31 декабря

Ну, вот и почти всё. Завершается 2023-й. Помните, как мы ждали его год назад? А сегодня для всех он стал уже "старым". Как быстро летит время - от этого года осталось всего несколько часов. Что же можно успеть за это короткое время? Да много чего. Можно всей семьёй подготовить новогодний стол, сбегать за хлебушком, вынести мусор, пересчитать подарки (вдруг чего не хватает), прибраться в доме, обойти соседей с поздравлениями с наступающим и приятными мелочами, позвонить родным, которые живут далеко, дочитать книгу, посмотреть новогодний фильм (опять же, всей семьёй). Ох! Да много чего можно сделать в последние часы уходящего года. А можно ничего не делать, просто ждать боя курантов, но разве это интересно? 

Конечно, каждый сам решает, чем наполнить этот день - 31 декабря. Важно, чтобы он дарил праздничное настроение, добро, тепло, приятную атмосферу, а близкие люди были рядом и здоровы. 

И мне хочется поздравить всех наших читателей с почти уже наступившим Новым 2024 годом и пожелать, чтобы каждый ваш день был насыщенным и интересным, поставленные цели достигнуты, проблемы решены, а сюрпризы были только приятными! Пусть следующий год подарит вдохновение, процветание, жизнелюбие, удачу, новые возможности и победы, новые знакомства и увлечения!

С Новым годом! Ура!

Своими руками

Как ко мне попадают подарки? Просто появляются вместе с дарящими, как сюрпризы. И это всегда здорово. Или как "ответ" на ранее заданный вопрос "что тебе подарить?" (если я давал подсказку). Переводом денег на карту с просьбой купить что-нибудь самому... Что интереснее или приятнее? Да практически всё очень и очень приятно! 

А вот тут, на днях, меня сразил неожиданным вопросом "что тебе подарить?" ребёнок... Это было так мило! Ведь дети уже знают, как покупать подарки в магазине или в сетях, расплачиваясь своей(!) банковской картой, ничего при этом не спрашивая, ведь они неплохо знают нас... Но я не растерялся и ответил: "Что-нибудь милое, хорошо бы 
сделанное своими руками..." И ура, я услышал в ответ: "Ну конечно же, своими руками!"

Я люблю и хочу, чтобы дети делали как можно больше своими руками, развивая креативность. Результаты ведь всегда интересные, милые, трогательные. Я и сам стараюсь участвовать в создании детских поделок. А когда появляется время придумать и сделать что-нибудь самому, этой возможности не упускаю. И как же это освежает восприятие окружающей действительности, как помогает в работе.

Понимаю, что иллюзией является надежда, что подарков, сделанных своими руками, будет больше. Не будет, конечно. Но я продолжаю планировать и делать их, делать и планировать. Это помогает не только мне, но и тем, кому помогаю я...         

Через полгода – экзамены, а сейчас…

«Зима!.. Снег, коньки, катание с горки, смех, веселье, Новый год, лыжи, холодные снежинки и горячий чай, задушевные разговоры с близкими и… ещё многое другое, о чём можно забыть, потому что я учусь в 9 классе и мне нужно готовиться к экзаменам» – говорит мне на одной из консультаций Оля, назовём её так.

Соглашусь, экзамен – важная вещь. И да, надо готовиться. Но наш мозг лучше работает, если физическая активность сменяется умственной, а умственная  физической. Значит, прогулки на свежем воздухе просто необходимы. А в новогодние каникулы лучше их наполнить яркими, эмоциональными позитивными впечатлениями. Это будет отличным ресурсом для поднятия настроения, когда будет нужно, например, прямо на экзамене вспомнить, как здорово вы играли в снежки или делали снежного ангела на белой сверкающей поляне. Вспомните, какое при этом было небо – голубое или звёздное? Такой приём поможет избавиться от излишней тревоги.

Жизнь экзаменами не заканчивается. Она была до них, будет и после. Экзамен пересдать можно. Жизнь «пережить» нельзя. Сегодня тебе 15, тебя зовут гулять, а родители предлагают поездку и есть ещё многое другое, что можно и нужно сделать именно сейчас. Наши хобби, друзья и семья – это то, что с нами надолго, можно даже сказать, что навсегда. А экзамен – это временное явление. Не упусти время и возможности – жить, любить, дружить, наслаждаться приятным и даже очень приятным временем.

Новогодние традиции

«Ёлочка, ёлка – лесной аромат. Очень ей нужен красивый наряд». Зелёную красавицу как символ Нового года сейчас устанавливают, наверное, в каждой семье.  А знаете ли вы, что эта традиция складывалась постепенно. Появилась она во времена царствования Петра Великого, затем о ней на время забыли и вспомнили лишь в XIX веке, наряжая ёлки в присутственных местах. Приносить дерево в дом стали в 1935 году, менее века назад. Тогда же появился первый Дед Мороз, а ещё спустя 2 года дети узнали про его внучку, Снегурочку.

Новый год – семейный праздник, и у каждой семьи есть свои традиции его встречи. Например, кто-то вместе наряжает ёлку, шьёт маскарадные костюмы, лепит пельмени, готовит оливье или пирожки с сюрпризом, мастерит новогодние украшения, вырезает снежинки и приклеивает их на окна. В некоторых семьях принято в Новый год одеваться во всё новое, писать письма Деду Морозу, наводить порядок, избавляясь от старых ненужных вещей, навещать родственников и друзей или приглашать их в гости, петь новогодние песни, посещать городские гуляния. У кого-то заведено каждый год покупать ёлочную игрушку с символом года, вместе смотреть новогодние фильмы, мультики, концерты и передачи, делать семейную новогоднюю фотографию, зажигать гирлянду на ёлке со словами «Ёлочка, гори!» Ещё во многих семьях в ночь с 31 декабря на 1 января  принято вспоминать события уходящего года, благодаря его за всё хорошее. Поприветствовать Новый год, выражая свои надежды и пожелания. Под бой курантов успеть загадать желание, а потом искать свой подарок под ёлкой и, конечно, запускать салюты и петарды или просто наблюдать фейерверк из окна.

