Катя, вернись!

Если честно, я пишу этот пост для одной девочки, хотя и не уверена, что она прочтёт, но вдруг. А если и кому-то из вас, ребята, он будет полезен, то я буду очень рада.

Вот в чём дело: одна восьмиклассница, назовём её Катей, не ходит в школу уже два месяца, почти с самого начала учебного года. Опустим пока такие подробности, как милиция, комиссия по делам несовершеннолетних, школьный Совет профилактики - дело даже не в них, я совсем не хочу, чтобы Катя вернулась в школу, потому что боится. Я хочу, чтобы она снова начала учиться, потому что...уважает себя. 

Наверное, нет ни одного ребёнка, который в детстве на вопрос, кем он хочет стать, когда вырастет, ответил бы, что мечтает о не престижной малооплачиваемой работе, желательно в тяжёлых условиях, без социальных гарантий и с очень злым несправедливым директором.  Все мечтают о хорошем. Чтобы получить достойную работу, надо, чтобы работодатель увидел в тебе отличного специалиста, но это совсем невозможно, если у тебя нет знаний, ты не прошел обучение. Я знаю, что Катя мечтает хорошо зарабатывать и жить отдельно от родителей, но сама же отодвигает сроки исполнения своих желаний из-за того, что не учится в школе, а значит, не поступит в училище или институт. У меня есть знакомые уже вполне взрослые люди, которые осознали нехватку образования и пошли учиться, но теперь уже платно, потому что упустили возможности и время, которые были у них в школьные годы.

Ещё один неприятный момент, с которым можно столкнуться, если ты не учишься, это "быть не в теме" по многим вопросам. Элементарные бытовые вещи, знакомые каждому, кто, к примеру, учил химию и физику, будут для неуча сплошной магией, а то и вовсе будут нести в себе угрозу: даже поменять дома лампочку надо по всем правилам, чтобы током не ударило! А как сложно будет поддержать разговор, если ты не знаешь ни одной книги и с русским языком не в ладах. 

Знаю, сейчас это кажется далёким будущим, но однажды у Кати появятся дети, которые будут задавать вопросы, а Катя не сможет ответить - знаний не хватит, да и с "домашкой" не поможет. Есть интернет, скажете? Ну и будьте тогда готовы, что любить ребёнок будет его, а не вас. 

О пользе знаний говорили многие великие люди. Человек, обладающий знанием, расширяет свои границы, он владеет всем миром, а вот неуч вечно обречён быть послушным исполнителем чужой воли!  Катя, я знаю, ты достойна большего, просто подумай об этом и прими решение!



Хочу стать боссом

Сегодня в некоторых компаниях отмечают «День шефа» или «День Босса». В этот необычный праздник сотрудники поздравляют руководителей, готовят для них необычные подарки и сюрпризы и даже устраивают флеш-мобы.

Стать руководителем - заветная мечта многих ребят, размышляющих над вопросом «кем быть?». Чем так привлекательна эта должность? Многие ребята уверены, что работа руководителя, во-первых, престижная: уважение подчинённых и окружающих, отдельный кабинет, возможность отдавать приказы, солидный счёт в банке. Во-вторых, они считают, что шеф не очень-то напрягается на работе: подписывает бумаги и отчёты, составленные подчинёнными, и контролирует соблюдение ими трудовой дисциплины, применяя санкции и поощрения.

Так ли это на самом деле? Не является ли такой взгляд на работу руководителя односторонним?

Возглавлять компанию, даже не очень крупную – непростая задача. «Босс» несёт ответственность не только перед своими руководителями, но и перед коллективом. От его умения оптимально организовать рабочий процесс и найти подход к сотрудникам зависят качественные и количественные показатели работы организации. Руководителю важно владеть навыками быстрого решения возникающих проблем, принятия оперативных решений, иногда  непопулярных, не только за себя, но и за подчинённых. А также способность работать в состоянии повышенных психологических нагрузок и готовность трудиться без выходных и полноценных отпусков.

Таким образом, в должности руководителя есть и свои плюсы, и свои минусы. Выбирая такой вариант построения своей карьеры, важно поразмышлять, что является причиной появления подобного стремления (врожденные лидерские качества, желание себя проявить или неприятие чужих приказов)? Есть ли у вас качества, важные для руководителя, можно ли их развить, как именно, готовы ли прилагать для этого усилия?

Разговаривать? Непросто!

Недавно встретила свою соседку – старшеклассницу Оксану. Заметила, что она очень грустная. На мой вопрос «Что случилось?» девушка ответила: «Меня парень бросил». Конечно, мне захотелось ей помочь, ну очень уж печальной она была. Думаю, каждому человеку необходимо умение обращаться за помощью, если это необходимо, важно не держать в себе свои проблемы и сомнения. Мы разговорились.

