Недавно мы говорили с тобой о природе фейковых новостей. У нас остались вопросы, что делать, как себя защитить, как перепроверять информацию? В своей книге «Анатомия заблуждений» Никита Непряхин предлагает следующий алгоритм:
Шаг 1. Изучите новость целикомНикогда не судите о новости
по заголовку. Названия статей в СМИ могут быть провокационными, кричащими,
скандальными, чтобы привлечь внимание целевой аудитории. При внимательном
прочтении новости целиком оказывается, что никакой связи с броским заголовком
нет. Если новость носит совсем абсурдный характер: возможно, это шутка, мем или
сатира пранкеров.
Шаг 2. Изучите источник
новости
Насколько авторитетен
новостной источник? Изучите подробную информацию о портале. Очень часто
фейковые ресурсы маскируются под популярные, копируя дизайн и изменяя в
написании адреса, например, всего одну букву. То же самое касается аккаунтов.
Шаг 3. Найдите первоисточник
Есть ли ссылки на источники
информации? Пройдите по ссылкам в этой статье. Кто первоначально сообщил об
этом событии — официальные органы, авторитетные организации или сомнительные
безымянные свидетели? Есть ли подтверждения в других источниках?
Шаг 4. Проверьте автора
Есть ли вообще автор у этой
статьи? Какие еще статьи принадлежат его перу? Есть ли какая-то информация о
нём в интернете? О чём он писал до этого?
Шаг 5. Проверьте
подлинность аккаунта
Прежде всего, обращайте внимание на содержание. Вы видите в
подозрительной ленте только репосты или есть авторский контент? Уточните, когда
был создан аккаунт. Посмотрите, есть ли загруженные пользователем фото и видео.
Насколько уникальны фотографии? На какие страницы он ещё подписан? Есть ли у
него кто в друзьях и сколько у него подписчиков? Если страница пустая, то,
скорее всего, она фейковая и доверять ей как источнику информации точно не
стоит.
Шаг 5. Подумайте про
предвзятость и заинтересованность
Можно ли сказать, что текст
эмоционально насыщенный? Не забывайте, что излишняя эмоциональность в новости -
это первый признак фейка или пропаганды. Кем опубликован этот текст — вашими
«сторонниками» по системе ценностей и убеждений или противниками? Может быть,
стоит обратиться к противоположной точке зрения, чтобы увидеть разные мнения и
позиции по этому вопросу? Какой может быть целевая аудитория у этой новости?
Есть ли кто-то, кто мог быть заинтересован в её распространении? И конечно,
подумайте о себе, насколько я лично заинтересован в правдивости или ложности
данной новости? Никогда не забывайте о собственной предвзятости. Критическое
мышление начинается с себя и саморефлексии.
Шаг 6. Обратитесь к
экспертам
В случае необходимости
найдите комментарии экспертов в данной области.
И всё же стоит помнить, людям свойственно ошибаться, и тем, кто публикует и распространяет новости, и тем, кто их перепроверяет и критикует.
No response to “Проверь. Проверь ещё раз. Перепроверь.”
Отправить комментарий