Я об этом ещё напишу

В последнее время не раз приходилось слышать от учителей и родителей: "Говорю ему учись, а он мне в ответ: а зачем, я же буду блогером!". Захотелось под новогодней ёлочкой выразить несколько мыслей по этому поводу.

Понимаю, что ребята таким образом отбиваются от увещеваний взрослых типа: "если не будешь учиться, пойдёшь в дворники!". Фраза "буду блогером" сбивает взрослых с толку, ставит их в тупик, ведь фигура блогера очень и очень отличается от дворника и того, чем последний более или менее успешно занимается на наших улицах (во дворах дворников уже давно не видели). 

Понимают ли ребята, кто такой блогер, зачем и почему им становятся, как и чем надо овладеть, чтобы им действительно стать, а не просто таковым называться? Это уже совсем другой вопрос, ответ на который надо искать каждому, желающему блогером стать.

Ищите в Новом году. И найдёте обязательно!

Хотите вернуться к посту позже? Добавьте его в ваши любимые закладки

Необычный праздник

Как сделать праздник необычным и запоминающимся? Этот вопрос я задала себе накануне Нового года. Ёлка, подарки, оливье, телевизор – всё это, конечно, будет, но хочется чего-то такого, чтобы было весело и с кучей впечатлений. Скорее всего, нужна программа, сценарий, к тому же неожиданный для всех. Надо что-нибудь придумать.

Можно спланировать тематическую вечеринку, например, в карнавальных костюмах, сделанных своими руками. Развлечения тоже нужно подобрать в тему: простор для фантазии и яркие необычные фото обеспечены. Для этого можно использовать всё, что угодно: настольные и активные игры, весёлые фотосессии, логические и смешные задания, коллективные рисунки и даже детские загадки-перевёртыши. 

А почему бы не дарить подарки каждый день? Не весь год, конечно, а хотя бы в первую неделю нового года – небольшие сувениры, полезные мелочи или сладости. Можно придумать новогодний квест с поиском этих самых подарков. И голова поработает, и поиграть можно всей семьёй. А почему бы не поспорить с друзьями, кто больше соберёт фотографий новогодних ёлок по городу, ведь их так много вокруг. Для победителя можно подготовить какой-нибудь приз, а потом угадывать, на какой улице сделано фото.

Планируя празднование Нового года, не стоит ограничивать свою фантазию. И пусть ведущему вечеринки не удастся отсидеться за столом и спокойненько поесть, зато будет о чём потом долго вспоминать с семьёй или с друзьями, а это так здорово! С Новым годом!

Не новая, но по-новому!

Как часто мы обещаем сами себе начать новую жизнь с понедельника, с начала месяца, года! А разве это возможно? Вспоминаю забавный анекдот:  ну когда же ты изменишься и начнёшь новую жизнь? А зачем мне новая жизнь, я ещё старую не использовал. Вроде шутка, но доля правды в ней есть, ведь жизнь у нас одна - мы не в компьютерной игре - а вот что-то менять в своей жизни по мере взросления, накопления опыта, встреч с разными людьми мы можем. 

Несмотря на то, что 2018 год начинается с понедельника и только ленивый не пошутил ещё про уникальный шанс начать новую жизнь, предлагаю действовать немного по-другому. Пусть это будет всё та же твоя жизнь, но ты внесёшь в неё некоторые полезные и приятные изменения. Новогодние каникулы - отличный шанс попробовать то, на что раньше, быть может, не хватало решимости, сил или времени. 

Закаливание, долгие прогулки на свежем воздухе, сокращение времени за компьютером или смартфоном, правильное питание, физические нагрузки, отказ от вредных привычек - в каникулы всё это начать проще, а потом не заметишь, как втянешься. Я не раз слышала, как ребята, которые начинали соблюдать режим дня и планировать свой день, с удивлением обнаруживали, что у них теперь на всё хватает времени, хотя раньше они ничего не успевали. Попробуй и ты!

Каникулы - прекрасное время, чтобы прокачать свой мозг: книги, логические задачки, игры-головоломки, энциклопедии, изучение иностранного языка - всё в дело! Не забудем и про творчество: рисуй, пой, танцуй, сочиняй стихи, мастери поделки. Вокруг тебя всегда много возможностей, но и самому надо действовать, не ждать, что кто-то тебя осчастливит, изменит твою жизнь к лучшему без твоего участия.

А ещё очень важно, что новогодние праздники дают нам возможность побыть рядом с теми, кого мы любим, подарить им немного тепла и внимания, не отмахнуться от младшего братишки и поиграть с ним, посидеть с бабушкой и порассматривать старый альбом с фотографиями, вместе с мамой испечь модные маффины, не раздражаясь, что она по старинке называет их кексами, что-то смастерить с папой и понять, что счастье - это то, что живёт внутри нас!

С Новым годом, друзья! 