Семейные традиции создают настроение, наполняя праздник чудесами, уютом и теплом. И по-настоящему объединяют нас. Традиции могут изменяться: появляться, существовать, модернизироваться, иногда забываться, а затем возрождаться. А какие традиции встречи Нового года есть в вашей семье? Спрашивали ли вы у родителей, бабушек и дедушек, как отмечали они этот день в молодости? А может быть вы предложили свою традицию встречи этого праздника? Интересуйтесь, воодушевляйтесь, создавайте.

Счастливого Нового года!

Снег идёт... А мы идём?

После того, как облетели последние листья и люди перестали ждать "бабье лето", к ним приходит надежда на снег, который "нужен", чтобы покрыть собой осеннюю грязь, неубранную листву и прочее. Как правило, ждать приходится долго, но не в этом году. В последнюю неделю снега не только хватает, его количество стало критичным - уже трудно пробираться по городу и пешим и на своих авто.   

Чтобы в городском снегу застревали пешеходы, я не видел. а вот автомобили, которые не могли выбраться из заносов без посторонней помощи, каждый день. Сам я вожу в багажнике лопату и уже успешно пускал её в ход пару раз. Да, в эти снежные дни я очень надеюсь на свою лопату и на себя. Ну и на автомобиль, конечно. А если ещё и снег почистят - во дворе или за его пределами - это вообще праздник: и проехать можно без проблем и настроение улучшается!

Правда, очень смущает количество разговоров о том, что кто-то должен почистить снег здесь или почистить его там. Разговоры такие горячие, что сами снег бы растопили, но нет, не топят. А почему именно другие должны? Спроси себя, что должен ты? Если, конечно, ты не гость и не турист... 

В моём дворе я пока не увидел человека с лопатой, а погуляв сегодня часок по заснеженному городу, наткнулся на целую группу мужчин и женщин, которые сосредоточенно и дружно освобождали от снега территорию около своей многоэтажки и даже ближайший тротуар... Я увидел их и мне стало хорошо - я увидел близких мне по духу земляков, которым никто не должен, но которые сами должны, они себе должны и сами делают, делают то, что могут.             

Неудача или ключ к успеху?

Если вы похожи на большинство моих знакомых школьников, то скорее всего относитесь к неудачам негативно, видя в них доказательство того, что ваши идеи, планы недостаточно хороши или вы недостаточно успешны. Однако неудачи случаются с каждым. А относятся к ним люди по-разному. Одна из вещей, которая, на мой взгляд, отличает успешных людей, это чёткое понимание ценности неудачи.

Почему неудача является ключом к успеху, а не провалом? Вот несколько причин.

Во-первых, раз ты потерпел неудачу – значит, пробовал, действовал. «Тех, кто действует, преследует успех, неудачи преследуют тех, кто бездействует». И получил возможность начать заново, поступить более эффективно.

Во-вторых, неудачи предоставляют возможность к росту, они закаляют характер, если, конечно, не сдаваться и не впадать в отчаяние. Вместо тягостных размышлений о том, «как всё плохо», эффективнее сосредоточиться на изучении причин неудач и того, как действовать более плодотворно. Попробуйте ответить себе на вопросы: что вызвало неудачу? Какая часть ответственности лежит на мне? Какие этапы я должен пройти, чтобы начать сначала? Что я могу делать каждый день, чтобы достичь желаемого результата?

В-третьих, неудачи  это действенный мотиватор. Если посмотреть на события, предшествующие значимым победам, можно обнаружить, что перед этим были идеи, цели, планы, шаги к достижению желаемого, и, возможно, некоторое количество неудач. А ещё  характер, сообразительность, сила воли, позволяющие достичь желаемого. 

Так может быть «неудачи» не существуют? Вспомните Томаса Эдисона. Сколько раз он ошибался при выборе материала для нити накаливания своей лампочки? Очень много. При этом изобретатель утверждал: «Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10000 способов, которые не работают».

Кто чем богат, тот тем и делится

Часто на консультациях, в групповой работе, да и просто в разговоре с девчонками и мальчишками размышляем о том, что делать, если к тебе обращено грубое высказывание, тебя обидели и т.д. Варианты ответной реакции: нагрубить в ответ, ударить, чтобы неповадно было, позже отомстить, или... Для того, чтобы были и другие варианты, предлагаю прочитать одну притчу.

Купил человек себе новый дом — большой и красивый, с большим плодоносящим садом. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Он взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.

Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протягивает ему ведро с яблоками и говорит:

— Кто чем богат, тот тем и делится!

Действительно, выбирая тот или иной способ поведения, произнося какую-то фразу, мы порой совершенно не задумываемся о том, чем в итоге наполняем этот мир, свою душу. И от нашей ответной реакции, пусть даже на обидное высказывание, зависит наше умение противостоять насилию, агрессии, не повторять то, чего мы не хотим слышать в свой адрес. А что же тогда делать? Хороший вопрос!

Если всё-таки мы наполнены миром, добром, великодушием и непринятием насилия, то  можно сделать, например, так:

- пошутить в ответ, 

- дать обидчику такую обратную обратную связь: «Это не смешно», «То, что ты сейчас сказал, звучит обидно» и т.д.,

- проигнорить, в конце концов. Это у него много злости и обиды, он ею и делится, но не берите то, что вам не нужно. Сохраните внутри себя любовь к себе и миру.

Сейчас, в преддверии новогодних праздников, время дарить друг другу радость, теплоту, улыбки и счастье.

А причём тут горы?

