Атакует? Без паники - 2

Совсем недавно мы писали о тревоге и волнении, о том, как не путать эти состояния с медицинскими диагнозами, а сейчас самое время поговорить, какие же приёмы и упражнения могут помочь тебе справиться с этим
состоянием и привести себя в порядок. 

-  Попробуй  сделать дыхательные упражнения, сделай глубокий вдох и несколько коротких выдохов. Повтори несколько раз. 

-  Если есть возможность, помой руки и лицо холодной водой.

- Попробуй найти в комнате пять предметов какого-то цвета, например, красного. Затем постарайся услышать какие-то четыре звука вокруг себя (шум машин, голоса людей, пение птиц и т.д.). Потом постарайся почувствовать три запаха (пыль дороги, запах книг в комнате, духи),  и наконец, два физических ощущения (чешется нос, тепло руке в кармане и т.д.)

-  Повторяй про себя какую-то фразу, можно с разными интонациями. Слова Карлсона "спокойствие, только спокойствие!" вполне подойдут.

- Представь, что твои руки последовательно сжимают дольку лимона, половинку и наконец целый лимон (усилия будут разными), повтори не менее пяти раз, встряхни руки энергично.

- Подвигайся, если есть возможность. Смени место. Даже если ты на контрольной или экзамене, можно выйти на несколько минут в туалет. 

- Совершенно необычный приём, но и он может сработать: представь себя каким-то другим человеком, более спокойным и смелым, например, героем любимого кинофильма. Как бы он повел себя в твоей ситуации, что бы себе сказал и как бы справился с волнением? 

- Внимательно рассматривай какой-то предмет минуту или две со всех сторон, например, цветок в классе или собственную руку.

На самом деле подобных приёмов очень много, но практически все они основаны на том, что ты "обманываешь" свой мозг, который не способен сконцентрироваться с одинаковой силой на двух разных задачах. Проще говоря, он не сможет одновременно интенсивно тревожиться и искать предметы красного цвета вокруг. Переключившись, ты успокоишься и твоё состояние нормализуется. Тренируйся! Ну и конечно, некоторых тревожных ситуаций проще избежать, чем бороться с ними: например, если ты будешь учить домашнее задание и заранее готовиться к контрольной или выступлению перед классом, волнения будет меньше. 
 


Атакует? Без паники!

Ой-ой-ой, сколько раз на своих консультациях я слышала от ребят фразы: "У меня была паническая атака...", "меня волнуют мои панические атаки...". Однако в процессе разговора практически всегда, к счастью, выяснялось, что мои юные клиенты называют этим суровым медицинским термином немного другое. Мне кажется, нам стоит поговорить об этом и здесь тоже, на страницах нашего блога, вдруг для кого-то это окажется полезно.

Начнём с того, что ставить какой-либо диагноз может только врач. Часто вижу в соцсетях у модных блогеров откровения на тему их психического
нездоровья, но даже если такой популярный  человек пишет, что у него ВСД, ОКР, панические атаки, биполярка и прочие психические заболевания, то с большой вероятностью он просто привлекает к себе внимание аудитории, ловит хайп, и сразу же искать у себя такие же заболевания не стоит, даже если это выглядит очень модным. (Лично мне кажется, что мода на болезнь выглядит очень странно и мода на здоровье всё же как-то была бы предпочтительнее). Делаем важный вывод: если что-то беспокоит и мешает полноценной жизни, просто необходимо обратиться к врачу, а не придумывать себе диагнозы, ни в коем случае не заниматься самолечением, не глотать бесконтрольно различные лекарственные препараты и уж точно не пытаться снять неприятные ощущения алкоголем. Обязательно надо сообщить о своей проблеме родителям, они помогут найти оптимальное решение, помочь записаться на приём к нужному специалисту.

Если сложность оказалась не медицинского характера, помочь может психолог. Как было в случае с ребятами, которые приходили ко мне на консультации и описывали свое состояние примерно так: часто нервничаю, волнуюсь, не могу отвечать у доски, могу заплакать без причины, не могу собраться на контрольной и получаю плохую оценку, хотя неплохо знаю материал, боюсь не сдать экзамены, не поступить в нужный мне вуз, боюсь гнева родителей и т.д. Тревога, волнение - это абсолютно нормальные явления, с которыми можно справиться самостоятельно, и называть это "панической атакой" не совсем правильно. Часто тревожность и склонность к излишнему волнению - это особенности того, в общем-то интересного и замечательного, но непростого периода, который называют подростковым возрастом. В это время человек как бы созревает, превращается во взрослого, проходя ряд изменений психологического и физического характера, а расти, как известно, нелегко. Излишняя эмоциональность, склонность к волнению, тревоге почти всегда проходит с возрастом, когда человек приобретает определенный жизненный опыт, уверенность в себе, навыки саморегуляции, учится управлять своими эмоциями, но это, конечно, не значит, что если ты подросток, надо просто страдать, сидеть и ждать, пока совсем повзрослеешь и всё само наладится. 

В ситуации волнения, если накатила тревога, застучало сердце, перехватило дыхание, участился пульс, можно сделать некоторые совсем не сложные упражнения, которые помогут справиться с этим состоянием и привести себя в чувства. Интересно? Читай продолжение совсем скоро, встречаемся на том же месте в тот же час. 



Что делать, если поссорилась с подругой?

Вы были лучшими подругами, которые никогда не расставались, делились секретами, поддерживали друг друга в разных жизненных ситуациях.  И вдруг случилось «невообразимое» - вы поругались! И что теперь? Можно ли всё исправить? И как это сделать? Предлагаю поразмышлять об этом.

Насколько быстро произойдёт примирение и случится ли вообще, зависит от многих факторов. Насколько ценна для вас дружба и хотите ли вы сохранить отношения? Готовы ли выслушать друг друга и узнать причину конфликта? Умеете ли признавать свои ошибки? Или считаете своё мнение единственно верным? Готовы ли извиниться, если это необходимо, дать подруге шанс исправиться, даже если она «виновата» в ссоре? И готовы ли к конструктивному диалогу?

Даже если вы поссорились, важно уважать друг друга, не кричать и не оскорблять. Возможно, вам обеим необходимо некоторое время, чтобы остыть и успокоиться. Поговорите о том, что произошло, когда эмоции немного улягутся. Формулируйте свои чувства с помощью «Я-высказываний», используя местоимение «Я» вместо «Ты». Например, вместо: «Ты обманула меня!», можно сказать: «Я чувствую себя обманутой», «Ты думаешь только о себе» - «Я чувствую, что мои интересы не учитываются» и т.д. Согласитесь, в этом случае разговор будет выглядеть не как обвинение и обмен претензиями, а как конструктивный диалог взрослых людей. Не подливайте масла в огонь, припоминая старые обиды. Решайте сегодняшний конфликт. И помните, что быть хорошими подругами - вовсе не значит быть во всем похожими друг на друга. Нельзя всегда одинаково думать, иметь одинаковые вкусы и одинаковые желания. У вас могут быть различные точки зрения на какие-то вещи - и это нормально.