"Живое" письмо

Прочитала в интернете одно интересное высказывание: «Интернет не сближает. Это скопление одиночества. Мы вроде вместе, но каждый один. Иллюзия общения, иллюзия дружбы, иллюзия жизни…». Я задумалась о том, что имел в виду писатель, которому принадлежат эти слова. К примеру, почему у некоторых людей в социальных сетях 30-50 друзей, а у кого-то сотни и тысячи? И почему эти сотни и тысячи попадают в категорию «друзья»? Да, впрочем, и сотню человек вряд ли можно считать друзьями. Жаль, что в социальных сетях нет категории «те, кого я просто знаю».

А ведь действительно, каждый, кто находится перед экраном компьютера, смартфона или планшета, вроде бы общается, но один на один с экраном. Нет рядом человеческого тепла, надёжного дружеского плеча, не понять эмоций, которые выражает собеседник по переписке. Да, так проще – написал сообщение, лайкнул фото, послал электронную открытку и всё хорошо…

В этом году я отправила всем своим родным, тем, кто живёт в других городах, настоящие письма с поздравлениями и пожеланиями. Хочу, чтобы получив их, они ощутили моё тепло, моё настроение. Знаете, как приятно, получив открытку, поставить её на видное место и, проходя мимо, вспоминать отправителя!

Впереди новогодние праздничные дни. А что, если попробовать послать не виртуальный подарок, который нельзя потрогать, исчезающий при отключении компьютера, а настоящее «живое» письмо, открытку, телеграмму. Думаю, что получатель приятно удивится, тем более что сейчас это, наверное, покажется очень даже необычным. А ещё давайте попробуем прожить хотя бы один день без интернета. Найдётся очень много увлекательных занятий, на которые раньше не хватало времени… С наступаюшим!!!

Пока часы двенадцать бьют

Новогодняя ночь наполнена особенной волшебной атмосферой. В это время все мы немного дети, которые с нетерпением ждут этого праздника, с радостью обмениваются подарками и поздравлениями и… верят в чудеса. Именно эта волшебная привычка заставляет съедать двенадцать виноградин в тот момент, когда стрелки указывают на двенадцать часов ночи, выходить на улицу, чтобы поймать снежинку, прятать желания под подушку, загадывать их в прыжке и непременно никому не рассказывать, иначе ведь желание испугается и не сбудется. Иногда мечты осуществляются, а иногда - нет. В чём же дело? Может быть, мы неправильно загадываем желания или применяем не тот способ?

Многие из нас не раз слышали о том, как важно точно формулировать то, о чём мы просим. Избегая при этом частицы «не». Например, если мы мечтаем хорошо учиться, не говорим «Я хочу не получать двойки», а произносим то, что хотим воплотить в жизнь — «Я желаю учиться на пятёрки».

Но мне кажется, что наши новогодние желания сбываются лишь тогда, когда мы не просто по-детски ждём их исполнения, а сами делаем что-то для их воплощения в жизнь. Важно верить в успех, в то, что всё получится!

Пусть все ваши мечты сбываются! 

Оценка? Оценка!


«Я весь вечер сидела за уроками, а учительница мне всё равно поставила тройку», «Я не знал, что задано», «Я стараюсь изо всех сил, часами сижу за учебниками и у доски отвечаю всё правильно, но учитель находит к чему придраться и не ставит 5», «Я сделала всего пару пустяковых ошибок, а учитель поставила тройку». К сожалению, ситуации, когда ученику кажется, что педагог несправедлив к нему и намеренно занижает оценки, отнюдь не редкость. Иногда они разрешаются мирно и к взаимному облегчению, иногда  замалчиваются, некоторые выливаются в затяжные конфликты.
Обидно, если оценка, которую нам ставит учитель, несправедлива. Однако прежде чем сделать вывод, что к тебе придираются, важно разобраться в причинах происходящего.

Известны ли тебе критерии выставления оценки? То, что мы можем счесть придирками, на профессиональный взгляд может оказаться обязательными требованиями, предъявляемыми в рамках государственного стандарта.

Интересовался ли ты у учителя, что ты делаешь не так и как это исправить?  Возможно, ты действительно что-то упустил?

Зачем учитель занижает оценку? Я уверена, что педагогу невыгодно занижать баллы своим ученикам, так как они тем самым портят свой собственный имидж перед другими учителями и перед директором школы. Мало того, каждую учебную четверть учителя сдают отчёты по качеству успеваемости.

Можешь ли ты выполнить задание так, чтобы «занизить» оценку было невозможно? Чтобы придраться просто было не к чему: написать без единой помарки, выучить наизусть, подготовить доклад и с блеском выступить.

Возможно, недостаточно высокая оценка  результат твоего очень сильного волнения при ответе у доски или с места, а не показатель того, что ты плохо выучил домашнее задание или педагог «придирается».

В каждой из этих ситуаций есть своё решение. В любом случае важно спокойно обсудить создавшееся положение с учителем, выяснить его точку зрения, объяснить свою позицию, не повышая голоса, проявляя уважение к педагогу… Даже «конфликтовать» нужно вежливо  учись отстаивать свою позицию корректно.

На что похожа твоя дружба?