Вчера утром, столкнувшись в коридоре с коллегой, я услышал неожиданное для себя - "А ты знаешь, что сегодня День гор?!" - так что переспрашивать пришлось: что-что-что?.. День был понедельник, а это всегда много-много дел, начиная с еженедельной планёрки, с подведения итогов прошлой недели и, конечно, планирования. Ближе к вечеру, когда почти всё было переделано и выдалась свободная минута, я вдруг обнаружил, что мысли снова и снова вращаются вокруг реплики о горах... Подумалось, почему? Интересно же, как моя голова работает, тем более что ей ещё работать и работать!

Да прост же оказался ответ! Накануне, то есть в воскресенье, я был на выставке "Николай Рерих" в Новой Третьяковке. А там полотен с изображением гор было немало! А сколько их в сети! И ведь именно с изображением гор я купил магнит в сувенирном магазинчике после того, как всю выставку прошёл и всё там рассмотрел. 

Николай Рерих. Канченджунга. 1936
Ну и ещё поднабрались осколки ассоциаций. Кто-то из моих хороших знакомых каждое лето старается побывать в горах. Кто-то когда-то спел "лучше гор могут быть только горы" (а кто-то - "не люблю я величавых гор, горы у людей воруют небо"). Так или иначе, горы есть, они необходимы человеку и планете Земля, а ещё они очень романтичны...

Наверное, поэтому и появился День гор, который отмечается 11 декабря. И без него уже тоже никак. И он нужен, этот день, нужен людям и нужен горам... Вот так меня зацепило! И спасибо моему коллеге за это!

С заботой о себе

Сейчас такой период, когда многие болеют. Классы в школах закрывают на карантин, поликлиники переполнены, в общественном транспорте много кашляющих и чихающих людей. Какая-то печальная картина... А ведь скоро Новый год! И совсем не хочется в праздничные дни пролежать дома с температурой. Поэтому профилактика (предупреждение) болезней всегда лучше, чем лечение. Существует много способов укрепить иммунитет, увеличить сопротивляемость инфекции и снизить риск передачи вируса. Многие из них можно применять самостоятельно, не прибегая к помощи врача.

Эффективный метод профилактики простуды – соблюдение питьевого режима. В среднем человеку требуется 1,5 литра чистой воды в день. Этот объём поддерживает работу почек, помогает им быстро фильтровать кровь и выводить токсичные вещества, вирусы и продукты обмена веществ.

Важно соблюдать режим дня и спать достаточное количество времени. Во сне (в темноте) вырабатывается гормон мелатонин, который участвует в регуляции функций и согласованной работы нервной, эндокринной и иммунной системы. Важное условие – ложиться спать до 23 часов, не смотреть перед сном телевизор и не использовать гаджеты, чтобы не перегрузить мозговую деятельность. 
Во время сна наш организм восстанавливается, обновляется, появляются новые нейронные сети, старые клетки отмирают и образуются новые, и если сон глубокий, да ещё и непрерывный (в среднем 8 часов) то наше тело и разум рождаются заново! Недаром же говорят после качественного отдыха: «О, я как заново родился!»

По возможности хорошо избегать большого скопления людей, больше ходить пешком, проветривать квартиру (дом) несколько раз в день, только без сквозняка, использовать увлажнитель воздуха. Если рядом находится человек с признаками простудного заболевания (чихает, кашляет, сморкается), постараться соблюдать с ним дистанцию, ну и медицинская маска в помощь.

Физическая нагрузка, движение (занятия спортом, зарядка, танцы) всегда помогают организму в укреплении сопротивляемости болезням. И не только им, но и стрессам. Человек, который регулярно занимается физическими упражнениями, меньше подвержен стрессу.

Кстати, любая профилактика  это не только возможность отказаться от вредных привычек, которые разрушают здоровье, но и повод это наконец-то сделать.

А если случилось так, что ты чувствуешь симптомы болезни, лучше сразу обратиться к врачу, не допуская развития заболевания. Здоровья вам, дорогие читатели "Лабиринта"! 

"Шаги к себе, или Девушка с синими волосами"

Сегодня в сети мне повстречался пост одной девушки. В нём она рассуждала о самоценности, о том, как непросто её в себе взращивать и какой она может быть уязвимой. На консультациях и занятиях мы тоже часто обсуждаем это с ребятами и взрослыми. Вера в собственные силы, осознание своей значимости, принятие себя - это то, к чему стремятся многие из нас в течение всей жизни.

Мне очень понравилась притча про синие волосы, которая предваряла размышления автора. Хочу предложить её к прочтению и тебе. Оставлю авторскую редакцию.

"Один тренер на групповых занятиях постоянно "цеплял" девушку из первого ряда. Публично хмыкал над её ответами, высмеивал их, бормотал так, чтобы всем было слышно: "Дааа, давно мне такие недалёкие студенты не попадались", а потом прям в лоб при всей группе выдал: "И как вам с таким низким IQ живётся?"". 
Девушка чуть не плакала, защищалась робко: "Что я такого глупого сказала? Я не недалёкая."
- Конечно, недалёкая. Ты глупая! И это меня раздражает так же, как твои синие волосы...
Девушка вдруг засмеялась: 
- Они не синие. Я блондинка.
- Да? - вдруг говорит тренер. - Подумай, почему, когда я говорю про синие волосы, тебе смешно, а когда я говорю про то, что ты глупая, ты чуть не плачешь?
- Потому что про синие волосы - неправда.
- А про "глупая" - правда?
- Тоже неправда!
- Понимаешь, когда ты уверена, что волосы твои не синие, мои слова в тебя не проникают, не цепляют. Ты их отвергаешь со смехом, мол, это бред. А когда ты сама не уверена в чём-то, например, в том, что ты умная, то мои слова про твою глупости ложатся на благодатную почву твоих сомнений в себе. Если в глубине души ты допускаешь, что критикующий тебя человек прав, то его слова тебя заденут, зацепят, доведут до слёз. Получается, что нас оскорбляет то, что совпадает с нашими сомнениями в себе. Считай ты себя умной, ты бы сейчас смеялась над моими наездами про твою глупость ещё громче, чем над синими волосами..."

Какие чувства оставила это притча у тебя? Какие мысли появляются? 

