Не хочу, но буду? НЕТ - 2

Итак, дорогие наши читатели, недавно мы с вами начали разговор о важнейшем жизненном навыке - умении говорить "НЕТ!", и я обещала, что мы обсудим способы вежливого отказа. Обещала - выполняю!

Как я уже говорила, мы часто соглашаемся на что-то из опасений, что
испортим отношения с тем, кому отказываем. Часто это значимый для нас человек, которого не хочется ранить, вызывать негативные эмоции. Этого не случится, если наш отказ будет вежливым и высказанным правильно.

Например, будет мотивированным, то есть мы назовём причину, почему не сможем выполнить просьбу. Оговорюсь, да, мы не обязаны всегда объяснять свой отказ, но если это сделать, вашему собеседнику будет понятнее и легче принять ваше "нет". Как это может выглядеть:

- Прости, но я не смогу одолжить тебе сто рублей, потому что эти деньги родители мне дали на покупку тетрадей, у меня нет других денег. 

- Сожалею, но я не могу пойти с тобой в выходные на каток, потому что очень устал за неделю и хотел бы побыть в покое дома и отдохнуть.

- Мне жаль, но я не могу дать тебе эту книгу, она мамина и мама расстраивается, когда я даю кому-то её книги.

- Знаешь, я считаю, что сигареты вредят моему здоровью, я не хочу, чтобы у меня были проблемы с лёгкими, поэтому не буду курить с тобой за компанию.

Еще один важный момент, который надо учитывать, когда мы говорим "нет", состоит в том, что нельзя давать заведомо невыполнимые обещания. Необходимо оценить свои силы, возможности и желания, и, если  мы понимаем, что не сможем выполнить просьбу, надо сказать об этом честно, не давать человеку ложной надежды, не говорить, что, 

- возможно, потом, позже  и т.д.

Оценить последствия нашего согласия. Если мы думаем, что наши интересы будут нарушены, нам или кому-то это нанесёт вред, это противозаконно, это опасно, слово "нет" надо говорить решительно и чётко.

- Нет, я не буду стоять у двери, пока ты залезаешь в компьютер на учительском столе!

- Нет, я не понесу этот пакетик с белым порошком никуда и даже не стану брать его в руки!

Можно перед отказом поблагодарить человека за то, что обратился к вам, если это, кончено, уместно:

Мне приятно, что ты обратился ко мне, потому что считаешь меня лучшим знатоком геометрии в классе, спасибо, но я не могу помочь тебе с домашним заданием, у меня есть своё и я уже распланировал своё время. 

Можно поискать решение, которое устроит вас обоих, не ущемляя интересов:

Я не могу дать тебе свой планшет на неделю, но ты можешь взять его на выходные.

Я обещал погулять с сестрой в субботу и не смогу пойти с тобой, но мы можем погулять в воскресенье, если у тебя есть возможность, или в какой-то другой день.

Конечно, это далеко не все способы отказать в чём-то кому-то, но можно попробовать пока эти, а потом продвигаться дальше.  


Не хочу, но буду? НЕТ!

Знаете, ребята, какое очень важное умение обязательно необходимо приобрести, чтобы быть счастливым и успешным человеком в жизни? Есть версии? Слышу: уметь добиваться поставленных целей, уметь планировать, быть ответственным и дисциплинированным, творчески подходить к любой задаче. Да, да, то, что вы перечислили, конечно, тоже очень важно, но всё это станет просто ненужным и невозможным, если вовремя не научиться...говорить "НЕТ"!

Очень многие люди самых разных возрастов страдают от неумения отказывать кому-то в чём-то. На первый взгляд, что в этом плохого, они просто милые люди, к которым всегда можно обратиться с просьбой, они не подведут. Но
всё не так просто. Человек, не научившийся отказывать, часто попадает в ситуации, где его начинают использовать в корыстных целях, и не всегда с добрыми намерениями. В школе им помыкают одноклассники и заставляют делать то, что он совсем не хочет. На работе им пользуются коллеги и начальник, нагружая сверх меры и порой нарушая его права работника. В семье он "пашет" один за всех, убирает за домочадцами их вещи, отказывается от отдыха и развлечений, потому что ему некогда. В общем, это очень несчастливый и вечно замученный человек, который 
жертвует своим временем, интересами, хобби, но жертвы эти никто, как правило, не ценит.