Случайно вчера услышала от двоих людей сравнение хорошей, настоящей дружбы с сочетанием сала и чеснока (в кулинарной передаче), а потом племянник в своём рассказе тоже сравнил: я, Димка и Лёха, как сало, хлеб и чеснок, не можем друг без друга. Да, без друга – плохо. А когда он есть?... Может быть, ощущаешь себя уверенней, комфортней, более защищённым что ли? Когда чувствуешь плечо, на которое можешь опереться, или знаешь, что у кого-то всегда припасена «плакательная» жилетка, что тебя поймут, разделят чувства и эмоции.

И тут я задумалась: а с чем бы я сравнила свою дружбу? И будут ли это продукты или напитки, вещи и т.д.? В моём детстве было модно собирать обёртки от жвачки – вкладыши. Мне очень нравилась жвачка «Love is». На её вкладышах были нарисованы два человечка и написано: «Любовь – это… Например, держаться вместе за руки». Вариантов было огромное количество. Вот если бы про дружбу мы так порассуждали… Тоже было бы много версий. И многие версии совпадали бы. Например, вместо того, чтобы крикнуть, сосчитать до 10, вместе заниматься любимым делом или вместе грустить и радоваться. Всё это подходит и для дружбы, и для любви.
И много ли у нас настоящих друзей? Как мы их выбираем? Помогают ли нам в этом соц.сети? Сколько там друзей? С чем можно сравнить такую дружбу?

Признаюсь, я больше люблю живое общение и реальных друзей, потому что вместе веселее, интереснее, да и подарки тоже люблю не виртуальные, а настоящие.

Чай или...?

Как приятно зимним утром или вечером посмотреть, как падают снежинки, или стекают капли по оконному стеклу, и выпить чашечку чая. Может, почувствовав аромат, прибежит кто-то родной и близкий. С ним можно поделиться чаем, печенькой или своей историей, планами на день и на далёкое будущее. А бывает, что и наш собеседник откроет нам свои чувства, поделится чем-то сокровенным, и за этими душевными разговорами мы лучше узнаем себя, другого. Сегодня Международный день чая. Этот напиток, конечно, изобретён не у нас в стране, но стал неотъемлемой частью приёма пищи, перекуса и даже лечения простудных заболеваний. За чашечкой чая проще договориться, помириться. Этот напиток уместен в любое время года, в любую погоду. Его можно пить и горячим и холодным. Он бывает и чёрным, и зелёным, и красным. А вкусов … ещё больше. 
Иногда вижу группы молодых людей, перетаптывающихся с ноги на ногу от холода или другой непогоды. В руках по бутылочке, во рту тлеет сигаретка. Сигаретный дым плюс пар при разговоре создают впечатление тумана на концерте Пугачёвой на заре её молодости. Может, они и представляют себя звёздами в этот момент, но со стороны смотрится не очень. Мне их жалко и хочется накинуть плед, согреть их. А ещё я знаю, что дома за кружечкой чая я смогу обсудить свои трудности, найти решение в непростой ситуации, поделиться радостью с теми, кто мне дорог. Ведь чай согревает не только тело, но и душу.

Хотите вернуться к посту позже? Добавьте его в ваши любимые закладки

Захочу – проскочу?

Первая половина учебного года почти позади, всё чаще я на занятиях и консультациях слышу от ребят о том, что скоро сдавать экзамены за 9 и 11 класс. Отношение к этому у школьников очень разное.

Недавно я общалась с одним молодым человеком, учеником 9 класса, который мог бы сейчас быть учеником 10-го, но...остался на второй год. Парень рассказал мне, что эта история просто выбила его из привычной жизни, он потерял веру в себя, ему стало трудно принимать решения, он боится, что и на этот раз не справится с экзаменом.

Когда я спросила его, почему, по его мнению, так получилось, девятиклассник ответил честно:"Все вокруг говорили, что экзамен за 9 класс - ерунда, я был уверен, что проскочу, практически не готовился. Знакомые ребята уверяли, что списать - не проблема. Я смеялся над теми, кто готовился к экзамену, и просто гулял в это время". Мы заговорили о том, какие чувства он испытал, когда узнал, что остаётся на второй год, и мальчишка рассказал мне, что первая же двойка была шоком. Когда завалил остальные экзамены, ещё была надежда, что пересдаст, но так занервничал и заметался, что не смог качественно подготовиться к пересдаче, да и пробелы в знаниях были огромные, в итоге - остался на второй год. "Сначала я вообще не хотел идти в этот класс - было ужасно стыдно, потом взял себя в руки. Было трудно, новые одноклассники посмеивались, а учителя откровенно позорили и говорили другим ученикам, чтобы не были такими, как я", - признался молодой человек. 

Мы долго еще разговаривали о том, как снова поверить в себя, как преодолеть трудности, как подготовиться к новому испытанию, но среди прочего старшеклассник отметил, что его очень волнует один вопрос: как помочь одноклассникам понять, что готовиться к экзамену нужно серьёзно. Он пережил неудачный опыт и очень хочет предостеречь других ребят.

