Иногда на консультациях подростки жалуются, что невнимательны, часто отвлекаются, могут прослушать, о чём им говорят. В данном случае речь идёт о трудностях с концентрацией внимания, то есть осознанной направленностью восприятия человека на предмет, информацию или явление. Одним даётся легко, а другим необходима помощь, а также определённые усилия по развитию этой самой концентрации.
Существует два вида внимания - произвольное и непроизвольное. Вспомни - бывало, что ты сидишь делаешь уроки, а к тебе подбегает младшая сестра (брат) и просит поиграть? В этот момент ты непроизвольно обращаешь на неё своё внимание и отвлекаешься от задания. Это происходит неосознанно, непроизвольно. А произвольное внимание отличается тем, что мы можем им управлять. Например, тебе надо посмотреть видеоролик по программе и ты стараешься быть внимательным, чтобы понять, о чём он. Но всегда существуют отвлекающие факторы, и если не получается выполнить задание, потому что на улице машина проехала, в углу что-то зашуршало, телефон тренькнул и т.д., нужно задуматься о развитии своей внимательности.
Для этого отлично подходят различные лабиринты, кроссворды, головоломки, судоку, раскраски с мелкими деталями (модные нынче мандалы, например), пазлы, настольные игры (парочки, "Барабашка", "Доббль", шахматы и другие). Эффективным и быстрым способом является двухминутная концентрация
внимания на движении секундной стрелки в часах. На протяжении
двух оборотов следует все свои мысли направить на слежение за
стрелкой, а малейшее отвлечение должно служить сигналом
повтора упражнения заново. Всё вышеперечисленное и интересно, и весело, особенно в компании друзей или всей семьёй. Конечно, это должна быть не одноразовая акция, а постоянное саморазвитие. Важное условие - такие занятия должны приносить удовольствие.
Каждый человек обычно сосредотачивается на том, что ему интересно - чем выше интерес, тем легче. Также этому помогает стремление к познанию и осознание необходимости развиваться. А если возникают трудности, всегда можно обратиться за помощью к близкому взрослому, психологу или попробовать самому регулярно выполнять различные задания.