А бывают ситуации, где неумение говорить "нет" становится опасным для жизни и здоровья. К примеру, ко мне на консультации долго ходила девочка, которая не могла отказать своей компании вместе выпить и покурить. Там это считалось нормой, и девочка боялась, что будет выглядеть "белой вороной", что её оттолкнут и она останется одна, без друзей. Причём, она говорила, что от выпивки ей становится плохо, а запах сигарет вызывает тошноту, но как сказать "нет", если это предлагают важные для неё люди! Она так и говорила: "Я не хочу, но буду это делать", и много времени у нас ушло на то, чтобы помочь девочке разобраться в себе и научиться противостоять таким предложениям. А еще один подросток, парень четырнадцати лет, не сумел отказаться, когда его брали "на слабо", полез на башенный кран на стройке и сорвался. К счастью, он не успел еще залезть высоко и "отделался", если можно употребить такое слово к данной ситуации, переломом ноги и запястья правой руки, из-за чего о любимом теннисе пришлось забыть надолго. 

Самые частые причины того, что человек соглашается делать что-то, что на самом деле не хочет, это страх испортить отношения, плохо выглядеть в глазах окружающих, показаться "слабаком". Но что же это за отношения, если они рушатся из-за того, что ты имеешь своё мнение и умеешь отстаивать свои интересы? Всё же друзья - это не те, кто всегда и со всем согласен. Если друг настоящий, он готов услышать твоё мнение, уважает твои границы, принимает тебя, не лишает тебя права выбора, не тянет на дно, не подвергает риску. Точно так же поступаешь и ты. Тогда дружба становится настоящей, честной, крепкой, бескорыстной. 

Когда мы проводим тренинги для школьников, очень многие ребята говорят, что у них вызывают уважение люди, которые не боятся говорить "нет", так почему бы не попробовать самому стать таким человеком? Просто надо научиться отказывать грамотно, а как это сделать, поговорим в следующем посте. 




Что важнее, быть или казаться?

Не секрет, что некоторые люди недовольны своей внешностью. Они уверены в том, что должны быть какими-то другими, чтобы понравиться окружающим: по-другому одеваться, меньше весить, наносить яркий макияж, иметь определённое количество кубиков на прессе и т.д. Многие юноши и девушки, пытаясь соответствовать неким «идеалам», стараются «переделать» себя, порой в погоне за красотой нанося вред своему здоровью.

Конечно, внешность привлекает внимание. Это первое, на что опирается человек, делая суждения о нас. Но помогает ли «переделка» себя стать более популярным, счастливым? Чтобы ответить на этот вопрос, одна девушка провела эксперимент: она разместила свои фотографии в интернете в разных образах и подсчитала количество людей, предложивших ей познакомиться, общаться. Героиня эксперимента меняла имидж от роковой брюнетки до яркой блондинки, от бизнес-вумен до спортсменки. Фотографировалась без макияжа и с «тонной» косметики на лице. С домашними питомцами и на фоне исторических зданий. При этом каждый из её образов привлёк определённое количество людей. Но больше всего желающих начать общение было, когда она фотографировалась в своём обычном, повседневном виде: с лёгким макияжем, в одежде, в которой ходит на учёбу повседневно!

Конечно, подобный эксперимент вряд ли можно назвать полноценным научным исследованием, но он даёт возможность поразмышлять над важными вопросами, волнующими многих людей: как я выгляжу в глазах окружающих? Как сделать так, чтобы нравится? И нужно ли мне это?

Возможно, проблема не во внешности, и её, часто кажущемся, несовершенстве? А в том, что мы слишком самокритичны, не умеем находить и ценить в себе хорошее? Не умеем принимать поддержку людей, окружающих нас? У нас завышенные, нереалистичные требования к себе, стандарты, навязанные модой? А что, если в погоне за идеалом, мы потеряем себя, свою индивидуальность? А если это именно то, что и является ценным, привлекательным в нас? К тому же, привлекает не только красивая картинка, но и то, какой человек внутри, его качества, интересы. В эксперименте героиня поняла, что ей легче и приятнее взаимодействовать с теми, кто ей близок по духу. И решила, что важно, чтобы внешность отражала её характер, вкусы.

А вы как считаете, важнее быть или казаться?

И так сойдёт?