Я верю, что у парнишки всё получится и его негативный опыт всё же обернётся пользой для него. Иногда нам и правда нужно набить свои шишки, чтобы понять что-то важное, но есть удары, которых можно избежать, если заранее продумывать последствия своих действий, относиться более ответственно к своим делам, поступкам, словам. Экзамен - важное испытание, но пройти его надо, в первую очередь, для себя самого, даже не для учителей и родителей, а именно для себя. Проверить свои знания, испытать свои силы, оценить свою способность мобилизоваться, справиться с волнением, а для такой подготовки, конечно, нужно время, желание и взрослый подход к делу. Ребята, у вас еще есть время изменить своё отношение к экзамену. Успех в ваших руках!

Так-то я взрослый...

Недавно в разговоре с одним молодым человеком мы рассуждали на такие темы как взрослость, ответственность, самостоятельность. Парень считает, что в свои 16 лет он вполне способен сам принимать решения, которые касаются его жизни, например, чем заниматься вечером – пойти гулять или подтянуть учёбу, во сколько он должен лечь спать и когда закончить компьютерную игру. Он недоволен, что мама постоянно ему напоминает про школу, про то, что он должен убраться в комнате, покормить своего четвероногого друга, лечь спать… Дома часто случаются ссоры, отношения портятся, договориться не получается. Молодой человек считает себя взрослым и ему не нужны мамины советы, а мама обеспокоена неудовлетворительными оценками в школе и, как она считает, безответственностью сына.
Ребята, а вы как думаете, молодой человек прав или права мама, а может, в этой ситуации нет правых и неправых? Давайте поразмышляем вместе. Можно ли считать себя взрослым, самостоятельным, если думаешь, что условия твоей жизни зависят от обстоятельств, учителей, родителей, друзей, родных, погоды и т.д.  чего угодно, кроме тебя? Оценка плохая – учитель придирается, родители ругаются – они меня не понимают и т.д.

Можно ли рассчитывать на то, что тебя будут считать взрослым, если ты не уделяешь достаточного внимания своим обязанностям или не умеешь распределять своё время на отдых, друзей и школу, или, к примеру, безответственно относишься к своей жизни и здоровью?

Что с этим делать? Начни с малого. Признайся, что тебе ещё необходима помощь и поддержка со стороны взрослых, что самому не так просто удерживать в памяти много задач, что гораздо легче заниматься тем, что тебе приносит удовольствие, чем выполнять иногда скучные обязательства. Признайся и не отвергай помощь тех, кому ты не безразличен. Это будет отличным началом взросления!

Хотите вернуться к посту позже? Добавьте его в ваши любимые закладки

Семья – командная игра!

Впереди, пожалуй, самый волшебный и желанный праздник  Новый год. Он считается семейным днём, и многие ребята, с которыми мы общаемся на наших занятиях и консультациях, говорят, что встретят его в кругу семьи. Так приятно всегда это слышать! Но недавно у нас в клубе "Находка", о котором я уже не раз писала, случился разговор, который натолкнул меня на мысль написать этот пост.

В нашем клубе не бывает скучно: и мы, ведущие, и сами ребята всегда стараемся придумать что-то новенькое, необычное, особенно под Новый год. Конкурсы, подарки, чаепитие, задушевные беседы и много-много чего ещё! В этом году мы решили предложить ребятам одну из встреч клуба провести совместно с их родителями, а новогоднее чаепитие как раз к этому очень располагает, на наш взгляд. Но не тут-то было! Некоторые ребята были категорически против! "Они всё испортят, они нас не поймут, они всё веселье сорвут своей нуднятиной и нотациями! Мы обязательно поссоримся",  звучали реплики с разных сторон. И мы, ведущие клуба, задумались...

Как часто бывает, что ребята и родители не доверяют друг другу, ждут подвоха, не верят в силы и возможности, в добрые намерения друг друга. Дети привыкли, что родители только и способны, что отчитывать, ругаться, стыдить. А родители не верят, что их чадо может быть самостоятельным, активным, инициативным. Бывает и так, что в семье не говорят о чувствах, с трудом слышат или вовсе не слушают друг друга. На вопрос, любят ли они своих родителей, ребята нам всегда отвечают: конечно! Тот же ответ слышим мы и от мам с папами, а вот сказать это друг другу дети и родители... стесняются. 

Знаете, ребята, мне тут подумалось, что ведь семья в чём-то похожа на спортивную команду: только когда все игроки работают слаженно, понимают и чувствуют друг друга, они выигрывают. Трудно представить себе футболиста, который "обиделся" и решил не посылать голевой пас товарищу, или вратаря, который настолько не доверял своей команде, что выбежал из ворот погонять мяч, а в это время противник спокойненько атаковал его ворота!

Доверие – штука хрупкая и не возникает само по себе, необходимо делать шаги навстречу друг другу. Родители тоже когда-то были детьми и могут рассказать об этом много чего интересного и смешного. И про свою работу могут рассказать, и про первую любовь, и как папа ухаживал за мамой, и... и... да много чего ещё! А вы, ребята, можете рассказать им о своей жизни, о том, что "фанфики", "контемп" и "джаз-фанк", "батлы", "панчи" и "версусы"  это не страшные ругательства и не список смертельных болезней, а то, чем живёт новое поколение  ваше поколение, такое яркое и креативное! И может, Новый год станет отличной возможностью вам и вашим родителям сделать шаги навстречу и чуть лучше понять друг друга!

