Спорим, я вас удивлю?

Бывает, разговариваешь с подростком, а он такой:"Скучно мне, не знаю, чем заняться". И правда, вроде время свободное есть, а чем его занять? Самое интересное, что многие ребята даже не представляют, какие увлечения существуют на сегодняшний день. Парни называют что-нибудь спортивное или компьютерное, да и то не все, а девчонки вспоминают
парочку-троечку уже хорошо знакомых всем хобби, да ещё и со скепсисом:"Ну не крестиком же мне вышивать, как бабушка старенькая!"

Нет, я-то считаю, что вышивание крестиком может быть очень интересным, если, к примеру, вышиваешь не по готовой схеме, а сам считаешь крестики, развиваешь внимание, умение концентрироваться, эстетическое восприятие и многое другое, ну да ладно, оставим крестики в покое. 

         А спорим, я вас удивлю?..

Разнообразие увлечений, хобби, возможностей для творчества в наше время так велико, что некоторые названия наверняка вам, ребята, даже не знакомы. Признаюсь, и мне тоже пришлось заглядывать в интернет, когда я писала этот пост. И вот что получилось:

Квиллинг         Фелтинг         Декупаж        Моддинг     Мехенди     Карвинг
Кастомайзинг          Фанфик       Канзаши            Фризлайт
Дудлинг                Зентангл
Эбру
                  BJD 

Как в старом анекдоте: "я ещё много "страшных" слов знаю", а на самом деле это...а впрочем, чего это я так сразу всё вам расскажу. Ребята, а вам знакомы какие-то из этих слов? Может, вы чем-то из этого занимаетесь? Напишите в комментариях, а я обязательно расскажу вам подробнее об этих видах творчества в своём следующем посте.

Ток, напряжение, сопротивление

«До экзаменов ещё 6 месяцев, а я нахожусь в таком напряжении, что не могу думать ни о чём другом. В школе нагнетают обстановку, говорят, что мы ничего не делаем и не сдадим экзамены. А у нас в классе у каждого ученика по три-четыре репетитора. Родители тоже всё время спрашивают про учёбу, о том, как проходят занятия, и чему я уже научился. У меня такое ощущение, что я нахожусь в каком-то враждебном для меня электрическом поле. Уже не знаю, как справиться с этим напряжением».

Вот такими переживаниями со мной поделился молодой парень, ученик 11 класса. В его жизни сейчас непростой период подготовки к ЕГЭ и поступлению в вуз. И, казалось бы, он не первый раз сталкивается с экзаменами, но именно в настоящее время его волнение настолько велико, что молодой человек буквально готов отказаться от посещения школы. Что же с ним происходит? Как думаешь?

Многие ребята - старшеклассники называют это стрессом, тревогой. Больше двух трети выпускников с самого начала года отмечают у себя нарастание напряжения связанного с экзаменами. Так с чем же это связано и как себе помочь?

Хочется сразу сказать, что в экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение, и это абсолютно нормальная реакция нашего организма на значимое предстоящее событие. Небольшое напряжение даже помогает нам расставить приоритеты в жизни, не упускать из вида процесс подготовки, заставляет нас обдумывать план действий, то есть мобилизует внутренние ресурсы. Но излишнее напряжение зачастую оказывает обратное действие.

Так что же делать? Если ты хочешь избегать отрицательных последствий стресса, то учись им управлять. Одним из условий управления стрессом является умение контролировать своё состояние: расслабиться, сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение. И этому можно научиться, в том числе, с помощью нехитрых упражнений, вот несколько:

«Лимон»
Нужно расположиться на стуле поудобнее, руки положить на колени, закрыть глаза и опустить голову. Задача заключается в том, что следует представить в одной руке лимон, который нужно с силой сжимать, пока в нём не останется сока. После этого нужно расслабиться и повторить то же самое, но лимон должен оказаться в другой руке.

«Воздушный шар»
Стоя нужно закрыть глаза, поднять руки вверх и сделать большой вдох. Затем стоит представить, что вы – огромный воздушный шар, который наполнен воздухом и вот-вот взорвется от напряжения. В таком состоянии нужно оставаться как можно дольше, испытывая максимальный накал. Затем следует представить, что в шаре появилась дырочка, и она медленно выпускает воздух. Чем больше спускается шар, тем расслабленнее должен становиться человек. Продолжать нужно до снятия напряжения в теле и эмоциях.

«Вдох-выдох»
Вы когда-нибудь задумывались над тем, как вы дышите? Прислушайтесь к своему дыханию. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 5 секунд, выдох, задержали дыхание на 5 секунд, вдох и повторяем ещё раз. Повторяйте упражнение не менее 1 минуты.

Упражнений, которые направленны на нормализацию эмоционального состояния множество, гугл нам в помощь. За 6 месяцев можно не только отлично подготовиться к предстоящему экзамену, но и научиться помогать себе в напряжённых ситуациях. Согласись, это способность будет полезна не только в период сдачи ЕГЭ!

Белый дым

Когда испытываешь неприятные ощущения, очень хочется с кем-нибудь поделиться... Шла я сегодня по улице и меня обогнал молодой человек. Вроде обычное дело, но после этого я оказалась в белом сильно пахнущем облаке. "Ну, - думаю, - понятно. Электронная сигарета". Запах вроде бы ничего, но неприятное чувство от того, что меня окурили, в душе осталось. Просто я не выношу запаха сигарет, любых. А ещё считаю неприличным дымить в лицо другому человеку. Любишь покурить, ну и делай это для себя, а не для всех окружающих.

