«Вы меня слышите?»: учимся слушать и слышать

«Человеку дано 2 уха и только один рот». Эта пословица говорит о том, что общение – это в первую очередь умение слушать, а потом уже говорить. 

Как научиться не просто слушать собеседника, а слышать, что он говорит, понимать смысл его высказываний?

Для начала постарайтесь полностью сосредоточиться на собеседнике, его словах, жестах, выражении лица. Поддерживайте контакт глаз.

Задавайте вопросы. Они помогают уточнить детали произошедшего, больше узнать о чувствах и переживаниях собеседника, показывают вашу заинтересованность. Лучше всего подходят вопросы, на которые собеседник не сможет ответить просто «да» или «нет», а должен будет что-то рассказывать, объяснять, уточнять. Например, «Что ты об этом думаешь?», «Что собираешься теперь делать?», «А что ещё было в тот день?» 

Не перебивайте. Даже уточняющие вопросы не должны сбивать собеседника с мысли. Человек, потерявший нить разговора, может упустить часть важной информации, начать вести диалог более агрессивно или потерять желание продолжить разговор. 

Если в какой-то момент беседы собеседник замолчит, не задавайте ему вопросов и не торопите его. Паузы в разговоре  особенно если он сложный и эмоционально насыщенный  совершенно нормальны. Они дают возможность собраться с мыслями, подобрать слова или снизить уровень напряжения, если речь идёт о чем-то неприятном.

После того как собеседник выговорится, попробуйте своими словами сформулировать то, что он сказал. Это покажет, что вы внимательно слушали, и поможет обоим убедиться, что вы всё поняли. Если нет, у собеседника появится возможность что-то уточнить или получше объяснить. Можно начать пересказ с фраз: «Ты имеешь в виду, что?..» или «Правильно ли я понимаю, что?..»

Часто людям, которые делятся своими переживаниями, нужно, чтобы их просто выслушали, поняли и поддержали. Советы, как им лучше поступить, и рассказы о том, что бы вы сделали на месте собеседника, могут вызвать раздражение. Поэтому не давайте непрошеных советов. А если вам всё-таки кажется, что человеку нужен совет, сначала вежливо уточните: «Тебе нужна моя помощь? Подсказать что-нибудь?» При положительном ответе  действуйте.

Если вы хотите, чтобы разговор получился интересным, прилагать усилия должен не только рассказчик. Возможность стать прекрасным собеседником, используя умение слушать, в ваших руках. 

Слушаю – не слушаю

Наверняка вы хотя бы однажды сталкивались с тем, что ваши друзья, близкие или учитель говорили, что вы их не слушаете. Но при этом со слухом у вас всё в порядке.

В чём же разница между «слышать» и «слушать»?

В течение дня мы воспринимаем огромное количество звуков. Это происходит и когда мы находимся дома (шум от телевизора, холодильника или домашних питомцев), и на улице (звук моторов машин, шелест листьев, скрип снега), и в школе (разговоры одноклассников, хлопанье дверей, звуки, доносящиеся из столовой). И даже во сне мы не перестаём соприкасаться со звуками из внешней среды. Мы слышим их, но в большинстве случаев просто не обращаем на них никакого внимания, не осознаём, пропуская мимо.

«Слушание» включает в себя не только физическое «слышание» звуков, но также внимание к содержанию сообщения, понимание эмоционального состояния говорящего и готовность к отклику. Оно требует усилий, способности к сочувствию, сопереживанию. Сравните: «Да слышу я тебя, слышу», и «Я тебя услышал». Первый глагол ориентирован на процесс, второй – на результат, поэтому важно и слушать, и слышать собеседника, пытаться понять, какую мысль он хочет донести.

Человек, который обладает этим навыком, получает массу преимуществ: ученику легче учиться, если он услышал и понял, что сказал учитель; детям проще понять, по какой причине родители делают им замечания и не допускать впредь подобных ситуаций; друзья имеют возможность решать возникшие разногласия с помощью беседы и т.д.