В разговоре выяснилось, что Оксана и её парень Андрей (имена вымышленные) договорились пойти в кино. Девушка прождала Андрея целый час, но он в назначенное время не пришёл и не позвонил. Оксана сама решила позвонить, но оказалось, что абонент не доступен. Мы стали обсуждать, почему Оксана сразу решила, что парень её «бросил». «Ну а что ещё думать?» - сказала она. Затем мы говорили о том, что могло послужить причиной такого поступка Андрея и набросали несколько вариантов: что-то случилось, был занят, телефон сломался и др.

После нашего разговора девушка немного успокоилась и пообещала не зацикливаться на грустном, тем более что она точно не знает, почему Андрей так поступил, есть только её догадки. На следующий день Оксана прибежала ко мне радостная и сообщила, что Андрею в тот день пришлось срочно уехать в деревню к бабушке, которой надо было купить лекарства и продукты, так как она заболела, а батарея у его телефона села, и он не обратил на это внимания. Со всеми этими заботами парень просто забыл про поход в кинотеатр, а сегодня пришёл и извинился. В общем, всё хорошо.

В такие моменты я всегда думаю о том, почему человек в каких-то неожиданных для него ситуациях сразу думает о плохом? Пока мы не поговорили с другим человеком, наверное, не надо делать своих предположений о его поступках, ведь всё в жизни бывает. Важно проявить терпение, спокойно разобраться, можно даже, не обвиняя другого, сказать ему о своих чувствах. Как часто бывает, когда один человек думает об одном в какой-то ситуации, а другой человек в этой же ситуации совсем о другом. И как часто люди обижаются друг на друга и перестают общаться от недоговорённости. Это зависит от нашего восприятия окружающего мира, от наших установок, от привычного реагирования на проблемы. Как с этим быть?.. Разговаривать! Без обид, без упрёков. И это не так просто!

Учёба в радость

Новый учебный год набирает обороты, многие школьники, студенты вспомнили необходимые учебные навыки, такие как писать, читать, считать, познакомились с новыми ребятами и учителями и успели устать. Устали от домашних работ, от объёма изучаемого материала, от ранних подъемов и ссор с одноклассниками и, в общем, от школы, техникума и института. Недавно у нас прошло занятие с ребятами из пятого класса, которые и заявили такую проблему как школьная усталость, и мы стали искать причины её возникновения.

Первым местом в рейтинге вещей, которые нагоняют на ребят тоску, стало… Как думаешь что? Конечно же, объём домашнего задания. «Каждый учитель думает, что кроме его урока нам вечером заняться нечем», - жаловались ребята. Мы вместе стали анализировать, какой урок даётся классу сложнее всего, и пришли к интересному выводу. Больше всего времени уходит на предметы, которые недопонимаешь, если домашнее задание делаешь от случая к случаю (сегодня выучил параграф, завтра решил, что тебя больше не спросят, и не стал учить), если не складываются отношения с учителем или с соседом по парте, когда долгое время списываешь урок из ГДЗ и т.д. Выходы мы обозначили следующие: пересмотреть распорядок дня и выделить по возможности одно и тоже время на выполнение уроков. Если задания по предмету не удаётся выполнить самостоятельно, не списывать его у одноклассника или из ГДЗ, а, например, посмотреть видео урок по теме и разобраться самостоятельно, обратиться за помощью к родителям, однокласснику, учителю, записаться на дополнительные занятия. Использовать учебники в аудиозаписи и прослушивать материал в общественном транспорте по дороге домой, вместо просмотра привычных видеороликов. Ещё ребята предлагали посмотреть на способы, которые использует каждый из нас при изучении, запоминании нового материала, а их действительно множество. Говорили мы и о режиме дня, чтобы с утра быть полным сил и не спать на первых уроках, не обошли вниманием и способы отдыха, но самая важная, на мой взгляд, мысль прозвучала к концу нашей встречи. Ребята буквально сделали для себя открытие, что школьник или студент может пойти как минимум по двум дорогам: ругать систему образования, других людей или взять ответственность за свою жизнь на себя и менять её к лучшему. А способов, как видишь, не мало. Выбирай себе по вкусу!

Очень страшная история

Знаю, многие любят "страшилки", но это обычно любишь издалека, когда история в книжке или в фильме, а ты в безопасной обстановке с чашечкой чая на диванчике или с "тазиком" попкорна в кинозале. Я вчера попала в непростую ситуацию и очень рада, что отделалась просто испугом.