Хочу продолжить пост коллеги про отсутствие у некоторых ребят желания учиться. Меня зацепила фраза Пети: "Ладно, убедили, русский язык нужен, буду учить". Сразу вспомнились и даже нашлись на необъятных просторах интернета некоторые смешные для меня комментарии к разным постам. Например, «Поворачивала с лева обгонял хотя я поворотник не включала на перестройку ни кто не знает что ждёт его…»; «я там времена не работаю»; «…столько словов не знаю что ты спрашиваеш»… Сразу и не разберёшь, что автор имел в виду. Не хочу акцентировать, что сама всегда-всегда пишу без ошибок. Бывает, конечно, что запятую лишнюю вставлю где-нибудь или букву пропущу, когда тороплюсь. А знаете, что помогает мне делать это редко? Я обычно проверяю свои тексты, просто прочитываю после написания и исправляю то, что считаю неправильным, особенно в мессенджерах.

Очень часто встречаю комментарии с различного рода ошибками в интернете, не говорю уже о вывесках магазинов и рекламных баннерах, где «ляпы» встречаются через раз. Иногда не знаю, смеяться или плакать. Часто даже смысл фразы с первого раза угадать не получается. Знаете, есть такие слова в русском языке - омонимы, которые пишутся одинаково, а имеют разный смысл, их изучают во 2 классе. А есть слова синонимы, которые делают нашу речь красочнее и богаче. Если, например, такого рода слова написаны с ошибками или использованы не по назначению, то понять что-либо будет трудно.

Вот вам, дорогие читатели, какой текст интереснее и понятнее читать – такой, как в кавычках выше (это, конечно, не текст, а примеры комментариев) или те материалы, которые мы публикуем для вас в нашем блоге «Лабиринт»? А как вы думаете, что помогает нам составлять такие тексты? В общем, мой пост о пользе русского языка как средства коммуникации и взаимопонимания.

Главное не ошибатся! Ой, может, я что-то не так написала?)))



Учиться - пригодится?

Когда ко мне на консультации приходят мамы и папы, а с ними  их дочки и сыновья, я стараюсь им помочь. Проблемы у мальчишек и девчонок бывают разные, но некоторые повторяются чаще других. Так очень много обращений к психологу происходит по поводу того, что ребята не хотят учиться.  Конечно, некоторые школьные предметы и правда могут быть очень сложными, казаться неинтересными, скучными, но того факта, что школьное образование в нашей стране должен получить каждый человек, это не отменяет.

От некоторых ребят, которые не хотят учиться, я слышу аргументы: можно зарабатывать в интернете и для этого не нужны школьные знания. Можно стать киберспортсменом, можно блогером, делать обзоры на игры и много чего еще. Правда, когда мы начинаем говорить на эту тему подробнее,
оказывается, что ребята только слышали, что так бывает, но на самом деле вообще не в теме, что для этого нужно, какие условия, умения, навыки. Не менее часто я слышу, что большинство школьных предметов им вообще не пригодится в жизни. Немного странно это слышать, словно ты уже точно знаешь, как сложится твоя жизнь, что в ней пригодится, а что нет. Конечно, выбор делает каждый сам, но у меня для вас, дорогие наши читатели, припасена такая забавная и, как мне кажется, показательная история... 

Один мальчишка-подросток, назовём его Петей, тоже не хотел учиться. Не то чтобы совсем не любил школу, просто приходил в неё не знания получать, а тусоваться с друзьями. Классную работу он не делал, домашнюю либо не делал вообще, либо списывал, а на уроках болтал с друзьями или рисовал всякие картинки на последних страницах тетрадей. Мама, которая воспитывала его одна и много работала, чтобы Петю обеспечивать, была очень расстроена и встревожена двойками сына. Ей было страшно, что Петя не сможет хорошо закончить школу, не найдёт достойную работу. Мама переживала, что с ней может что-то случиться и тогда сын останется без средств к существованию. Ей было горько понимать, что, когда она станет пенсионеркой, Петя не сможет ей помогать, потому что у него не будет престижной, интересной, денежной работы - какому работодателю нужны невежды без знаний, но с самомнением?! В общем, мама обратилась к психологу, ко мне.

Мы с Петей встречались несколько раз, разговаривали, выясняли все плюсы и минусы образования, обсуждали пользу знаний, говорили о последствиях отказа от учёбы, но парень упорно стоял на своём: "Я умею писать, читать и считать, что мне ещё надо?" Однажды я пообещала показать Пете интересную спортивную группу в одной из соцсетей. Я предложила ему ввести название сообщества и найти его в строке поиска. Петя долго пыхтел, сопел, набирал что-то на смартфоне, потом раздосадованно произнёс: "Нет такой группы!" "Как нет, - удивилась я, - дай-ка я сама посмотрю". Я заглянула к Пете в экран телефона и увидела, что он написал: фидирацыя спорта. Я объяснила паринишке, что он не нашёл группу, потому что написал слово ФЕДЕРАЦИЯ с ошибками. Петя исправил слово и нашёл нужное сообщество. Он помолчал пару минут, а потом произнёс: "Ладно, убедили, русский язык нужен, буду учть". Эх, мне бы еще что-нибудь такое с математикой и физикой придумать для Пети. Ребят, может вы что-то подскажете? 






