"Я боюсь
отвечать у доски. Всё из головы вылетает, а ведь знал, учил, мог
ответить…". С такой жалобой школьники часто обращаются к
психологу. С чем это связано? Почему у одних учеников эта
ситуация вообще не вызывает переживаний ("Отвечать у доски? Ну
и что? В чём проблема?" - с недоумением говорят ребята), а другие настолько
сильно волнуются, что их начинает подташнивать, лицо бледнеет или
покрывается красными пятнами, руки становятся влажными, колени дрожат, к горлу комок подступает, и они забывают даже хорошо выученный урок?
Причины могут быть разные. Мы можем волноваться, когда
не знаем, как себя вести, что делать, боимся потерпеть неудачу, "провалиться".
Переживания могут быть связаны с тем, насколько хорошо
ученик знает материал, насколько он вообще понимает тот или иной предмет.
Например, иногда нам кажется, что прочитав параграф дома, мы его выучили, и
только при ответе в классе, понимаем, что это не так. Иногда на нас
излишне давит учительский авторитет, опасения не оправдать ожидания педагога.
Случается, чувство неуверенности в себе возникает после скептических,
недоверчивых слов учителя. Например: «Ну, давай посмотрим, что ты там
сегодня выучил». Или от страха быть осмеянным одноклассниками. Особенно, если у
тебя уже имеется негативный опыт, когда что-то пошло не так.
Конечно, сохранять невозмутимость при ответе у доски бывает
непросто. Ведь это своего рода публичное выступление, которое можно сравнить,
например, с выступлением артиста на сцене. Но ведь и артисты, по их признаниям,
перед выходом на сцену волнуются. Однако им удаётся «взять себя в руки».
Уверена, что каждый ученик может научиться справляться с излишним волнением,
повысить уверенность при ответе у доски. А вы как считаете? Поразмышляем об
этом вместе. А я обещаю вернуться к этой теме в ближайшее время.
No response to “Отчего так страшно выступать... ”
Отправить комментарий