Сохрани себя для жизни

1 июня отмечается Международный день защиты детей. Уже традиционно в этот день проходят мероприятия, направленные на защиту детства, а значит и тебя. Но для того, чтобы в нашей жизни снижался риск оказаться в опасных ситуациях, мы должны серьёзно отнестись к своей жизни и здоровью. Что делать, чтобы защитить себя, как снизить риски, на какие вопросы нужно знать ответы? Разберёмся вместе!

Кто может представлять опасность? Нас окружают в основном доброжелательные, законопослушные и вполне здоровые люди, но иногда мы встречаемся с теми, кто представляет потенциальную опасность, – они не считаются с нравственными нормами и законами, имеют нездоровые интересы и желания, способны на обман и насилие. По внешним признакам их определить невозможно – среди них могут быть весёлые и хмурые, молодые и пожилые, мужчины и женщины, чужие и даже знакомые вам люди.

Что сделать, чтобы защитить себя? Попасть в опасную ситуацию мы можем по дороге в школу, возвращаясь из спортивной секции, на прогулке с друзьями, в подъезде своего дома. Именно поэтому важно заранее «осмотреться на местности». Для этого по пути в школу, на секцию, в местах твоих прогулок обрати внимание на то, что встречается тебе на пути: отделения полиции, магазины, почта, банк, кафе, узнай их график работы. Запомни, какие организации работают вечером, когда темно. Какие улицы освещены, где гуляют мамы с детьми, а какие детские площадки пустуют. Это поможет тебе в критический момент сориентироваться и не растеряться. Никогда не заходи в подъезд и лифт с незнакомцами, дождись родителей или хорошо знакомых соседей. Не принимай напитки или продукты питания (шоколад, мороженное, фрукты и т.д.) от незнакомых людей, так как в них могут содержаться наркотические вещества.

Что делать, если к тебе обращается, хватает за руку, зовёт потенциально опасный взрослый или сверстник?

- Вспомни, где находится ближайший к тебе магазин, почта, банк, полицейский участок. Если можешь, направляйся туда и обращайся за помощью к человеку в форме (продавцу, охраннику, работнику почты, полицейскому и т.д.).

- Не вступай в диалог, не приближайся на расстояние менее трёх метров, измени траекторию своего движения.

- Кричи как можно громче, кричи, что ты не знаешь этого человека и проси помочь тебе.

- Беги в ближайшее место скопления людей. Ни в коем случае не прячься в подъезды, безлюдные места, пустующие парки.

- В опасных ситуациях можно лукавить и обманывать, чтобы отпугнуть незнакомца. Например, демонстрировать разговор с родителями, даже если телефон не отвечает, или помахать рукой, будто увидел маму или папу, или со словами «привет, мама» подойти к незнакомой женщине с ребёнком.

- Если можешь, брось что-нибудь (рюкзак, сумку, ключи и т.д.) в лицо нападающему, это на некоторое время приведёт его в замешательство. И убегай!

- Если ты оказался в чужой машине, то открой дверь, разбей стекло, то есть делай всё возможное, чтобы привлечь к машине внимание других водителей.

- Если тебя схватили, вырывайся, кусайся, используй подручные средства: ручку, расчёску или ключи вонзи в лицо, в ногу или руку нападающего; любой аэрозоль – направь струю в глаза; каблук – сильно топни каблуком по ноге нападающего. Как только хватка ослабла – убегай!

Что делать, когда ты оказался в безопасности?

- Расскажи родителям. Нам бывает неприятно, стыдно, неловко рассказывать взрослым о том, что мы стали жертвами насилия, домогательства и т.д. Кажется, что родители могут осудить нас за то, что мы оказались в подобной ситуации, не соблюдали правил безопасности. Но практика показывает, что в большинстве случаев родители хотят защитить, уберечь тебя. Именно мама и папа могут обратиться в правоохранительные органы, а это значит, что, возможно, будут предотвращены новые нападения на тебя и на других ребят.

- Не можешь довериться родителям, расскажи другому взрослому: бабушке, дяде, старшему брату, учителю – взрослые имеют множество ресурсов, чтобы помочь тебе и другим ребятам.

- Иногда кажется, что близкие люди не понимают твоих чувств и не могут тебе помочь, поэтому помни, что ты всегда можешь получить помощь психолога, если позвонишь по всероссийскому единому детскому телефону доверия: 8-800-2000-122 (звонок бесплатный).

Куришь? Ощути последствия!

Ты куришь? Нет? Вот и хорошо. Ну а если куришь, то знаешь ли, что такое никотин? Никотин - это наркотическое вещество 👀, содержащееся в табаке. Его распространение началось в Европе с 1560 года, когда французский дипломат Жан Нико преподнёс нюхательный табак Екатерине Медичи как лекарство от мигрени и других видов боли. Табак назвали "порошком королевы", а растение в честь дарителя - "никотиновой травой". Главный эффект никотина связан с повышением образования в организме веществ, активизирующих центры удовольствия в головном мозге, по силе он сравним с действием других наркотиков. Многократное употребление даже малых доз никотина вызывает физическую и психическую зависимости. Регулярное курение усиливает течение уже имеющихся заболеваний и провоцирует развитие новых. Об этом, конечно, многие знают.

Однако и, возможно поэтому, в моду вошли так называемые курительные смеси (спайсы). Кто-то, конечно, может возразить, что они менее вредные, в них отсутствует никотин... Но хочу сразу напугать - это всего лишь рекламный ход. Вообще с
пайс - разновидность травяной смеси, в состав которой входят синтетические вещества и обыкновенные травы.  Так вот, эти синтетические вещества (или синтетический каннабис) в 5-6 раз вреднее наркотических веществ. Смешанные в определённых пропорциях, эти компоненты могут оказывать галлюциногенный, депрессивный эффекты или эйфорию. 