Чтобы спасти дружбу и помириться с лучшей подругой, важно уважать чувства, мысли, а также границы друг друга. Пережить ссору бывает непросто. Однако, всегда можно договориться между собой и разрешить возникшие противоречия. 

Лечу, куда хочу?

Пока еще стоят замечательные деньки, и так не хочется их отпускать. Некоторые провели лето за городом, где было весело, просторно, свободно, а теперь вернулись и теперь каждый погожий денёк после школы думают, чем бы таким интересненьким заняться в условиях "каменных джунглей".  Погулять? Погонять в футбол? А вот еще какая тема - электросамокат! Несёшься себе по улицам города и никаких водительских прав для этого не нужно, встал и поехал, а то еще и друга сзади прихватил с собой. Вдвоём веселее. Красота!

Красота-то, конечно, да, только вот так ли всё просто? Количество несчастных случаев с участием электросамокатов за одно только лето 2021 просто огромное! Сбитые пешеходы, попавшие под машину самокатчики - правил-то, по которым надо ездить на этом транспортном средстве, практически нет. Как понять, по проезжей части на самокате ехать или по тротуару? Вроде бы по правилам дорожного движения самокатчики относятся к пешеходам, но ведь всё же это транспорт, средство передвижения на колёсах и скорость у него гораздо выше, чем у человека! Столкновение с электросамокатом может привести к очень серьёзным травмам, а ездить вдвоём и вовсе нельзя, оба человека могут сильно пострадать при падении или столкновении, так что не такое уж это безобидное развлечение. 

Так что же, не кататься вовсе? Почему, катайтесь себе на здоровье, только осторожно. Не по проезжей части, не посередине тротуара, а по велодорожкам, в парке, в специальных местах, где можно это делать безопасно, не рискуя собой и другими. Кстати, интересную мысль я услышала недавно: то, каким человек будет водителем, когда выучится и получит права, можно увидеть уже  тогда, когда он в подростковом возрасте ездит на велосипеде или самокате. Если лихачит, считает себя крутым и не уважает остальных участников дорожного движения, нарушает правила, то в будущем, уже на большой настоящей машине, может стать источником опасности на дорогах. У каждого, кто пока катается только на самокате, есть шанс потренироваться стать хорошим водителем уже сейчас.


Когда секрет не должен быть секретом

«Что делать, если ты знаешь что-то о своём друге, и это может быть опасно?» - вот такой вопрос на консультации задал шестнадцатилетний юноша. Уточнять или рассказывать более подробно молодой человек не хотел, поэтому мы обсуждали все возможные ситуации, которые не терпят замалчивания, и где понятие «секрет» может навредить благополучию или даже жизни  другого человека.

Какие ситуации ты бы назвал подходящими под эту категорию?

Мы выделили несколько таких ситуаций. Например, если ты знаешь, что друг занимается опасной деятельностью, скажем, зацеперством, оно часто приводит к травмам и смерти. Или пытается заработать немного денег, распространяя запрещенные препараты, что повлечёт проблемы с законом. Не терпят замалчивания ситуации, когда друг делится с тобой своими переживаниями и говорит о нежелании жить, наносит себе травмы или, как тебе кажется, шутит на тему своей смерти. Если ты знаешь, что у друга проблемы с зависимостью – это тоже не относится к тому, что нужно держать в секрете. Ещё мы выделили ситуации, когда другой человек тебе говорит, что является жертвой насилия в школе или в семье. Или твой друг сбежал из дома и рассказал тебе о том, где и с кем находится. На этих ситуациях мы остановились, хотя список может быть продолжен.

Если замалчивать и держать в секрете нельзя, то, что можно сделать? Самое эффективное и простое – это рассказать о своих опасениях взрослым, которым ты доверяешь: родителям, учителям, школьным специалистами, тренеру и т.д. Если ты не хочешь или опасаешься обсуждать возникшую ситуацию со знакомыми людьми, то ты всегда можешь позвонить на телефон доверия, где специалист, психолог, обсудит с тобой возможные варианты действий.

Почему важно, как ты думаешь, чтобы об опасной ситуации узнали взрослые? К сожалению, нередки случаи, когда во время следственных действий можно услышать от друзей и одноклассников о том, что Коля (Петя, Маша…) говорил, что бесконтрольно занимается экстремальными видами деятельности, или хочет прервать свою жизнь, или навредить другому человеку, но ребята не придавали этому должное значение. Считали, что это шутка, или чувствовали, что должны держать в секрете, или что это не их дело. Но иногда именно вмешательство в ситуацию взрослых помогает предотвратить трагедию.  

Как видишь, вопрос «когда секрет должен перестать быть секретом» очень не простой. Но если он у тебя появился, возможно, это говорит о том, что что-то в жизни твоего одноклассника, друга, знакомого тебя волнует, кажется опасным. Разговор с другим человеком поможет тебе понять, есть ли повод для беспокойства, возможно ли справиться с ситуацией самостоятельно или уже пора принять взрослое решение и обратиться за помощью.

Плохие отношения с учителем...

Очень часто приходится слышать, как ребята школьного возраста жалуются на своих учителей, дают им обидные прозвища, ссорятся, стараются пропустить уроки нелюбимого педагога, даже если сам предмет нравится. А у тебя есть учителя, на которых ты злишься или раздражаешься? Если есть, то предлагаю вместе подумать, почему это происходит и что можно сделать.

Учитель может раздражать по разным причинам: занижает оценки, отпускает шутки или даже оскорбления, громко говорит, непонятно или неинтересно, на твой взгляд, объясняет материал, тебе не нравится его внешний вид, ты считаешь его отставшим от жизни и т.д. Как видишь, причин может быть множество, почему люди испытывают друг к другу неприязнь или просто антипатию. Теперь давай подумаем, что можно сделать.

Если тебе кажется, что учитель не прав, то в таком случае стоит поговорить с ним. Иметь разные взгляды на одни и те же вещи – это нормально. Спорить с учителем без оскорблений, повышения голоса — тоже нормально. Между людьми бывают недопонимания, разговор — способ их разрешить. Страшно начать беседу? Репетируй. Например, поговори с зеркалом, напиши тезисы, запиши слова на диктофон или на лист бумаги. Если тебе бывает сложно вести спор, то можно обратиться в школьную службу примирения, к классному руководителю, к психологу, социальному педагогу – это в школе, а дома к родителям.  

Бывает, тебе учитель просто не нравится, вот вроде и человек он неплохой, а раздражение возникает. Тебе может не нравиться одежда педагога, прическа, парфюм, ты можешь считать его несовременным, без чувства вкуса и стиля и т.д. Казалось бы, человек не виноват, он не обязан поддерживать твои взгляды, но и ты имеешь право на чувства. Что делать? Да, возникновение чувства не всегда можно контролировать. Педагога не попросишь сбросить вес или купить ботинки «поприличнее». Это нарушение личных границ. Поэтому на разговор с педагогом выходить в таком случае не имеет смысла. Из этой ситуации выход один: учиться управлять своими эмоциями, потому что это твоя сфера влияния, а внешний вид учителя и его манеры — нет. Остаётся только думать, почему тебя может раздражать то, что носят или как разговаривают другие, и учиться управлять своим эмоциональным состоянием, это ещё не раз тебе пригодится.