Изначальная концепция изобретения электронной сигареты - предоставить курильщику альтернативный способ курения. Компания, выпустившая первые электронные сигареты, позиционировала устройства как средство, избавляющее от никотиновой зависимости. У многих до сих пор сложилось стереотипное мнение о безвредности такого способа курения. Однако это не так.

Признано – после перехода на электронные сигареты не происходит отказа от привычки курить, а лишь появляется психологическая зависимость от нового вида курения. Никотин, потребляемый с «электронкой» в неограниченных количествах, сильно перестраивает обмен веществ человека. Экономии никакой нет, зачастую человек начинает курить даже больше из-за осознания мнимой безопасности этой привычки. Ароматические добавки не являются безвредными – они способствуют ускоренному всасыванию никотина в кровь, усиливая его поражающее действие.

Содержание вредных веществ в картриджах для заправки – полностью на совести производителей, так как не подлежит обязательной сертификации. Недобросовестные продавцы спокойно могут торговать подделками или опасными для здоровья устройствами. К тому же ни один покупатель никогда не узнает, какая доза никотина и других вредных для здоровья веществ входит в состав того или иного картриджа, всё зависит от творческой задумки производителя.

Так или иначе, но данных о губительных воздействиях употребления электронных сигарет на организм появляется всё больше. Например, исследования японских биохимиков доказали, что пар, испускаемый устройствами, содержит два типа альдегидов – химических соединений, провоцирующих рак. Научные эксперименты, проведенные в ряде стран Азии, показали, что употребление электронных сигарет беременными женщинами провоцирует невынашивание плода мужского пола. Ученые повсеместно предупреждают об опасном влиянии электронных сигарет на репродуктивное здоровье, о возможности повреждения ДНК и мутациях генов. Ну и так далее...

Уважаемые курильщики, пробовали ли вы когда-нибудь сделать выбор – поддерживать благосостояние табачных компаний или всё-таки своё здоровье, которое, как известно, не купишь?!   

Мысли как победитель!

«Я застенчивая… Прихожу в школу и стесняюсь… подойти к учительнице… попроситься к ребятам, которые собираются в выходные вместе в кино… предложить свою помощь в подготовке концерта к празднику, а мне так этого хотелось бы…» Девочка Маша обратилась за помощью, потому что застенчивость очень мешает ей в жизни. Она никак не может заставить себя сделать шаг вперёд. Ей постоянно что-то мешает. А мешает ей «вдруг». Вдруг учительница не услышит её, вдруг ей откажут, вдруг не возьмут участвовать и т. д. И это постоянное «вдруг» не даёт жить полноценной жизнью, проявлять инициативу, делать, что нравится… Но есть и плюсы. Это «вдруг» помогло девочке не начать курить, не попробовать алкоголь или ещё чего похуже.

В разговоре с Машей мы постарались проанализировать, а что хорошего есть в ней самой. Выяснилось, что она обладает большим творческим потенциалом, наблюдательностью, исполнительностью, повышенным чувством ответственности. Эти качества помогают ей в самоорганизации деятельности, в учёбе, в самореализации, а в дальнейшем помогут в выборе профессии. А что же делать с застенчивостью?

Мы с Машей говорили о том, как важно перестать сравнивать себя с другими, например, более успешными ребятами, ведь все люди разные и у каждого есть свои особенности. В классе у девочки есть подруга, через которую, для начала, можно передать свою просьбу другому и увидеть, что это совсем не страшно. Выяснилось, что учительница у Маши вполне понимающий человек, в меру строгая, но не злая, и она, скорее всего, сможет выслушать девочку, и подойти к ней с вопросом - это тоже не так страшно как кажется. Мы обсудили последствия выбора школьницы и не выбора тоже. Оказалось, что в худшем случае она может получить отказ, но это нормально, а в лучшем случае она удовлетворит свои интересы.

Конечно, не всё зависит от Маши, на её самооценку и уверенность в себе влияет множество факторов среды, в которой она живёт и учится. Важно и окружающим людям тоже оказывать поддержку девочке, помогать ей увидеть свои достоинства, свою значимость, нужность в чём-либо.

Ребята, а у вас есть одноклассники, которым тоже бывает нелегко и они не всегда уверены в себе. Как вы помогаете им поверить в свои силы?

Это не любовь, детка!

...а он мне говорит:"Детка, ты опять всё испортила!" А потом долго-долго молчит, не реагирует на мои слова, даже если заплачу - ему безразлично. Это очень больно, я так боюсь его потерять, он такой хороший, это просто я такая плохая и вечно всё порчу!

Пятнадцатилетняя девушка плачет у меня в кресле на консультации. Её первые серьёзные отношения, до этого всё было так, по приколу, и с Андреем, и с Максом, а Никита...он не такой, они встречаются "уже целый месяц", и она, конечно же любит его, а как иначе?

И вроде бы любовь - такое светлое чувство, а у Лены (назову её так), на душе темным-темно! По ходу нашего разговора она уже раз пять сказала, что это она такая "плохая, виновата, всё портит, не умеет быть удобной, не умеет почувствовать по одному только взгляду, что Никита не в духе".
Спрашиваю: "А ты должна?" На лице у Лены изумление:"Конечно, я же его люблю!" А он? Никита "наказывает" девушку молчанием, по сто раз удаляет из друзей в соцсетях, а потом снова добавляет, когда она вымолит прощение. Может не отвечать на телефонные звонки, потому что "не хотел". Раздражается и говорит, что им нужно расстаться почти по любому поводу, а потом, когда девчонка, доведённая до отчаяния, уже не знает, что ещё предпринять,  сообщает, что "подумает и, возможно, даст ей шанс".