То есть разница между «слушать» и «слышать» заключается в том, что первое предполагает активное участие и понимание содержания сообщения, а второе  просто физиологическое восприятие звуков. В общении важно не только обрабатывать звуковые сигналы, которые нам посылает собеседник, но и понимать смысл, который он вкладывает в свою речь, усваивать доносимую до нас информацию. Умение услышать собеседника пригодится любому – для личной жизни, для карьерного роста, знакомства с новыми людьми и поддержания связей со старыми знакомыми.  

А вы «слушаете» своих собеседников?

Суперсила современного человека – 2

Умение ставить на место психологических агрессоров – это настоящая суперсила. Действительно, погасить негативные эмоции, повернуть конфликт не в сторону ссоры и скандала, а в сторону мирного разговора и новых договорённостей – это важное умение, которое пригодится везде: в разговоре с учителем и с родителями, с друзьями и с коллегами.  

Недавно я прочла одну книгу, название которой меня очень заинтересовало.

Называлась она так: «Не орите на меня! 8 способов ухода от психологической агрессии». Автор – Игорь Романов.

Скажу честно, с многими способами я была знакома по роду своей профессии и применяла их на практике. Действительно работают. Книга понравилась тем, что несмотря на небольшой формат, в ней собрано большое количество результативных приёмов. Материал изложен простым языком, с многочисленными бытовыми примерами, которыми делятся старшеклассники и студенты, которых автор хорошо понимает как психолог и как декан факультета коммуникативного менеджмента РГСУ.

Каждая глава начинается с мудрой мысли, афоризма, пословицы и т.д., например: «Если вы научились не обижаться, это значит, что вы научились смотреть в сердце другого. — Аму Мом», которые заставляют задуматься о себе, о другом, о своём эмоциональном состоянии, о том, что такое обида и др.

В книге приведены приёмы отработки способов реагирования на психологическую агрессию, как не попасться на крючок манипулятора, упражнения на релаксацию, умение привести себя в ресурсное состояние. Быть в моменте, быть в ресурсе – основа эмоционального благополучия и гармонии, осознанности выбора решений.

Прочитав эту книгу, я почувствовала себя обладательницей суперсилы. А что читаете вы и какой суперсилой обладаете? Пишите в комментариях.

Суперсила современного человека

К сожалению, а может быть и к счастью, в  жизни мы сталкиваемся с разного рода противостоянием интересов, целей, позиций, мнений или взглядов. Короче говоря, с конфликтами. Специалисты в области коммуникации считают, что конфликт – это нормальное течение отношений между людьми, а вот как он разрешится  перерастёт в ссору, скандал, может даже в драку или закончится мирными переговорами  зависит от конфликтующих сторон. То есть от нас.

Если мне дорог человек, с которым у меня конфликт, я, конечно, буду стараться его всячески разрешить – не уступить, не навязать своё мнение, а именно договориться. Если мой оппонент хочет того же – думаю, договоримся и помиримся, найдём новые точки соприкосновения. Но бывает и по-другому: мы слышим в свой адрес агрессивное высказывание, которое нас задевает, мы чувствуем обиду, негодование… Чего хочется? Защититься. Как будем себя защищать? Проигнорим, уйдём (прямо убежим в прямом смысле слова), ответим тем же, или …

Если уйдём – покажем свою слабость.

Если будем отвечать тем же, то перепалка продолжится, и, возможно, остановить её сможет только третья сила.

Психологическая агрессия – мощный пресс, который может нас раздавить, но используя суперсилу – умение ставить на место психологических агрессоров – можно его остановить. Вспоминается сразу картинка из какого-нибудь блокбастера или боевика, где, например, "крепкий орешек" спасает себя и весь мир.

На самом деле крепкой физической силы для погашения агрессии не требуется. Важна наша внутренняя позиция, умение приводить себя в ресурсное состояние и владеть техниками погашения психологической агрессии. Какие это техники и как ими овладеть, читайте в следующем посте.