Педагог тебя унижает. Что делать в этой ситуации? Подключай взрослых. Если ты считаешь, что учитель оскорбляет или ещё как-то унижает тебя, сразу обращайся к родителям, классному руководителю, психологу. Важно, чтобы ты 
доверял человеку. Скажи взрослому, какими методами ты точно не хочешь решать проблему. Поделись, какие решения тебя устроят. Если нет идей, то не стесняйся попросить совета. Если нет таких взрослых, которым можно доверять, то позвони по телефону доверия. Психолог на том конце провода поддержит тебя, вместе вы сможете обсудить возможные варианты решения.

Мы можем продолжать до бесконечности разбирать причины, по которым люди могут ссориться, обижаться друг на друга, но важно одно: если чувство появилось, значит, оно зачем-то тебе нужно. Все эмоции надо проживать и искать решение, и, как видишь, вариантов всегда много. Самое важное - это твоё искреннее желание решить возникшие недопонимания.

Договоримся?!

Как часто хочется получить у родителей разрешение на что-то, например, пойти погулять поздно вечером, уехать с ночёвкой к друзьям на дачу или остаться у подруги, ну и всё такое. А вот они против, волнуются, не разрешают. А ведь очень хочется! Приходится требовать, добиваться, ругаться, иногда громко хлопать дверью, уходя из дома. Как тебе такой сценарий событий? По-моему, не очень. Любой скандал разрушает отношения и уж никак не способствует доверию в семье. В такие моменты ты наверняка думаешь, что родители плохие, не понимают тебя, как будто никогда и не были подростками, забыли, что значит дружить, любить. А вот и нет! С родителями можно и нужно выстраивать диалог. Как? 

Сначала подумай, какими словами объяснить им то, что ты хочешь, и почему тебе это очень-очень нужно. Выбери удобное время для разговора, желательна спокойная обстановка. Выслушай, что ответит тебе мама или папа, прояви терпение. Не настраивайся сразу на отказ, просто если давать себе такую установку, тебя будут переполнять негативные эмоции, и конструктивного разговора не получится. Успокой родителей, объясни, что рядом будут взрослые, назови их. Можно, кстати, договориться на какое-то определённое время для созвона. 

Когда просишь о чём-то, неплохо будет пообещать что-то взамен, например, оказать помощь маме или папе, съездить к бабушке, убраться дома, постараться в учёбе. Важно говорить честно и не нарушать договорённостей. Если пообещаешь вернуться в 21.00 или помочь по дому в субботу, сделай. Родители постепенно привыкнут к тому, что на твоё слово можно положиться, и договариваться будет намного легче. Попробуй проявлять инициативу в семейных делах. Для мамы и папы это показатель взросления, если они увидят, что ты ведёшь себя ответственно.

Если при разговоре чувствуешь сильные эмоции, то предотвратить конфликт поможет прямое их выражение: "Я чувствую злость, когда ты не принимаешь всерьёз то, что я говорю", "Мне грустно, когда вы постоянно меня критикуете". Чаще говори о своих эмоциях, и позитивных, и негативных. Это поможет родителям понять, что ты переживаешь по поводу тех или иных событий.

Всегда помни о том, что родители конфликтуют не потому, что делают так из принципа или покушаются на самостоятельность и независимость своих детей, а потому что беспокоятся об их безопасности. Будь ближе к своим родителям!

Мама...Мама? Мамочка!

Я люблю своих родителей. Ну и что тут такого, скажете? Это ведь так естественно - любить маму и папу, тех, кто дал нам жизнь, воспитал, заботился о нас и продолжает это делать, даже если мы совсем уже взрослые. Казалось бы, всё так просто и банально, что задай вопрос любому - ответит: "Конечно люблю, как же иначе?" А если глубже? Что каждый из нас вкладывает в это понятие? Что значит "любить своих родителей", и как они понимают, что мы их действительно любим?

Переполненный утренний автобус, но мне повезло и удалось занять местечко. Впереди меня сидит девушка, по виду старшеклассница. В руках мобильный. Девушка вяло листает ленту новостей в популярной соцсети, как и все мы, пытается скоротать время в пробке. Я стараюсь не подглядывать, хотя
мне 
всегда ужасно  интересно, чем живут люди, особенно те, с кем я много времени провожу по работе - подростки. Вдруг раздаётся мелодия вызова и на экране телефона девушки высвечивается имя контакта: "Мамочка". Но не успеваю я умилиться такой нежности, как старшеклассница начинает...орать в трубку! Она говорила так громко, что свидетелями разговора невольно стали все пассажиры. Похоже, мама волновалась, успела ли дочка доехать в школу по бесконечным пробкам, но в ответ на свои слова выслушала от дочурки немало грубостей и резкостей. Это так не вязалось с нежным "мамочка" на экране смартфона. Конечно, бывает всякое. Возможно, у девочки просто было плохое настроение, раздражение от ситуации на дорогах, какое-то недомогание. Возможно, такой разговор не правило, а исключение для их отношений. Возможно, обычно мама и дочка разговаривают вежливо и ласково и, конечно, без всяких сомнений, любят друг друга. Я искала ей оправдание, как это делают практически все мамы, как, наверное, делает и мама той девушки, и всё же, как говорится, "осадок остался". 

Любовь к родителям естественна настолько, что порой мы уже не задумываемся, не обидели ли мы своих маму и папу чем-то. Всегда ли мы внимательны к ним, замечаем ли, когда они нуждаются в отдыхе, нашем внимании, заботе. Помочь родителям по дому, приготовить еду, донести сумки из магазина, поговорить по душам, поинтересоваться, как у них дела, похвалить мамину новую прическу и выслушать папин рассказ про рыбалку - из таких мелочей складывается то, что мы называем привычным словом "любовь". И, конечно, важно постараться понять своих родителей. Часто мы говорим с обидой, что они нас не понимают, а мы их? Они порой не вовремя нам звонят, говорят банальные вещи: "надень шапку", "не кури", "позвони, если задерживаешься", "не лезь на крышу", "сделай уроки", но это не потому, что они такие вредные и скучные, а потому что волнуются, тревожатся, переживают за нас и очень хотят, чтобы у нас всё было хорошо. 

А еще знаете, однажды этих звонков и скучных слов не станет...совсем, и чем старше наши родители, тем меньше у нас времени на то, чтобы дарить им свою любовь, понимание и заботу. 




Новый учебный год. Легко начать?

Вот и пролетело очередное лето. Пролетело, оставило массу впечатлений, которые теперь превратятся в приятные воспоминания, и поселило в нас ожидание следующего чудесного лета. Самые длинные летние каникулы закончились. Сентябрь наступает, как всегда, внезапно, и идти учиться всё ещё не хочется. Что делать? 