В 23 часа 14 минут мой телефон завибрировал и засветился. Я, признаться, уже засыпала в тот момент и, еле продрав глаза, увидела, что пришло сообщение из одной соцсети. Знакомая девушка сообщала, что её мама попала в аварию и умирает, у них есть всего час, чтобы спасти её, но на это срочно нужны деньги. Далее был дан номер счета, куда надо перевести любую сумму.

Сердце ёкнуло: я хорошо знаю эту женщину, мы даже вместе работали, и её дочек я хорошо знаю, я просто ужаснулась тому, что она умирает вот прямо сейчас, и надо срочно собрать деньги, чтобы её спасти!

Я уже совсем было собралась зайти в мобильное приложение и перевести деньги, но решила перечитать сообщение ещё раз...Стоп! Девушка пишет: "Помоги мне!", но она никогда в жизни не обращалась ко мне на "ты". Читаю дальше и понимаю, что информация какая-то бредовая: нужны деньги на срочную операцию, надо ставить в череп титановую пластину, а её делают только в Германии. Но ведь за час её не раздобудешь, да и сами деньги пока переведёшь, пока в больнице составят договор, или что там еще делают, когда оказывают платные услуги - в любом случае это не час по времени! Дальше больше: "попала в аварию, за рулём был мой дядя", но у моей знакомой нет брата, то есть у девушки, которая мне написала, нет дяди, да и дачи, с которой якобы они ехали, тоже нет. 

Я захожу в другую соцсеть и пишу сообщение той девушке и её сестре с вопросом, правда ли то, что с их мамой беда, и вскоре получаю ответ, который, кажется, и так уже знаю - нет, страничку взломали и послали всем, кто был в списке друзей, это ужасное сообщение. 

Я даже представить себе не берусь, что испытали девчонки, когда узнали о том, что стали жертвой такого гадкого мошенничества, ведь мама- самое дорогое, что есть у человека! А я-то почему чуть было не попалась!? Ведь прекрасно знаю про все эти "разводки"!  И почему люди так поступают, ведь это уголовно наказуемое деяние!

Проанализировав случившееся, я поняла, что у мошенников тонкий расчет: сообщение шлют поздно вечером, когда человек уже спит или собирается заснуть, и соображает хуже. Пишут, что на спасение очень мало времени, поэтому рассуждать некогда. Дело касается знакомого человека, которого точно пожалеешь и не откажешь в помощи. И тут уже только один выход: очень внимательно перечитать сообщение и перепроверить его, например,  спросить что-то личное, что мошенник точно не знает, или, как я, написать в другой соцсети, или позвонить тому, от кого пришла такая "просьба о помощи". Главное, не паниковать и включить голову, тогда точно не станешь героем "очень страшной истории". 


Мы за мир?!

2 октября во многих странах мира отмечают Международный день ненасилия. С одной стороны, сегодня, как и в любой праздник, люди поздравляют друг друга с этим событием, организуют концерты и фестивали, а с другой  проходит много официальных встреч, на которых обсуждают вопросы, связанные с насилием во всём мире.

К сожалению, эта проблема затрагивает не только взрослых людей, но и многих школьников. Насилие в школе может выражаться как в физическом нападении, так и происходить в виде оскорблений, распространении слухов и сплетен, бойкоте, вымогательстве, травле через социальные сети и электронную почту. Причём наблюдатели, свидетели жестокого отношения получают порой не меньшую психологическую травму, чем непосредственно жертва насилия. Они могут испытывать страх тоже оказаться в роли жертвы, чувствовать стыд и вину за то, что не помогли, проявили слабость. Или, присоединившись к обидчику, самим стать агрессорами. 

Можно ли бороться с насилием в школе? Что может сделать для этого каждый из нас?

Безусловно, в дело прекращения распространения насилия может внести свой вклад каждый из нас. Для решения этой проблемы необходимо объединить усилия взрослых и детей. Например, обсудить на классном часе, как можно реагировать на такие ситуации. Какое поведение считать приемлемым или неприемлемым в школе. Помнить, что малейшее одобрение насилия (внимательное наблюдение, улыбка, подначивание, повторение дразнилок) усиливают страдания жертвы и служат важным фактором подкрепления для агрессора. В то же время любые действия по неодобрению травли и попытки защитить жертву (словами, действиями или обращением за помощью ко взрослым) имеют важнейшее значение как для прекращения не только определённого случая агрессии, но и дальнейшего предотвращения насилия в школе.

А какую позицию в отношении травли занимаешь ты? Насколько допустимым ты считаешь проявления агрессии в отношении окружающих? Что можешь противопоставить такому способу поведения?