Психологический день

В последние годы визит к психологу уже не выглядит как что-то необычное и из ряда вон выходящее. Люди научились и, наверное, почти привыкли обращаться за психологической помощью, а не решать сложные проблемы самостоятельно, иногда не находя выхода. Есть те, кто считает, что это вовсе не нужная профессия, другие находят её важной и необходимой. Но с каждым годом сотни примеров доказывают актуальность работы специалистов-психологов. Их порой неоценимая помощь позволяет людям взглянуть на жизненные трудности по-новому, найти приемлемое решение, помогает налаживать отношения родителей и детей и даже вернуться к полноценной жизни.

Некоторые ребята, которые посещают занятия Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, посмотрев на нашу работу, заявляют о своём желании в будущем стать психологами, помогать людям. А вот я захотела прийти в эту профессию после того, как заметила, что многие мои друзья и знакомые любят поговорить о своих жизненных трудностях и приходят за этим именно ко мне. Я поняла, что умею слушать, а это уже часть помощи… 

А сегодня в России праздник – День психолога. Его основателем стал Московский государственный университет. Дату 22 ноября выбрали не случайно. Именно в этот день прошел учредительный съезд Российского психологического общества, а в ведущем столичном вузе открылся факультет психологии. Вообще психология имеет богатую историю, о этапах развития которой много написано в интернете и в учебниках. Предлагаю сегодня поздравить всех знакомых психологов, пожелать им здоровья, терпения и всего самого-самого, ведь они так много отдают, чтобы сделать нашу жизнь лучше и благополучнее! 

С кем и как мы здороваемся.

В детстве всех учили родители: надо здороваться. Это стало для нас автоматической деятельностью. Мы зачастую произносим: «Здрасьте», даже не поднимая глаз. А момент приветствия очень важен для начала любого общения, да и просто проходящему мимо человеку приятно видеть ваши добрые глаза и улыбку. Ведь здороваемся мы со знакомыми людьми, и в это самое время наш организм считывает эмоции, настроение собеседника, и мы в связи с этим настраиваемся на разговор. Если обмен приветствиями прошёл на позитивной ноте, то  настрой на день тоже буде положительный.

В «Толковом словаре русского языка» Ожегова говорится о том, что «приветствие – это речь с выражением добрых пожеланий, расположение». Подобное определение понятия даёт и В.И. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка». Приветствие является знаком признания ценности и достоинства человека.

Кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, воздушный поцелуй, простое «добрый день», «здравствуй», «салют», «привет» - это только первое, что пришло мне в голову. Многоцветная палитра форм приветствий не поддаётся классификации и анализу.

А как мы приветствуем собеседника в письменной речи? В последнее время я стала замечать, что в сообщениях в мессенджерах и социальных сетях сначала пишут текст, затем  здороваются. Может, забывают поприветствовать, а может быть ещё какая-то причина… Значит, на письме поздороваться не стало нашим автоматизмом. Если вы знаете какое-то необычное приветствие, или у вас был такой опыт, пишите в комментариях.

В связи со сложившейся обстановкой, когда за маской мы не видим улыбки, выражения лица, ограничены в рукопожатиях, нам важно уметь приветствовать собеседника в вежливой форме, устно и письменно, вербально и невербально. 

Сегодня во Всемирный День приветствий я желаю всем встретить как можно больше позитивных  и взаимных приветствий.

Прокачай не подкачай!

Виртуальная реальность VS жизнь. Вечный бой. Знаю ребят, которые с головой ушли в придуманный мир. Знаю и тех, кто иногда "выныривает", чтобы сходить в школу или поесть, к примеру. Компьютерная игра! От этого словосочетания бросает в дрожь мам и пап, бабушек и дедушек, учителей и, пожалуй, большинство людей поколения "кому за..." Но ведь вообще-то это интересно и даже может оказаться полезным, если разобраться и подойти ко всему с умом.  

Именно с умом! Многие игры могут здорово его "прокачать". Стратегии, головоломки, бродилки, кроссворды, игры на внимание, память - выбирай! 
И родителям покажи, а заодно расскажи им, что, создавая свою Вселенную в виртуальной реальности, можно научиться логически мыслить, просчитывать действия на несколько ходов вперёд, быстро принимать решения, видеть последствия своих решений. Если игра командная, учишься взаимодействию, общению. Помню, один парнишка на консультации по выбору профессии воскликнул: "Вот в игре я "прокачиваю" своего "перса", он растёт, становится всё круче и круче, как жаль, что в жизни так нельзя!"