Так или иначе, к началу учебного года мы готовимся. Приводим в порядок школьную форму, получаем учебники, покупаем школьные принадлежности и т.д. В конце лета чаще встречаемся с одноклассниками, которые приехали от бабушек и дедушек, из лагерей, или других мест отдыха для того, чтобы заняться подготовкой к учебному году. Да и родители не отстают: «Скоро в школу», «Подпиши дневник, тетради», «Повтори формулы, правила». Зачастую это чаще напоминает давление, а не поддержку и моральную подготовку. 

Да, снова войти в рабочий настрой нелегко. И скажу по секрету, не только школьникам. Взрослым тоже тяжело. Спросите, например, у мам и пап, что им помогает вернуться на работу из отпуска. Какие чувства они испытывают, когда снова слышат звук будильника, когда остаётся меньше свободного времени? Возможно, они заранее приучают организм раньше вставать или стараются не загружать первые рабочие дни. 

Специалисты считают, что для облегчения адаптации лучше выходить из отпуска в середине недели. Школьники, конечно, лишены права выбора, но в этом году учебный год начинается в среду. Повезло! Первый день – праздничный, потом два дня немного поучиться и выходные – небольшая передышка перед настоящей рабочей пятидневной неделей. Часто вместе с началом учебного года возобновляются занятия в кружках и секциях. Чтобы твоё расписание дня и недели лучше понять и осознать, сколько времени занято, сколько свободно, когда уделить внимание урокам, а когда хобби, лучше разместить это расписание на бумаге, разукрасив его в своём стиле. Увиденное лучше воспринимается нашим мозгом, информация записанная рукой, лучше запоминается. Поэтому забыть о времени начала занятий и опоздать остаётся мало шансов. 

Кстати, про первые домашние задания. Мой совет - не откладывать их выполнение, а делать сразу, пока мы помним, про что был урок. Расписание в первые школьные дни, да и недели неустойчивое, и можно накопить большое количество домашки, с которым с непривычки будет тяжело. А помогут справиться с новыми задачами прогулки на свежем воздухе и здоровое питание. Плюс ночной сон не менее 8 часов. 

Надеюсь, что вам удастся распределить нагрузку и успешно начать учебный год! Желаю не менее успешного продолжения учёбы и хорошего настроения!

И всё-таки она вертится!

"Земля круглая? Как?! Правда?! Я не знал об этом!" Так воскликнуть и удивиться, наверное, уже ни у кого нет шанса, ведь форма земли - давно известный факт, однако удивление от общеизвестных вещей еще подстерегает некоторых, как и возможность сесть в лужу и показать своё невежество...

Есть такие понятия: "общая осведомлённость" и "эрудиция". Первое обозначает совокупность знаний и представлений об окружающем мире, его
закономерностях, 
которые человек получает из разных источников информации в течение всей своей жизни,   а второе предполагает глубокие и обширные познания в одной или нескольких сферах, также эти понятия можно определить как кругозор, широту интересов и взглядов. Широкий кругозор помогает человеку ориентироваться в мире, применять свои знания на практике, а если нечего применять?

Тогда можно начать тушить загоревшееся на сковородке подсолнечное масло водой и окончательно спалить квартиру, ведь тушить масло водой нельзя (знали об этом?) Можно отказаться есть продукт, который имеет в составе Е101, Е300, Е296, решив, что это вредная "химоза", и так и не узнать, что это всего лишь яблоко, а названные "ешки" - это аскорбиновая кислота, рибофлавин и яблочная кислота (всё сделано самой природой!). Или считать, что Бетховен - это собака из сериала, а Рафаэль, Донателло, Микеланджело и Леонардо - это имена черепашек-ниндзя из мультика. Искренне верить, что вейп и электронные сигареты безопасны, потому что там нет никотина. Или приехать в Австрию, чтобы посмотреть на кенгуру...

Спору нет, сейчас любую информацию можно найти в интернете и, наверное, уже и правда нет необходимости удерживать в голове большой её объем. Но ведь надо, как минимум, знать, что ищешь, иметь хоть какое-то представление о предмете поиска и о том, для чего ты ищешь, как будешь применять полученные сведения, на какую основу они лягут. А если не развивать память, то будет она, как у рыбки - от 30 секунд до двух недель, а потом хоть начинай жить заново! 

В общем, шутки шутками, а получать знания, расширять свой кругозор, иметь представление о явлениях окружающего мира просто необходимо, если ты планируешь жить в мире людей. И можно не слушать Моцарта, но, как минимум, знать о его существовании и о том, что это не набор конфет, а композитор. Кстати, дарю вам ценный лайфхак, дорогие читатели: многие знания о мире можно получить абсолютно бесплатно! В школе!




Не дерись!

На днях столкнулась с интересной ситуацией, хоть она и не новая. В моём дворе ко мне подошли три соседских девочки 10-12 лет и пожаловались на троих мальчишек, которые ни с того ни с сего набросились на них с палками, кидались в них грушами-дичками, обзывались. Обидчикам на вид было и того меньше - лет по 9-10. Я и раньше видела их во дворе, они постоянно на улице, дёргают за ручки припаркованных автомобилей (вдруг владелец забыл закрыть), залезают на козырьки подъездов и тому подобное. Одна из девочек в тот момент сориентировалась, позвонила папе, который не ответил, но она не растерялась и сделала вид, будто разговаривает с ним, а потом сообщила всем, что тот сейчас придёт и разберётся. Ребята испугались и убежали. С девчонками мы обсудили, как ещё можно поступить в такой ситуации, что сказать обидчикам, к кому обратиться за помощью. 

Да, ситуация неприятная. Гуляешь, никого не трогаешь, и вдруг кому-то захотелось обратить на себя внимание, причём таким нехорошим образом. Сталкивались когда-нибудь с подобными ситуациями? Почему так происходит? 
Причины, конечно, разные, но чаще всего такие ребята просто не умеют общаться, не знают, как можно по-доброму играть, дружить. Бессмысленно говорить им: "Не дерись, отстань", ругать их. Можно просто обозначить свои границы словами: "Не подходи ко мне, мне неприятно твоё поведение" или, наоборот, сказать что-то хорошее, сделать то, чего обидчик не ожидает. А если уж не знаешь, как поступить в таких случаях, обязательно обратись за помощью к родителям, старшим брату или сестре, учителю или случайному прохожему в зависимости от ситуации.

Вот и после длительных летних каникул скорее всего будет необходимо вновь налаживать дружественные связи в классе, общаться, интересно проводить время вместе, слушать и слышать друг друга, договариваться. И, кстати, хочу обратить внимание на то, что дружить лучше вместе, чем против кого-то. Важно позитивно настроиться на общение, даже если не всегда это получалось раньше или на тебя обращали мало внимания. В новом учебном году всё может измениться, ведь время идёт и люди меняются. Подумай, чем ты интересен или интересна для других, что расскажешь о своём лете, о дальнейших планах. А если ты относишься к тем ребятам, которым хочется обратить на себя внимание, а они не знают как, у тебя ещё есть немного времени, чтобы заранее подумать, какое впечатление ты готов(а) произвести на первой встрече с одноклассниками. 