Когда всё идёт не по плану

Бывают такие дни, которые подкидывают нам "неожиданные задачки". То урок поставили дополнительный, когда ты договорился встретиться с другом, то в школьной столовой соком случайно облили или выясняется, что должен быть одновременно в двух разных местах... Ты начинаешь нервничать, нужно быстро перестроиться, предпринять необходимые действия, передоговориться, предупредить, перенести, сориентироваться... Голова кругом! Легко растеряться. Но некоторым людям любые форс-мажоры, как будто, нипочём, про них говорят - высокая стрессоустойчивость. Можно по-хорошему позавидовать тем, кому это качество досталось от природы. Но что делать всем остальным? Паниковать? Плакать? Прятать голову в песок? 

Многочисленные исследования показывают, что стрессоустойчивость может развить в себе каждый. Проще говоря, это психологический навык, который помогает быстро адаптироваться к ситуации и не позволяет гневу, страху, панике одержать верх над человеком. Даёт возможность принять адекватные решения и эффективно помочь себе или другим.

Сразу напрашивается вопрос: "как же это сделать"? Мне кажется, начать можно с того, что "взять под контроль свои чувства", успокоиться. Многие психологи рекомендуют для этого признать, назвать их. Это когда мы сами себе говорим, что сейчас я беспокоюсь (злюсь, раздражаюсь, паникую...) от того, что, например, не отвечаю за распределение своего времени. Я могу себе помочь успокоиться, если умоюсь, попью чай, сделаю глубокий вдох и выдох и т.д. 

Американский психолог Марша Линехан предлагает тренировать в себе умение принимать обстоятельства такими, какие они есть, если не можешь на них повлиять. Это совсем не значит, что с ними нужно мириться, скорее она призывает перестать тратить время на рассуждения о том, как невыносимо и несправедливо происходящее, а перейти к действиям на которые ты можешь влиять. Она говорит о том, что наши фразы в духе "это невыносимо", "этого не должно было случиться", "почему это происходит со мной" говорят о том, что человек отрицает произошедшее событие, поэтому ему труднее на него влиять. Чтобы начать действовать, важнее говорить себе: "Это действительно произошло, я подавлен из-за этого, но я могу кое-что сделать, чтобы мне и моим близким было легче".

Профессор психологии Кэрол Дуэк считает, что наибольших успехов достигают те, кто воспринимает неудачи, трудности как некую головоломку, которую нужно решить. По его мнению такой подход позволяет пробовать новые способы приблизиться к желаемому результату, активизируют творческий потенциал, возвращают контроль над ситуацией.

Вопросами развития стрессоустойчивости занимаются давно. Время от времени появляются новые исследования, описываются способы укрепления внутренних ресурсов человека. Если ты в поисковике введёшь запрос "приёмы тренировки стессоустойчивости", то обнаружишь не один десяток способов. А чтобы они начали работать, достаточно твоего желания и немного практики.

Особенный День

Какие ассоциации вызывает у вас фраза "День рождения"? Скорее всего положительные. Так уж устроена наша память, что надолго в ней остаются особенно яркие и радостные воспоминания. Одним из них может стать празднование своего Дня рождения. Иногда люди загадывают, что с него начнут новую жизнь, бросят вредную привычку, что-то кардинально изменят в себе, то есть этот важный День для кого-то может стать отправной точкой для чего-то нового. Но, сами понимаете, не у всех хватает силы воли это сделать.

Исторически день рождения стал символом признания ценности жизни и человеческой личности. В основе этого праздника лежит не подведение итогов прошедшего года, а гуманность и любовь. Когда мы отмечаем свой День рождения, мы подтверждаем, что ценим и любим себя и что наша жизнь имеет значение для окружающих.

А существуют ли причины, чтобы не отмечать свой День рождения? Конечно. И их немало. Например, некоторые люди не отмечают этот День, потому что он напоминает им о каких-то незавершённых и нерешённых вопросах. О том, что мы взрослеем, стареем, время идёт, а некоторые мечты и цели, которые мы себе ставили, остаются невыполненными. Возможно, этот День кажется переломным моментом, который делит жизнь на "до" и "после". Однако именно празднование Дня рождения может помочь преодолеть чувство неудовлетворённости и принять свою жизнь со всеми её недостатками. В этом нам помогут близкие люди, друзья

Отмечая День своего 
рождения, мы признаём, что наша жизнь имеет ценность и что мы заслуживаем жить, любить и быть любимыми. Празднование очередной годовщины своего рождения является своего рода символом признания нашей личности и нашей роли в жизни окружающих нас людей. При правильном подходе этот День может стать замечательным воспоминанием на всю жизнь, ведь я не зря пишу и пишу его с большой буквы...

Быть внимательным на уроках. Это возможно?

Иногда уроки в школе бывают ужасно скучными, и кажется, будто они длятся вечно. Стараясь как-то «скоротать время», мы отвлекаемся от того, что говорит учитель, не замечая при этом, что происходит вокруг. И порой получаем выговор: «Что ты ворон считаешь»? А если таких уроков несколько? И совсем не хочется тратить время впустую на уроке, а упущенное потом восполнять дома, тратя на это дополнительные силы и время? Как исправить ситуацию? Оказывается, существует много разных способов, помогающих сохранять интерес даже на скучном уроке. Некоторые из них очень даже приятные и весёлые!

Начать важно с правильного настроя. Вместо того, чтобы думать: «Как мне не нравится этот урок! Он такой скучный!», мысленно скажите себе: «Возможно, на сегодняшнем уроке я узнаю что-то интересное». Настройтесь на достижение этой цели! И чтобы ничто этому не мешало, рекомендуется убрать из зоны видимости отвлекающие предметы. Например, спрятать в карман или рюкзак смартфон. Всеми силами сфокусируйтесь на уроке, «возвращая» свои мысли к предмету каждый раз, когда думаете о чём-то, не имеющему к нему сейчас отношение.  Старайтесь принимать участие в уроке, задавая вопросы и отвечая на них или участвуя в групповом обсуждении материала.

