Не хочу, но буду? НЕТ - 2

Итак, дорогие наши читатели, недавно мы с вами начали разговор о важнейшем жизненном навыке - умении говорить "НЕТ!", и я обещала, что мы обсудим способы вежливого отказа. Обещала - выполняю!

Как я уже говорила, мы часто соглашаемся на что-то из опасений, что
испортим отношения с тем, кому отказываем. Часто это значимый для нас человек, которого не хочется ранить, вызывать негативные эмоции. Этого не случится, если наш отказ будет вежливым и высказанным правильно.

Например, будет мотивированным, то есть мы назовём причину, почему не сможем выполнить просьбу. Оговорюсь, да, мы не обязаны всегда объяснять свой отказ, но если это сделать, вашему собеседнику будет понятнее и легче принять ваше "нет". Как это может выглядеть:

- Прости, но я не смогу одолжить тебе сто рублей, потому что эти деньги родители мне дали на покупку тетрадей, у меня нет других денег. 

- Сожалею, но я не могу пойти с тобой в выходные на каток, потому что очень устал за неделю и хотел бы побыть в покое дома и отдохнуть.

- Мне жаль, но я не могу дать тебе эту книгу, она мамина и мама расстраивается, когда я даю кому-то её книги.

- Знаешь, я считаю, что сигареты вредят моему здоровью, я не хочу, чтобы у меня были проблемы с лёгкими, поэтому не буду курить с тобой за компанию.

Еще один важный момент, который надо учитывать, когда мы говорим "нет", состоит в том, что нельзя давать заведомо невыполнимые обещания. Необходимо оценить свои силы, возможности и желания, и, если  мы понимаем, что не сможем выполнить просьбу, надо сказать об этом честно, не давать человеку ложной надежды, не говорить, что, 

- возможно, потом, позже  и т.д.

Оценить последствия нашего согласия. Если мы думаем, что наши интересы будут нарушены, нам или кому-то это нанесёт вред, это противозаконно, это опасно, слово "нет" надо говорить решительно и чётко.

- Нет, я не буду стоять у двери, пока ты залезаешь в компьютер на учительском столе!

- Нет, я не понесу этот пакетик с белым порошком никуда и даже не стану брать его в руки!

Можно перед отказом поблагодарить человека за то, что обратился к вам, если это, кончено, уместно:

Мне приятно, что ты обратился ко мне, потому что считаешь меня лучшим знатоком геометрии в классе, спасибо, но я не могу помочь тебе с домашним заданием, у меня есть своё и я уже распланировал своё время. 

Можно поискать решение, которое устроит вас обоих, не ущемляя интересов:

Я не могу дать тебе свой планшет на неделю, но ты можешь взять его на выходные.

Я обещал погулять с сестрой в субботу и не смогу пойти с тобой, но мы можем погулять в воскресенье, если у тебя есть возможность, или в какой-то другой день.

Конечно, это далеко не все способы отказать в чём-то кому-то, но можно попробовать пока эти, а потом продвигаться дальше.  


No response to “Не хочу, но буду? НЕТ - 2”

Отправить комментарий