Лечу, куда хочу?

Пока еще стоят замечательные деньки, и так не хочется их отпускать. Некоторые провели лето за городом, где было весело, просторно, свободно, а теперь вернулись и теперь каждый погожий денёк после школы думают, чем бы таким интересненьким заняться в условиях "каменных джунглей".  Погулять? Погонять в футбол? А вот еще какая тема - электросамокат! Несёшься себе по улицам города и никаких водительских прав для этого не нужно, встал и поехал, а то еще и друга сзади прихватил с собой. Вдвоём веселее. Красота!

Красота-то, конечно, да, только вот так ли всё просто? Количество несчастных случаев с участием электросамокатов за одно только лето 2021 просто огромное! Сбитые пешеходы, попавшие под машину самокатчики - правил-то, по которым надо ездить на этом транспортном средстве, практически нет. Как понять, по проезжей части на самокате ехать или по тротуару? Вроде бы по правилам дорожного движения самокатчики относятся к пешеходам, но ведь всё же это транспорт, средство передвижения на колёсах и скорость у него гораздо выше, чем у человека! Столкновение с электросамокатом может привести к очень серьёзным травмам, а ездить вдвоём и вовсе нельзя, оба человека могут сильно пострадать при падении или столкновении, так что не такое уж это безобидное развлечение. 

Так что же, не кататься вовсе? Почему, катайтесь себе на здоровье, только осторожно. Не по проезжей части, не посередине тротуара, а по велодорожкам, в парке, в специальных местах, где можно это делать безопасно, не рискуя собой и другими. Кстати, интересную мысль я услышала недавно: то, каким человек будет водителем, когда выучится и получит права, можно увидеть уже  тогда, когда он в подростковом возрасте ездит на велосипеде или самокате. Если лихачит, считает себя крутым и не уважает остальных участников дорожного движения, нарушает правила, то в будущем, уже на большой настоящей машине, может стать источником опасности на дорогах. У каждого, кто пока катается только на самокате, есть шанс потренироваться стать хорошим водителем уже сейчас.


Когда секрет не должен быть секретом

«Что делать, если ты знаешь что-то о своём друге, и это может быть опасно?» - вот такой вопрос на консультации задал шестнадцатилетний юноша. Уточнять или рассказывать более подробно молодой человек не хотел, поэтому мы обсуждали все возможные ситуации, которые не терпят замалчивания, и где понятие «секрет» может навредить благополучию или даже жизни  другого человека.

Какие ситуации ты бы назвал подходящими под эту категорию?

Мы выделили несколько таких ситуаций. Например, если ты знаешь, что друг занимается опасной деятельностью, скажем, зацеперством, оно часто приводит к травмам и смерти. Или пытается заработать немного денег, распространяя запрещенные препараты, что повлечёт проблемы с законом. Не терпят замалчивания ситуации, когда друг делится с тобой своими переживаниями и говорит о нежелании жить, наносит себе травмы или, как тебе кажется, шутит на тему своей смерти. Если ты знаешь, что у друга проблемы с зависимостью – это тоже не относится к тому, что нужно держать в секрете. Ещё мы выделили ситуации, когда другой человек тебе говорит, что является жертвой насилия в школе или в семье. Или твой друг сбежал из дома и рассказал тебе о том, где и с кем находится. На этих ситуациях мы остановились, хотя список может быть продолжен.

Если замалчивать и держать в секрете нельзя, то, что можно сделать? Самое эффективное и простое – это рассказать о своих опасениях взрослым, которым ты доверяешь: родителям, учителям, школьным специалистами, тренеру и т.д. Если ты не хочешь или опасаешься обсуждать возникшую ситуацию со знакомыми людьми, то ты всегда можешь позвонить на телефон доверия, где специалист, психолог, обсудит с тобой возможные варианты действий.