Как только вы почувствуете, что начинаете «засыпать» на уроке, попробуйте что-то сделать: достаньте ручку из пенала, повертите головой из стороны в сторону или поменяйте положение ног, например, скрестите их. Чтобы удержать внимание на том, что говорит учитель, сжимайте ластик-клячку в руке каждый раз, когда, он произносит слово, например, слово «уравнение» на алгебре. Конечно, это не самая захватывающая игра, но благодаря этому вы сможете настроиться на объяснение!

Чтобы урок был связан с положительными эмоциями, можно мотивировать себя, ставя перед собой небольшие цели и вознаграждая себя за их достижение. Например, пообещайте себе, что если вы будете внимательны и сосредоточены на уроке хотя бы в течение 15 минут, после сможете съесть что-то вкусное, поиграть в новую игру, когда вернётесь домой из школы и т.д.

Ещё важно высыпаться, быть сытым. Ведь трудно сосредоточиться на формулах и правилах, если глаза слипаются или урчит в животе от голода.

Обрести внимательность на уроках возможно. А какие приёмы помогают в этом вам? 

Если бы не мама…

По опыту общения с подростками могу сказать, что редко встретишь тех, кому с лёгкостью удаётся общение с родителями, в частности с мамами. Хотя казалось бы, почему так? Мамы знают нас с первого дня. Они нас пеленали, кормили, обнимали, лечили и т.д. И когда мы были маленькими, понимали нас с первого слова или даже жеста.

Когда мы вступаем в подростковый возраст, нам хочется другого, более взрослого отношения к себе. Мы уже можем формировать и высказывать своё мнение по тому или иному поводу, с чем-то не соглашаться. Разногласия между детьми и родителями  явление не новое. Наверное, если бы ребёнку никогда не хотелось стать взрослым, он им и не стал бы, несмотря на физически развитое тело.

Становиться взрослым – это нормально. И это не значит отвергать всё прежнее, не верить родителям, не слушать их советы и рекомендации. Быть взрослым – это значит обдуманно принимать решение, обсудив все риски, взвесив все "за" и "против", в чём, кстати, очень помогают совет и взгляд со стороны мамы и папы. Ведь родители как ни кто знают наши сильные и слабые стороны.

Сегодня в России отмечается День матери. Мама – тот человек, который никогда не предаст и не отвернётся, который любит и самоотверженно бережёт своего ребёнка, не требуя ничего взамен. 

Если бы не мама, то… Какими бы мы были? Где были? С мамой тепло, уютно, хорошо. Обнимите свою маму, скажите ей "большое спасибо" за заботу и поддержку.

Мечтать точно не вредно!

Передо мной сидит девочка-подросток  худенькая, симпатичная, но очень-очень грустная. "Я худею",  говорит она. Я, конечно, удивляюсь и про себя думаю "Куда уж ей ещё больше худеть?". Проблема оказалась в том, что Вера (имя, конечно, изменено) начала худеть в 6 классе, когда подружки над ней однажды посмеялись. "Они сказали, что я толстая, много ем, а Маша, моя лучшая подруга, громче всех смеялась...". В тот момент Вера сосредоточилась на своей обиде, ведь смеялась лучшая подруга (а может, девочке только хотелось, чтобы она ею была). Это было очень больно. Чтобы не потерять подругу, Вера стала понемногу отказываться от еды  сначала от мучного, сладкого, потом от мяса, рыбы, стала есть лапшу быстрого приготовления ("она вроде не жирная"). Сначала было тяжело, потом привыкла, похудела. Теперь так привыкла худеть, что уже не может остановиться, еда вызывает отвращение. Волосы потускнели, часто тошнит, болят зубы, мышцы, постоянная усталость... Подруги стали крутить пальцем у виска: "Ты на скелет похожа!" И снова тот же смех. Обида... Что дальше?

А дальше мама привела её к психологу. Мы стали говорить о её чувствах, о том, кто её поддерживает, любит, 
какой она сама себе нравится? Кто такие друзья и действительно ли надо зависеть от мнения псевдоподруг? Что изменилось в её жизни и в какую сторону (явно в худшую)? 

Это история с хорошим концом. Через некоторое время мы снова встретились с Верой. Она понемногу стала есть всё то, что ей когда-то нравилось, родные её всячески поддерживали. Она стала больше ценить себя, свою жизнь, увлеклась шитьём игрушек и больше не обращает внимания на такого рода мнения других. В класс пришла новенькая  Катя и оказалось, что раньше они вместе с Верой ходили в детский сад. Девочки подружились и мечтают стать врачами, чтобы помогать людям. А ведь это так здорово  мечтать!..

Чтобы вставать «с той ноги»

Иногда о человеке, который уже с утра пребывает в дурном расположении духа, говорят: «Встал не с той ноги».

Истоки этой фразы уходят в старославянские времена, когда слово «правый» ассоциировалось у людей с понятиями добра, а «левый»  с неправдой и негативом. Согласно поверьям, если с утра «встал не с той ноги»  значит, тёмные силы получили «фору» и весь день будет неудачным, дела будут идти плохо.

На самом деле, я думаю, дело не в происках злых сил, а в том, как работают полушария головного мозга. Проснувшись, мы встаём на доминантную ногу: правши  на правую, а левши  на левую. Но так происходит, если мы выспались и мозг уже начал работать. А вот если пробуждение было резким или мы недолго пребывали в царстве Морфея, то в этом случае можно как раз и встать «не с той ноги». А дальше... Мы можем пребывать в ожидании неприятностей, которые обещает поверье, вгоняя себя в стресс... Или ориентироваться на положительное словосочетание «встать с той ноги» и начинать день с хорошего настроения. Не выспались? Взбодритесь! Примите душ, займитесь зарядкой, послушайте любимую музыку, спойте или станцуйте  и хорошее настроение обеспечено на весь день. Но если вы всё-таки уверены, что необходимо вставать именно «с той ноги», сделайте это! Возможно, для этого понадобится снова лечь, и, соответственно, снова встать  повторно, назначить другую ногу – «той самой»  или подложить счастливый коврик.