Психологический день

В последние годы визит к психологу уже не выглядит как что-то необычное и из ряда вон выходящее. Люди научились и, наверное, почти привыкли обращаться за психологической помощью, а не решать сложные проблемы самостоятельно, иногда не находя выхода. Есть те, кто считает, что это вовсе не нужная профессия, другие находят её важной и необходимой. Но с каждым годом сотни примеров доказывают актуальность работы специалистов-психологов. Их порой неоценимая помощь позволяет людям взглянуть на жизненные трудности по-новому, найти приемлемое решение, помогает налаживать отношения родителей и детей и даже вернуться к полноценной жизни.

Некоторые ребята, которые посещают занятия Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, посмотрев на нашу работу, заявляют о своём желании в будущем стать психологами, помогать людям. А вот я захотела прийти в эту профессию после того, как заметила, что многие мои друзья и знакомые любят поговорить о своих жизненных трудностях и приходят за этим именно ко мне. Я поняла, что умею слушать, а это уже часть помощи… 

А сегодня в России праздник – День психолога. Его основателем стал Московский государственный университет. Дату 22 ноября выбрали не случайно. Именно в этот день прошел учредительный съезд Российского психологического общества, а в ведущем столичном вузе открылся факультет психологии. Вообще психология имеет богатую историю, о этапах развития которой много написано в интернете и в учебниках. Предлагаю сегодня поздравить всех знакомых психологов, пожелать им здоровья, терпения и всего самого-самого, ведь они так много отдают, чтобы сделать нашу жизнь лучше и благополучнее! 

С кем и как мы здороваемся.

В детстве всех учили родители: надо здороваться. Это стало для нас автоматической деятельностью. Мы зачастую произносим: «Здрасьте», даже не поднимая глаз. А момент приветствия очень важен для начала любого общения, да и просто проходящему мимо человеку приятно видеть ваши добрые глаза и улыбку. Ведь здороваемся мы со знакомыми людьми, и в это самое время наш организм считывает эмоции, настроение собеседника, и мы в связи с этим настраиваемся на разговор. Если обмен приветствиями прошёл на позитивной ноте, то  настрой на день тоже буде положительный.

В «Толковом словаре русского языка» Ожегова говорится о том, что «приветствие – это речь с выражением добрых пожеланий, расположение». Подобное определение понятия даёт и В.И. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка». Приветствие является знаком признания ценности и достоинства человека.

Кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, воздушный поцелуй, простое «добрый день», «здравствуй», «салют», «привет» - это только первое, что пришло мне в голову. Многоцветная палитра форм приветствий не поддаётся классификации и анализу.

А как мы приветствуем собеседника в письменной речи? В последнее время я стала замечать, что в сообщениях в мессенджерах и социальных сетях сначала пишут текст, затем  здороваются. Может, забывают поприветствовать, а может быть ещё какая-то причина… Значит, на письме поздороваться не стало нашим автоматизмом. Если вы знаете какое-то необычное приветствие, или у вас был такой опыт, пишите в комментариях.

В связи со сложившейся обстановкой, когда за маской мы не видим улыбки, выражения лица, ограничены в рукопожатиях, нам важно уметь приветствовать собеседника в вежливой форме, устно и письменно, вербально и невербально. 

Сегодня во Всемирный День приветствий я желаю всем встретить как можно больше позитивных  и взаимных приветствий.

Прокачай не подкачай!

Виртуальная реальность VS жизнь. Вечный бой. Знаю ребят, которые с головой ушли в придуманный мир. Знаю и тех, кто иногда "выныривает", чтобы сходить в школу или поесть, к примеру. Компьютерная игра! От этого словосочетания бросает в дрожь мам и пап, бабушек и дедушек, учителей и, пожалуй, большинство людей поколения "кому за..." Но ведь вообще-то это интересно и даже может оказаться полезным, если разобраться и подойти ко всему с умом.  