Самое интересно, что Андрей и Макс, с которыми Лена встречалась раньше, вели себя...точно так же! Лена искренне не понимает, в чём дело, она ведь так старается!

Вот именно! Слишком старается, забывая о самоуважении, собственных чувствах, о том, что у неё тоже есть желания, мечты, права, что у неё большие планы на своё профессиональное будущее, что она интересная девчонка и достойна счастья и, конечно, о том, что любовь - это не "игра в одни ворота", где один только отдаёт, а другой только получает. Любящий человек не причиняет намеренно боль тому, кого любит, не понижает его самооценку, не утверждается за его счёт, не играет его чувствами, не издевается, не использует, не манипулирует, не шантажирует угрозой расставания, иначе это что угодно, но только не любовь. И как хорошо, что Лена задумалась об этом, нашла в себе силы попросить помощи и решила, что ей пора изменить ситуацию, которая причиняет ей столько тяжёлых переживаний!

Всё кувырком

Ребята, бывали ли у вас дни, которые вы считали плохими? Мне кажется, что большинство сейчас кивает головой. Вот и у меня вчера был такой день. Представляете, начался он с того, что я проспала, второпях одеваясь, порвала колготки, по дороге на работу у меня сломалась молния на куртке, а вчера было, мягко сказать, не жарко, и это все произошло со мной до девяти часов утра. Мысли у меня были не самые радостные, хотя я уже была готова стойко переносить все тяготы жизни. Но в один момент мой настрой изменился и день заиграл новыми, яркими красками. Что же его изменило, спросишь ты, что это было за чудо? 

А всё очень просто, в один момент я оказалась среди людей, с которыми у нас было совместное очень важное поручение - купить букет для поздравления! Какое же это удовольствие выбирать букет цветов, при этом думать о том, понравится ли он другим коллегам, особенно человеку для которого он предназначался. Выбирать упаковку, которая подчеркнёт индивидуальность этого букета, так как он предназначался особенному человеку. Эти минуты подняли моё настроение и, видимо, изменили мой настрой на целый день. Как думаешь, почему произошли во мне такие изменения? Конечно, потому что, когда делаешь приятное другому, и сам получаешь удовольствие от процесса и от предвкушения положительных эмоций человека.

А что ты делаешь, когда твой день начинается не так, как ты хочешь?

Тренер по жизни

Как и многие, я люблю сидеть в интернете, читать новости, искать информацию и просто рассматривать красивые фото и картинки. Сегодня Яндекс выдал мне интересный факт: 30 октября в России ежегодно отмечается день тренера.
К сожалению, я никогда не посещала спортивных секций. А многие ребята, которых мы видим на занятиях и тренингах, часто говорят о том, что увлекаются спортом. Сегодня они могут выразить благодарность своим наставникам.

Для того чтобы быть успешным в какой-то сфере или просто делать что-то хорошо, надо тренироваться, упражняться, преодолевать  трудности и прикладывать усилия. Когда человек рождается, он ничего не умеет. Потом постепенно учится ходить, падает и снова встаёт. Здесь родители выступают и тренерами и группой поддержки. Войти в класс, сходить в магазин, кататься  на велосипеде и многое другое – в первый раз всегда сложно, волнующе, тревожно. Многим навыкам, которые необходимы в жизни, в школе не научат. Мы тренируемся в умении дружить, обратиться за помощью, взвесить и выбрать решение, подходящее в определённой ситуации. Иногда тренируем своих домашних животных. 

В общем, после таких рассуждений, я пришла к выводу, что каждый для себя тоже немного тренер. Ведь ставить цель, искать пути её достижения,
анализировать успехи и провалы, несмотря ни на что вставать и идти дальше по жизни – ну чем не задачи настоящего тренера, тренера по жизни. Да и саму жизнь можно представить в виде какого-то вида спорта, например, бег с препятствиями. Судьба то и дело преподносит нам новые условия – препятствия, которые нам нужно преодолеть, мы их перепрыгиваем, перешагиваем, перелетаем, иногда даже переползаем и бежим дальше.

Человек начинает тренироваться с самого рождения и учится всю жизнь. Стоит вспомнить, как своих бабушек мы приучали к смартфону, интернету и многим другим техническим новинкам. Некоторые, кстати, с успехом осваивают новые технологии, а для этого нужно преодолеть свои установки, принять другой способ мышления и т. д. Так что живём и тренируемся. А тем, кто читает этот пост, предлагаю погладить себя по голове, вы замечательный тренер! Будем следить за нашими успехами и делиться ими с близкими.

Чувствовать. Страдать. Жить дальше.

Несчастная любовь – непростое испытание в жизни человека. Тоска, боль, отчаяние – частые спутники расставания. Может возникнуть ощущение, что тебя больше никто не полюбит, впереди – полная пустота и не знаешь, что делать дальше…

Возможно, в первый момент ты чувствуешь только боль, тоску, отчаяние. Дни кажутся нескончаемыми… В одном из произведений Ремарка, есть строки: «Неделя кажется вечностью, если ты по-настоящему несчастен. Несчастны были мои волосы, моё тело, моя кровать, даже мои платья. Я была до того полна горя, что мир перестал для меня существовать. Я была настолько несчаст­на — вся, полностью, - что через неделю моё горе иссякло. Всё проходит, и постепенно оживаешь».

То есть важно дать себе время погрустить, пережить, принять то, что произошло. И… подумать, кто или что тебе может помочь в этой ситуации. 