О чём будем помнить всегда

Жизнь взрослого человека состоит из важных воспоминаний детства, полученных в окружении семьи, друзей и просто незнакомых людей. Но не у всех багаж воспоминаний большой, наполненный яркими эмоциями. Многие сожалеют об этом и хотят вернуться в своё детство, к родителям, в свой школьный класс… Удивительное дело – время, дети спешат повзрослеть, а взрослым так хочется в детство.

Недавно разговаривала со своей знакомой, которая с горечью вспоминала, как будучи подростком она не любила проводить время вместе с семьёй, что предложения родителей сходить куда-нибудь вместе она считала неинтересными и скучными, что всегда спешила сбежать к друзьям и поменьше времени проводить с родичами. Она говорила, как сильно жалеет об этом сейчас, когда родителей не стало, но вернуться в детство невозможно.

Мне так стало грустно от этого разговора. Я сразу вспомнила своё детство. Как здорово было гулять с родителями и рассматривать осенние листья, как папа учил меня кататься на коньках, а мама любила лыжные прогулки, как тайком от мамы мы с папой купили мне мой первый велосипед, а ещё вечера при свечах, когда отключали свет, и Новый год с мандаринами и… Мне сразу захотелось увидеть родителей и сделать им что-то приятное, чтобы их багаж воспоминаний пополнился ещё одним ярким моментом, прожитым вместе со мной.

А о чём будешь вспоминать ты и о чём  твои родители? Что ты сейчас кладёшь в свою копилку самых важных воспоминаний? А может, ты отвергаешь любые предложения родителей провести время вместе, предпочитая им друзей или компьютер? А часто ты сам зовёшь родителей куда-то или предлагаешь им провести время всем вместе? Воспоминания детства всегда самые яркие, и только от нас с вами зависит, какими они будут.

Учитель несправедлив

«Учитель ко мне придирается»,  так охарактеризовал свои отношения с классным руководителем один мой знакомый. «Она не пустила меня на урок  труда, который проходил на улице,  продолжал возмущенно рассказывать парень,  поэтому мне поставили двойку. И ещё она постоянно делает мне замечания на уроке. И вообще, я хочу уйти из этой школы».

Конфликты между учениками и педагогами случаются. Иногда это происходит по вине учителя, иногда – по вине школьников. Конечно, можно идти на конфронтацию, отвечать грубостью на замечания и выражать недовольство. Можно ссориться с учителем, отстаивая своё мнение, как делал этот молодой человек. А к какому результату это приведёт? Поможет ли это получать более высокие оценки? Наладит ли взаимоотношения?.. Поможет ли переход в другую школу? Есть ли гарантия, что в другом учебном учреждении подобная ситуация не повторится? Что делать в такой ситуации, как поступить? 

Мне кажется, можно начать с того, чтобы понять, в чём причина «придирок» учителя, и попробовать устранить её. Важно увидеть всю картину не только с твоей стороны, но и понять суть требований преподавателя, суметь внимательно выслушать его. А что если он желает вам добра, или его требовательность вызвана тем, что он видит в вас потенциал? Например, в ситуации с двойкой преподаватель не пустила ученика на улицу, потому что беспокоилась о его здоровье, так как было очень холодно, а у молодого человека не было шапки.

Или причиной недовольства учителя является твоё поведение на уроке? Никакому педагогу не понравится, если на его занятиях будут смеяться и разговаривать с одноклассниками, мечтательно смотреть в окно или  переписываться с друзьями в телефоне.

А может, ты уже долго и безуспешно пытаешься наладить общий язык с преподавателем, пробовал разные способы, но тебе кажется, что учитель продолжает «цепляться и портить настроение»? Тогда обратись за советом или помощью к близким людям.

Я уверена, что школу придумали вовсе не для того, чтобы издеваться над детьми, а чтобы воспитать умных, образованных людей. И всегда есть возможность найти общий язык, разрешить конфликт, принимая во внимание интересы обеих сторон.

Про поддержку

Каждый год специалисты нашего психологического Центра проводят тренинги по развитию навыков разрешения конфликтов. Недавно на одном из них мы с ребятами говорили о поддержке. Было очень интересно услышать различные мнения о том, как можно поддержать человека, попавшего в неприятную, даже конфликтную ситуацию. Распространено мнение, что если сказать тому, кому плохо, «не переживай!», то ему сразу станет легче, он обязательно почувствует поддержку. А вот и нет! Давайте разберёмся?