Главное, помнить, что всё можно поправить и изменить. И тогда всё получится!

Все курят. А я..?

Как-то на одной из консультаций услышала от подростка: «Избавиться от привычки парить я уже не могу. Все вокруг курят и я тоже».

Действительно, проходя по улице, замечаю много парней и девушек, которые курят. Курят, парят в общепитах, на остановках, парках… Сейчас почти не осталось мест, где нельзя встретить человека с предметом в руке, похожим на гаджет. Наверное, только на уроках и парах существует пространство, свободное от этого явления. Но многие – это не все!

Кто-то выбирает общаться с друзьями без посторонних предметов в руках (мобильник не считается). Ведь дружба – это не количество выкуренных вместе сигарет, а дружеские отношения, которые ценны тем, что можно сколько угодно находиться вместе и скучно не будет.

Кто-то не хочет портить здоровье, потому что занимается спортом. Или просто хочет его сохранить. Есть определённые хронические заболевания, которые являются противопоказанием для курения и парения. Например, аллергия на различные запахи и составляющие жидкости для вейпа и других устройств. Кроме того, мы можем не знать, как наш организм отреагирует на курение.

Так, в начале 2022 года в Новосибирске 11-летний мальчик попал в больницу после курения электронной сигареты из-за отравления, а в Бийске 12-летний мальчик умер после того, как покурил вейп.

28 декабря 2022 года сообщалось, что местные жители обнаружили тело 15-летней школьницы в подъезде одного из многоквартирных домов в Уфе. Во время обследования места происшествия правоохранители обнаружили рядом с телом девушки флакон с жидкостью для вейпа.

Любой прибор для курения и парения оснащён нагревательным элементом, неважно, идёт пар, дым или нет. И если что-то пойдет не так, то кроме отравления можно получить травму лица от взрыва этого прибора.

Такие печальные новости стали, к сожалению, встречаться всё чаще и чаще. Производители работают на потребителя. А потребители? Это мы с вами. Мы покупаем смеси с сомнительным содержимым и верим, что что-то плохое произойдёт не со мной. Ребята из приведённых выше примеров не были заядлыми курильщиками. Кто-то только попробовал, кто-то парил несколько раз, но итог печальный.

Как бы это не звучало банально, но наша жизнь и  здоровье – в наших руках! Если все рядом что-то делают, то тебе необязательно это действие повторять. Выражая своё мнение, ты не становишься плохим другом, ты остаёшься хорошим другом, имеющим свою точку зрения. Даже имея разногласия по каким-то вопросам, можно оставаться хорошими друзьями.  

Я подросток

Тебе 11, 12, 13, 14 или 15 лет, и все тебе говорят, что твои трудности связаны с подростковым возрастом? А что это за возраст такой, который иногда заставляет тебя плакать или смеяться, злиться или грустить без видимых причин, чувствовать усталость и боль в теле после ночного сна? Попробуем вместе разобраться?

Часто этот период жизни человека называют этапом противоречий и изменений. И это действительно так. Меняется твоё тело, меняются отношения с родными, друзьями и окружающим миром. Иногда может казаться, что все перестали тебя понимать, живут неправильно и совсем не заботятся о тебе. Но это не так, поверь мне. Просто сейчас у тебя больше самостоятельности в выстраивании того мира, в котором ты хотел бы жить дальше. Определяешь, что для тебя ценно, каких людей хотел бы видеть рядом, чем заниматься. Пытаешься найти ответы на вопросы: "кто я?", "чего я хочу?", "что меня ждёт?" Но не сразу желаемая картинка может вписаться в сегодняшнюю реальность, иногда её приходится менять, корректировать, что-то добавлять. И так происходит с каждым твоим другом. Картинки сталкиваются, соотносятся друг с другом, от этого и возникает недопонимание между вами. А родители? Представь, как им сложно принять, что ты вырос и теперь у тебя появляется своя картина мира. На это требуется время.

Но и это ещё не всё. Посмотри на своё тело, оно меняется, растёт. Начинаются гормональные перестройки, не по дням, а по часам растут сердце и почки, ноги и руки. Нервная и кровеносная системы могут не успевать перестраиваться, от этого и сон может нарушиться и усталость появиться, быстро меняться настроение. Не пугайся. Если состояние затянулось больше чем на неделю или тебе кажется, что сил больше нет терпеть, обратись вместе с родителями к врачу.

Может такое случиться, что ты перестанешь понимать, что с тобой происходит. Помни, ты всегда можешь обратиться за помощью к разным специалистам: психологу, врачу, педагогу, в этом нет ничего страшного. Всегда полезнее понимать, что с тобой происходит, тогда и решения будут находиться быстрее. И, конечно же, родные и близкие всегда рядом!

Кто я такой?

Знакомо ли вам утверждение: «Чтобы жить полной жизнью, нужно открыть настоящего себя»? Поняв, что представляет наше истинное «Я», мы сможем оценить, какие аспекты жизни с ним гармонируют, а какие нет – и как это изменить. Конечно, соблюдая баланс между собственным благополучием и благополучием других.

Однако ответить на вопрос «кто я?» бывает непросто. Возможно, первое, что приходит в голову – это информация о поле, возрасте, образовании, социальном статусе. Не менее полезно, на мой взгляд, задуматься о своих интересах, талантах, опыте, ценностях, окружении. Спросите себя: комфортно ли мне наедине с самим собой? Знаю ли я настоящего себя, скрытого под многими слоями привычек? Чем мне нравится заниматься? Как я забочусь о себе (сон, еда, шопинг и т.д.)? Насколько это приносит мне пользу и насколько  вред? Помогает ли досуг развивать моё внутреннее «Я»? Нравится ли мне моя одежда? Как я взаимодействую с окружающими людьми? Насколько сильно стремлюсь соответствовать / не соответствовать стандартам и ожиданиям общества, в котором живу? Как это отражается на моей жизни? Устраивает ли меня тот образ себя, который я демонстрирую миру? Это настоящий я? Если нет, почему я боюсь показать себя таким, какой я есть? (Могут осудить? Это неприемлемо?) и т.д.

