Риск – часть выбора

- Решаешь кроссворды ручкой? Ты сегодня такой самонадеянный...
- А что за жизнь без риска?!

Цитата из фильма... И из жизни... 

Есть мнение, что риск ведёт к переменам. По сути, риск  это действие или решение, которое направлено на достижение определённой цели, связаное с опасностью, угрозой неудачиСуть риска – в существовании вероятности, что что-то пойдёт не так. С одной стороны, это возможность вытянуть счастливый билет, а с другой  опасность потерпеть неудачу. Чаще всего человек рискует сам, по собственному выбору: ради положительных эмоций и снятия стресса, для получения адреналина, в надежде на новый опыт, новые отношения, на удачу или по другим причинам.

Навык рисковать – важная способность человека, способствующая его развитию. Людям иногда важно рисковать в разных обстоятельствах. Риск бывает просоциальный и антисоциальный. Просоциальный – это участие в различных конкурсах, олимпиадах, увлечение экстремальными видами спорта, профессиональная деятельность, связанная с риском, например, пожарных или спасателей, спортивная деятельность, участие в соревнованиях. Антисоциальный – это в основном деструктивное поведение: употребление наркотиков, алкоголя, экстремизм, небрежное отношение к своей жизни и т.п. Очень важно научиться рисковать безопасно, выбирая правильные формы риска. 

Очень часто на выбор поведения человека, особенно в подростковом возрасте, влияет его окружение. Так хочется быть как все, пробовать что-то новое, интересное. Но... Если заглянуть в своё будущее  каким ты хочешь видеть себя лет через 10, 20? Что поможет тебе стать успешным, остаться здоровым? Уж точно не рискованный антисоциальный выбор. Может казаться, что потом всё можно исправить, вернуть (здоровье, например, или даже жизнь). Однако это не так.  

Выбор профессии, кстати, тоже связан с риском. Не все готовы сделать его самостоятельно и полагаются на родителей, друзей, стечение обстоятельств. А ты уже готов рискнуть? Это точно будет полезный риск. И даже если вдруг твой выбор окажется не совсем удачным, появится новый жизненный опыт.

Анекдот, да и только…

Хочешь, расскажу тебе анекдот? Тогда слушай.

В автобусе маленький мальчик спрашивает наркомана:

– Дяденька, вы выходите?
Тот молчит.
– Дяденька, вы выходите?
Молчит.
– Ну, дяденька, вы выходите?!
А тот тихо и устало говорит:
– Ну какая тебе разница, мальчик, вхожу я или выхожу. Лишь бы ты учился хорошо.

Скажешь, не смешной? А какой может быть смех, если речь идёт о вредных привычках. В этом вся опасность употребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ. Они изменяют наш мозг, образ мысли, стиль жизни, отбирают здоровье, любимых людей, неизбежно ведут к гибели. Уверена, что для тебя это не секрет. А как мы попадаем во власть привычки, особенно разрушающей нас? Как привычка устроена, ты размышлял об этом?

Есть мнение, что у любой привычки есть три компонента: триггер, поведение и награда. Триггер — это конкретное событие, момент, предмет, мысль, человек и прочее, на которые мы реагируем всегда одним и тем же способом, как будто ловимся на крючок. Способ реагирования на триггер  это и есть поведение, составляющее основу привычки. А награда  то, ради чего мы это действие вообще повторяем.

Например, мытьё рук: триггером тут будет ощущение грязи на руках или полученная мозгом информация о том, что руки побывали в нечистых условиях; способ реагирования  само мытьё, а награда  облегчение от ощущения чистоты рук и сознания того, что никаких микробов или грязи на них нет.

При обнаружении какой-то нежелательной привычки нужно сосредоточиться на том, чтобы изменить её, а не на том, чтобы её убрать. Способность к изменению привычек не зависит от возраста и пола, это доступно всем. Но для изменения привычки нужно хорошо её изучить, познакомиться с ней. И огромное желание. Как говорят медики: к сожалению, полностью избавиться от привычки, особенно вредной, очень сложно. Лучше её не обретать! Этого тебе и хочется пожелать.

Какой чудесный я

Ты слышал когда-нибудь песенку мышонка "Какой чудесный день"? Нет? Тогда прямо сейчас набирай в поисковике строчки песни и нажимай "слушать".

Какой чyдесный день!
Какой чyдесный пень!
Какой чyдесный я,
И песенка моя!....
Послушал? Позитивная детская песенка незамысловатая, с настроением! Ещё когда я училась в школе, кто-то спел её на переменке, и очень быстро появились другие строки, где все слова "чудесный" мы  заменили на "ужасный". Наверное, тот день был не очень позитивным. Но нет, подожди... Разве есть причина, чтобы говорить себе "какой ужасный я"? Даже в шуточной форме? Нет!  

У нас может что-то не получаться, мы даже можем не уметь пилотировать истребитель, но это не повод сомневаться в себе. И если ты тоже говорил когда-нибудь, что недостаточно хорош, то чаще напоминай себе:

- что-то не уметь  это нормально. Человек ежедневно учится чему-то новому. Сколько-то лет назад ты не умел ходить, а сейчас отлично чеканишь шаг. Повторяй себе каждый день: если я что-то не умею  это повод научиться! 

- не нужно сравнивать себя с одноклассниками. Все люди разные. В этом сила общества!

- важно отмечать свои достижения. Вчера, может, ты снежок не мог слепить круглый, а сегодня снежную бабу уже сделал. 

- думать о себе необходимо. Иногда мы живём как по накатанной: утром встаём, идём на учёбу, вечером ложимся спать. Как щепка по течению бурной реки. Нет времени остановиться и подумать о себе: каким взрослым я хочу стать, что хочу уметь к 15 годам, к 18, 30. Спрашивай себя, что я чувствую, что я думаю, где я хочу находиться, а главное, почему это именно так.

- любое препятствие может стать взлётной полосой. Сделал что-то не то? Бывает. В другой раз сможешь избежать этого. Как раз-таки узнаешь свои сильные стороны и поставишь новые цели.