Самонедооценка или самопереоценка?

Как думаете, дорогие читатели блога, на что влияет наша самооценка? На какие сферы жизни? Да в общем-то на все. Низкая самооценка тормозит наши стремления, продвижение в общении, обучении, развитии, достижении цели, а высокая мешает конструктивно воспринимать себя, окружение и способствует скорее переоценке своих возможностей и способностей. Самооценка - это значимость, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Под адекватной самооценкой психологи понимают соответствие восприятия человеком самого себя реальному положению дел.

Адекватная самооценка является важным аспектом психологического благополучия. Чтобы сохранить её, важно понимать, что самооценка формируется не только на основе успехов, но и через опыт неудач.  Они могут снизить её, в то время как успех поднимает планку самооценки высоко вверх. Для того чтобы избежать неприятных переживаний, столкновение с трудностями стоит воспринимать как возможность для роста, а не как повод для самокритики. Но не так-то это просто сделать. 

Важно окружать себя поддерживающими людьми — друзьями и родными, которые ценят и принимают тебя таким, какой ты есть. Учиться получать комплименты и конструктивную критику, не реагируя на них чрезмерно болезненно и эмоционально. Регулярная физическая активность и хобби могут существенно улучшить общее самочувствие и самоощущение. Кроме того, ведение дневника эмоций помогает осознать собственные чувства и контролировать негативные мысли. Наконец, самосовершенствование (не только внешнее, но и внутреннее), причём не ради чужого одобрения, а для собственного удовольствия и роста, создаст устойчивую основу для твоей самооценки.

Вот, кстати, на что способен человек, который адекватно себя оценивает, принимает таким, какой есть:

  • Совершить смелый поступок, чтобы добиться своих целей. Например, пойти на прослушивание или сделать первые шаги в отношениях.
  • Принимать важные решения, опираясь на свой опыт и желания, а не на чужое мнение.
  • Выстраивать здоровые дружеские и романтические отношения, не страдать от одиночества.
  • Говорить «нет», несмотря на давление сверстников. Например, отказаться от приёма запрещённых веществ или участия в рискованной затее.
  • Не стать жертвой буллинга, сохранить самоуважение, даже попав в общество недружелюбно настроенных сверстников.
  • Хорошо справляться со стрессом.
Мы все время от времени волнуемся или боимся что-то сделать. Но люди с адекватной самооценкой не позволяют этим чувствам мешать им пробовать что-то новое или преодолевать трудности. Попробуй и ты - брось себе вызов!

Выбор отношений: что для тебя важно?

Привет! Давай поговорим о том, какие отношения действительно имеют значение. Каждый из нас сталкивается с выбором: быть с теми, кто может тебя задеть, или с теми, кто дарит поддержку и уважение.

Ты бы что выбрал? Рискну предположить, что тебе, как и мне, гораздо приятнее находится в обществе позитивных, воспитанных, интересных людей, которые не стремятся обидеть, унизить, замечают твоё настроение, могут помочь, если это необходимо.

Но как оказаться в обществе таких людей? Мы часто с ребятами на занятиях обсуждаем этот вопрос. И недавно одна из групп вывела для себя отличную формулу, которая звучит так: «Чтобы оказаться в обществе приятных людей – нужно ими стать». Как просто, правда? Если каждый из нас будет сдержаннее, внимательнее к окружающим, то и агрессии вокруг станет меньше. Как минимум, мы не будет добавлять её количество. А чем больше таких людей будет нас окружать, тем быстрее и ярче мы почувствуем эффект. Согласись, хорошая формула, а главное рабочая.

Прямо сейчас во всех школах нашего города началась неделя «Противодействия буллингу». А это значит, что это отличное время для того, чтобы тебе и твоим одноклассникам задуматься над своей формулой позитивных отношений в классе и начать её реализовывать. Внести свой вклад в мир без насилия.