Почему важно, как ты думаешь, чтобы об опасной ситуации узнали взрослые? К сожалению, нередки случаи, когда во время следственных действий можно услышать от друзей и одноклассников о том, что Коля (Петя, Маша…) говорил, что бесконтрольно занимается экстремальными видами деятельности, или хочет прервать свою жизнь, или навредить другому человеку, но ребята не придавали этому должное значение. Считали, что это шутка, или чувствовали, что должны держать в секрете, или что это не их дело. Но иногда именно вмешательство в ситуацию взрослых помогает предотвратить трагедию.  

Как видишь, вопрос «когда секрет должен перестать быть секретом» очень не простой. Но если он у тебя появился, возможно, это говорит о том, что что-то в жизни твоего одноклассника, друга, знакомого тебя волнует, кажется опасным. Разговор с другим человеком поможет тебе понять, есть ли повод для беспокойства, возможно ли справиться с ситуацией самостоятельно или уже пора принять взрослое решение и обратиться за помощью.

Плохие отношения с учителем...

Очень часто приходится слышать, как ребята школьного возраста жалуются на своих учителей, дают им обидные прозвища, ссорятся, стараются пропустить уроки нелюбимого педагога, даже если сам предмет нравится. А у тебя есть учителя, на которых ты злишься или раздражаешься? Если есть, то предлагаю вместе подумать, почему это происходит и что можно сделать.

Учитель может раздражать по разным причинам: занижает оценки, отпускает шутки или даже оскорбления, громко говорит, непонятно или неинтересно, на твой взгляд, объясняет материал, тебе не нравится его внешний вид, ты считаешь его отставшим от жизни и т.д. Как видишь, причин может быть множество, почему люди испытывают друг к другу неприязнь или просто антипатию. Теперь давай подумаем, что можно сделать.

Если тебе кажется, что учитель не прав, то в таком случае стоит поговорить с ним. Иметь разные взгляды на одни и те же вещи – это нормально. Спорить с учителем без оскорблений, повышения голоса — тоже нормально. Между людьми бывают недопонимания, разговор — способ их разрешить. Страшно начать беседу? Репетируй. Например, поговори с зеркалом, напиши тезисы, запиши слова на диктофон или на лист бумаги. Если тебе бывает сложно вести спор, то можно обратиться в школьную службу примирения, к классному руководителю, к психологу, социальному педагогу – это в школе, а дома к родителям.  

Бывает, тебе учитель просто не нравится, вот вроде и человек он неплохой, а раздражение возникает. Тебе может не нравиться одежда педагога, прическа, парфюм, ты можешь считать его несовременным, без чувства вкуса и стиля и т.д. Казалось бы, человек не виноват, он не обязан поддерживать твои взгляды, но и ты имеешь право на чувства. Что делать? Да, возникновение чувства не всегда можно контролировать. Педагога не попросишь сбросить вес или купить ботинки «поприличнее». Это нарушение личных границ. Поэтому на разговор с педагогом выходить в таком случае не имеет смысла. Из этой ситуации выход один: учиться управлять своими эмоциями, потому что это твоя сфера влияния, а внешний вид учителя и его манеры — нет. Остаётся только думать, почему тебя может раздражать то, что носят или как разговаривают другие, и учиться управлять своим эмоциональным состоянием, это ещё не раз тебе пригодится.

Педагог тебя унижает. Что делать в этой ситуации? Подключай взрослых. Если ты считаешь, что учитель оскорбляет или ещё как-то унижает тебя, сразу обращайся к родителям, классному руководителю, психологу. Важно, чтобы ты 
доверял человеку. Скажи взрослому, какими методами ты точно не хочешь решать проблему. Поделись, какие решения тебя устроят. Если нет идей, то не стесняйся попросить совета. Если нет таких взрослых, которым можно доверять, то позвони по телефону доверия. Психолог на том конце провода поддержит тебя, вместе вы сможете обсудить возможные варианты решения.

Мы можем продолжать до бесконечности разбирать причины, по которым люди могут ссориться, обижаться друг на друга, но важно одно: если чувство появилось, значит, оно зачем-то тебе нужно. Все эмоции надо проживать и искать решение, и, как видишь, вариантов всегда много. Самое важное - это твоё искреннее желание решить возникшие недопонимания.

Договоримся?!