Когда вы можете честно сказать: «это моё» или «это не моё», намного проще принимать решения. Например, если в глубине души вы не любите компании и вечеринки, будучи собой, вы можете ненадолго прийти к другу, поздравив его с днём рождения или вообще встретиться с ним отдельно.

Каждый из нас уникален, имеет право быть собой. Однако наша личность не является неизменной – она постоянно развивается и меняется в течение жизни. Мы совершаем ошибки, извлекаем уроки, встречаем новых людей, путешествуем, читаем, осознаём себя в разных ролях и учимся новым навыкам. Таким образом, ответ на вопрос «кто я?» заключается в постоянном поиске и самопознании. А вы как считаете?

Сказка ложь, да в ней намёк

Недавно у нас с коллегами зашёл разговор о книгах про Гарри Поттера. Только представь себе — с момента выхода книг в России прошло уже более 20 лет. Несколько поколений, так или иначе, знакомы с этим волшебником. Читатели переживали, сочувствовали, радовались и горевали вместе с ним. Я тоже помню свои первые впечатления от прочтения книг. Самой яркой, таинственной и где-то пугающей для меня стала часть «Гарри Поттер и узник Азкабана». Не последнюю роль в этом сыграло появления новых существ — дементоров.

Римус Люпин говорил о них: «Дементоры — самые отвратительные существа на свете. Они высасывают счастье, надежду...». При приближении дементоров человек испытывает страх и отчаяние, окружающий мир для него покрывается льдом и мраком. Не последнюю роль эти существа сыграли в судьбе Гарри. А думал ли ты когда-нибудь о том, что эти персонажи могли олицетворять в реальной жизни? Какое состояние или самочувствие человека?

В книгах персонажи вблизи дементоров испытывали подавленное, сниженное настроение. Чем дольше они были рядом, тем меньше чувствовали радость, словно в жизни не осталось ничего светлого. Что же помогало справиться с дементором? Волшебники использовали заклинание «Экспекто Патронум» и ели шоколад для восстановления эмоционального состояния.

Однако в реальной жизни, когда настроение снижено, у нас нет ни волшебной палочки, ни заклинания. Как же помочь себе, когда мир вокруг словно наполняется невидимыми дементорами? Мне кажется, что лучшее заклинание — забота о себе, своём физическом и психологическом состоянии. Да, это не просто, но и у Гарри Поттера не всё сразу получилось.

Делись своими мыслями…

Чем ты хорош?

Очень часто на наших групповых занятиях или индивидуальных консультациях я прошу ребят-участников рассказать о себе 
 о своих положительных сторонах, об увлечениях, об интересных событиях, которые происходили в их жизни. Как думаешь, о чём охотнее говорят подростки? Да, именно. Проще всего им рассказать о своих увлечениях, но не всегда, так как у кого-то их нет. И так бывает. Ну а самым сложным оказывается понять, что в себе есть хорошего. Попробуй сейчас, в течение 30 секунд, назвать 3 своих положительных качества (именно качества, а не поступка!). Ну что, легко или сложно? Почему?

Вот и я часто думаю, почему же так непросто рассказывать о себе. Замечаю, что большинство ребят зависят от мнения других людей. "Мне постоянно говорят, что я плакса", "они называют меня глупой", "мне столько раз говорили, что я страшила", "ребята надо мной смеются, наверное, я какой-то не такой", "даже не знаю, что во мне может быть хорошего"  вот несколько высказываний мальчишек и девчонок в ответ на мой вопрос "чем ты хорош(а)?" 

Ну а разве ты обязан принимать мнение других? Да, иногда стоит обратить внимание на какие-то моменты  немытая голова, неопрятная одежда, порванный рюкзак, которые окружающие могут заметить (мы же все живём среди людей). Только вот могут ли эти окружающие оценивать нас? Разве они точно знают, какой ты человек, чем ты интересен, чем занимаешься, о чём мечтаешь? Чаще, не зная всего этого, другие люди дают нам оценку на основании поверхностного впечатления и собственного опыта.

Опора на чужое мнение — это подсознательное снятие с себя ответственности за любые последствия. Взрослость — это как раз принятие ответственности и понимание, что ты сам контролируешь ситуацию и от твоих действий зависит результат. Ты же хочешь быть взрослым? А вот зачем нужно понимать себя, почитай здесь.

Успеть за пять минут

Помните строки новогодней песенки про пять минут? Это много или мало?.. Я тоже иногда себе задаю этот вопрос. Особенно когда много дел, а выполнять их совсем не хочется. Например, я очень не люблю протирать пыль и всегда уговариваю себя, что сделать это нужно. Раньше могла откладывать это до последнего, до позднего вечера, иногда  на следующий день. Я себя ругала за такую несобранность, сама себе обещала, что уборка в квартире начнётся именно с поверхностей мебели, и каждый раз находились более важные дела. Как понимаешь, всё шло по кругу. Ситуация изменилась, когда в одной из книг я прочитала про правило пяти минут. Суть его проста: каждый день ровно пять минут ты делаешь нелюбимую, но необходимую работу. Будь то вытереть пыль, почитать книгу, выкинуть мусор или покачать пресс. Проще принять, что на не очень вдохновляющую деятельность в день ты выделишь совсем немного времени. Оно быстро пролетит, но дома будет чисто, подтянешь скорость чтения, своё физическое состояние и т.д.

С пылью я даже дальше пошла  в каждый шкафчик положила влажные салфетки для мебели: идёшь мимо – одну поверхность протираешь. Это даже меньше пяти минут. Не заметишь, как от пыли не останется и следа! Красота.