Протяни руку помощи

У всех живых существ есть инстинкт самосохранения, который должен оберегать от действий и поступков, опасных для организма. Однако некоторые люди, подавляя его в себе, наносят себе вред. Человек может резать или прокалывать себе кожу, вырывать волосы, наносить ушибы, ожоги, часто позволять в отношении себя принижающие мысли и высказывания, заниматься постоянным самобичеванием и самоуничижением. Стремление к саморазрушению - аутоагрессия,  может проявляться в виде алкоголизма, наркомании, токсикомании, отказе от пищи, увлечении экстремальными видами деятельности, в крайних случаях - в попытках суицида. 

Когда мы замечаем такое поведение у близких, знакомых, друзей, мы можем испытывать страх, растерянность и не знаем, как себя вести. Как можно помочь? Как не ухудшить ситуацию? Что сделать?

Во-первых, постарайтесь тактично поговорить с ним о его привычке. Важно не паниковать, не набрасываться с расспросами или упрёками, не стыдите и не осуждайте его поведение, не старайтесь резко переубедить в неправильности действий. Выразите искреннее беспокойство за человека, но не сомнения в его психической адекватности.

Во-вторых, скажите о своём желании помочь, постарайтесь выслушать и понять проблемы своего знакомого, дайте возможность «выпустить пар», проговорить чувства. Узнайте, есть ли у него представление о способах решения возникших трудностей, поделитесь своими мыслями, предложите помощь, но не давайте непрошенных советов и тем более не учите «как надо делать». Поддержите человека, обратив внимание на его достоинства и сильные стороны. Расскажите, что многие люди смогли отказаться от привычки к саморазрушению и научились преодолевать свою печаль или гнев. Самостоятельно или с чьей-то помощью. Поговорите о том, что в непростых ситуациях не обязательно оставаться одному, можно обратиться за помощью к родителям, квалифицированным специалистам (психологу, психиатру), позвонить по телефону доверия. 

Помните, что человек, склонный к аутоагрессивному поведению, нуждается не в осуждении и высмеивании, а в понимании и помощи. Хорошо, если рядом с ним окажется друг – ровесник или взрослый, готовый помочь найти новые способы выхода из проблемных ситуаций. «Меня очень поддержали мои друзья. Они не стали мне говорить, что я слабак, или как-то иначе стыдить меня. Наоборот, они сначала посочувствовали мне, но потом призвали найти в себе силы. Я стал думать о своей жизни, стал думать о том, каким я хочу быть. Теперь я стараюсь этого достичь. Надеюсь, что я не вернусь к старым привычкам» - сказал один 16-летний молодой человек, которому удалось преодолеть подобную проблему.

Загадки времени

Недавно я задумалась над тем, что такое время. Вроде, что об этом думать? Время – это время, минуты, часы. Всем понятные, знакомые с детства. Но всегда ли это так? Замечал ли ты когда-нибудь, что иногда время проносится так быстро, что ты не веришь своим глазам, когда смотришь на часы? А иногда тянется так медленно, что минуты кажутся днями? Да ты прав, во многом время воспринимается нами субъективно, если нам интересно – оно похоже на самолет, скучно – на черепаху. Но ещё восприятие времени зависит от того сколько нам лет. Вот я точно помню, что когда училась в начальной школе и мама говорила, что мы погуляем пару часов – меня всё устраивало, это много. А когда перешла в девятый класс два часа с друзьями сжались, по моему ощущению, в получасовую прогулку, т.е. гуляешь два часа, а кажется, что только вышел. Интересно, правда? А вчера я разговаривала с подругой, у её собаки был день косточки, ей исполнилось семь лет, я ужаснулась, сколько времени прошло, даже не поверила. Я же помню, что вот совсем недавно ей её подарили, не может пройти столько лет… А нет. Прошло. Мы выросли, Дея (так зовут собаку) превратилась из забавного щенка в статную собаку.

Вот тебе и знакомое всем время. Ещё вчера ты в садике, сегодня в школе, завтра студент, а потом солидный взрослый человек с детьми и внуками, который удивляется, куда ушло его время, почему он его не заметил.

Как этого избежать? Научиться с ним дружить. Организовывать свою жизнь, строить планы и достигать своих целей! Блог «Лабиринт» тебе в этом поможет.


Моя твоя не понимай?

Совсем скоро первое сентября. Школьные линейки, букеты, звонок, дающий старт урокам нового учебного года! А вы помните, что этот день ещё называют Днём знаний? Знания, если честно, заслужили, чтобы у них был свой, отдельный праздник, потому что они очень важны! Спроси каждого - подтвердит. Тогда почему же...

Почему же в наши дни так много ребят не хотят их получать, эти самые знания? Не хотят учиться чему-то новому, не хотят ходить в школу, не планируют учиться в колледжах и вузах. 

Я недавно возвращалась из другого города на поезде. Ехать почти 11 часов, со мной в купе оказалась семья: мама, папа и девочка-подросток. Она постоянно снимала фото из окна поезда и сразу же выкладывала в соцсети. Папа в какой-то момент, заглянув к ней через плечо, отметил: "Здорово, только вот немного композиция хромает и яркость бы дотянуть. Хочешь, запишу тебя на курсы фотографии?" И дочка ответила: "Да ладно, чему там меня могут научить, я сама всё лучше всех знаю, и так сойдёт, а кому не нравится, могут не смотреть и не лайкать мои фото!" Это уверенность в себе или как раз наоборот, слабая позиция, которая не ведет к успеху? 

В соцсетях часто натыкаюсь на странички молодых (и не очень) блогеров, посты которых невозможно читать и сложно понять из-за обилия ошибок и неумения ясно выражать свои мысли. Мне кажется, их аудитория была бы больше, умей они хорошо писать и заинтересовывать читателя, но, наверное, в какой-то момент они тоже решили для себя, что всё знают сами, что и так сойдёт, а кому не нравится...

Эх! А ведь в школе можно абсолютно бесплатно научиться грамотно писать, логически мыслить, связно рассуждать, можно расширить свой кругозор, получить знания по музыке, рисованию. Может, ребята просто не задумываются об этом и не видят реальных возможностей ? А вы, друзья "Лабиринта", как думаете? Может, стоит 1 сентября, в День знаний, переступив порог школы, посмотреть на неё немного иначе? 



Хотите вернуться к посту позже? Добавьте его в ваши любимые закладки

Протяни руку помощи себе!

Недавно я писала об аутоагрессивном поведении и о том, как важно научиться справляться с собственными переживаниями, не причиняя себе вреда. Сегодня поговорим о том, что поможет справиться с привычкой к саморазрушению.

Разобраться в причинах и избавиться от этой привычки поможет самоанализ. В очередной раз почувствовав желание наказать себя, ищи ответы на вопросы: зачем я это делаю? На кого злюсь на самом деле? На кого не позволяю себе злиться? Найти ответы на эти вопросы может разговор с другом, родителями, ведение дневника или беседа со специалистом.

Учись выражать эмоции словами, обсуждай с окружающими то, что тебе не нравится, задевает или раздражает, тренируй умение отстаивать свои интересы и заявлять о своём мнении, но делай это сдержанно, корректно.