Именно с умом! Многие игры могут здорово его "прокачать". Стратегии, головоломки, бродилки, кроссворды, игры на внимание, память - выбирай! 
И родителям покажи, а заодно расскажи им, что, создавая свою Вселенную в виртуальной реальности, можно научиться логически мыслить, просчитывать действия на несколько ходов вперёд, быстро принимать решения, видеть последствия своих решений. Если игра командная, учишься взаимодействию, общению. Помню, один парнишка на консультации по выбору профессии воскликнул: "Вот в игре я "прокачиваю" своего "перса", он растёт, становится всё круче и круче, как жаль, что в жизни так нельзя!"

А кстати! Почему же нельзя? Как и в игре, в жизни мы не становимся сразу крутыми специалистами, мы сначала "прокачиваемся", то есть учимся сперва совсем простым вещам: "а" да "б", палочки-крючочки. Потом приобретаем навыки посложнее, потом заканчиваем школу и поступаем в высшие учебные заведения - выходим на следующий уровень. И дальше, дальше. Так всю жизнь можно "прокачиваться" и становиться более компетентным, более профессиональным, более развитым, начитанным. Сплошной квест! Как в игре. Только в сто раз интереснее, потому что всё это в жизни, где ты сам герой, а не выдуманный персонаж. Из минусов - в реальности у тебя только одна жизнь и одна попытка прожить её правильно. Хотя, конечно, ты можешь "восстановить здоровье", энергию, но лучше их сразу не тратить понапрасну на всякие вредные привычки. Из плюсов - не твой персонаж, а ты сам испытаешь все радости, восторги, счастье, гордость от своих побед и от того, что сам пережил неудачу и смог подняться!

Хм...получается, что жизнь круче игры? Ладно, давай так: в игре можно немного потренироваться, а полученные навыки всё-таки использовать для жизни. Пообещай только, что не будешь играть на уроках, а то ведь откинут тебя "на предыдущий уровень" - на второй год то есть, а оно тебе надо? 


Чем ты займёшься сегодня?

Сегодня 18 ноября среда, казалось бы, обычный день. Ученики и учителя вернулись на свои места, и снова захватила нас школьная рутина. Не будем говорить о том что лучше, дистант или очное обучение, положительное и отрицательное можно найти во всём, а вот как не сделать скучной и однообразной свою жизнь – эта тема заслуживает внимания.

Итак, сегодня середина недели, а ещё и день рождения нашего доброго волшебника – Деда Мороза. Наверное, я буду права, если скажу, что каждый из нас немного Дед Мороз. На Новый год радуем подарками близких. А это непростая задача, так как хочется им угодить. Для этого нужно знать интересы того, кому дарим подарок. А самое главное держать всё в секрете и не проболтаться о своём сюрпризе.

Предлагаю объявить сегодняшний день мини-днём рождения в зимнем «Дедморозовском»  стиле. Например, попробовать съесть что-то вкусненькое, при этом надев белую бороду и усы. Кстати, хорошая идея на себе проверить новогодние игры и конкурсы, если вам понравится, значит, и вашим друзьям тоже скорее всего понравится.

А ещё именно сегодня можно начать размышлять о таком замечательном празднике, как Новый год. Подумать не только о том, какой подарок вам хотелось бы получить, хотя это очень важно, но и о том, как бы вы украсили свой дом, меню новогоднего стола, свой праздничный образ, список подарков друзьям и родственникам. Несмотря на то, что городские мероприятия отменили, у нас есть все шансы для того, чтобы праздник получился весёлым и ярким. Главное начать думать об этом. Мне нравится высказывание древнекитайского философа Лао Цзы: «Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков». Нужно думать о том, чего ты хочешь, и оно обязательно случится.

Школьная травля. Выход есть!

Мы часто пишем о наших занятиях с ребятами из клуба "Находка". Неудивительно, ведь на этих встречах у нас рождается столько интересных идей, острых вопросов, непростых обсуждений! Вот и в минувшую пятницу мы говорили об очень важном, о том, что так или иначе коснулось почти всех участников клуба...

Школьная травля. Никому не пожелаешь столкнуться с этим явлением! Но
знаете, что мы выяснили с ребятами из клуба? Оказывается, распознать травлю, или, как её называют по-научному, буллинг бывает не всегда просто. Некоторые уверены, что постоянные дразнилки, обзывательства, пинки, щипки, ехидные комментарии в соцсетях, сбрасывание вещей с парты и прочие подобные действия - это просто дружеские шутки, проявление внимания. И, даже если очень неприятно и обидно, ребята терпят, чтобы не услышать: "Ты что, совсем ку-ку, шуток не понимаешь?" А ещё бывает трудно отличить травлю от ссоры, конфликта и совсем непонятно, как же действовать в каждом конкретном случае?

