Отчего так страшно выступать...

"Я боюсь отвечать у доски. Всё из головы вылетает, а ведь знал, учил, мог ответить…". С такой жалобой школьники часто обращаются к психологу. С чем это связано? Почему у одних учеников эта ситуация вообще не вызывает переживаний ("Отвечать у доски? Ну и что? В чём проблема?" - с недоумением говорят ребята), а другие настолько сильно волнуются, что их начинает подташнивать, лицо бледнеет или покрывается красными пятнами, руки становятся влажными, колени дрожат, к горлу комок подступает, и они забывают даже хорошо выученный урок?

Причины могут быть разные. Мы можем волноваться, когда не знаем, как себя вести, что делать, боимся потерпеть неудачу, "провалиться". Переживания могут быть связаны  с тем,  насколько хорошо ученик знает материал, насколько он вообще понимает тот или иной предмет. Например, иногда нам кажется, что прочитав параграф дома, мы его выучили, и только при ответе в классе, понимаем, что это не так.  Иногда на нас излишне давит учительский авторитет, опасения не оправдать ожидания педагога. Случается, чувство неуверенности в себе возникает после скептических, недоверчивых слов учителя. Например: «Ну, давай посмотрим, что ты там сегодня выучил». Или от страха быть осмеянным одноклассниками. Особенно, если у тебя уже имеется негативный опыт, когда что-то пошло не так.

Конечно, сохранять невозмутимость при ответе у доски бывает непросто. Ведь это своего рода публичное выступление, которое можно сравнить, например, с выступлением артиста на сцене. Но ведь и артисты, по их признаниям, перед выходом на сцену волнуются. Однако им удаётся «взять себя в руки». Уверена, что каждый ученик может научиться справляться с излишним волнением, повысить уверенность при ответе у доски. А вы как считаете? Поразмышляем об этом вместе. А я обещаю вернуться к этой теме в ближайшее время.


No response to “Отчего так страшно выступать... ”

Отправка комментария