Возможно, тебе станет легче, если ты поделишься чувствами с близкими, друзьями, психологом или позвонишь по телефону доверия? Или тебе помогут справиться с эмоциональным потрясением занятия творчеством, спортом, любимое хобби? Возможно, станет легче, если ты начнёшь вести дневник, писать рассказы, стихи или посты в социальные сети? Или погрузишься с головой в волонтёрскую деятельность, работу над школьным проектом, участие в школьном самоуправлении? Или найдёшь ответы на волнующие вопросы, посмотрев фильмы про похожие ситуации и узнав, как герои справлялись с подобным? А может, важно начать с того, чтобы перестать заходить по 20 раз в день на страничку человека, с которым отношения не сложились, «чтобы не сыпать соль на раны»?

Все люди разные, и их чувства далеко не всегда совпадают. Это нормально. Отказ во взаимности вовсе не означает, что ты недостаточно хороша (красива, умна и т.д.). А шансы встретить вторую половинку на нашей большой Земле огромны. Поэтому ответить на вопрос «что же теперь делать?» можно так: «Чувствовать. Страдать. Запоминать. Жить дальше»!

Учиться всегда пригодится

Наш мозг – удивительный инструмент познания и настоящий дар для тех, кто умеет им пользоваться. Однако для того, чтобы он работал эффективно, ему необходима регулярная тренировка, а это значит, что периодически мы должны давать нашему мозгу решать трудные задачи. А если нет желания решать задачи, можно отвечать на разные каверзные и философские вопросы. Такие, например. Какого цвета станет дерево, если люди исчезнут? Что хуже: потерпеть неудачу или так и не попробовать? Что такое судьба? Можно ли изменить что-то в прошлом? Почему ты – это ты? И, в конце концов, существуют ли вопросы, на которые нельзя дать ответ?

Ещё хорошо, когда ты не один, а с группой друзей. Можно устроить «мозговой штурм» или дискуссию, обсуждая интересные вопросы. Самое важное – понять, правилен ли ответ, ведь можно ответить, но не проанализировать, так ли это. Тут уж важно «взвесить» все «за» и «против».

Тренируй внимательность! Без неё в учёбе, да и в жизни никуда. Рассеянное внимание не даёт нашему мозгу воспринимать информацию целиком и сосредоточиться на определённой задаче. Вспомни Шерлока Холмса – он не упускал из вида ни одной важной детали. Для развития внимания существует множество упражнений, игр и различных интересных заданий. А ещё есть упражнения на развитие обоих полушарий головного мозга. 

Помимо умственного труда, нашему мозгу необходимо достаточное время для отдыха и сна, иначе он не сможет хорошо работать. Проанализируй распорядок своего дня и откажись от того, что мешает тебе, к примеру, высыпаться. Я заметила, когда утомление накапливается, организм даёт сбой и разными способами сигналит о том, что пора отдохнуть. Некоторые пытаются увеличить работоспособность мозга с помощью кофе. Но кофеин лишь повышает нервную возбудимость, ты начинаешь волноваться и не можешь сосредоточиться.

Сейчас любого активного человека по жизни сопровождает множество задач. А как с ними справляться? Только в постоянном развитии и с верой в себя! Еще Конфуций сказал: «Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания».

Потому что я не псих!

Вчера я ждала на консультацию одну девочку, но она не пришла. В её жизни возникла сложная ситуация, всё очень запуталось, и её мама обратилась за психологической помощью, потому что очень переживает за дочку и хочет помочь. Однако восьмиклассница наотрез отказалась идти на консультацию со словами: "Я не псих, я нормальная, мне психолог не нужен!" Мама её уговаривала, пыталась объяснить, но в самый последний момент, когда уже надо было выходить из дома, девочка пошла на попятный!

Я, увы, часто слышу такое. А на тренингах, когда ребята садятся в круг, непременно кто-нибудь да пошутит про секту или ещё что похлеще. Конечно, такое происходит от недостатка информации, от волнения, страха получить какие-то непривычные эмоции, оказаться в непривычной ситуации,  и много еще от чего, но вот ведь какое дело, закрываясь, убегая от проблем или не преодолевая свои страхи и сомнения, мы вязнем в тяжёлой ситуации всё сильнее и сильнее, вместо того чтобы получить профессиональную помощь.

Когда ко мне на консультацию приходят ребята, я объясняю, что я не врач, что не выписываю таблетки и не делаю уколов, что наш разговор останется только между нами (это называется "конфиденциальность") и что обращение к психологу совсем не означает, что ты "псих" и у тебя есть какое-то психическое заболевание.  Это значит, что ты признаёшь: сейчас в моей жизни всё не совсем так, как мне бы хотелось, и я готов это изменить. Это нормально - решать свои проблемы не в одиночку, а с чьей-то помощью. Когда в доме пожар, мы вызываем пожарных. Когда у бабушки прихватило сердце, не бросаемся сами выполнять хирургическую операцию прямо на кухне - вызываем скорую помощь. А уж если нас, не дай бог, ограбили, расследование лучше поручить профессионалам, даже если у нас в шкафу где-то завалялась кепка Шерлока Холмса и лупа. 

Пожалуй, нет на свете человека, который хоть раз в жизни не оказывался в сложной ситуации. Мы делаем выбор, влюбляемся и расстаёмся, теряем близких, ошибаемся, общаемся, конфликтуем, испытываем на себе воздействие других людей, бывает, негативное, сами воздействуем на кого-то. И это только в крутых боевиках герой спасает весь мир один, а в жизни мы часто нуждаемся в помощи и, к счастью,  имеем возможность и право её получить. 

Пойду искать клад!

