины. Да и зачем нанимать сотрудника, если готовый ответ можно посмотреть в интернете? Поэтому важно поддерживать и развивать свою креативность, каждый день искать оригинальные решения, отходить от стереотипов и успешно выходить из самых нестандартных ситуаций!

P.S. Ответ к задаче: поверхность воды всегда горизонтальна. Египтяне заливали строительную площадку водой. По мере уменьшения слоя воды из — под неё показывались вершинки — неровности, которые тут же срывали.



Дружить или не дружить?

Недавно ко мне обратилась одна знакомая 12-летняя девочка Катя с жалобами на своих друзей. "Они не хотят со мной дружить!" - возмущалась она. "Хотят только по своим правилам играть! Я им предлагаю куда-нибудь сходить, а они всё время отказываются, о чём-то сами договариваются!" В разговоре выяснилось, что так бывает не всегда, периодически Кате с друзьями удаётся договориться, когда ребята идут на уступки. Оказалось, что девочке очень нравится командовать, хочется быть главной в компании, а не всегда получается.

Мы с Катей рассуждали о разных сторонах её общения с ребятами, но больше говорили об одной - как мальчишки и девчонки воспринимают Катю. Я даже немного понаблюдала за этой компанией, за их взаимоотношениями. И действительно, со стороны выглядит, что девочка очень старается переключить всё внимание окружающих на себя, иногда позволяет довольно грубые и резкие высказывания в адрес других ребят, если её что-то не устраивает или она с кем-то не согласна. Естественно, что это не нравится её друзьям, а друзей так легко потерять! Поэтому мы с Катей договорились, что она постарается понаблюдать как бы со стороны за тем, что она говорит, как себя ведёт с друзьями и насколько это им нравится, а затем вместе проанализировать и постараться исправить ситуацию.

Что же важно в друзьях? Каким надо быть другом и легко ли им быть? Думаю, что в первую очередь надо уметь слушать и слышать других. Конечно, важно заявлять и свою точку зрения, но так как в компании несколько человек, кто-то может быть не согласен, и в этом случае можно выслушать и его мнение. Быть настоящим другом не очень-то легко, это навык, который приобретается с течением времени, продолжительность которого для каждого своя. Терпение и поддержка друг друга не менее важны, ведь каждый человек нуждается в общении, понимании и принятии, а все мы очень разные.

Шелест страниц.

Хорошим летним днём, солнечным или дождливым, я стараюсь найти времечко для книжки. Читать я люблю бумажные книги. Мне нравится их запах, ощущать на пальцах шуршание страниц, но самое главное – это переживать за героев, чудесное ожидание завершения истории. А ещё после прочтения люблю помечтать о том, что было бы с судьбой персонажей если бы они поступили по-другому, сделали иной выбор. А вы размышляете о прочитанном?

Думаю, что почти у каждого школьника есть список литературы, который на первый взгляд кажется непреодолимым и скучным.  Что-то уже удалось прочесть, что-то остаётся в планах. Как вы определяете то, что будете читать сначала, что потом? Может быть, по количеству страниц? Или читаете то, что есть в домашней библиотеке? А может, спрашиваете у родителей или смотрите аннотацию, чтобы определить близкий себе жанр.  

В книжных историях, как в кино, бывает обычно несколько сюжетных линий. И, читая одно и то же, каждый воспринимает содержание по-своему.
Мне, например, нравится  читать про любовь, про человеческие отношения, характеры. Вспоминая то, что я читала в школе, хочется сказать о «Всаднике без головы» Майн Рида. Мне так хотелось узнать, чем же закончится история, что я не могла оторваться от книги. Сейчас это произведение читает  сосед. Ему как раз задали на лето. Интересно будет обсудить его впечатление о  прочитанном.
А что читаете вы?

С днём рождения!

День рождения - такой удивительный день с одной стороны, и такой обычный с другой. И часто восприятие этого дня зависит от того, как к этому отнесутся окружающие: не забудут ли поздравить, отправят ли открытку или придут лично.


Я всегда жду этого дня, хотя и не люблю долгое и шумное празднование. Самое интересное для меня - подарки. Нет! Не те из магазина, о которых ты сейчас подумал. А те, которые сделаны своими руками. Получая такие сюрпризы, именинник понимает, что о нём думали, что он дорог. Внимание близких людей  так греет душу. Всегда приятно осознавать, что к этому дню готовились! Здорово, правда?

А какой подарок на день рождения тебе запомнился больше всего, и почему ? Ты его получил или подарил сам? И как ты вообще относишься к дню рождения своему и других людей? Обменяемся мнениями?

P.S. Как думаешь, что там на картинке?