Найди занятие по душе — то, что будет радовать, отвлекать, вызывать душевный подъём и вдохновлять. Займись спортом или творчеством: битьё боксерской груши, физические нагрузки, рисование, лепка, танцы, пение помогают избавиться от негатива. Гуляй на свежем воздухе, общайся, смотри мотивирующие фильмы, читай.

Акцентируй внимание на хороших сторонах жизни, своих достижениях. Учись реалистично оценивать свои сильные и слабые стороны.

Итак, чтобы не стать заложником самобичевания, важно научиться справляться с собственными переживаниями, принять своё право испытывать различные чувства (радость, злость, раздражение, обиду) и не пугаться этих эмоций. Прислушиваться к себе, к своим желаниям. Главное помнить, что справиться с этой проблемой реально!
 

Ты красивее, чем ты думаешь


Как бы неприятно это не звучало, но до начала учебного года осталось около двух недель. Возможно, кто-то закупку тетрадей и всего остального оставляет на последний день, а кто-то уже усиленно готовится: выбирает канцелярские товары, форму, прическу... А вот с этого места поподробнее. Значит, внешний вид, пусть даже это нелюбимая школьная форма, для нас очень важен. К тому же в школьной форме наше тело не всегда находится. На прогулках, при посещении секций, кружков мы можем надеть на себя любимые толстовки, худи и джинсы.

Но, что делать, если свою фигуру, черты лица, рост, вес и т.д. считаешь не достойными, некрасивыми, не такими как у других? Видишь больше недостатков в себе, чем достоинств? Слова о том, что каждый индивидуален и у каждого есть достоинства, даже если он о них ничего не знает, тебя не вдохновляют. Если тебе тяжело принять изменения в твоём теле, то давай действовать по-взрослому. Это значит искать помощи.

Ты можешь:

1)Поделиться своими переживаниями с близкими людьми. Вместе вы найдёте «изюминки», за которые ты полюбишь себя.

2)Обратиться к специалисту (психологу, психотерапевту), который не оставит тебя один на один с твоей трудностью, поможет наполнить жизнь уверенностью и яркими красками.

3)Начать работу по самосовершенствованию с помощью книги: «Ты красивее, чем ты думаешь».

Книга напомнит тебе о том, что твой организм – это твой дом, который нужно холить и лелеять. Рекомендации и упражнения от ведущих мировых специалистов по пищевым привычкам помогут воспитать у тебя правильное отношение к собственному телу. Авторы книги Сигне Дарпинян, Венди Стерлинг, Шелли Аггарвал рассказывают о том, как меняется подростковое тело, развенчивают мифы о диетах, вредной еде и помогают избежать расстройств пищевого поведения. Кроме того, в ней затрагиваются такие важные темы, как сон и его значение в нашей жизни, содержится полезная информация об эмоциях и управлении ими.

Главное, о чем не дает забыть книга, — это то, что каждый заслуживает уважения и любви, вне зависимости от состояния своего организма и мнимых «недостатков».

Книга состоит из кратких глав, удобных для чтения в короткие перерывы, а также упражнений, которые можно выполнять дома в свободное время.

Каждому уникальному, неповторимому читателю «Лабиринта», а желаю провести время до школы так же уникально и неповторимо.

Вот и лето на закате

Лето по-прежнему радует нас хорошей погодой. Можно купаться, встречаться с друзьями, посещать музеи, ходить в кино, спать до обеда и делать всё то, на что в учебном году остаётся не так много времени. Не зря говорят, что лето-это маленькая жизнь. Но до конца этой замечательной поры остаётся чуть больше двух недель и начнётся учёба. Первые недели сентября, а иногда и целый месяц многим из нас даётся с трудом. Почему? Потому что, как правило, за время длительных каникул сбивается режим дня, иногда мы перестаём вести счёт времени, с трудом вспоминаем какой сегодня день недели, в каком классе предстоит учиться и что ты проходил в прошлом году по математике. Так что же сделать уже сегодня, чтобы первый учебный месяц не стал тяжёлым испытанием?

Первое, давай вспомним какое сегодня число? Да, всё верно, 16 августа, понедельник. Это значит, что до начало учебного года остаётся 2 недели и 2 дня. Самое время для того, чтобы начать приближать свой режим дня к учебному. Сдвигай время отхода ко сну и подъём на 20-30 минут ежедневно.

Посмотри на своё рабочее место. Куда ты положил весной учебники, где твои карандаши, тетради, ручки? Всего ли достаточно? Такая ревизия поможет мысленно вернуться к учебному процессу, без спешки купить принадлежности, которыми приятно пользоваться.

Разбирая свой стол, не поленись и загляни в учебники или тетради прошлого года, если они остались, полистай, почитай оглавления, вспомни темы, которые ты изучал. Так же можно посмотреть и программу нового года, отметить для себя что-то интересное.

Скорее всего, и твои родители стали чаще вспоминать про учёбу, интересоваться необходимостью покупки школьной формы, нового рюкзака и т.д. Не отдаляйся от этого процесса, вместе подготовка может проходить веселее.

Этот список можно дополнять. Например, чтобы настроиться на новый учебный год, можно посмотреть видеоуроки по темам, которые сложно давались в прошлом году, вспомнить таблицу умножения или теорию относительности. Но и не стоит забывать, что до начало учёбы ещё две недели и можно реализовать планы, которые у тебя были на лето!
 

Про стакан и не только...

Незаметно пролетает лето. Уже середина августа. Скоро сентябрь, школа, учёба, встреча с одноклассниками, у кого-то новые учителя, новые впечатления... Это плохо или хорошо? Лично у меня середина августа всегда вызывает ассоциацию с анекдотом про оптимистов и пессимистов, которым по очереди показывали стакан с наполовину налитой водой и задавали вопрос: "Как по вашему, стакан наполовину пуст или наполовину полон?" Объясню почему.

Для некоторых моих знакомых настало время, когда надо потихоньку готовиться к школе, покупать новые тетради, в срочном порядке дописывать дневник чтения, поэтому они нередко впадают в уныние и тоску, считают оставшиеся от каникул дни и грустно вздыхают (это я, конечно, утрирую). Для других оставшиеся 2-3 недели - это возможность доделать дела, насытиться новыми впечатлениями, вволю отдохнуть на даче, в деревне, в лагере, увидеться с друзьями, научиться чему-то новому, дочитать интересную книгу и т.д. А к какой половине относишься ты?

Наш настрой часто зависит от наших установок, жизненного опыта, привычных стереотипов реагирования на события, от мнения окружающих людей, наличия проблем и других условий. При этом в абсолютно одинаковых ситуациях одни люди чувствуют себя счастливыми, а другие - нет. Почему? Всё дело в вырабатываемых нашим организмом "гормонах счастья". Чем их больше, тем лучше и позитивнее наш настрой и настроение в целом. 