Что же такое конфликт? Вопреки распространённому мнению, это не обязательно скандал, а часто «тихое» столкновение чьих-либо интересов. В нашей жизни конфликты встречаются сплошь и рядом. Не спросили в школе, а так хотелось ответить? Конфликт! Поссорился с другом? Конфликт! Задели сумкой в маршрутке? Тоже конфликт! Различных столкновений наших интересов с интересами другого человека или группы достаточно много. Но на какие-то мы не обращаем внимания, а другие нас очень задевают. Почему? А потому что в определённых конфликтных ситуациях мы испытываем отрицательные эмоции, то есть переживаем. А если человеку, который переживает эти самые отрицательные эмоции, кто-то скажет: «Не переживай»?

Очень часто это выражение является привычным в таких случаях, но… Нельзя сразу перестать переживать, и у человека, попавшего в неприятную ситуацию, может сложиться впечатление, что его чувства просто обесцениваются, т.е. не стоят переживаний. А это крайне неприятно!

Существует много слов поддержки, и для каждого человека подойдут какие-то свои слова. Например, «я понимаю, что ты чувствуешь», «я вижу, что ты расстроен», «наверное, это важно для тебя», «я готов помочь тебе в этом, обращайся» и т.д.

В неприятную и непонятную ситуацию может попасть каждый из нас. Очень важно, чтобы в этот момент рядом оказался человек, который может и хочет поддержать, успокоить, ободрить, а, возможно, и помочь. Правильно оказанная поддержка иногда может повлиять на исход ситуации и на самочувствие человека, попавшего в эту самую ситуацию.

А вы уже определились?

Недавно вела тренинг с подростками по профессиональному  само-определению. Меня удивили их ответы. Типа пойду на любую работу, где больше платят. У меня напрашиваются "злобные" вопросы: А возьмут ли вас ещё туда? И позволит ли вам ваше физическое здоровье работать, например, лётчиком или на нефтяной вышке в северных широтах? А люди - коллеги, начальники, которые нас окружают и имеют влияние на наше настроение и самочувствие? И с чем вообще будет связан ваш ежедневный труд: монотонное повторение одного и того же действия или разнообразная работа, требующая выработки новых идей? Мне, как уже работающему человеку, очень важны ответы на эти вопросы. Но и при выборе профессии я, признаюсь, ориентировалась на свои интересы, склонности, желания. Так же прислушивалась к советам родителей. Они, надо отдать им должное, поддерживали меня в моих стремлениях. 

В современном быстро меняющемся мире, наверное, сложно выбрать один раз профессию в 17-18 лет и проработать на одном и том же месте до пенсии. Даже в одной профессиональной сфере, при карьерном росте, всё равно требуется смена и места работы, и рабочего коллектива, и получение всё новых и новых знаний, то есть образования. Нередко встречаю людей с двумя высшими образованиями. 

Есть мнение, что сейчас образование вообще не нужно. Можно быть известным блогером, успешно играть на биржах, быть администратором интернет-магазина. Да, возможно, но для этого надо тоже обладать определёнными навыками, иметь интерес к многочасовой работе с компом. И одно дело, если ты заглядываешь в интернет по своим каким-то причинам и потребностям. И совсем другое - проработать в нём 8-10 часов, после чего и смотреть на него не хочется, лишь бы от него отдохнуть, просто поболтать с друзьями за чашкой чая. 

Выбор профессионального пути очень важен. Существует много специальностей и мест, где можно получить ту или иную профессию. Есть даже курсы (парикмахеров, визажистов) или кружки (юного лётчика, техника, роботостроения), различные школы искусств, которые можно начать посещать уже в школе. И тогда проще будет понять, твоё это или нет.

Дерзайте! Пробуйте! Выбирайте!

Хотите вернуться к посту позже? Добавьте его в ваши любимые закладки

В траве сидел... кто?

Когда-то я уже писала о том, что в нашем психологическом Центре есть подростковый клуб "Находка". Недавно на очередной нашей встрече разгорелась дискуссия, прямо-таки жаркий спор, не перешедший, к счастью,  в рукопашную, потому что все вопросы мы с участниками клуба умеем разрешать мирным путём. Но тема и правда была острая, ведь мы говорили о вредных привычках!

Сначала мы немного поговорили о таких, на первый взгляд, безобидных привычках, как желание грызть ногти или ручку, пристрастие к сладкому или к фаст-фуду, обсудили, какие психологические проблемы за этим скрываются и как можно постараться их решить, а потом... потом мы заговорили о тех вредных привычках, которые могут оказаться очень опасными и нанести вред жизни и здоровью. Речь зашла о наркотиках.

Одна из участниц нашего клуба с горечью рассказала о своём бывшем однокласснике, который недавно в очень тяжёлом состоянии попал в наркологическую клинику, сейчас врачи борются за его жизнь. Но тут другой участник клуба произнёс фразу, после которой и разгорелась словесная битва, он сказал: "Вот дурак, надо было на лёгких наркотиках сидеть, от них ничего плохого не бывает, хоть всю жизнь кури себе траву и никаких последствий!" Тут мнения ребят разделились. Были те, кто поддержал мнение парня, а были и те, кто назвал это мнение опасным заблуждением, мифом. "У тебя просто нет достаточной инфы на эту тему, - говорила одна наша девочка. - Погугли и узнаешь, что с лёгких наркотиков большинство переходит на более тяжёлые, потому что организм требует всё большей дозы". "Да они просто безвольные овощи, раз не могут себя контролировать. Лично я уверен, что смог бы остановиться в любой момент", - отвечал тот парнишка. 