А кстати! Почему же нельзя? Как и в игре, в жизни мы не становимся сразу крутыми специалистами, мы сначала "прокачиваемся", то есть учимся сперва совсем простым вещам: "а" да "б", палочки-крючочки. Потом приобретаем навыки посложнее, потом заканчиваем школу и поступаем в высшие учебные заведения - выходим на следующий уровень. И дальше, дальше. Так всю жизнь можно "прокачиваться" и становиться более компетентным, более профессиональным, более развитым, начитанным. Сплошной квест! Как в игре. Только в сто раз интереснее, потому что всё это в жизни, где ты сам герой, а не выдуманный персонаж. Из минусов - в реальности у тебя только одна жизнь и одна попытка прожить её правильно. Хотя, конечно, ты можешь "восстановить здоровье", энергию, но лучше их сразу не тратить понапрасну на всякие вредные привычки. Из плюсов - не твой персонаж, а ты сам испытаешь все радости, восторги, счастье, гордость от своих побед и от того, что сам пережил неудачу и смог подняться!

Хм...получается, что жизнь круче игры? Ладно, давай так: в игре можно немного потренироваться, а полученные навыки всё-таки использовать для жизни. Пообещай только, что не будешь играть на уроках, а то ведь откинут тебя "на предыдущий уровень" - на второй год то есть, а оно тебе надо? 


Чем ты займёшься сегодня?

Сегодня 18 ноября среда, казалось бы, обычный день. Ученики и учителя вернулись на свои места, и снова захватила нас школьная рутина. Не будем говорить о том что лучше, дистант или очное обучение, положительное и отрицательное можно найти во всём, а вот как не сделать скучной и однообразной свою жизнь – эта тема заслуживает внимания.

Итак, сегодня середина недели, а ещё и день рождения нашего доброго волшебника – Деда Мороза. Наверное, я буду права, если скажу, что каждый из нас немного Дед Мороз. На Новый год радуем подарками близких. А это непростая задача, так как хочется им угодить. Для этого нужно знать интересы того, кому дарим подарок. А самое главное держать всё в секрете и не проболтаться о своём сюрпризе.

Предлагаю объявить сегодняшний день мини-днём рождения в зимнем «Дедморозовском»  стиле. Например, попробовать съесть что-то вкусненькое, при этом надев белую бороду и усы. Кстати, хорошая идея на себе проверить новогодние игры и конкурсы, если вам понравится, значит, и вашим друзьям тоже скорее всего понравится.

А ещё именно сегодня можно начать размышлять о таком замечательном празднике, как Новый год. Подумать не только о том, какой подарок вам хотелось бы получить, хотя это очень важно, но и о том, как бы вы украсили свой дом, меню новогоднего стола, свой праздничный образ, список подарков друзьям и родственникам. Несмотря на то, что городские мероприятия отменили, у нас есть все шансы для того, чтобы праздник получился весёлым и ярким. Главное начать думать об этом. Мне нравится высказывание древнекитайского философа Лао Цзы: «Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков». Нужно думать о том, чего ты хочешь, и оно обязательно случится.

Школьная травля. Выход есть!

Мы часто пишем о наших занятиях с ребятами из клуба "Находка". Неудивительно, ведь на этих встречах у нас рождается столько интересных идей, острых вопросов, непростых обсуждений! Вот и в минувшую пятницу мы говорили об очень важном, о том, что так или иначе коснулось почти всех участников клуба...

Школьная травля. Никому не пожелаешь столкнуться с этим явлением! Но
знаете, что мы выяснили с ребятами из клуба? Оказывается, распознать травлю, или, как её называют по-научному, буллинг бывает не всегда просто. Некоторые уверены, что постоянные дразнилки, обзывательства, пинки, щипки, ехидные комментарии в соцсетях, сбрасывание вещей с парты и прочие подобные действия - это просто дружеские шутки, проявление внимания. И, даже если очень неприятно и обидно, ребята терпят, чтобы не услышать: "Ты что, совсем ку-ку, шуток не понимаешь?" А ещё бывает трудно отличить травлю от ссоры, конфликта и совсем непонятно, как же действовать в каждом конкретном случае?

Мы с "находкинцами" разбирались в проблеме буллинга на примере различных ситуаций. Разбившись по группам, обсуждали конкретные случаи, а потом, уже в общем обсуждении находили закономерности и создавали "копилку" действий при травле. Так мы пришли к выводу, что если неприятные действия по отношению к человеку повторяются часто и длительно, если силы не равны, если очень больно, страшно и обидно от того, что происходит, то это вероятнее всего именно травля. Если какая-то стычка произошла один раз, то это может быть ссорой или конфликтом, которые можно разрешить либо своими силами, либо с помощью друзей и взрослых. Когда поссорился с другом, с одноклассником или еще с кем-то из ребят в школе, можно самому поговорить с ним, обсудить случившееся и принять решение, как помириться, а можно обратиться в школьную службу примирения, такие сейчас есть во многих школах, и ребята-посредники тебе помогут. Ну а если тебя травят, то без помощи взрослых не обойтись!