Быть "счастливым" помогает регулярная физическая нагрузка, правильное сбалансированное питание, саморазвитие, возможность гордиться собой за определённые успехи, взаимная забота о близких и любимых людях и другое, для каждого своё. Думаю, что лучше провести оставшиеся от каникул дни "здесь и сейчас", пользуясь этим временем в своё удовольствие, а не заглядывать с тревогой в "завтра", которое ещё не наступило. К тому же существует много способов помочь себе смотреть на жизнь позитивно и "видеть стакан наполовину полным". А что помогает тебе?

Ты можешь больше, чем ты думаешь

Многие родители на консультациях говорят о том, что их детей ничего не интересует, ничего не хотят и сидят в телефонах. Конечно, распространение интернета не остановить и на каникулах есть больше возможности «позалипать» в телефоне, в отличие от учебного года, где большая часть времени уходит на школу и выполнение домашнего задания.

Возможно, просто то, что родители хотят, и то, что вы хотите это разные желания. Об этом тоже как-нибудь порассуждаем. 

Сегодня я хотела поговорить о том, что на самом деле каждому из нас не все равно, что с нами происходит и какова будет наша судьба. Даже перематывая видосики в ТикТоке, мы останавливаем взгляд на том, что нам действительно интересно. Значит, интересы есть. И способности  наверняка есть. А интеллект? Тоже есть и скорее всего выше, чем ты подозреваешь. Потому, что интеллектуальные способности – это не успеваемость в школе, это что-то вроде смекалки.

Помнишь, в сказках были почти невыполнимые задачки. Например, "Выйди сухой из воды" - сказал царь главному герою в сказке "Как Иванушка-Дурачок за чудом ходил". Иванушка справился и вышел с ухой из воды. Вот такая игра слов, а не выполнишь - голову с плеч. Это всё, конечно, сказки, вымысел, но ив жизни иногда приходится действовать в непривычных для себя условиях. Интересно, а я бы справилась с нестандартным заданием или с нестандартной ситуацией.  А может, у меня есть способности, о которых я ещё не знаю?

Если у тебя тоже возникли подобные вопросы, то ответы на них ты возможно получишь в книге: «Ты можешь больше, чем ты думаешь». Автор книги Томас Армстронг развивает  теорию множественного интеллекта Гарднера, когда интеллект рассматривается не как показатель IQ, а как то, что может проявляться во многом - в творчестве, музыке, спорте, умении видеть красоту природы, эмоциях и способности находить общий язык с окружающими. Соответственно и книга о том, как каждый из этих «навыков» развивать.

Каждая глава посвящена отдельному виду интеллекта. В начале главы – тест, который позволяет определить, обладает ли читатель данным видом интеллекта или нет. Каждый вид интеллекта разбирается подробно и даются советы по тому, как развивать его, если он не является твоим «козырем». К примеру, если у тебя не развит вербальный интеллект – ты можешь узнать, как его улучшить. Это будет набор рекомендаций в зависимости от того какой вид интеллекта у тебя особо развит. Обзор каждого вида интеллекта заканчивается перечнем профессий, в каких обладателю данного вида интеллекта будет наиболее комфортно работать.

Получившиеся выводы можно обсудить с родителями и наметить пути к  своему профессиональному выбору. Во всяком случае, увидев тебя за прочтением этой книги, у мамы и папы не возникнет желания обвинять тебя в отсутствии интересов. Узнавать себя тоже интересно!

Международный день дружбы

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы;исключить из жизни дружбу — все равно, что лишить мир солнечного света.

Цицерон

Сегодня Международный деньдружбы. Поздравляю всех авторов и читателей с этим праздником! Наша дружба длится уже много лет, с 2009 года. Надеюсь, что она не закончится, а наоборот наполнится новыми интересными постами, комментариями, может быть даже новыми авторами и, конечно, новыми читателями. Кстати, 9 июня отмечается близкий по значению праздник – Международный день друзей.
Блог «Лабиринт» дружит виртуально. Какие-то читатели ему открываются, мы можем видеть их лица на правой стороне блога, какие-то так и остаются анонимными поклонниками. Так и в жизни у нас есть реальные друзья и виртуальные друзья, те с кем мы общаемся только в сети  интернет и те с кем можно поболтать в офлайн.

В длительные летние каникулы  наша дружба претерпевает нелёгкие испытания. Многим приходится поддерживать дружбу на расстоянии. Нам в этом помогают соцсети и мессенджеры. К примеру, в Ватсапе или Вайбере можно организовать видео звонок, так мы сможем увидеть реальные эмоции и чувства, мимику и жесты партнёра по общению, или устроить групповой звонок и пообщаться компанией.

А если связь недоступна. Да, да, на карте есть такие ещё места, где нет интернета! Можно воспользоваться старым «дедовским» методом и написать письмо. Придётся вспомнить индекс, адрес, правописание букв, найти ручку, листок, конверт. Прямо подвиг какой-то получается. На что только не пойдёшь ради дружбы!

Да, если дружба взаимная, вот как у нас с вами. Авторы излагают свои мысли в постах, вы читаете, иногда оставляете комментарии. Мы это видим, и нам хочется писать, разговаривать с вами на онлайн страницах блога ещё больше. 

Спасибо, вам, дорогие читатели!

До новых встреч в любимом «Лабиринте».

Найдёмся))

Аутоагрессия: можно ли выйти из замкнутого круга?

«Я стараюсь никому не показывать свои шрамы. Я боюсь, что на меня будут смотреть с презрением, будут осуждать или решат, что я ненормальная. На самом деле мне тогда просто было очень плохо, но мне стыдно в этом признаваться…» - слова одной девушки из разговора с психологом. Хотя некоторые подростки и бравируют своими порезами, многие не стремятся рассказывать о подобном поведении, опасаясь осуждения и отвержения со стороны окружающих. 

Саморазрушительное поведение, нанесение вреда себе, своему благополучию и душевному равновесию может быть осознанным или неосознанным и проявляться по-разному (в виде порезов или прокалывания кожи, нанесения ушибов, ожогов, выдирания волос, отказе от еды или переедании, постоянными самообвинениями или внезапным увлечением экстремальными видами деятельности, курением, принятием наркотиков или алкоголя и др.), но всегда наносит определённый вред человеку. Хотя порой кажется, что оно помогает «заглушить эмоциональные переживания физической болью», «привлечь чьё-то внимание», или «кого-то наказать». Однако, это способ получения лишь временного облегчения. Но не решения проблемы.  Часто такие действия  приводят к разрушительным последствиям: со здоровьем, самооценкой, негативно отражаются на взаимодействии с окружающими, учёбе или, в дальнейшем, работе. Человек, пытаясь таким образом справиться с сильными эмоциями (гневом, обидой и др.), часто не осознаёт границ своего поведения: случается, что порезы оказываются слишком глубокими, а рядом не оказывается никого, кто мог бы помочь. Недопонимание с окружающими тоже никуда не уходит: разговора "по душам", обсуждения возникшего недопонимания, обид не случается, а значит, нет шанса что-то исправить в отношениях. Часто возникает опасная привычка саморазрушительно реагировать на любые жизненные неприятности. «В какой-то момент я испугалась – потому что поняла, что не могу остановиться. Как только у меня случалось плохое настроение (а оно у меня случалось часто), меня начинали преследовать неотступные мысли о том, что надо порезать вены. От этих мыслей было очень трудно избавиться». В итоге человек остаётся «один на один» со своими проблемами, попадая в замкнутый круг «стресс – аутоагрессия». 