Ещё одна модная штука - вейп, устройство для испарения курительных жидкостей, при нагревании которых образуется пар. Жидкости для электронного вейпинга содержат несколько достаточно вредных химических веществ, а некоторые из них - и никотин. Связанные с вейпингом повреждения лёгких медики диагностируют всё чаще, а ещё это болезни сердечно-сосудистой системы, зубов и дёсен. И, кстати, все эти "модные" штучки взрослости совсем не прибавляют. Я вот взрослый человек, а не курю, и от этого не становлюсь не взрослой. 

Возможно, эта информация для кого-то станет поводом задуматься о том, что лучше не начинать делать то, что приведёт к жутким последствиям и лишит возможности радоваться очень многим вещам в жизни - дружбе, любви, достижениям и т.д. Сделай здоровый выбор!

Стресс во время экзамена. Как справиться?

Экзамены. У выпускников возникают разные ассоциации, когда они слышат это слово. Для одних экзамен это возможность: показать свои знания, хорошо закончить учебный год и отдохнуть, получить аттестат и поступить в колледж или ВУЗ  и т.д.  А для других -  это кошмар, ужас и даже, как они говорят, паника, которые мешают сдавать экзамен. Они со страхом ожидают, что войдя в аудиторию, покроются липким холодным потом, у них будет частое дыхание, сильное сердцебиение, дрожь, ощущение того, что ничего не помню/не знаю, хотя готовился.

Что можно сделать, чтобы уменьшить эти симптомы?

Сначала - признать своё состояние. Понять, какие чувства вы испытываете, напомнив себе, что интенсивность переживания эмоций со временем снижается. Затем можно сосредоточиться на своём дыхании, делая его медленным и, по–возможности, глубоким. Помогает мозгу переключиться из режима «паники» в режим спокойствия мышечная релаксация. Начинайте постепенно расслаблять одну часть тела за другой, начиная например, с пальцев ног и рук. Эти техники будут наиболее эффективными, если вы будете практиковать их заранее. 

Поскольку приступы «паники» могут вызывать чувство отрешённости, оторванности от реальности, невозможность сосредоточиться на заданиях, необходимо вернуться в реальность. Для этого сосредоточьтесь на физических (телесных) ощущениях, потрогайте что-нибудь (спинку стула, ножку парты), послушайте звуки, которые слышны в аудитории, рассмотрите что-нибудь: понаблюдайте, как вздрагивает стрелка на часах, когда она тикает, или обратите внимание на цвет, форму и размер картин или стендов в классе.

Чтобы успокоиться, можно представить себе своё ресурсное место. У каждого из нас в воображении или воспоминаниях есть место, где нам хорошо и спокойно. Пляж, дом в лесу, или ваша комната — самое время мысленно оказаться там. Вдумайтесь в детали: какие там есть цвета, запахи, звуки. Представьте себе ощущения, которые есть в этом месте (горячий песок, мягкое одеяло, сосновые иголки под ногами). Главное, почувствовав ресурс, вовремя «вернуться» и приступить к выполнению заданий.

Разным людям помогают одни приёмы борьбы со стрессом, другим - другие. Каждый человек опытным путём ищет свою комбинацию. Иногда важно обратиться за помощью к специалистам (психологу, врачу).

А какие приёмы вы используете для борьбы со стрессом во время экзаменов?


Жизнь в полной темноте

Можно ли такое представить, что наша жизнь, наполненная яркими красками, превратилась в кромешную темноту. Мы можем слышать звуки, различать запахи, ощущать поверхности предметов, но вокруг темнота. Как ориентироваться в пространстве? Как жить?

Подобная история случилась с Эмануэле, итальянским художником, который по голосу мог нарисовать точный портрет человека. Ещё в детстве у маленького Эмануэля начала прогрессировать болезнь, из-за которой он постепенно терял зрение и в итоге ослеп. В школе мальчишки смеялись над ним: он не мог отбить летящий в него мяч, обойти препятствие и т.д.  

Вырос Эмануэль одиноким человеком со  скверным характером. На первый взгляд он кажется жёстким, скупым на добрые слова и поступки, закрытым, но это совсем не так. В душе он добрейшей души человек. Именно таким его показывает режиссёр фильма, в основу которого  положена это непростая история. Весь сюжет держится на личности художника, о котором практически никто ничего не знал, до поры до времени. Эмануэле приобретает известность, из-за усилий его преданной юной ученицы. Но в один момент всё меняется и ему приходится делать выбор - жить также как и раньше или попытаться изменить свою жизнь.

В фильме «Человек, который нарисовал Бога», 2022 г., режисера Франко Неро частично поднимаются две проблемы, и обе они связаны с буллингом или дискриминацией по цвету кожи и состоянию здоровья.

Сюжет наполнен диалогами и все они со смыслом, например, один из них:

 - послушай, зачем ты носишь очки, если все равно ничего не видишь?

Эмалуэле:

- не потому что боюсь показать другим свою слепоту. Наоборот, это другие боятся моей слепоты. А я научился дружить с темнотой. В некотором смысле, она позволяет мне заглянуть глубже в людские души. Благодаря ей, мой разум стал острее.

Когда Человек слеп душой, когда не чувствует эмоций, вот истинная темнота!

Здесь можно и погрустить и вдохновиться героями, и временами посочувствовать им. Трогательная история, она задевает чувства и эмоции, заставляет задуматься о многом.