Осторожно, двери...открываются!

Ну и денёк сегодня! Хорошо, что есть возможность поделиться своими переживаниями с вами, наши читатели! Нет, честно - расскажешь о том, что тревожит, и сразу как-то легче становится! А сегодня мне пришлось немного поволноваться и... призадуматься.

Началось всё с того, что, когда я стояла на остановке общественного транспорта, загорелся троллейбус. Точнее, сильно задымился, и  все мы, стоявшие неподалёку, почувствовали едкий запах гари. Водитель сразу же открыл все двери и вместе с кондуктором помог пассажирам эвакуироваться. К счастью, их в это время было не так много. Буквально через пять минут приехала пожарная машина, и я очень порадовалась тому, как оперативно прибыли профессионалы. Чем закончилось, я уже не видела, пришёл мой троллейбус, и я отправилась по своим делам, но, конечно, поймала себя на мысли, что сейчас я еду на таком же стареньком транспорте и, конечно, с ним тоже может случиться такая неприятность. По дороге я вспоминала, как слаженно и быстро действовали водитель и кондуктор, и радовалась их ответственности и профессионализму. Конечно, их наверняка тренируют справляться с внештатными ситуациями, но одно дело тренировка, а тут ведь еще важно перебороть свой собственный страх и не бросить пассажиров в опасности! Как хорошо, что никто не пострадал!

Я провела занятия и уже возвращалась назад. Мне снова пришлось ехать на троллейбусе. Пассажиров было довольно много: пожилые люди, дети, которые возвращались домой из школ (как раз закончились уроки у
начальных классов), мамочка с коляской. На задней площадке ехали два парня, высокие, худощавые - лет по 13-14. Они много смеялись и дурачились, в шутку толкали друг друга. Конечно, комфорта пассажирам это не прибавляло, но все как-то терпеливо к этому отнеслись, а какой-то мужчина понимающе улыбнулся: молодёжь, мол, кровь кипит, не усидеть на месте.  Вдруг подростки стали протискиваться к выходу, пассажиры вокруг вежливо расступались, пропуская их, но мальчишки и не думали выходить на следующей. Один из них, который повыше, протянул руку и нажал кнопку, над которой было написано "экстренное открывание дверей". На полном ходу троллейбуса двери распахнулись! Парни загоготали, один толкнул другого, и тот реально чуть не вылетел в открытую дверь прямо под колёса несущихся рядом машин! Весь салон троллейбуса ахнул! Тут водитель заметил происшествие и закрыл двери сам. Когда мы все доехали до остановки, он выбежал со своего места в салон и начал ругать мальчишек! Представляю, как он разозлился и наверняка испугался за жизнь и здоровье пассажиров! Парни хохотали и твердили: "А чё такого-то?" Потом они вышли и стали показывать водителю неприличные жесты, мне кажется, уже от чувства неловкости так хорохорились.

Конечно, я могу в чём-то понять ребят - ну правда же интересно, как работает эта кнопка, и работает ли, но, наверное, были и другие способы узнать это. Например, спросить учителя физики или родителей, почитать в интернете, посмотреть видео. Жаль, что необдуманный поступок чуть не закончился трагедией, если бы кто-то из ребят или других пассажиров выпал из троллейбуса на ходу.  Как всё же важно сначала думать, а потом делать, а не наоборот! 

Пишите дневники и читайте!

Личные дневники… оказались не простой для меня темой и хочется поговорить о них больше.
 
Когда мы пишем дневник, мы хотим, чтобы его никто не нашёл, не прочитал, кроме нас самих. Это секрет, тайна, даже что-то трепещет внутри, когда мы знаем что-то, а больше никто об этом не знает.

Если посмотреть с другой стороны, то, информация, которая известна не одному человеку может стать достоянием общественности. Подумав об этом, я и уничтожила свой  дневник.  Почему же тогда я сейчас жалею об этом? Да потому, что не могу вернуться к тому, моему опыту, чувствам той девочки, которая о чём-то думала, мечтала, стремилась, переживала. Интересно было бы почитать, что происходило со мной в этот зимний месяц, и какие приключения преподносила моя жизнь в то время. Наша память неидеальна и многое забывается под тяжестью рутины дней, а записи в личном дневнике остаются. Возможно, в этом дневнике были какие-то интересные и полезные моменты в моей жизни, неожиданные решения, которые сейчас можно назвать лайфхаками.

А ещё личные дневники приобретают ценность через несколько лет не только для самого автора, его детей (но это пока еще далеко), а для всех.   Например, дневники известных людей мира искусства издаются, их читают и перечитывают.

