Как научиться не
просто слушать собеседника, а слышать, что он говорит, понимать смысл его высказываний?
Для начала постарайтесь полностью сосредоточиться на собеседнике, его словах, жестах, выражении лица. Поддерживайте контакт глаз.
Задавайте вопросы. Они помогают уточнить детали произошедшего, больше узнать о чувствах и переживаниях собеседника, показывают вашу заинтересованность. Лучше всего подходят вопросы, на которые собеседник не сможет ответить просто «да» или «нет», а должен будет что-то рассказывать, объяснять, уточнять. Например, «Что ты об этом думаешь?», «Что собираешься теперь делать?», «А что ещё было в тот день?»
Не перебивайте. Даже уточняющие вопросы не должны сбивать собеседника с мысли. Человек, потерявший нить разговора, может упустить часть важной информации, начать вести диалог более агрессивно или потерять желание продолжить разговор.
Если в какой-то момент беседы собеседник замолчит, не задавайте ему вопросов и не торопите его. Паузы в разговоре – особенно если он сложный и эмоционально насыщенный – совершенно нормальны. Они дают возможность собраться с мыслями, подобрать слова или снизить уровень напряжения, если речь идёт о чем-то неприятном.
После того как собеседник выговорится, попробуйте своими словами сформулировать то, что он сказал. Это покажет, что вы внимательно слушали, и поможет обоим убедиться, что вы всё поняли. Если нет, у собеседника появится возможность что-то уточнить или получше объяснить. Можно начать пересказ с фраз: «Ты имеешь в виду, что?..» или «Правильно ли я понимаю, что?..»
Часто людям, которые делятся своими переживаниями, нужно, чтобы их просто выслушали, поняли и поддержали. Советы, как им лучше поступить, и рассказы о том, что бы вы сделали на месте собеседника, могут вызвать раздражение. Поэтому не давайте непрошеных советов. А если вам всё-таки кажется, что человеку нужен совет, сначала вежливо уточните: «Тебе нужна моя помощь? Подсказать что-нибудь?» При положительном ответе действуйте.
Если вы хотите, чтобы разговор получился интересным, прилагать усилия должен не только рассказчик. Возможность стать прекрасным собеседником, используя умение слушать, в ваших руках.