История одной дружбы

Жили-были два подростка — Саша и Лиза. Они познакомились в школе, и между ними сразу возникла симпатия. Сначала это были шутки на переменах, потом долгие разговоры после уроков и совместный путь от школы до дома. Они чувствовали, что между ними есть притяжение, но оба боялись признаться в этом. 

Однажды Саша решил сделать первый шаг. Он пригласил Лизу на прогулку в парк. Они смеялись, делились мечтами и планами на будущее. Лиза чувствовала себя счастливой рядом с Сашей, а он — рядом с ней. Ребята стали много времени проводить вместе. Им казалось тогда, что если на земле вдруг в одночасье исчезнут все люди, то они этого даже не заметят.  Но так было не всегда. В один из дней Лиза обнаружила, что скучает по друзьям и давно их не видела, что школьная успеваемость снизилась, и отношения с родителями стали острее. Лизе пришлось отказываться от прогулок. Саша начал ревновать Лизу, злиться. Они перестали слышать друг друга, начали ссориться из-за мелочей. И однажды, после очередного спора, Лиза сказала: "Может, нам стоит немного отдохнуть друг от друга?" 

Саша не понимал, как всё дошло до этого. Он думал, что их симпатия и чувства — это что-то само собой разумеющееся, что и Лиза должна ставить их отношения выше всего. Но он забыл, что любовь и дружба — это как цветок: их нужно поливать, заботиться о них, беречь от порывистого ветра и ледяного дождя, нельзя приказать растению зацвести или изменить цвет листьев… 

Симпатия — это не навсегда. Если ты не ценишь человека, не показываешь, что он важен для тебя, чувства могут угаснуть. 

Отношения – это не рабство. Нельзя требовать от человека, чтобы он растворился только в твоих интересах, забывая о себе, других людях, которые дороги, отказываясь от своих желаний.

Общение — это ключ. Нельзя молчать, если что-то не так. Нужно говорить, обсуждать, искать компромиссы. 

Ревность и контроль разрушают отношения. Доверие — это основа. Если его нет, то и отношений нет. 

Маленькие жесты важны. Иногда достаточно просто сказать "спасибо", "извини" или "я ценю тебя". 

Саша и Лиза всё же нашли в себе силы поговорить. Они поняли, что оба были неправы, и решили начать всё заново. Но теперь они знали: симпатия, дружба, любовь — это не данность. Это то, что нужно беречь каждый день… 


Кладоискательство

Кого в детстве не волновали рассказы о зарытых сокровищах? Кто не делал поблизости дома клады или не пытался проводить свои собственные первые раскопки в песочнице? Для многих на этом дело и заканчивалось, а для кого-то кладоискательство становится увлечением на всю жизнь или даже профессией. Но чтобы отыскать потерянные предметы, иногда не нужны ни металлодетектор, ни экскаватор, ни лопата. Можно провести раскопки... на дне собственного школьного рюкзака. Что я недавно и видела в одной из школ.

Владелец «сокровища» на глазах у изумлённых окружающих начал извлекать содержимое своего рюкзака. Чего там только не было! Старые билеты в кино, огрызок от яблока, скомканные салфетки, подтаявшая карамелька, сломанная ручка, смятые листы с каким-то текстом и формулами, брелок, камушки, пуговки, пружинки, сломанная линейка, часы с оторванным ремешком, крошки от булки, баночка из-под выпитого йогурта и т.д. Все эти предметы сначала оказались извлечёнными из ранца, а затем, когда их владелец наконец-то нашёл то, что искал, снова были отправлены в его недра рюкзака.

Удачно проведённые раскопки помогают не только пережить приятные моменты прошлого, воспроизводя в памяти лица, встречи и события, связанные с предметом,  найти вещи, которые считали «пропавшими без вести», но и эффективнее организовать пространство внутри рюкзака, чтобы не приходилось тратить время на поиски вслепую и вытряхивать всё его содержимое, разыскивая какую-нибудь мелочь. Да и просто уменьшить вес сумки, выбросив всё ненужное.

Так что смело принимайтесь за раскопки.