Мы с "находкинцами" разбирались в проблеме буллинга на примере различных ситуаций. Разбившись по группам, обсуждали конкретные случаи, а потом, уже в общем обсуждении находили закономерности и создавали "копилку" действий при травле. Так мы пришли к выводу, что если неприятные действия по отношению к человеку повторяются часто и длительно, если силы не равны, если очень больно, страшно и обидно от того, что происходит, то это вероятнее всего именно травля. Если какая-то стычка произошла один раз, то это может быть ссорой или конфликтом, которые можно разрешить либо своими силами, либо с помощью друзей и взрослых. Когда поссорился с другом, с одноклассником или еще с кем-то из ребят в школе, можно самому поговорить с ним, обсудить случившееся и принять решение, как помириться, а можно обратиться в школьную службу примирения, такие сейчас есть во многих школах, и ребята-посредники тебе помогут. Ну а если тебя травят, то без помощи взрослых не обойтись!

Кстати, участники "Находки" долго спорили о том, стоит ли считать человека, который рассказал взрослым о травле, ябедой? И пришли к выводу, что это наоборот грамотная защита своих прав, своей чести, достоинства, здоровья, а иногда и жизни! Учителя и родители, взрослые люди в твоем окружении имеют больше возможностей для помощи тебе, они могут решать юридические вопросы, действовать правильно и по закону, подсказать тебе какие-то действия и слова, да и просто поддержать, придать сил, уверенности. Это тоже очень важно, ведь, когда тебя травят, создаётся впечатление, что ты совсем один и некому тебе помочь, нет никого, кто был бы на твоей стороне. Ребята говорили о том, что вокруг обязательно есть те, кто сочувствует тебе, но по разным причинам не встаёт на защиту: либо боится сам стать жертвой буллера, либо думает, что тебе не нужна помощь, либо стесняется помочь, либо что-то еще. Если удастся поговорить с этими ребятами, есть шанс получить от них помощь. Помнишь, мы говорили о неравенстве сил? Буллер уж никак не рассчитывает на то, что тебя кто-то поддержит!

Конечно, за время занятия "Находки" мы обсудили далеко не всё, поэтому мы с ребятами решили, что вернёмся к этой проблеме на следующей встрече, я обязательно расскажу о нашем разговоре здесь, но ты тоже можешь присоединиться к обсуждению, пиши комментарии, что ты думаешь о школьной травле, сталкивался ли с ней и как решал эту проблему? 




Что делать, если не хочешь учиться

Недавно я писала о том, почему мы не хотим учиться в школе. Сегодня предлагаю поразмышлять о том, как можно преодолеть школьные трудности.

Твоё нежелание посещать уроки связаны с пробелами в знаниях? Подумай, кто или что может тебе помочь. Например, можешь ли ты самостоятельно разобраться с возникшими трудностями (уделив занятиям достаточное время, посмотрев видеоуроки в интернете) или, чтобы преодолеть пробелы в знаниях,  тебе понадобится помощь друга, родителей, репетитора? Твои способности не соответствуют общей направленности обучения? Например, ученику с гуманитарными способностями бывает непросто учиться в физико-математическом классе. Стоит задуматься над их развитием или рассмотреть варианты перехода в класс, который в большей степени отвечающий твоим способностям. Трудности с успеваемостью возникают из-за того, что ты «ничего» не успеваешь? Возможно, нужно учиться планировать своё время, соблюдать режим дня (какая учёба, если ты «клюёшь носом» на уроках, потому что поздно ложишься спать?). Может быть, большое количество дополнительных занятий отнимают всё время и силы? При этом ещё тебе важно всё делать отлично? Высокая школьная нагрузка и большие требования часто создают условия, когда нельзя успеть «всё и сразу», поэтому важно учиться расставлять приоритеты. Например, понять, кем хочешь стать, и основные усилия направлять именно на эти предметы.

Тебе неинтересно на уроках, потому что ты быстро и легко справляешься со всеми заданиями, которые даёт учитель? Может, стоит обсудить с педагогом возможность дополнительных заданий или упражнений повышенной сложности?