Кстати, участники "Находки" долго спорили о том, стоит ли считать человека, который рассказал взрослым о травле, ябедой? И пришли к выводу, что это наоборот грамотная защита своих прав, своей чести, достоинства, здоровья, а иногда и жизни! Учителя и родители, взрослые люди в твоем окружении имеют больше возможностей для помощи тебе, они могут решать юридические вопросы, действовать правильно и по закону, подсказать тебе какие-то действия и слова, да и просто поддержать, придать сил, уверенности. Это тоже очень важно, ведь, когда тебя травят, создаётся впечатление, что ты совсем один и некому тебе помочь, нет никого, кто был бы на твоей стороне. Ребята говорили о том, что вокруг обязательно есть те, кто сочувствует тебе, но по разным причинам не встаёт на защиту: либо боится сам стать жертвой буллера, либо думает, что тебе не нужна помощь, либо стесняется помочь, либо что-то еще. Если удастся поговорить с этими ребятами, есть шанс получить от них помощь. Помнишь, мы говорили о неравенстве сил? Буллер уж никак не рассчитывает на то, что тебя кто-то поддержит!

Конечно, за время занятия "Находки" мы обсудили далеко не всё, поэтому мы с ребятами решили, что вернёмся к этой проблеме на следующей встрече, я обязательно расскажу о нашем разговоре здесь, но ты тоже можешь присоединиться к обсуждению, пиши комментарии, что ты думаешь о школьной травле, сталкивался ли с ней и как решал эту проблему? 




Что делать, если не хочешь учиться

Недавно я писала о том, почему мы не хотим учиться в школе. Сегодня предлагаю поразмышлять о том, как можно преодолеть школьные трудности.

Твоё нежелание посещать уроки связаны с пробелами в знаниях? Подумай, кто или что может тебе помочь. Например, можешь ли ты самостоятельно разобраться с возникшими трудностями (уделив занятиям достаточное время, посмотрев видеоуроки в интернете) или, чтобы преодолеть пробелы в знаниях,  тебе понадобится помощь друга, родителей, репетитора? Твои способности не соответствуют общей направленности обучения? Например, ученику с гуманитарными способностями бывает непросто учиться в физико-математическом классе. Стоит задуматься над их развитием или рассмотреть варианты перехода в класс, который в большей степени отвечающий твоим способностям. Трудности с успеваемостью возникают из-за того, что ты «ничего» не успеваешь? Возможно, нужно учиться планировать своё время, соблюдать режим дня (какая учёба, если ты «клюёшь носом» на уроках, потому что поздно ложишься спать?). Может быть, большое количество дополнительных занятий отнимают всё время и силы? При этом ещё тебе важно всё делать отлично? Высокая школьная нагрузка и большие требования часто создают условия, когда нельзя успеть «всё и сразу», поэтому важно учиться расставлять приоритеты. Например, понять, кем хочешь стать, и основные усилия направлять именно на эти предметы.

Тебе неинтересно на уроках, потому что ты быстро и легко справляешься со всеми заданиями, которые даёт учитель? Может, стоит обсудить с педагогом возможность дополнительных заданий или упражнений повышенной сложности?

Случается, что отсутствие желания ходить в школу связано с тем, что есть трудности во взаимоотношениях с учителем: тебе кажется, что он слишком много требует, постоянно придирается. Подумай, какова причина возникших сложностей. Слушаешь ли ты на уроке педагога, задаёшь ли ему вопросы, если что-то не понимаешь, выполняешь ли требования по предмету? Как ты можешь улучшить ситуацию? Могут ли тебе помочь в этом родители? Рассказывал ли ты им о возникших трудностях? Ведь часто самый эффективный способ выйти из сложной ситуации - обратиться за помощью к взрослым: родителям, педагогам, психологу. Это важно сделать и в том случае, если не хочется идти в школу, потому что у тебя не складываются отношения с одноклассниками. Особенно в том случае, когда имеют место постоянные насмешки, оскорбления, угрозы, пинки, толкание или другие виды психологического и физического насилия со стороны других учеников.

Таким образом, существуют различные причины нашего нежелания посещать школу. Для преодоления школьных трудностей важно определить проблему, обозначить возможные варианты её решения, оценить их и выбрать, на твой взгляд, самый удачный,  применить его и наконец, оценить, удалось ли решить проблему? Или стоит попробовать другой путь?