Мы долго говорили на эту тему. Кто-то приводил в пример Нидерланды, где наркотики легализованы, кто-то читал в инете про наркобаронов, которые делают деньги на чужой зависимости, но сами никогда не употребляют наркоту, потому что не хотят умирать мучительной и позорной смертью. Кто-то делился личным опытом, кто-то вспоминал истории звёзд, сгоревших от страшной привычки в расцвете сил и таланта. Конечно, быть сильной успешной здоровой личностью или зависимой марионеткой в чужих руках - самостоятельный выбор каждого. Но знаете, что было важно лично мне и почему я решила написать об этом? К концу встречи нашего клуба у того мальчишки уже не было твёрдой уверенности в том, что бывают "лёгкие, безопасные наркотики". И он признал, что услышал эти слова от кого-то, принял их на веру, не отнёсся критически, а теперь понимает, что у него и правда недостаточно информации на этот счёт. "Я подумаю", - сказал он. И это уже здорово!

Ты прав, ребёнок!

Каждый день нам приходится  пусть это и не очевидно для взрослых – защищать права детей. Найдётся немало людей, которые ничего не знают о том, что у детей есть права, много прав – права на любовь к ним, права на доброе к ним отношение, права на... Почему об этом сегодня? 

Сегодня  20 ноября, а именно такой день стал в далёком 1959 году днём, когда Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла Декларацию прав ребёнка, объединившую 10 основополагающих принципов и провозгласившую своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство". Для достижения этой цели документ призывает родителей, добровольные организации, местные власти и национальные правительства соблюдать права детей, претворяя в жизнь законодательные и другие меры. 

А 20 ноября 1989 была принята Конвенция о правах ребёнка, которая обязывает правительства обеспечить детям хорошую жизнь. Россия ратифицировала Конвенцию в 1994 году. Конечно, чтобы что-то защищать, надо знать  что. Надо знать! А ещё надо просто любить. А любить и любить деятельно – гораздо важнее, чем только знать.

Хотите вернуться к посту позже? Добавьте его в ваши любимые закладки

Сказка – ложь, да в ней намёк...

Ребята, вы любите читать сказки? Я люблю, всегда любила – и в детстве и сейчас, а потом обязательно обсуждать. Особенно мне нравилось, если одну сказку обсуждают все члены семьи: бабушка, дедушка, мама, папа, братья, сёстры, тёти, дяди и т.д. Каждый из нас замечал что-то особенное – что-то, что заставляло нас вместе задумываться, размышлять и даже спорить. Сегодня я хочу пообсуждать отрывочек с тобой. Ты не против?

- Где девочка? – набросилась на кота Баба-яга. – Только что тут была, куда подевалась?
- Удрррала,  промурлыкал кот, облизывая лапку.
- Как – удрала? – опешила Баба-яга. – Не могла она удрать! Ты тут для чего сидишь? Должен же был наброситься на неё и исцарапать!
- Понимаешь, какое дело, хозяйка...  кот задумчиво уставился на свои коготки,  она мне сметаны дала.
- Тебе?
- Мннне.
- Сметаны? 
- Мням.
- Да разве ж так можно? И ты съел?! 
- А что такого?  кот потянулся и широко зевнул.  Я тебе уже служу без малого сто лет, а ты мне даже простокваши не наливала. А тут сметана! 
- Я же тебе запрещала!
- Я тебя, хозяйка, очень уважаю,  дёрнул ушами кот,  но сметану я уважаю тоже.
Баба-яга нахмурилась и задумчиво посмотрела в окошко. 
- Та-ак... А собаки её почему пропустили? Э-эй, вы там! А ну идите сюда!
- Да не ори ты,  зевнул кот.  Не придут они. Спят.
- Как спят?
- Так. Наелись и переваривают.
- Что... переваривают? 
 - Колбасу.  Кот прищурился и еле заметно вздохнул.  Колбаса  это хорошо. Хотя... ладно уж, сметана тоже неплохо. 
- Ироды!  Баба-яга села на перевёрнутую ступу и всхлипнула.  Я вас для чего кормлю-пою строго по диете? Чтобы вы мне в одночасье передохли от гастрита? 
Баба-яга отвернулась и замолчала. 
- Хозяйка, а хозяйка? 
- Чего?
- А что бы ты с ней сделала, если бы догнала? Зажарила и съела? 
- Да что я, зверь какой?  обиделась старуха.  Как же я могу её съесть? Триста лет живу, и все мне: «Баба-яга, костяная нога...» А она  бабушкой назвала! 
Старуха всхлипнула и утерла глаза уголком платка. 
- Я вот тут ей яблочков на дорожку собрала... И пирожков, с повидлом... призналась она и смущённо улыбнулась ошеломлённому коту.

