«Граждане пассажиры, будьте взаимно вежливы…» Эта фраза
постоянно звучала в транспорте советских времён, иногда её можно услышать и сейчас - в автобусах, троллейбусах (в маршрутках вряд ли), в метро. А есть среди вас
такие, кто задумывался над этой фразой, что она в себе несёт, чего требует от
нас?
Типичная картина в час пик: на сиденье вальяжно
развалился мужчина, рядом стоит женщина с ребёнком. Молодой парень не уступает
место беременной женщине. Студенточка в модной курточке и с плеером в ушах в
упор не видит старушку, стоящую рядом. И кто-то печально вздыхает: «Ох, и
молодёжь нынче пошла!», а кто-то разражается гневной тирадой о правилах
поведения в транспорте…
Стоп! Граждане пассажиры, будьте взаимно вежливы!
Взаимно! А это значит, что обе стороны – и сидящая и стоящая, должны проявлять
уважение и понимание. Ведь общественный транспорт – это место, где невольно, по
необходимости, нам приходится так или иначе контактировать с большим
количеством незнакомых людей, и только от нас самих зависит, насколько эта
ситуация будет для нас и окружающих комфортной.
На помощь нам должны прийти хорошее воспитание и умение
поставить себя на место другого человека. Стоит представить себе, как тяжело
пожилому человеку находиться в транспорте, ведь в этом возрасте уже и ноги
плохо слушаются, и координация движений нарушена, и многие функции организма уже
не те, что в молодости. Но и у молодых бывают проблемы со здоровьем. Например,
в подростковом возрасте, организм так быстро растёт и так неравномерно
развивается, что могут быть и головокружения, и перепады давления, и укачивание
в транспорте. Об этом знают (помнят) далеко не все взрослые. Мы не всегда можем знать о проблемах со здоровьем человека рядом, как и о наших проблемах никто не может, подобно ясновидящему, просто догадаться. Что же делать?
Быть взаимно вежливыми и не стесняться решать проблемы
словами. Если вам плохо, а бабуля рядом уже призывает на вашу голову все громы
и молнии мира, не спешите огрызаться или гордо молчать, как лорд Байрон на одинокой
скале. Скажите вежливо и доброжелательно: «Извините, но я не могу уступить вам
место, потому что нехорошо себя чувствую». Если человек неглуп и воспитан, он
поймёт вас. Если вам стало плохо в транспорте, а выйти нет возможности, можно обратиться за помощью к кондуктору, или
попросить кого-то из пассажиров уступить вам место, объяснив при этом ситуацию.
Ну а если у вас всё в порядке, вы бодры и полны сил, то почему бы и не постоять
в автобусе, оставив места для сидения тем, кто в этом больше нуждается.
Вежливость – понятие вне возраста. Если вам 15, это
совсем не означает, что вы не имеете право на то, чтобы вас уважали, обращались
к вам вежливо. Но и вы, в свою очередь, должны помнить о том, что и окружающие
вас люди имеют такое же право на уважение. Не ответить агрессией на агрессию,
грубостью на грубость, сохранять спокойствие, решать проблемы словесно, быть
доброжелательным и не забывать про улыбку – вот поведение по-настоящему
взрослого и воспитанного человека. Это трудно, но оно того стоит, поверьте.
Граждане пассажиры, будьте взаимно вежливы!
3 Responses to “Граждане пассажиры...”
Согласен! Если вежливо сказать, что сам сейчас не очень хорошо себя чувствуешь, человек обязательно поймёт.
Очень важную тему затронул автор статьи. Очень часто встречаются такие случаи, когда пассажиры забывают о взаимном уважении друг к другу. Это обидно и досадно, что культура нашего общества оставляет желать лучшего.
А от чего это зависит? Правильно - от нас же с вами самих;))))
Отправить комментарий