Октябрь в этом году выдался теплый. На прошлых выходных я гуляла в парке. Присев отдохнуть на лавочку, я увидела малыша, который тоже пришёл подышать свежим воздухом.  Вдруг он громко заявил: «Пойду искать клад!», взял палку и стал разгребать опавшую листву. Я со своим «взрослым» мышлением сразу подумала о том, что сейчас он поднимет кучу грязи и пыли, ничего не найдёт, расстроится, возможно, заплачет. Но нет, мои ожидания, к нашему общему счастью, не оправдались. Малыш нашёл божью коровку – это и был клад.  В неумелых ручках, она очень быстро выскользнула, и снова оказалась спрятана в траве и листве. Мама малыша объяснила ему, что жучку там будет лучше, он перезимует и весной вновь встретится с нами.

Оказывается, как всё просто: поставленная цель, оправданные ожидания. Как часто мы говорим: «Хочу…, например,  чтобы они изменили ко мне отношение», или «Хочу 5 по химии», «Хочу новый смартфон». Интересно получается, желания-то хорошие, только совсем не про нас. Нет в этих целях ничего от нас зависящего. Вот если сформулировать так: «Я хочу повысить свой средний бал по химии, и для этого  мне надо сделать 1-е, 2-е и 3-е.» Здесь понятно, что действительно желание персональное и видны направления деятельности, а в предыдущих примерах получается так, что какое-то волшебство должно произойти и изменить жизнь, или взмах волшебной палочки должен поставить пятёрки в журнал. А как же мы, то есть Я? Ведь каждый из нас  хочет управлять своей судьбой, делать выбор. А что если эти волшебные изменения нам не понравятся? После таких рассуждений я пришла к выводу, что лучше научиться правильно формулировать цели, планировать шаги к ней, ошибаться, анализировать, получать опыт и идти дальше.  Тот малыш мог ничего и не найти, но его целью было просто поискать, и он с ней справился. Удача и детское принятие ситуации сделали так, что положительный результат не заставил себя ждать.

Как говорили древние мудрецы: «Куда мысль, туда и энергия». Не стоит тратить время на ожидание изменений, меняйтесь сами и меняйте что-то вокруг себя.

Катя, вернись!

Если честно, я пишу этот пост для одной девочки, хотя и не уверена, что она прочтёт, но вдруг. А если и кому-то из вас, ребята, он будет полезен, то я буду очень рада.

Вот в чём дело: одна восьмиклассница, назовём её Катей, не ходит в школу уже два месяца, почти с самого начала учебного года. Опустим пока такие подробности, как милиция, комиссия по делам несовершеннолетних, школьный Совет профилактики - дело даже не в них, я совсем не хочу, чтобы Катя вернулась в школу, потому что боится. Я хочу, чтобы она снова начала учиться, потому что...уважает себя. 

Наверное, нет ни одного ребёнка, который в детстве на вопрос, кем он хочет стать, когда вырастет, ответил бы, что мечтает о не престижной малооплачиваемой работе, желательно в тяжёлых условиях, без социальных гарантий и с очень злым несправедливым директором.  Все мечтают о хорошем. Чтобы получить достойную работу, надо, чтобы работодатель увидел в тебе отличного специалиста, но это совсем невозможно, если у тебя нет знаний, ты не прошел обучение. Я знаю, что Катя мечтает хорошо зарабатывать и жить отдельно от родителей, но сама же отодвигает сроки исполнения своих желаний из-за того, что не учится в школе, а значит, не поступит в училище или институт. У меня есть знакомые уже вполне взрослые люди, которые осознали нехватку образования и пошли учиться, но теперь уже платно, потому что упустили возможности и время, которые были у них в школьные годы.

Ещё один неприятный момент, с которым можно столкнуться, если ты не учишься, это "быть не в теме" по многим вопросам. Элементарные бытовые вещи, знакомые каждому, кто, к примеру, учил химию и физику, будут для неуча сплошной магией, а то и вовсе будут нести в себе угрозу: даже поменять дома лампочку надо по всем правилам, чтобы током не ударило! А как сложно будет поддержать разговор, если ты не знаешь ни одной книги и с русским языком не в ладах. 

Знаю, сейчас это кажется далёким будущим, но однажды у Кати появятся дети, которые будут задавать вопросы, а Катя не сможет ответить - знаний не хватит, да и с "домашкой" не поможет. Есть интернет, скажете? Ну и будьте тогда готовы, что любить ребёнок будет его, а не вас. 

О пользе знаний говорили многие великие люди. Человек, обладающий знанием, расширяет свои границы, он владеет всем миром, а вот неуч вечно обречён быть послушным исполнителем чужой воли!  Катя, я знаю, ты достойна большего, просто подумай об этом и прими решение!



Хочу стать боссом

Сегодня в некоторых компаниях отмечают «День шефа» или «День Босса». В этот необычный праздник сотрудники поздравляют руководителей, готовят для них необычные подарки и сюрпризы и даже устраивают флеш-мобы.

Стать руководителем - заветная мечта многих ребят, размышляющих над вопросом «кем быть?». Чем так привлекательна эта должность? Многие ребята уверены, что работа руководителя, во-первых, престижная: уважение подчинённых и окружающих, отдельный кабинет, возможность отдавать приказы, солидный счёт в банке. Во-вторых, они считают, что шеф не очень-то напрягается на работе: подписывает бумаги и отчёты, составленные подчинёнными, и контролирует соблюдение ими трудовой дисциплины, применяя санкции и поощрения.

Так ли это на самом деле? Не является ли такой взгляд на работу руководителя односторонним?