Первое, что я подумала, прочитав этот отрывок, как важно уважительно, по-доброму относиться к окружающим людям, что заботу ценят все и особенно она нужна тем, кто привык, что его сторонятся и у него немного друзей, а может даже побаиваются, как Бабу-ягу. А потом я подумала о том, как Баба-яга заботится о своих животных, ведь не о съеденных продуктах беспокоится, а о здоровье любимцев, а потом у меня появилась ещё мысль… Но нет, мне интересно, что ты увидел в этих строках, давай поразмышляем вместе!

Дедушкины чудеса или собственные решения?

Ещё не закончилась осень, а магазины уже поставили новогодние, красиво украшенные ёлки, с мигающими гирляндами. У меня пока нет ощущения приближающего праздника, кроме тех нескольких мгновений разглядывания ёлочки в окошко маршрутки, когда проезжаю мимо. Осень никак не хочет отдавать свои права.

Может быть, наши рекламщики этим привлекают чудесного Дедушку Мороза, у которого, кстати, сегодня День рождения. Когда говоришь об этом добром волшебнике, кажется, будто он сейчас придёт из сказки, стукнет посохом и всё сразу встанет на свои места. Так хочется, чтобы трудности разрешились сами собой. Иногда так и бывает. В другом случае нужно приложить много усилий или даже привлечь родителей и друзей, чтобы разрешить проблему. Иногда наше решение бывает неверным, и тогда мы получаем отрицательный опыт – его часто называют «уроком жизни». К сожалению или к счастью, мы живём не в сказке, у нас нет фей – крёстных, а просто близкие люди, нет волшебного клубочка, который укажет путь – мы сами его выбираем, нет молодильных яблочек и живой воды, но мы знаем как сохранить и сберечь здоровье. В реальной жизни нет колдунов, кудесников, магов, чародеев, которые могли бы за нас решить, но и Бабы Яги с Кощеем, Змеем Горынычем тоже нет, они нам не навредят. Так что в реальности добрые и злые силы, а точнее – их отсутствие, компенсируется. 

Мы сами хотим этого или нет, принимая решения, делая выбор, ведём себя к какой-то цели или отступаем от неё. Когда сам несёшь ответственность за свои поступки, держишь слово, с пониманием относишься к другим, то чувствуешь поддержку добрых невидимых, волшебных сил. Мы знаем, что Дедушка Мороз ненастоящий, но ждём чуда. Когда маленький племянник увидел белый иней на траве, листьях, льдинки на лужах, я сказала, что Дед Мороз приходил и посыпал всё вокруг снегом. Вот так, иногда, сами становимся немного кудесниками, угадав с сюрпризом для кого-то очень близкого.

Верьте в свои силы, верьте в чудеса – у вас многое получится!


Хотите вернуться к посту позже? Добавьте его в ваши любимые закладки

Лучшее – враг хорошего

Каждый из нас встречал людей, которые стремятся сделать всё идеально. С одной стороны, стремление к совершенству заставляет человека учиться, работать, тренироваться «через не хочу» – в общем, развиваться, помогая достичь успехов в деятельности. А с другой стороны, на это затрачивается огромное количество энергии и сил. Часто неоправданно много, мешая полноценно жить самому человеку и тем, кто его окружает.

У некоторых людей стремление к безупречности затрагивает все сферы деятельности, иногда им бывает охвачена только одна сторона жизни, часто в ущерб чему-то другому. Например, увлёкшись идеей иметь идеальную фигуру и фанатично сосредоточившись на фитнесе, ограничении питания и т.д, можно заработать трудности со здоровьем и проблемы с успеваемостью. Или человек, «горящий» на работе, может быть абсолютно равнодушен к своей неубранной квартире, внешнему виду или невнимателен к семье. А может наоборот, стремясь выполнить "на отлично" домашние дела, халатно относиться к обязанностям на рабочем месте.

Люди, стремясь к идеалу, часто непримиримы как к собственным, так и к чужим ошибкам и недостаткам, предъявляют завышенные требования не только к себе, но и к другим людям. Часто это приводит к трудностям и непониманию, противоречиям  и ссорам, к разочарованию в людях, в жизни. Постоянное недовольство собой – ещё одна опасность, подстерегающая человека, желающего быть безупречным. Даже достигая результатов в выбранном направлении, он не получает удовлетворения от работы, так как не достиг идеала. Бывает, что вместо того чтобы делать хоть что-то, не делает ничего, потому что уверен, что "сделать как следует времени не хватит, а делать тяп-ляп не годится..."

И пока другие люди действуют, даже совершая ошибки, выполняют работу пусть не безупречно, но на хорошем уровне, они ждут идеальных условий к свершению, нарушая не только сроки выполнения дел, но иногда и вовсе не приступая к их выполнению. А можно ли добиться идеала? И имеет ли несовершенный результат право на существование? Можно ли выполнить работу просто качественно, а не безупречно? 

Конечно, стремиться к совершенству важно, это помогает покорить новые высоты. Но зацикливаться на нём нельзя, иначе можно разучиться радоваться жизни.