Можно ли справиться с этой привычкой? Конечно, это возможно. Важно разобраться в причинах саморазрушения и избавиться от него, научиться справляться с собственными переживаниями другими способами. О том, как это сделать, мы поговорим в следующий раз.

Быть свободным

Недавно в деревне, где находится мой дачный домик, был пожар. Хороший такой пожар, с чёрным дымом, уходящим в небо, широкой полосой и завесой над близлежащими домами, немаленькой выгоревшей территорией. Испугались многие, ведь лето, жарко, сушь. А всё почему? Потому что один "деловой" товарищ недорого купил участок и решил избавиться от высокой сухой травы на нём. Как бы вы это сделали? Правильно - скосили. А он её... поджёг! На увещевания соседей, что, мол, жара стоит, да и огонь перекинется на другие участки и дома, он ответил: "Я свободный человек. Мой участок, что хочу, то и делаю". В итоге получилось то, о чём я написала выше. Этот горе-хозяин сам вызвал пожарных и хорошо, что те успели потушить пожар, иначе могло выгореть многое и, не дай Бог, многие. Если бы этот "свободный человек" послушал советы соседей, подумал о последствиях, беды можно было избежать.
 
Что значит "свобода"? И что означает "быть свободным"? Для кого-то, возможно, это делать то, что захочется и как захочется. Однако мы с вами живём в обществе среди других людей и вся наша жизнь регулируется множеством законов, а их нарушение влечёт за собой определённые последствия, поэтому не получится делать всё, что "левая нога захотела". Тогда как стать свободным человеком? И есть ли такие вообще?

Когда я изучала философию, учась в вузе, профессор на лекции задал нам аналогичный вопрос: "Что для вас означает "быть свободным"?" Звучали разные мнения, ведь каждый имеет какие-то свои представления, но так или иначе свобода в философии – это возможность проявлять свою волю, осознавая законы развития природы и общества, а мне больше всего нравится определение из большого энциклопедического словаря: "Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому". Главный здесь, на мой взгляд, смысл - "не наносит вреда другому"!

Зачастую мы действительно хотим делать что-то по своему усмотрению, не загонять себя в рамки, не зависеть от людей, условий, но свобода - многогранное понятие, и каждый из нас понимает его по-своему. Однако, чтобы ощущать внутреннюю свободу, важно стараться быть собой, не следовать стереотипам, говорить "нет" в ответ на сомнительные и вредные предложения, радоваться каждому дню, вести здоровый образ жизни и, наверное, самое важное - уметь делать свободный выбор в своей жизни, то есть уметь принимать решения, не нанося вреда другим, и нести ответственность за этот свой выбор. А вы как думаете?
.

Герой, о котором не рассказали

Знаете ли вы историю
Великой гонки милосердия 1925 года на Аляске? Думаю да, если смотрели мультфильм «Балто» о псе, который доставил вакцину в отдалённый городок Ном. Гуннар Каасен и Балто сыграли важную роль в прекращении эпидемии, однако они были не единственными героями этой истории… Благодаря нескольким командам людей и собак дети получили вакцину.

«Того» - фильм о норвежском погонщике-каюре Леонарде Сеппале и его ведущему псу Того породы сибирский хаски, проделавшими один из самых сложных участков спасительного пути.

«...Он никогда не уйдёт, будет рядом с тобой до самой смерти, запряжённый в твоё сердце..» - с первых моментов просмотра ты понимаешь, что история одних из «гонки милосердия» будет напряжённой.

Одна часть фильма ярко показывает тот опасный и сложный путь, который прошла упряжка Сеппалы, героизм и подвиг человека и собак во главе с Того. Впечатление от погодных условий (зимние пейзажи, горы, реки, скованные льдом и начинающие трескаться под тяжестью упряжки), вызывает одновременно восторг и ощущение опасности, заставляя сопереживать главным героям, которым приходилось выживать в таких природных условиях. Ведь суровому климату не важно, «сколько душ он унесёт той или иной зимой», а «ступая на сани во времена вьюги и хватая ремень ездовых, ответственность уже снять не получится, надежда на твой успех, как камень, висящий на шее, давит и не даёт о ней заб
ыть». 

Вторая половина «Того» - история об удивительной собаке. И она трогает до глубины души. Того родился болезненным, но жизнерадостным и «целеустремлённым». Он точно знает, чего хочет, и идёт к своей мечте. Несмотря на то, что в него мало кто в него верит. Сеппала сначала сделал ошибочные выводы насчёт Того: тот показался ему непригодным для езды в упряжке, и он выбраковал щенка. Однако пёс сумел показать свой железный характер и сообразительность. И стал не просто другом, а членом семьи… Как сказал сам Сеппала в своих воспоминаниях: «Я никогда не имел лучшего пса, чем Того. Его выносливость, верность и интеллект нельзя было превзойти. Того был лучшим псом, который когда-либо ходил по просторам Аляски».

Именно сотрудничество людей и животных, преданность Того хозяину, их доверие друг другу сделали возможным этот подвиг в 146 км во время Великой гонки милосердия.

 

Ты сильнее, чем, ты думаешь

Копаясь в интернете, да, взрослые тоже этим занимаются, наткнулась на одну книжку. Её название: «Ты сильнее, чем, ты думаешь», меня очень заинтересовало. Эта книга для тех, кто хочет разобраться в себе,  не испортить и так уже висящие на волоске хорошие отношения с родителями, учителями, научит принимать и понимать себя, поверить в свои силы. Авторы  с помощью рекомендаций, примеров из жизни таких же, как и ты современных подростков рассказывают, что значит  уважать себя, осознавать свои чувства и потребности и принимать на себя ответственность за свою жизнь.

Эта книга немного интерактивная. В ней присутствуют тесты, вопросы для размышлений и место для твоих ответов. В моём детстве были такие тетрадки с вопросами. Назывались анкеты. Эта анкета «ходила» по всему классу и одноклассники, отвечая на бесконечное количество вопросов, узнавали многое друг о друге.

Кроме ФИО в таких анкетах были вопросы о желаниях, мечтах, ожиданиях от жизни, профессиональных выборах, качествах, которые ценишь в себе и других.  Сейчас над этими вопросами ты скорее всего тоже размышляешь, но уже не на тетрадном листочке. Возможно, обсуждаешь с друзьями в группе мессенджеров или соц.сетях. Ну, а если нет, то на страницах книги: «Ты сильнее, чем, ты думаешь» у тебя будет такая возможность. Тем, кто предпочитает читать в электронном виде, блокнот под рукой заменит специальные поля и страницы этой книги.

Чтобы изменить себя к лучшему, найти свой путь к самосовершенствованию и самовыражению нужно желание и время. А сейчас – летом, самое оно. Действуй. Думай. Развивайся.