Как часто хочется получить у родителей разрешение на что-то, например, пойти погулять поздно вечером, уехать с ночёвкой к друзьям на дачу или остаться у подруги, ну и всё такое. А вот они против, волнуются, не разрешают. А ведь очень хочется! Приходится требовать, добиваться, ругаться, иногда громко хлопать дверью, уходя из дома. Как тебе такой сценарий событий? По-моему, не очень. Любой скандал разрушает отношения и уж никак не способствует доверию в семье. В такие моменты ты наверняка думаешь, что родители плохие, не понимают тебя, как будто никогда и не были подростками, забыли, что значит дружить, любить. А вот и нет! С родителями можно и нужно выстраивать диалог. Как? 

Сначала подумай, какими словами объяснить им то, что ты хочешь, и почему тебе это очень-очень нужно. Выбери удобное время для разговора, желательна спокойная обстановка. Выслушай, что ответит тебе мама или папа, прояви терпение. Не настраивайся сразу на отказ, просто если давать себе такую установку, тебя будут переполнять негативные эмоции, и конструктивного разговора не получится. Успокой родителей, объясни, что рядом будут взрослые, назови их. Можно, кстати, договориться на какое-то определённое время для созвона. 

Когда просишь о чём-то, неплохо будет пообещать что-то взамен, например, оказать помощь маме или папе, съездить к бабушке, убраться дома, постараться в учёбе. Важно говорить честно и не нарушать договорённостей. Если пообещаешь вернуться в 21.00 или помочь по дому в субботу, сделай. Родители постепенно привыкнут к тому, что на твоё слово можно положиться, и договариваться будет намного легче. Попробуй проявлять инициативу в семейных делах. Для мамы и папы это показатель взросления, если они увидят, что ты ведёшь себя ответственно.

Если при разговоре чувствуешь сильные эмоции, то предотвратить конфликт поможет прямое их выражение: "Я чувствую злость, когда ты не принимаешь всерьёз то, что я говорю", "Мне грустно, когда вы постоянно меня критикуете". Чаще говори о своих эмоциях, и позитивных, и негативных. Это поможет родителям понять, что ты переживаешь по поводу тех или иных событий.

Всегда помни о том, что родители конфликтуют не потому, что делают так из принципа или покушаются на самостоятельность и независимость своих детей, а потому что беспокоятся об их безопасности. Будь ближе к своим родителям!

Мама...Мама? Мамочка!

Я люблю своих родителей. Ну и что тут такого, скажете? Это ведь так естественно - любить маму и папу, тех, кто дал нам жизнь, воспитал, заботился о нас и продолжает это делать, даже если мы совсем уже взрослые. Казалось бы, всё так просто и банально, что задай вопрос любому - ответит: "Конечно люблю, как же иначе?" А если глубже? Что каждый из нас вкладывает в это понятие? Что значит "любить своих родителей", и как они понимают, что мы их действительно любим?

Переполненный утренний автобус, но мне повезло и удалось занять местечко. Впереди меня сидит девушка, по виду старшеклассница. В руках мобильный. Девушка вяло листает ленту новостей в популярной соцсети, как и все мы, пытается скоротать время в пробке. Я стараюсь не подглядывать, хотя
мне 
всегда ужасно  интересно, чем живут люди, особенно те, с кем я много времени провожу по работе - подростки. Вдруг раздаётся мелодия вызова и на экране телефона девушки высвечивается имя контакта: "Мамочка". Но не успеваю я умилиться такой нежности, как старшеклассница начинает...орать в трубку! Она говорила так громко, что свидетелями разговора невольно стали все пассажиры. Похоже, мама волновалась, успела ли дочка доехать в школу по бесконечным пробкам, но в ответ на свои слова выслушала от дочурки немало грубостей и резкостей. Это так не вязалось с нежным "мамочка" на экране смартфона. Конечно, бывает всякое. Возможно, у девочки просто было плохое настроение, раздражение от ситуации на дорогах, какое-то недомогание. Возможно, такой разговор не правило, а исключение для их отношений. Возможно, обычно мама и дочка разговаривают вежливо и ласково и, конечно, без всяких сомнений, любят друг друга. Я искала ей оправдание, как это делают практически все мамы, как, наверное, делает и мама той девушки, и всё же, как говорится, "осадок остался". 