Я влияю

Хотел бы кто-нибудь из вас, дорогие читатели "Лабиринта", быть влиятельным человеком? Если открыть интернет и в строке поиска ввести "влиятельные люди", то появляются сайты с заголовками "Самые влиятельные люди мира по версии Forbs", "100 самых влиятельных людей в истории" и т.д. Однако войти в историю или стать миллионером не так-то просто. Да и надо ли? По сути, влиятельный - значит влияет на что-то или кого-то, то есть оказывает влияние, воздействие. Здорово, да?

Находясь в обществе, мы постоянно подвергаемся влиянию окружающих на себя и, как бы это ни было незаметно, оказываем влияние на других. Каким образом? Например, обидными словами, грубыми поступками, насмешками можно повлиять на настроение и самочувствие, советами (не всегда конструктивными, кстати) - на принятие решения, выбор, иногда жизненно важный. Также мы оказываем влияние и на себя. Отказываясь от сомнительных предложений, можно повлиять на своё здоровье (в хорошем смысле), выбирая полезные привычки, - улучшить организацию своей жизни.

Часто на наших психологических занятиях мы говорим с учащимися школ города о взаимоотношениях, дружбе, сплочении классного коллектива, правилах жизни в нём. Говорить, конечно, хорошо, но вот делать-то что для этого? Ну конечно, влиять - своим примером, помогая другим, вкладываясь в общее дело, проявляя инициативу. От кого зависят взаимоотношения, атмосфера, настроение в классе? От каждого. Если каждый повлияет на вышеперечисленное, и учиться, и общаться, и дружить будет легче, интереснее и безопаснее. 

Риск – часть выбора

- Решаешь кроссворды ручкой? Ты сегодня такой самонадеянный...
- А что за жизнь без риска?!

Цитата из фильма... И из жизни... 

Есть мнение, что риск ведёт к переменам. По сути, риск  это действие или решение, которое направлено на достижение определённой цели, связаное с опасностью, угрозой неудачиСуть риска – в существовании вероятности, что что-то пойдёт не так. С одной стороны, это возможность вытянуть счастливый билет, а с другой  опасность потерпеть неудачу. Чаще всего человек рискует сам, по собственному выбору: ради положительных эмоций и снятия стресса, для получения адреналина, в надежде на новый опыт, новые отношения, на удачу или по другим причинам.

Навык рисковать – важная способность человека, способствующая его развитию. Людям иногда важно рисковать в разных обстоятельствах. Риск бывает просоциальный и антисоциальный. Просоциальный – это участие в различных конкурсах, олимпиадах, увлечение экстремальными видами спорта, профессиональная деятельность, связанная с риском, например, пожарных или спасателей, спортивная деятельность, участие в соревнованиях. Антисоциальный – это в основном деструктивное поведение: употребление наркотиков, алкоголя, экстремизм, небрежное отношение к своей жизни и т.п. Очень важно научиться рисковать безопасно, выбирая правильные формы риска. 

Очень часто на выбор поведения человека, особенно в подростковом возрасте, влияет его окружение. Так хочется быть как все, пробовать что-то новое, интересное. Но... Если заглянуть в своё будущее  каким ты хочешь видеть себя лет через 10, 20? Что поможет тебе стать успешным, остаться здоровым? Уж точно не рискованный антисоциальный выбор. Может казаться, что потом всё можно исправить, вернуть (здоровье, например, или даже жизнь). Однако это не так.  

Выбор профессии, кстати, тоже связан с риском. Не все готовы сделать его самостоятельно и полагаются на родителей, друзей, стечение обстоятельств. А ты уже готов рискнуть? Это точно будет полезный риск. И даже если вдруг твой выбор окажется не совсем удачным, появится новый жизненный опыт.

Анекдот, да и только…

Хочешь, расскажу тебе анекдот? Тогда слушай.

