Взрослое решение

- Я хочу, чтобы меня уважали и не хамили мне! Все люди должны уважать друг друга! -  пятнадцатилетняя девчоночка чуть не плачет у меня на консультации. Злится, пытается мне доказать, что её надо воспринимать
всерьёз и нельзя с ней грубо разговаривать. Но мне-то это доказывать не нужно, я и так понимаю. Не понимают её родители. В доме мат и обзывательства - обычное дело. Причём поступают так все, разве что кроме Доника, потому что он просто терьер и разговаривать не умеет. К счастью, наверное. 

Для моей собеседницы "послать" маму и папу крепким словцом, свойственным, скорее, грузчику или слесарю, чем хрупкой миловидной девушке, абсолютно нормальное явление. Для мамы и папы ответить тем же - привычный образец поведения. Когда я спрашиваю школьницу, почему она употребляет такие выражения, которые принято назвать непечатными, она отвечает: "Так ведь мама первая начинает! Она мне говорит грубое слово, и я ей в ответ такое же!" 

По-моему, моя юная клиентка упустила одну важную вещь: не имеет значения, что говорит и делает какой-то человек, имеет значение то, что делаешь ты. Если ты решаешь, что все люди достойны уважения, то ты соблюдаешь это правило, независимо от того, что делают другие, потому что это твоё решение. Чувствуешь?! - твоё, взрослое, осознанное, ответственное. Точно так же, если ты уверен, что не хочешь становиться рабом вредных привычек, тебя никто не заставит взять сигарету, не убедит, не возьмёт на "слабо". 

Мне очень нравится одна фраза: хочешь изменить мир - начни с себя. Ведь так и есть - мы часто замечаем недостатки других, обвиняем, оправдываем себя тем, что "он первый начал", как будто это важно, кто первый, кто второй! 

Мы  долго говорили с девочкой об этом. Пришли к очень непростому для неё, но важному решению: она попробует изменить свою позицию по отношению к хамству и грубости, скажет сама себе, что для неё это неприемлемо и постарается хотя бы неделю не хамить, не грубить никому, даже в ответ, даже если её, как она говорит, провоцируют родители. А если услышит грубое слово в свой адрес, спокойно, без крика и мата скажет, что ей это неприятно. Если честно, я надеюсь, что эта неделя потом продолжится, и школьница привыкнет к новому стилю общения, а её родители, возможно, тоже заметят изменения и захотят их поддержать. 

No response to “Взрослое решение”

Отправить комментарий