Возглавлять компанию, даже не очень крупную – непростая задача. «Босс» несёт ответственность не только перед своими руководителями, но и перед коллективом. От его умения оптимально организовать рабочий процесс и найти подход к сотрудникам зависят качественные и количественные показатели работы организации. Руководителю важно владеть навыками быстрого решения возникающих проблем, принятия оперативных решений, иногда  непопулярных, не только за себя, но и за подчинённых. А также способность работать в состоянии повышенных психологических нагрузок и готовность трудиться без выходных и полноценных отпусков.

Таким образом, в должности руководителя есть и свои плюсы, и свои минусы. Выбирая такой вариант построения своей карьеры, важно поразмышлять, что является причиной появления подобного стремления (врожденные лидерские качества, желание себя проявить или неприятие чужих приказов)? Есть ли у вас качества, важные для руководителя, можно ли их развить, как именно, готовы ли прилагать для этого усилия?

Разговаривать? Непросто!

Недавно встретила свою соседку – старшеклассницу Оксану. Заметила, что она очень грустная. На мой вопрос «Что случилось?» девушка ответила: «Меня парень бросил». Конечно, мне захотелось ей помочь, ну очень уж печальной она была. Думаю, каждому человеку необходимо умение обращаться за помощью, если это необходимо, важно не держать в себе свои проблемы и сомнения. Мы разговорились.

В разговоре выяснилось, что Оксана и её парень Андрей (имена вымышленные) договорились пойти в кино. Девушка прождала Андрея целый час, но он в назначенное время не пришёл и не позвонил. Оксана сама решила позвонить, но оказалось, что абонент не доступен. Мы стали обсуждать, почему Оксана сразу решила, что парень её «бросил». «Ну а что ещё думать?» - сказала она. Затем мы говорили о том, что могло послужить причиной такого поступка Андрея и набросали несколько вариантов: что-то случилось, был занят, телефон сломался и др.

После нашего разговора девушка немного успокоилась и пообещала не зацикливаться на грустном, тем более что она точно не знает, почему Андрей так поступил, есть только её догадки. На следующий день Оксана прибежала ко мне радостная и сообщила, что Андрею в тот день пришлось срочно уехать в деревню к бабушке, которой надо было купить лекарства и продукты, так как она заболела, а батарея у его телефона села, и он не обратил на это внимания. Со всеми этими заботами парень просто забыл про поход в кинотеатр, а сегодня пришёл и извинился. В общем, всё хорошо.

В такие моменты я всегда думаю о том, почему человек в каких-то неожиданных для него ситуациях сразу думает о плохом? Пока мы не поговорили с другим человеком, наверное, не надо делать своих предположений о его поступках, ведь всё в жизни бывает. Важно проявить терпение, спокойно разобраться, можно даже, не обвиняя другого, сказать ему о своих чувствах. Как часто бывает, когда один человек думает об одном в какой-то ситуации, а другой человек в этой же ситуации совсем о другом. И как часто люди обижаются друг на друга и перестают общаться от недоговорённости. Это зависит от нашего восприятия окружающего мира, от наших установок, от привычного реагирования на проблемы. Как с этим быть?.. Разговаривать! Без обид, без упрёков. И это не так просто!

Учёба в радость

Новый учебный год набирает обороты, многие школьники, студенты вспомнили необходимые учебные навыки, такие как писать, читать, считать, познакомились с новыми ребятами и учителями и успели устать. Устали от домашних работ, от объёма изучаемого материала, от ранних подъемов и ссор с одноклассниками и, в общем, от школы, техникума и института. Недавно у нас прошло занятие с ребятами из пятого класса, которые и заявили такую проблему как школьная усталость, и мы стали искать причины её возникновения.

Первым местом в рейтинге вещей, которые нагоняют на ребят тоску, стало… Как думаешь что? Конечно же, объём домашнего задания. «Каждый учитель думает, что кроме его урока нам вечером заняться нечем», - жаловались ребята. Мы вместе стали анализировать, какой урок даётся классу сложнее всего, и пришли к интересному выводу. Больше всего времени уходит на предметы, которые недопонимаешь, если домашнее задание делаешь от случая к случаю (сегодня выучил параграф, завтра решил, что тебя больше не спросят, и не стал учить), если не складываются отношения с учителем или с соседом по парте, когда долгое время списываешь урок из ГДЗ и т.д. Выходы мы обозначили следующие: пересмотреть распорядок дня и выделить по возможности одно и тоже время на выполнение уроков. Если задания по предмету не удаётся выполнить самостоятельно, не списывать его у одноклассника или из ГДЗ, а, например, посмотреть видео урок по теме и разобраться самостоятельно, обратиться за помощью к родителям, однокласснику, учителю, записаться на дополнительные занятия. Использовать учебники в аудиозаписи и прослушивать материал в общественном транспорте по дороге домой, вместо просмотра привычных видеороликов. Ещё ребята предлагали посмотреть на способы, которые использует каждый из нас при изучении, запоминании нового материала, а их действительно множество. Говорили мы и о режиме дня, чтобы с утра быть полным сил и не спать на первых уроках, не обошли вниманием и способы отдыха, но самая важная, на мой взгляд, мысль прозвучала к концу нашей встречи. Ребята буквально сделали для себя открытие, что школьник или студент может пойти как минимум по двум дорогам: ругать систему образования, других людей или взять ответственность за свою жизнь на себя и менять её к лучшему. А способов, как видишь, не мало. Выбирай себе по вкусу!

Очень страшная история

Знаю, многие любят "страшилки", но это обычно любишь издалека, когда история в книжке или в фильме, а ты в безопасной обстановке с чашечкой чая на диванчике или с "тазиком" попкорна в кинозале. Я вчера попала в непростую ситуацию и очень рада, что отделалась просто испугом.