А вот ещё одни дневники, которые стали достоянием истории и их авторы стали известны, вовсе не потому, что чего-то добились. Они просто описывали происходящее с ними, свои чувства, переживания. Их жизнь была совсем не долгой. Они были самыми обычными подростками, но, к сожалению, на их жизнь повлияло одно очень взрослое обстоятельство – это война.  Они не были отважными героями, но то что они видели не оставит равнодушным никого. Так, например, по дневнику Девочки Тани из блокадного Ленинграда снят фильм. Дневники Анны Франц и  Рутки Ласкер рассказывает о жизни в концлагерях. Это честный, бескомпромиссный рассказ о том, что происходило на самом деле.

Пишите дневники и читайте!

Без стресса нет прогресса?

В школьные годы ученики часто сталкиваются с ситуациями, которые могут вызвать стресс. Например, предстоящие контрольные работы и экзамены, необходимость отвечать у доски, отсутствие взаимопонимания со сверстниками, боязнь преподавателя, страх получить низкую оценку, и др. Из-за стресса ученик может стать раздражительным,  вспыльчивым, испытывать постоянное чувство беспокойства и усталости, плохо воспринимать и запоминать информацию, неэффективно готовиться к контрольным работам и экзаменам. В итоге возникают различные трудности, начиная с проблем в учёбе, заканчивая снижением самооценки, ухудшением настроения и самочувствия.

Конечно, в длительном чрезмерном стрессе нет ничего хорошего. А разве полная расслабленность, отсутствие всякого напряжения пойдёт нам на пользу? Будет ли у нас в этом случае повод встать с дивана и двигаться дальше? Всё, чего мы добиваемся, любой успех, в том числе и в школе, - это результат затраченных усилий, которые невозможны без определённого нервного напряжения. Поэтому можно сказать, что стресс даже необходим человеку, так как помогает нам адаптироваться к изменяющимся условиям окружающего мира. Главное, чтобы он не был чрезмерным для нервной системы, не превращался из мотиватора в тормоз.

Как это сделать? Рекомендации, думаю, известны каждому из нас: важно вести здоровый образ жизни, не пренебрегать правильным режимом дня и спортом. Плюс к этому не пропускать уроки, вовремя изучать материал по той или иной теме, выполнять все работы, задаваемые учителями.

Стресс - это не повод для паники и отчаяния, а возможность новых достижений. Не зря же существует поговорка, что без стресса нет прогресса.

Лишние файлы в твоей голове.

Нет, я ничего не перепутала, придумывая название к своему посту. Мы, конечно, привыкли к тому, что файлы у нас на компьютере, а что если я вам скажу, что наш мозг тоже своего рода компьютер, да такой, по сравнению с которым любой наш гаджет по степени технологичности - всего лишь совочек для детской песочницы? Работа мозга до сих пор не изучена до конца, и наверняка нам предстоит ещё немало удивительных открытий!

Но вернёмся к названию поста. Что значит "лишние файлы", и почему они в голове? Есть мнение учёных, занимающихся изучением работы мозга, что всё, что мы когда-либо видели и слышали, остаётся в нашей голове навсегда. Просто есть более актуальная информация, которой мы
пользуемся постоянно, а есть то, что нам вроде как и не нужно, поэтому мозг может поместить это "в архив". Возможно, тебе знакомо чувство "озарения" на экзамене, когда правильный ответ пришёл к тебе из ниоткуда? Не хочется тебя разочаровывать, но это было вовсе не чудо, а особенности работы нашего мозга, который всё же когда-то получил нужную информацию и в определённый момент выдал её тебе. Так и напрашивается вывод: на уроках лучше присутствовать, а учебники не игнорировать - есть шанс, что полезная информация всё же попадёт в твою голову. 

Есть, увы, и обратная сторона медали - бесполезная информация тоже попадает в наш мозг и остаётся там навсегда, поэтому так важно не заполнять свой "компьютер на плечах" мусором. Дурацкое видео популярного блогера? Ты повеселился минуту, а избыточная и ненужная тебе информация сохранилась в тебе. Поучаствовал в "эпичном холиваре" в комментах - замусорил себя по полной программе! А прибавьте к этому мнение всё тех же учёных, что мозг хранит ВСЮ информацию, не только словесную, но зрительные образы, вкусы, запахи! Значит, один раз попробовав затянуться сигаретой, ты записываешь это в свой мозг навсегда. Ещё один вывод напрашивается - лучше  даже и не пробовать некоторые вещи!  

