Дело одного случая

Вот и осень наступила, чуть похолодало, и пошёл народ в поликлиники лечиться: ОРВИ, грипп, ангина и т.д. Однако есть в мире заболевания и пострашнее, например, гепатит, туберкулёз, СПИД. Часто кажется, что всё у тебя хорошо и никакая такая страшная болезнь тебя не коснётся, однако…

Был в моей жизни один интересный, на мой взгляд, случай. Когда я училась в медицинском колледже, получая там своё первое образование, мы проходили кожно-венерические болезни, был такой отдельный предмет. Так вот, учебник по этому предмету оказался очень красочным, на фотографиях были изображены различные проявления неаккуратной жизни некоторых людей и пугали читателя своей натуральностью. 

Одна моя знакомая Анфиса (назовём её так), с сестрой которой я дружила, очень любила погулять и отдохнуть с друзьями и, соответственно, о кожно-венерических заболеваниях и других страшных болезнях не имела практически никакого представления. Как-то, придя к девчонкам в гости, на полочке их шкафа я случайно увидела пакет со шприцами, причём некоторыми из них, видимо, уже пользовались. На мой вопрос: «Чьё это и зачем нужно?» Анфиса сказала, что это её шприцы и что они с друзьями иногда балуются лёгкими наркотиками, но это, вроде как, только простое баловство. Если честно, я в тот момент была в ужасе и поняла, что должна срочно спасать непутёвую подругу.

На следующий день я поспешила к Анфисе в гости, но уже не с пустыми руками, а с учебником по кожно-венерическим болезням с «шикарными» иллюстрациями. Вместе с ней мы просмотрели все фотографии, и я постаралась «в красках» рассказать Анфисе о возможных рисках и последствиях, которые могут наступить в результате её неосторожного и необдуманного поведения. В этот же день, впечатлившись увиденным, Анфиса отдала мне пакет со шприцами, попросив уничтожить их, что я с радостью и сделала.

С момента этой истории прошло достаточно много времени, но до сих пор моя знакомая помнит этот случай. Она сразу перестала общаться с той неблагополучной компанией ребят, а в дальнейшем нашла своё призвание в жизни и занимается любимым делом. У нас ведь как обычно бывает – пока гром не грянет… А вот тот, кто предупреждён, конечно же, вооружён – знаниями и пониманием ценности своей жизни и жизни близких людей. Больше читайте, больше думайте и будьте всегда здоровы, дорогие читатели «Лабиринта»!

Праздник каждый день

В мире практически каждый день отмечается какой-нибудь праздник. Недавно я узнала, что существует День любви к знаниям. «Разве можно любить учиться?» - удивятся некоторые школьники и даже студенты. Конечно, это сложнее, чем любить отдыхать, играть в компьютерные игры, заниматься танцами или общаться с друзьями по интернету. Однако испытывать положительные эмоции от учёбы вполне реально: в каждом классе найдутся ученики, получающие от процесса обучения удовольствие. Для них сложная задача по предмету – это своеобразный вызов, побуждающий с азартом действовать, думать, размышлять, решать, достигать…

Каждый человек от рождения наделён разными способностями (их можно развивать), которые позднее становятся основой для познавательного интереса к определённой деятельности. Кто-то легче справляется с физикой и математикой, кому-то больше нравится биология, история или литература. У некоторых учащихся чувство радости вызывают музыка, рисование, уроки домоводства или занятия спортом. Есть ребята, сфера талантов и интересов которых находится вне школьных предметов.

Но самый важный талант - жажда познания – присущ всем людям. У каждого из нас есть стремление к открытиям и любопытство, которые являются движущей силой нашего развития. Каждый может найти такое занятие, от которого загораются глаза. Даже если они «пока что», «совсем» или «вообще» не относятся к учёбе.


Новых открытий и радости познания! С праздником! 

Не думать о белой обезьяне

В русском языке есть очень интересная частица «не». Примечательна она не только правилами написания, которые мы изучаем на уроках, но и особенностями использования в речи. Я не раз слышала от ребят, увлекающихся популярной психологией, что частица «не» подсознанием не воспринимается. То есть если мы произносим какую-нибудь фразу с «не», то воспринимаем её с точностью до наоборот.

Например, нам говорят: «Не думай о белой обезьяне!» И даже засекают время на секундомере – одну минуту. Легко ли справиться с этой задачей? Кто пробовал, отвечает, что о-очень трудно – мысленно мы постоянно возвращаемся к тому, что изо всех сил стараемся не делать.

Неужели наше подсознание действительно не воспринимает частицу «не»? Думаю, дело в том, что когда мы внушаем себе «я не буду думать о белой обезьяне», у нас возникает образ этой самой обезьяны, потому что нет альтернативы. Если бы нам предложили представлять себе что-то ещё, например, розового слона, выполнить задание было бы намного легче. То есть, важно ставить перед собой альтернативную цель, чтобы было к чему стремиться. Не просто думать о том, чего я не хочу, а представлять желаемое. С этой точки зрения говорить себе: «Я хочу получать пятёрки», «Дышать полной грудью, свежим воздухом», «Есть здоровую еду», эффективнее, чем «Не хочу получать двойки», «Не хочу курить», «Не хочу объедаться пончиками на ужин».

