Step up!

Не каждый из нас в душе актер, который с легкостью может читать стихи и плясать цыганочку с выходом перед многочисленной толпой. Да что там толпа, когда трудно бывает перед своим классом с докладом выступить. Чтобы боязнь публичных выступлений перестала портить тебе жизнь, начни бороться с ней прямо сейчас!

На самом деле никто из нас не рождается с пейрафобией - той самой боязнью публичных выступлений. В большинстве случаев дети легко идут на контакт, не стесняются прыгать, тан­цевать и читать стихи хоть взрослым, хоть своим свер­стникам. Так откуда же лет через десять-двенадцать по­является этот страх, тошнота, мокрые ладони и полная уверенность в том, что, взойдя на трибуну или очутив­шись один на один с экзаменатором, ты все прова­лишь, упадешь в обморок или, по меньшей мере, наго­воришь  глупостей. Увы и ах, причина то­му - чудесные школьные годы. Не каждому из нас везет со школой, и на одного человека, который учится в идеальных условиях (с внимательными, понимаю­щими учителями и добрыми одноклассниками)  при­ходится целый десяток тех, кто в школу ходит если не как на каторгу, то уж точно без всякого восторга. Конечно, нельзя во всем винить только школу, неудачные ситуации, вроде падения в торт лицом на дружеской вечеринке, тоже не способству­ют  желанию светиться перед народом. Ах, если бы можно было прожить жизнь, не сделав ни одного доклада, не сдав ни одного экзамена и не по­участвовав ни в одном конкурсе самодеятельности... Впрочем, можно - отшельником в пустыне Гоби. Но это не наш случай, верно?  Не всегда пейрафобия доходит до такого состояния, от которого спа­сет только госпитализация и душ Шарко. Бывают и просто случаи отдельной неуверенности в себе, когда сила воли и тренировки помогут в сто раз луч­ше специалистов.

Я считаю, что столкнувшись с такой проблемой, большинству из нас хотелось бы сначала самим  попробовать побороть свои страхи. Давайте рассмотрим несколько типичных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся если не ежедневно, то ежегодно точно! Примерами для нас послужат выступление с докладом и экзамен.

Доклад - это самое легкое, что с тобой может слу­читься. Ибо тут действительно можно действовать строго по правилам и добиться хорошего результата.  

Ø      Уточни регламент выступления, то есть сколько минут тебе нужно будет говорить.

Ø   Пойми, чего от тебя хотят - цирка и феерии (если тема творческая) или сдержанного академического выступления (если доклад - это часть серьезной научной работы).

Ø   Набери текст доклада именно так, как ты собираешься его произносить. Со всеми вводны­ми словами, примерами, отступлениями и т.д.

Ø   Теперь засеки время и начинай неторопливо, чет­ко и громко читать - проговаривать свой текст. Что? Время вышло, а мы еще и до середины не добрались? Вот основная ошибка многих выступающих - они не умеют правильно рассчитать время, их начинают торопить, прерывать, и в результате – очень неприятные ощущения.

Ø   Режь, переписывай и переделывай свой доклад до тех пор, пока не будешь строго укладываться в рег­ламент. Вот увидишь, что тогда от твоего текста оста­нется только самое главное - четкая структура, кото­рую тебе и надо будет донести до слушателя.

Ø      Доклад лучше немного выучить. Не совсем наи­зусть, но так, чтобы можно было говорить лишь слегка подглядывая в бумажку. Доказано, что рассказываемый текст воспринимается лучше, чем читаемый по бумажке. Тогда тебя будут слушать с интересом, а твой доклад несомненно выиграет на фоне остальных.

Ø   Во время выступления старайся не смотреть на лица слушателей, которые тебе незнакомы, - это пугает и отвлекает. Если в зале или в классе сидит твоя лучшая подруга или любимая учительница, то смотри на них и постарайся представить, что рас­сказываешь все только им

Ø   Если во время выступления кто-то особо рьяно попытается перебить тебя, задать вопрос или вста­вить свое замечание, спокойным тоном скажи, что на все вопросы ты ответишь в конце выступления, а сейчас хотелось бы продолжить. Помни: гуру и главный докладчик - именно ты, и это не катастрофа, а отличная возможность пока­зать всем, что ты  владеешь ситуацией.

Переходим к тяжелой артиллерии. Экзамен, как вы сами понимаете, ситуация куда более серьезная. Если преподаватель увидит перед собой человека, который двух слов связать не может, то разбираться, пейрафобия у тебя или обострение лени на фоне тотального не­владения материалом, он не будет. Однако и тут можно кое-что придумать. Правда, я исхожу  из того, что ты - человек прилежный и все учишь, просто страшно стесняешься. Потому что если ты еще и ниче­го не делаешь, то тут тебя уже ничто не спасет.

Ø   «Ночь перед экзаменом - самая долгая» - лозунг двоечников. Всякие ситуации бывают, не спорю, но если ты регулярно недосыпаешь, то откуда у тебя возьмутся силы с блеском ответить весь билет? Лучше поспать лишний час, чем лихорадочно закидываться кофе и энергетиками, рыдая от отчаяния. Экзамен - это лотерея, в которую выигрывают уверенные и бодрые люди, а не бледные тени учебника по химии. На свежую голову ты сможешь импрови­зировать, поддерживать беседу, ловко обходить все каверзы экзаменаторов. А как быть, если ты с трудом вспоминаешь, кто ты и что тебе тут надо?

Ø  Не ленись прописывать все билеты или прогова­ривать их в зависимости от того, как ты лучше запоминаешь информацию.

Ø  Преподаватель (за исключением, конечно, отдельных личностей) вовсе не имеет целью тебя завалить. Думаешь, ему самому охота приходить на пересдачу? Так что перестань воспринимать его как врага - от этого и вся боязнь сдачи экзамена. Постарайся оставить эмоции за дверью и просто спокойно и сдержанно расскажи ему материал.

Дерзай, и у тебя все получится!


Хотите вернуться к посту позже? Добавьте его в ваши любимые закладки

3 Responses to “Step up!”

Анонимный комментирует...

Спасибо за понимание моей проблемы...

Анонимный комментирует...

признаться в том, что у меня есть такая проблема было довольно сложно! теперь знаю лекарство. обязательно опробую на предстоящем семинаре

Анонимный комментирует...

кажется, мне помогли ваши советы! хотя жизнь покажет.

Отправить комментарий