В 23 часа 14 минут мой телефон завибрировал и засветился. Я, признаться, уже засыпала в тот момент и, еле продрав глаза, увидела, что пришло сообщение из одной соцсети. Знакомая девушка сообщала, что её мама попала в аварию и умирает, у них есть всего час, чтобы спасти её, но на это срочно нужны деньги. Далее был дан номер счета, куда надо перевести любую сумму.

Сердце ёкнуло: я хорошо знаю эту женщину, мы даже вместе работали, и её дочек я хорошо знаю, я просто ужаснулась тому, что она умирает вот прямо сейчас, и надо срочно собрать деньги, чтобы её спасти!

Я уже совсем было собралась зайти в мобильное приложение и перевести деньги, но решила перечитать сообщение ещё раз...Стоп! Девушка пишет: "Помоги мне!", но она никогда в жизни не обращалась ко мне на "ты". Читаю дальше и понимаю, что информация какая-то бредовая: нужны деньги на срочную операцию, надо ставить в череп титановую пластину, а её делают только в Германии. Но ведь за час её не раздобудешь, да и сами деньги пока переведёшь, пока в больнице составят договор, или что там еще делают, когда оказывают платные услуги - в любом случае это не час по времени! Дальше больше: "попала в аварию, за рулём был мой дядя", но у моей знакомой нет брата, то есть у девушки, которая мне написала, нет дяди, да и дачи, с которой якобы они ехали, тоже нет. 

Я захожу в другую соцсеть и пишу сообщение той девушке и её сестре с вопросом, правда ли то, что с их мамой беда, и вскоре получаю ответ, который, кажется, и так уже знаю - нет, страничку взломали и послали всем, кто был в списке друзей, это ужасное сообщение. 

Я даже представить себе не берусь, что испытали девчонки, когда узнали о том, что стали жертвой такого гадкого мошенничества, ведь мама- самое дорогое, что есть у человека! А я-то почему чуть было не попалась!? Ведь прекрасно знаю про все эти "разводки"!  И почему люди так поступают, ведь это уголовно наказуемое деяние!

Проанализировав случившееся, я поняла, что у мошенников тонкий расчет: сообщение шлют поздно вечером, когда человек уже спит или собирается заснуть, и соображает хуже. Пишут, что на спасение очень мало времени, поэтому рассуждать некогда. Дело касается знакомого человека, которого точно пожалеешь и не откажешь в помощи. И тут уже только один выход: очень внимательно перечитать сообщение и перепроверить его, например,  спросить что-то личное, что мошенник точно не знает, или, как я, написать в другой соцсети, или позвонить тому, от кого пришла такая "просьба о помощи". Главное, не паниковать и включить голову, тогда точно не станешь героем "очень страшной истории". 


Мы за мир?!

2 октября во многих странах мира отмечают Международный день ненасилия. С одной стороны, сегодня, как и в любой праздник, люди поздравляют друг друга с этим событием, организуют концерты и фестивали, а с другой  проходит много официальных встреч, на которых обсуждают вопросы, связанные с насилием во всём мире.

К сожалению, эта проблема затрагивает не только взрослых людей, но и многих школьников. Насилие в школе может выражаться как в физическом нападении, так и происходить в виде оскорблений, распространении слухов и сплетен, бойкоте, вымогательстве, травле через социальные сети и электронную почту. Причём наблюдатели, свидетели жестокого отношения получают порой не меньшую психологическую травму, чем непосредственно жертва насилия. Они могут испытывать страх тоже оказаться в роли жертвы, чувствовать стыд и вину за то, что не помогли, проявили слабость. Или, присоединившись к обидчику, самим стать агрессорами. 

Можно ли бороться с насилием в школе? Что может сделать для этого каждый из нас?

Безусловно, в дело прекращения распространения насилия может внести свой вклад каждый из нас. Для решения этой проблемы необходимо объединить усилия взрослых и детей. Например, обсудить на классном часе, как можно реагировать на такие ситуации. Какое поведение считать приемлемым или неприемлемым в школе. Помнить, что малейшее одобрение насилия (внимательное наблюдение, улыбка, подначивание, повторение дразнилок) усиливают страдания жертвы и служат важным фактором подкрепления для агрессора. В то же время любые действия по неодобрению травли и попытки защитить жертву (словами, действиями или обращением за помощью ко взрослым) имеют важнейшее значение как для прекращения не только определённого случая агрессии, но и дальнейшего предотвращения насилия в школе.

А какую позицию в отношении травли занимаешь ты? Насколько допустимым ты считаешь проявления агрессии в отношении окружающих? Что можешь противопоставить такому способу поведения? 

Цени это время!

Знаете, что я сейчас очень часто вижу в ленте своего инстаграма? А вот не угадаете! Сонные лица студентов-первокурсников и посты о том, как тяжело адаптироваться к студенческой жизни. Нет-нет, ребята не ноют, даже как бы гордятся тем, что теперь такие занятые. Студенческая жизнь сложная, но до чего ж интересная! А когда ты только что получил это гордое звание "студент", всё кажется таким новым, непривычным, непохожим на школу. На школу. Вот именно, даже на неё теперь можно взглянуть по-новому, со стороны, "с высоты" пройдённых 11 классов... 

Я очень хочу поделиться с вами мыслями о школе, которые прочла у моей хорошей знакомой, одной замечательной девушки, по имени Полина, теперь уже первокурсницы Рязанского медицинского университета. С её разрешения публикую выдержки из её поста, который она разместила у себя  в инстаграме.

- Что я поняла за годы обучения в школе?

1. Поддерживай хорошие отношения со всеми одноклассниками. Не иди на конфликт там, где можно этого избежать, потому что, как показывает опыт, помощь и добрые слова, когда это действительно нужно, могут прийти от того, от кого не ждёшь. 