Случается, что отсутствие желания ходить в школу связано с тем, что есть трудности во взаимоотношениях с учителем: тебе кажется, что он слишком много требует, постоянно придирается. Подумай, какова причина возникших сложностей. Слушаешь ли ты на уроке педагога, задаёшь ли ему вопросы, если что-то не понимаешь, выполняешь ли требования по предмету? Как ты можешь улучшить ситуацию? Могут ли тебе помочь в этом родители? Рассказывал ли ты им о возникших трудностях? Ведь часто самый эффективный способ выйти из сложной ситуации - обратиться за помощью к взрослым: родителям, педагогам, психологу. Это важно сделать и в том случае, если не хочется идти в школу, потому что у тебя не складываются отношения с одноклассниками. Особенно в том случае, когда имеют место постоянные насмешки, оскорбления, угрозы, пинки, толкание или другие виды психологического и физического насилия со стороны других учеников.

Таким образом, существуют различные причины нашего нежелания посещать школу. Для преодоления школьных трудностей важно определить проблему, обозначить возможные варианты её решения, оценить их и выбрать, на твой взгляд, самый удачный,  применить его и наконец, оценить, удалось ли решить проблему? Или стоит попробовать другой путь?

Я учиться не хочу, много денег получу?

Когда я училась в школе, самой популярной "страшилкой" среди родителей и учителей было: "Вот не будешь учиться - в дворники пойдёшь!" Нет, мы не сильно пугались, но становиться дворником не хотелось, это считалось не престижной профессией, и мы сопели, терпели, но старались учиться. В наши дни, насколько мне известно, быть дворником не стыдно, но по-прежнему не престижно и не денежно, поэтому чаще всего им становятся либо пенсионеры, чтобы хоть немного подработать, либо выходцы из стран бывшего СССР, у которых на родине с трудоустройством совсем туго. 

Конечно, найти какую-то работу сейчас не проблема для любого человека, даже не получившего образование, но всё же во всём мире ценится высококвалифицированный труд, а если человек относится к своей жизни серьёзно, если у него есть цели, мечты, планы, то вариант всю жизнь
перебиваться случайными заработками то там, то тут, кончено, выглядит сомнительно. Часто слышу от ребят, которые не понимают, зачем им учиться: "Да я в грузчики пойду, или на стройке буду кирпичи укладывать". Начинаем разговаривать, и выясняется, что  тринадцатилетние мальчишки даже не представляют, какие у грузчиков бывают тяжелые профессиональные заболевания, как в случае травмы, а это не редкость в данной профессии, они теряют трудоспособность, а значит, и заработок. Не знают они и о том, что "укладывать кирпичи" человека с улицы не возьмут. Хороший каменщик высоко ценится и неплохо зарабатывает, но этой профессии тоже надо серьёзно учиться. Положишь кирпичи, как попало, и  дом рухнет прямо вместе с жителями! 

Ещё популярные среди школьников отговорки от школы: я стану блогером, я буду делать видео обзоры на компьютерные игры. Но если ты прогуливаешь уроки русского языка, то твою путанную и неясную речь зрители просто не поймут, ты не сможешь донести до них свои мысли, а безграмотные скучные посты не станут читать. 

Кстати, недавно наткнулась в одном журнале на интервью известного в нашей стране предпринимателя, владельца нескольких брендов одежды, который рассказывал, как в "лихие девяностые" сумел быстро подняться со своим мелким бизнесом, но было это не очень честно и не совсем профессионально. Действовал наугад, методом проб и ошибок, и вскоре, когда ситуация в стране стабилизировалась, и он захотел вести настоящий, честный, большой бизнес, понял, что ему катастрофически не хватает знаний по экономике, математике, психологии, русскому языку и многим другим предметам. И вот он, уже совсем большой взрослый дядька, начал учёбу заново и очень горько пожалел, что в своё время не учился, потерял столько лет и всё равно ведь пришел к необходимости знаний! Очень наглядный пример, как мне кажется!

Может быть, прежде чем принять решение не учиться и махнуть рукой на школу, надо задуматься, что ведь это решение повлияет на всю твою дальнейшую жизнь, стоит всё хорошенько обдумать, взвесить, просчитать варианты, собрать информацию и т.д. Так делают взрослые. Может, и тебе попробовать?



Любовь в каждом взгляде

«Я тебя люблю», - слова, которые хочет слышать каждый человек. Нам важно чувствовать, что мы любимы родителями, партнёрами, друзьями. Не менее важно и любить самому. Но что такое любовь? Ты думал об этом?


Если говорить кратко, то любовь – это чувство глубокой привязанности к другому человеку или объекту. Если ты любишь кого-то или что-то, то присутствует заинтересованность в том, чтобы проявлять заботу о человеке или предмете, что-то отдавать, посвящать своё время.