Эти фишечки кто-то назвал бы лайфхаком, но на самом деле это приёмы тайм-менеджмента или искусства управления временем. А у тебя есть свои секретики?

Ловушки времени: учимся в них не попадать

В прошлом посте мы говорили о ловушках времени и выяснили, что они бывают внутренние, то есть зависят от нас, и внешние, которые от нас не зависят. Конечно, нас больше интересует то, что от нас зависит и то, на что мы можем повлиять. Начнём?

Бывает, что у нас есть, например, 10 минут до того, как надо идти на секцию, кружок, к репетитору или другие занятия. Мы понимаем, что д/з за это время не сделать, помыть полы тоже. Но за этот малюсенький промежуток времени можно, например, написать в тетради число и "домашняя работа", написать 2 предложения, сложить учебники в рюкзак на завтра и т.д.

Вообще, хорошо бы провести эксперимент и узнать, сколько времени тратится на определённый вид деятельности. Сколько минут тратится на одно упражнение по русскому, решение задачи по математике, прочтение параграфа и т.д. Такие замеры можно делать в течение нескольких дней и вычислить среднее значение. Зная, сколько минут потребуется на домашнюю работу, мы узнаем, сколько времени останется на отдых.

Важно вот ещё что: не отвлекаться на другие мелкие дела при выполнении нужного, такие как: переписка в чате, наблюдение за погодой за окном, попить, перекусить и т.д. Лучше садиться за выполнение заданий сытым, сходить перед этим в туалет и нацелить себя на умственную деятельность в течение примерно 25 минут. Потом - пятиминутный перерыв с физической нагрузкой. Как мы уже знаем, наш мозг не останавливается, он постоянно работает и отдыхает за счёт смены деятельности. То есть важно менять различные виды деятельности для сохранения  мозговой активности. Например, формула такая: подумать, пописать – отжаться 10 раз! (или присесть 50 раз). При таком подходе и ум, и тело будут находиться в гармонии, то есть в развитии!

Ещё один лайфхак - распределение равномерной нагрузки. Как это работает? Открываем перед собой дневник  и расписание дополнительных занятий и смотрим, на какой день нужно выполнить 5-6 предметов, а на какой 2-3, занят ли у нас досуг дополнительными занятиями. Итак, если на завтра нужно сделать только, например, русский, а на послезавтра математику, географию, биологию, литературу и ОБЖ, плюс в этот день ещё и танцы, то сегодня мы делаем не только русский, но и математику, читаем учебники по биологии  и географии. Получается  работаем на будущее, в течение каждого вечера выполняем д/з по 3-4 предметам в среднем, а не так, что сегодня 1 предмет, а завтра ложимся за полночь, при этом половину не сделав. 

А недосып это вообще отдельная тема. На сон нужно выделять не менее 8-9 часов. Ежедневная нехватка сна очень сильно сказывается на памяти, концентрации внимания и сообразительности. Как бы ни складывались обстоятельства, режим питания и сна нарушать нельзя. Действительно, когда организм врабатывается в определённый распорядок дня, то нагрузку он воспринимает как естественную, а не тягостную, и время для отдыха тоже остаётся, ведь оно же запланировано.

Итак, попробуйте данные рекомендации и напишите в комментариях, что помогло именно вам не попасть во временную ловушку.

Ловушки времени: кто их ставит и кто в них попадает?

На занятиях и консультациях я часто рассуждаю с ребятами и девчонками о том, как всё успеть в течение дня, как сделать так, чтобы было выполнено домашнее задание и при этом мы сходили на секцию или кружок, а ещё осталось время отдохнуть с телефоном в руках, например, послушать музыку или посмотреть киношку? Ответы бывают разные. Кто-то легко справляется с задачей уложить в режим дня полезные и желаемые дела, а у кого-то это совсем не получается. Все мы, наверное, знаем про то, что нужно составлять план на день, неделю, расставлять приоритеты, ставить конкретные цели и задачи, большое дело делить на маленькие и т.д. Но всё же большая часть запланированного остаётся несделанной. Может, нам в этом кто-то мешает? Расставляет ловушки?... И мы в них попадаем? Давайте разбираться.

С одной группой ребят мы составили вот такой список причин, которые могут помешать выполнению наших планов. Если вы отмечаете у себя что-то похожее, то загибайте пальцы.

- долго "раскачиваюсь" в начале каждого дела;

- не планирую предварительно свой день;

- личная неорганизованность (беспорядок на письменном столе, в комнате и т.п.);

- не всегда знаю, что нужно делать;

- отвлекаюсь на телефонные звонки, чаты (и надолго);

- не умею сказать «нет», отказать в чём-то кому-либо, при выполнении важного дела;

- не довожу начатое до конца;

- много времени трачу на мелкую и рутинную работу, а до важных дел руки не доходят;

- очень легко отвлекаюсь (например, на шум, погоду за окном);

- привычка полностью полагаться только на память;

- откладываю ежедневные дела на конец дня, конец недели.

Итак, сколько пальцев загнули: три, четыре, целый кулак или оба кулака?

А теперь ещё раз посмотрим на этот список повнимательнее. Что обо всём этом можно сказать, как объединить эти причины - ловушки времени?

Это наши личностные особенности, недостаток каких-то умений и навыков. Как вы успели догадаться, ловушки себе мы ставим сами. Конечно, есть и внешние обстоятельства, которые мы не можем предвидеть и изменить, например, пробки на дорогах, отключение электроэнергии. Но, согласитесь, такие форс-мажорные обстоятельства случаются не часто. В основном расписание на неделю в школе и кружке нам известно, время начала и окончания занятий тоже, примерно в одно то же время ложимся спать. 

А как распределить оставшиеся часы так, чтобы хватило на отдых, хобби и прогулки, поговорим в следующем посте. Если у вас есть свои методы, чтобы не попасть в ловушки времени, пишите в комментариях к посту.