2. ЕГЭ  это не только про знания. ЕГЭ  это во многом и про удачу. И вообще, сдавали до тебя и будут после, так что всё обязательно будет хорошо!

3. ОГЭ не намного сложнее, чем переводные экзамены, но в это сложно поверить, пока сам не пройдёшь этот этап, потому что много запугиваний по этому поводу.

4. Оценка не определяет, хороший ты человек, или нет. И пусть получил "два", лучше побереги нервы. И уж тем более нет никакого смысла сходить с ума от каждой "4", полученной вместо "5". Сейчас это может показаться самым важным для тебя и проблемой всей жизни, но остановись и хорошенько подумай, будет ли это иметь хоть какое-то значение месяц или год спустя? Скорее всего, ответ будет "нет". 

5. И, наверное, самое главное, старайся получать удовольствие от школы: от интересных для тебя предметов, школьных мероприятий и, конечно же, от общения с друзьями. Цени это время! 

Вспоминая свои собственные школьные годы, во многом соглашусь с Полиной. Готовиться к экзаменам надо серьёзно, но без паники. Стараться наладить контакт с одноклассниками, интересоваться ими и самому быть интересным человеком  это важно, это помогает найти друзей на долгие годы. Учиться ради оценки, а не ради знаний  вообще неправильно! В голове же остаются не оценки! И, конечно, абсолютно согласна с тем, что во всём, что делаешь, надо искать положительные стороны, интерес, даже удовольствие. По большому счёту, зависит от тебя, что ты будешь вспоминать о школе, когда и сам уже закончишь её, поступишь в вуз и получишь гордое звание "студент"!

А + Б = Б + ?

Есть мнение, что логическое мышление лежит в основе практически всех изобретений, которые создало и будет создавать человечество. Оно необходимо программисту, инженеру, топ-менеджеру. Без логики не обойтись на уроках математики и физики. Но разве есть люди, которым не нужно уметь эффективно работать с информацией, делать объективные выводы и принимать правильные решения?

Например, даже обычный маляр понимает, что красить пол от двери к стене  нелогично. А дворник, используя логические связи, вряд ли будет мести пыль против ветра. Способность проанализировать задачу и сделать правильные выводы помогает легче учиться, понимать и запоминать материал не только на уроках физики и математики, но при изучении русского языка, литературы, биологии, истории и т.д. Логическое мышление мы используем, делая покупки в супермаркете, составляя маршрут, убеждая собеседников. Как видишь, использование логики требуется не только для учёбы и работы, но и в повседневной жизни.

Можно ли научиться делать верные умозаключения и строить логические конструкции? Безусловно. Регулярные тренировки и упражнения дадут положительный результат в развитии этого типа мышления.

Какие же способы помогают нам тренировать логическое мышление? Это могут быть настольные игры: шашки, шахматы, нарды, «Монополия». Логические задачи: ребусы, сканворды, головоломки, загадки, анаграммы, пазлы, пасьянсы, квесты и т.д. Можно использовать книги, интернет, применять юмористические задания или серьёзные, заниматься самостоятельно или в компании. Главное – выбрать, что интересно именно вам.

Мост через неизвестность

Недавно в сети встретила забавный анекдот. Хочу и тебе его рассказать.

Поймал Дракон в лесу Волка, говорит ему:
Смотри, записываю: «Волк, серый, одна штука». Сегодня придёшь ко мне на обед, я тебя съем. Понял?
- Понял.
- Есть вопросы?
- Нет.
Пошёл Волк расстроенный.
Идёт Дракон дальше по лесу. Поймал лису.
- Смотри, Рыжая, записываю: «Лиса, рыжая, хвостатая, одна штука». Сегодня придёшь ко мне на ужин, я тебя съем. Поняла?
- Поняла.
- Есть вопросы?
- Нет.
Пошла Лиса, закручинилась.
А Дракон дальше идёт. Поймал Зайца, говорит:
- Смотри Косой, записываю: «Заяц, серый, уши длинные, одна штука». Завтра придёшь ко мне на завтрак, я тебя съем. Понял?
- Понял.
- Вопросы есть?
- Есть.
- Задавай!
- А можно не приходить?
- Можно. Вы-чёр-ки-ва-ю!

Наверное, можно на этом и остановиться. Анекдот, хоть и незатейливый, но говорящий. Пренебрегая возможностью задать вопрос или не задавая его в нужное время, мы открываем путь догадкам и домыслам, создаём неверное впечатление о других, приписывая им несуществующие качества, достоинства и недостатки, что нередко приводит к недоразумениям и конфликтам. Не уточняя информацию дополнительными расспросами, мы можем согласиться на поступок, о котором будем жалеть, или стать жертвами мошенников«Извините за недоразумение, я вас неправильно понял»,  фраза, которую часто можно услышать в разговоре между людьми. Так вот, чтобы не приходилось её произносить, важно не стесняться задавать свои вопросы. Но согласись, случается и так, что от наших «Что? Где? Когда? Зачем? и Почему?» люди просто отмахиваются, не желая давать ответ. Возможно, это происходит потому, что «Вопросы» не так просты и их тоже нужно задавать как-то по особенному? Как думаешь?

Секрет  не секрет, но особенности есть. Ты знал, что вопросы бывают разные: к себе или собеседнику, открытые и закрытые, требующие ответа и риторические, уточняющие и наводящие т.д.? Нет? Тогда предлагаю посвятить этому несколько минут твоего времени. А если ты уже не раз обдумывал это, то делись с нами своими мыслями в комментариях.