В автобусе маленький мальчик спрашивает наркомана:

– Дяденька, вы выходите?
Тот молчит.
– Дяденька, вы выходите?
Молчит.
– Ну, дяденька, вы выходите?!
А тот тихо и устало говорит:
– Ну какая тебе разница, мальчик, вхожу я или выхожу. Лишь бы ты учился хорошо.

Скажешь, не смешной? А какой может быть смех, если речь идёт о вредных привычках. В этом вся опасность употребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ. Они изменяют наш мозг, образ мысли, стиль жизни, отбирают здоровье, любимых людей, неизбежно ведут к гибели. Уверена, что для тебя это не секрет. А как мы попадаем во власть привычки, особенно разрушающей нас? Как привычка устроена, ты размышлял об этом?

Есть мнение, что у любой привычки есть три компонента: триггер, поведение и награда. Триггер — это конкретное событие, момент, предмет, мысль, человек и прочее, на которые мы реагируем всегда одним и тем же способом, как будто ловимся на крючок. Способ реагирования на триггер  это и есть поведение, составляющее основу привычки. А награда  то, ради чего мы это действие вообще повторяем.

Например, мытьё рук: триггером тут будет ощущение грязи на руках или полученная мозгом информация о том, что руки побывали в нечистых условиях; способ реагирования  само мытьё, а награда  облегчение от ощущения чистоты рук и сознания того, что никаких микробов или грязи на них нет.

При обнаружении какой-то нежелательной привычки нужно сосредоточиться на том, чтобы изменить её, а не на том, чтобы её убрать. Способность к изменению привычек не зависит от возраста и пола, это доступно всем. Но для изменения привычки нужно хорошо её изучить, познакомиться с ней. И огромное желание. Как говорят медики: к сожалению, полностью избавиться от привычки, особенно вредной, очень сложно. Лучше её не обретать! Этого тебе и хочется пожелать.

Какой чудесный я

Ты слышал когда-нибудь песенку мышонка "Какой чудесный день"? Нет? Тогда прямо сейчас набирай в поисковике строчки песни и нажимай "слушать".

Какой чyдесный день!
Какой чyдесный пень!
Какой чyдесный я,
И песенка моя!....
Послушал? Позитивная детская песенка незамысловатая, с настроением! Ещё когда я училась в школе, кто-то спел её на переменке, и очень быстро появились другие строки, где все слова "чудесный" мы  заменили на "ужасный". Наверное, тот день был не очень позитивным. Но нет, подожди... Разве есть причина, чтобы говорить себе "какой ужасный я"? Даже в шуточной форме? Нет!  

У нас может что-то не получаться, мы даже можем не уметь пилотировать истребитель, но это не повод сомневаться в себе. И если ты тоже говорил когда-нибудь, что недостаточно хорош, то чаще напоминай себе:

- что-то не уметь  это нормально. Человек ежедневно учится чему-то новому. Сколько-то лет назад ты не умел ходить, а сейчас отлично чеканишь шаг. Повторяй себе каждый день: если я что-то не умею  это повод научиться! 

- не нужно сравнивать себя с одноклассниками. Все люди разные. В этом сила общества!

- важно отмечать свои достижения. Вчера, может, ты снежок не мог слепить круглый, а сегодня снежную бабу уже сделал. 

- думать о себе необходимо. Иногда мы живём как по накатанной: утром встаём, идём на учёбу, вечером ложимся спать. Как щепка по течению бурной реки. Нет времени остановиться и подумать о себе: каким взрослым я хочу стать, что хочу уметь к 15 годам, к 18, 30. Спрашивай себя, что я чувствую, что я думаю, где я хочу находиться, а главное, почему это именно так.

- любое препятствие может стать взлётной полосой. Сделал что-то не то? Бывает. В другой раз сможешь избежать этого. Как раз-таки узнаешь свои сильные стороны и поставишь новые цели.