Любовь к родителям естественна настолько, что порой мы уже не задумываемся, не обидели ли мы своих маму и папу чем-то. Всегда ли мы внимательны к ним, замечаем ли, когда они нуждаются в отдыхе, нашем внимании, заботе. Помочь родителям по дому, приготовить еду, донести сумки из магазина, поговорить по душам, поинтересоваться, как у них дела, похвалить мамину новую прическу и выслушать папин рассказ про рыбалку - из таких мелочей складывается то, что мы называем привычным словом "любовь". И, конечно, важно постараться понять своих родителей. Часто мы говорим с обидой, что они нас не понимают, а мы их? Они порой не вовремя нам звонят, говорят банальные вещи: "надень шапку", "не кури", "позвони, если задерживаешься", "не лезь на крышу", "сделай уроки", но это не потому, что они такие вредные и скучные, а потому что волнуются, тревожатся, переживают за нас и очень хотят, чтобы у нас всё было хорошо. 

А еще знаете, однажды этих звонков и скучных слов не станет...совсем, и чем старше наши родители, тем меньше у нас времени на то, чтобы дарить им свою любовь, понимание и заботу. 




Новый учебный год. Легко начать?

Вот и пролетело очередное лето. Пролетело, оставило массу впечатлений, которые теперь превратятся в приятные воспоминания, и поселило в нас ожидание следующего чудесного лета. Самые длинные летние каникулы закончились. Сентябрь наступает, как всегда, внезапно, и идти учиться всё ещё не хочется. Что делать? 

Так или иначе, к началу учебного года мы готовимся. Приводим в порядок школьную форму, получаем учебники, покупаем школьные принадлежности и т.д. В конце лета чаще встречаемся с одноклассниками, которые приехали от бабушек и дедушек, из лагерей, или других мест отдыха для того, чтобы заняться подготовкой к учебному году. Да и родители не отстают: «Скоро в школу», «Подпиши дневник, тетради», «Повтори формулы, правила». Зачастую это чаще напоминает давление, а не поддержку и моральную подготовку. 

Да, снова войти в рабочий настрой нелегко. И скажу по секрету, не только школьникам. Взрослым тоже тяжело. Спросите, например, у мам и пап, что им помогает вернуться на работу из отпуска. Какие чувства они испытывают, когда снова слышат звук будильника, когда остаётся меньше свободного времени? Возможно, они заранее приучают организм раньше вставать или стараются не загружать первые рабочие дни. 

Специалисты считают, что для облегчения адаптации лучше выходить из отпуска в середине недели. Школьники, конечно, лишены права выбора, но в этом году учебный год начинается в среду. Повезло! Первый день – праздничный, потом два дня немного поучиться и выходные – небольшая передышка перед настоящей рабочей пятидневной неделей. Часто вместе с началом учебного года возобновляются занятия в кружках и секциях. Чтобы твоё расписание дня и недели лучше понять и осознать, сколько времени занято, сколько свободно, когда уделить внимание урокам, а когда хобби, лучше разместить это расписание на бумаге, разукрасив его в своём стиле. Увиденное лучше воспринимается нашим мозгом, информация записанная рукой, лучше запоминается. Поэтому забыть о времени начала занятий и опоздать остаётся мало шансов. 

Кстати, про первые домашние задания. Мой совет - не откладывать их выполнение, а делать сразу, пока мы помним, про что был урок. Расписание в первые школьные дни, да и недели неустойчивое, и можно накопить большое количество домашки, с которым с непривычки будет тяжело. А помогут справиться с новыми задачами прогулки на свежем воздухе и здоровое питание. Плюс ночной сон не менее 8 часов. 

Надеюсь, что вам удастся распределить нагрузку и успешно начать учебный год! Желаю не менее успешного продолжения учёбы и хорошего настроения!