Каждый без исключения желает быть любимым, нужным кому-то, принятым. Нуждается в поддержке и ободрении, внимании со стороны своих родных и друзей. Но всегда ли мы знаем, как проявлять любовь к другим людям? Какие способы ты используешь? Сколько с лёгкостью вспоминается?


Я тоже задала себе такой вопрос, и вот такой список получился у меня:


1. Сказать, что любишь человека. Не просто думать, что он видит, знает, а именно говорить и не меньше 4 раз в неделю, чтобы не забывал.


2. Быть внимательной к настроению. Интересоваться, как прошёл день, что заставляет грустить или радоваться сейчас, предложить поговорить.


3. Говорить комплименты. Часто мы отмечаем изменения в людях, но не всегда их озвучиваем вслух. А как приятно будет услышать маме или подруге, что сегодня она не зря потратила время, чтобы быть красивой.


4. Улыбаться людям, шутить. Умелые шутки всегда сближают людей и помогают разряжать напряжение.


5. Радовать необычными сюрпризами. Например, цветы без повода, красиво сервированный стол на ужин, охапка воздушных шаров  и т.д. помогут близкому человеку почувствовать, что вы думали о нём.


6. Дарить подарки. Подарки совсем не обязательно должны быть дорогими, это может быть даже что-то незначительное, например, шоколадный батончик, пирожное, бижутерия, одна роза, открытки ручной работы из бумаги или картона и т.д. Ваши любимые люди оценят, что вы приложили усилия, чтобы выразить свои чувства.


8. Проводить время вместе. Планируйте свои выходные, чтобы разнообразить ваши будни и побыть вместе с любимыми людьми.


9. Сдерживать свои обещания. Наши поступки говорят громче, чем слова, когда вы держите своё слово, то это подчёркивает вашу ответственность и заботу о человеке.


10. Проявлять интерес к увлечениям дорогих тебе людей. Найти хобби, которым вы можете заниматься вместе.


11 ...Мне кажется, я ещё могла бы продолжить этот список. Например, мы ещё не сказали о роли объятий. Но может, мы подумаем вместе? Как ты проявляешь свою любовь к родителям, бабушке, дедушке, к молодому человеку или девушке? Какие способы считаешь наиболее удачными? И как думаешь, твои близкие знают о том, что ты их любишь?

Родительская любовь, любовь к родителям

«Когда твои дети в подростковом возрасте, очень важно иметь собаку, чтобы хоть кто-то радовался вам!» - вот с такого забавного высказывания началось моё знакомство с мамой 15-летней девушки.

Когда я спросила, что значит это высказывание для родителей подростков, то услышала о том, как часто мамам и папам не хватает проявления любви от своих детей. Да – да, ты не ослышался, не только тебе, но и твоим родителям важно чувствовать, что они любимы! Удивлён? Надеюсь, что нет!

Ты взрослеешь, всё больше свободного времени проводишь с друзьями, в компьютере, общение с родителями ограничивается разговорами о школьной жизни, покупках, уборке в квартире. На предложения сходить куда-нибудь вместе погулять, в кино и т.д. ты всё чаще отвечаешь отказом. Вот и остаются родители как бы в одиночестве, за бортом твоей жизни. А как им хочется пройтись по улицам города со своими взрослеющими детьми, поделиться с ними своими находками, открытиями, разделить свои тревоги и радости, почувствовать заботу!

Каждому важно видеть рядом с собой человека, которому ты дорог, чувствовать, что тебя любят. Согласен? Родители, как ни смешно звучит, - тоже люди, а ты один из самых дорогих для них людей, и это значит, что твоя забота и демонстрация любви очень важны для мамы и папы.

Как проявлять свои чувства? Что говорить, делать? – важные вопросы, которые нужно задать себе. Но это уже совсем другая тема, и мы обязательно к ней вернёмся. А пока прислушайся к себе, можешь закрыть глаза, вспомни тот день, когда ты был счастлив вместе с родителями, сконцентрируйся на чувстве, которое ты испытывал. Оно похоже на любовь? Нет, ищи другое воспоминание. Нашёл? Запомни это чувство, свои ощущения, постарайся каждый раз, когда ты видишь родителей, вспоминать их. Вот увидишь, что твой голос станет теплее, на лице появится улыбка, а это значит, что родители тоже почувствуют исходящую от тебя теплоту, твою любовь!