Потому что мы - люди!

Я хорошо помню, как в детстве видела фильм, где героиня отругала дочку за то, что её парень вступил за неё в драку. Точнее, не отругала, а сказала, что конфликты надо решать словами. Тогда со всей своей детской горячностью я подумала: "Ну какая же мама непонятливая! Не получится с ними договориться, ведь они же хулиганы. Надо уметь за себя постоять!"

Прошло много лет. Я повзрослела,  стала психологом и, конечно, поменялись мои взгляды на многое. Теперь, когда я вижу этот фильм, я понимаю, что имела в виду мама и почему ей было так важно, чтобы дочка её услышала...

Недавно я общалась с девятиклассниками одной из школ нашего города, мы обсуждали конфликты и способы выхода из них. Ребята совершенно искренне говорили о том, что есть ситуации, где надо "поработать кулаками", а то человек не поймёт. Что защищать свои честь и достоинство лучше всего силой. Что некоторых надо "проучить", "поговорить по-мужски" и т.д. Они с жаром доказывали свою правоту, всерьёз рассуждая, как ударить так, чтобы не попасть в полицию, и лишь немногие из них сказали, что предпочитают, как они выразились, "дипломатию", то есть попытки решить спор мирно, с помощью разговоров. В процессе обсуждения мы пришли к идее уважения человека и его прав, и для ребят просто как гром среди ясного неба прозвучала простая мысль: "Никого и никогда нельзя подвергать насилию, потому что нет таких причин, которые могли бы оправдать жестокость". "Я человек и ты человек, я тебя уважаю и хочу уважения к себе, но я не буду добиваться соблюдения своих прав кулаками, потому что я - Человек!" - так написал один парень из этого класса. 

Невозможно прожить целую жизнь и ни разу ни с кем не поссориться. Факт! Сталкиваются наши интересы, мы чувствуем себя обиженными, ущемлёнными в правах, униженными, непонятыми. Но у ссоры всегда две стороны, и тот, с кем мы поссорились, тоже имеет свой взгляд на проблему. У него своя правда, у нас своя. Выяснять на кулаках, кто "правее"? Но агрессия - это снежный ком, который растёт, растёт, и вот уже оба участника конфликта рискуют быть заваленными этим снегом. Умение решить всё мирным, ненасильственным путём - одно из важнейших, если ты человек. Поговорить, услышать точку зрения другого, понять, объяснить своё мнение, вместе выработать решение, которое устроит обоих. Пожалуй, в современном обществе вот это и есть "по-мужски" или, если хотите, по-человечески.  

No response to “Потому что мы - люди!”

Отправить комментарий