В общем, не стоит недооценивать возможности нашего восприятия и критического мышления. Наше подсознание воспринимает всё правильно, если это гармонично в него вписывается. Вы же не верите в то, что если человеку сказать: «не упади», то он обязательно упадёт?

Новая жизнь - 3

Продолжаем наш разговор о том, почему же не всегда получается «начать новую жизнь», на примере одного молодого человека, который решил учить физику сразу после возвращения домой из школы. Он начинал читать учебник, 10-15 минут читал, надоедало… И всё-таки он выполнил своё решение систематически учить физику. 

Так что же он делал, чтобы реализовать своё намерение? Вроде его действия конкретны и буквально точны до минуты: 10-15 минут читал… Но одной такой конкретики мало. Во-первых, его желание учить физику, по крайней мере внешне, не связано с его личными мотивами, а это, как уже обсуждалось, принципиально важно. Во-вторых, он совершенно не думал о том, есть ли у него какие-нибудь умения, навыки учиться. Уметь учиться – это не только читать учебник.

А что же ещё нужно? В связи с этим хочется рассказать об одном интересном эксперименте, который проводился с ребятами младших классов. Его результаты вполне применимы к любому возрасту. Школьникам предлагали задания, за выполнение которых они могли получить игрушку. Чем труднее было задание, тем привлекательнее была игрушка. За самое сложное задание мальчикам предлагался роскошный паровоз, а девочкам не менее роскошная кукла. При этом говорилось, что если задание будет выполнено неправильно или не выполнено, то игрушка остаётся у экспериментатора. Как ты догадываешься, ребята вели себя по-разному, но очень многие выбирали самое трудное задание. Когда это задание выбрал один из слабых учеников класса, у которого почти не было шансов его выполнить, экспериментатор решил спросить, почему он не выбрал более лёгкое задание (с другой игрушкой).

Между мальчиком и экспериментатором произошёл такой разговор:
- Ты умеешь решать такие задачи?
- Нет.
- А вообще задачи по математике хорошо решаешь?
- Не-е…
- А считаешь хорошо?
- Не-а…
- А ты понимал, что если ты не выполнишь задание, то не получишь никакой игрушки?
- Да.
- На что же ты рассчитывал?
- Я рассчитывал на паровозик.

Вот так многие рассчитывают «на паровозик», не соотнося то, что требуется для его получения, со своими возможностями. Мы попадаем в ловушку своих желаний, потому что не заботимся о средствах. Многие не думают о средствах преодоления трудностей в новом деле. В нашем случае: как не отвлекаться на телефон во время занятий физикой. Трудность в том, что то, что привычно, мы начинаем делать почти автоматически! Следовательно, чтобы вести себя по-другому, нужно учесть свои привычки, которые помешают в достижении цели, и подумать о путях их преодоления. Возможно, нужно ставить телефон на беззвучный режим или убирать его из своего поля зрения. А, может, тебе даже понадобится отдавать его кому-нибудь на хранение!

А о чём ещё нужно подумать, начиная новую жизнь – в следующий раз!


Хотите вернуться к посту позже? Добавьте его в ваши любимые закладки

Опять маршрутка и опять наушники

Как всегда возвращаюсь домой на общественном транспорте – маршрутке. Так сложилось так, что я оказалась в её «хвосте». Передо мной стояла девушка и слушала музыку в наушниках. Когда пришло время продвигаться к выходу, я вежливо спросила: «Вы выходите на следующей?» Но реакции не было. Я спросила ещё раз. Ответа нет. Где-то раза с четвёртого девушка поняла, что я обращаюсь к ней. Я пыталась позой и взглядом показать это. Внутри у меня возникли переживания и опасения о том, что я могу пропустить свою остановку. Желания изменять свои планы и включать в них прогулку не было...


Всё чаще встречаются такие молодые люди и девушки, которые, входя в общественный транспорт, вставляют наушники и взгляд направляют в телефон. Я понимаю, конечно, что долгое время пути можно занять чем-то полезным: расслабиться и поиграть в игру, пообщаться с друзьями онлайн, почитать книгу. К сожалению, со стороны это выглядит, словно человек оторван от реальности. Бывает, заходит старушка с палочкой или мама с малолетним ребёнком. Им уступают люди зрелого и пожилого возраста, а иногда возникает скандал, потому что до молодых людей чуть ли не в прямом смысле не получается достучаться. Юноши и девушки настолько погружены, что в первые секунды выглядят просто растерянно, не понимая, что происходит в данный момент. Окружающие воспринимают молодёжь, как потомков Цезаря, которые всё вокруг видят и слышат, несмотря на то что в ушах у них звучит музыка, глаза – в экране телефона, а не уступают только потому, что лень. А на самом деле не лень, просто невозможно быть в двух реальностях одновременно.

Может, нам снова стоит задуматься, как мы выглядим со стороны? Что о тебе думают окружающие, не мешаешь ли ты кому-то? Ведь никогда не знаешь, кем в твоей судьбе окажется случайный человек.