Конечно, с учёными можно поспорить, если у тебя есть аргументы хоть немного убедительнее, чем вечное "и чё?" Однако лично мне очень нравится мысль о том, что в жизни стоит соблюдать некую "гигиену" мозга и не засорять его дурацкими приколами, видюхами блогеров, живущих ради лайков, мрачными мыслями, ругательствами, низкопробными фильмами и плохими книгами, общением с неприятными людьми, вредными привычками...

Хочется, чтобы наш компьютер-мозг работал в полную силу, а не зависал, не тормозил, не писал нам, что на диске критически мало места, потому что мы забили его всякой ненужной ерундой и нацепляли вирусов! Короче, долой лишние файлы из головы!

Ну-ка двое из ларца. Замесить и нарубить!

Очень часто молодые люди, приходя на консультацию к психологу, заявляют, что взрослые, родители и учителя, их не понимают, не уважают и не прислушиваются к их точке зрения. Ребят это обижает, злит, и они очень хотят данную ситуацию изменить. Знакомо?

Совсем недавно у меня состоялся интересный разговор с мамой молодого человека, назовём его Егором. Она рассказала, что в последнее время ей совсем не удаётся договориться с сыном. Какой бы вопрос они ни обсуждали, у Егора есть своё мнение на этот счёт, которое является единственно правильным. Например, они недавно обсуждали, зачем в школе учить русский язык. Мама говорила о грамотности, культуре речи, общении и т.д. Егор парировал, приводя данные исследований, взятых в Интернете. Исследование гласило, что современная школа не учит грамотности, например, 80% пользователей сайтов в своих комментариях допускают грубые грамматические ошибки и, следовательно, какой толк от уроков, зачем на это тратить своё время, вполне можно обойтись оценкой «3». Говорили с мамой о вреде «вейпов» и тому подобных вещей – Егор, ссылаясь на мнение знаменитого блогера, утверждал, что результаты неких исследований не подтверждают вред подобных препаратов и говорил, что доводы мамы не убедительны. И как бы мама ни пыталась убедить сына, что неграмотность на письме или в речи, в том числе, могут быть результатом того, что не школа не учит, а дети не хотят учиться, что полагаться на мнение одного блогера, отрицая мнения врачей и учёных, как минимум недальновидно, но Егор настаивает на своём и ничего не хочет слушать. 

Как думаешь, что может сделать мама в такой ситуации? А что бы сделал ты на месте мамы Егора? Как тебе удаётся отстаивать свою позицию и приводить "весомые" доводы и удаётся ли? Приглашаю к диалогу!

Пишите дневники, пишите!

Недавно на одной из консультаций девочка-подросток поделилась со мной тем, что она пишет дневник. Может кто-то скажет, что сейчас есть более модные и популярные способы рассказать о своей личной жизни: выложить сториз или опубликовать пост. Признаюсь, я и сама писала дневник, училась я тогда в средней школе. Повзрослев, правда, выкинула, о чём сейчас жалею. Ведь те события жизни были важны для меня в тот момент, я переживала разные чувства, эмоции. Интересно было бы посмотреть, почитать, как тогда я справлялась с трудностями, где черпала силы, чем воодушевлялась, что огорчало, что радовало. Я уверена, что здесь даже можно провести параллель. Всех людей, и молодое поколение и старшее, волнуют темы любви, дружбы, предательства, успеха в будущем, а наличие интернета здесь абсолютно не важно.

Дневник, написанный рукой, сохраняет в себе душу и настроение автора. Листая страницы, мы можем увидеть красиво выведенные буквы, возможно, описывается какое-то приятное событие. А вот листок с несколько раз зачёркнутыми, почти до дыр, словами, предложениями – значит, этот текст дался непросто, вероятно, внутри была буря эмоций. А на следующей видим местами размытые буквы – это слёзы капали прямо на слова и помогали выразить и пережить печаль, грусть, горе. А дальше тем же почерком, но каким-то быстрым размашистым, наверное, автору так хотелось запечатлеть что-то очень важное, значимое, то, что должно остаться не только в памяти, но и в любимом дневничке. Именно он, дневник, молчаливо примет нас, с нашими радостями и горестями, примет такими, какие есть, не осудит, всё стерпит:  порванные, помятые от злости страницы, влагу от слёз и  с удовольствием снимет эмоциональное и психологическое напряжение. Ему можно доверить всё. Пишите дневники, пишите!