С Новым годом! Ура!
31 декабря
С Новым годом! Ура!
Своими руками
Через полгода – экзамены, а сейчас…
Соглашусь, экзамен – важная вещь. И да, надо готовиться. Но наш мозг лучше работает, если физическая активность сменяется умственной, а умственная – физической. Значит, прогулки на свежем воздухе просто необходимы. А в новогодние каникулы лучше их наполнить яркими, эмоциональными позитивными впечатлениями. Это будет отличным ресурсом для поднятия настроения, когда будет нужно, например, прямо на экзамене вспомнить, как здорово вы играли в снежки или делали снежного ангела на белой сверкающей поляне. Вспомните, какое при этом было небо – голубое или звёздное? Такой приём поможет избавиться от излишней тревоги.
Жизнь экзаменами не заканчивается. Она была до них, будет и после. Экзамен пересдать можно. Жизнь «пережить» нельзя. Сегодня тебе 15, тебя зовут гулять, а родители предлагают поездку и есть ещё многое другое, что можно и нужно сделать именно сейчас. Наши хобби, друзья и семья – это то, что с нами надолго, можно даже сказать, что навсегда. А экзамен – это временное явление. Не упусти время и возможности – жить, любить, дружить, наслаждаться приятным и даже очень приятным временем.
Новогодние традиции
Новый год – семейный праздник, и у каждой семьи есть свои традиции его встречи. Например, кто-то вместе наряжает ёлку, шьёт маскарадные костюмы, лепит пельмени, готовит оливье или пирожки с сюрпризом, мастерит новогодние украшения, вырезает снежинки и приклеивает их на окна. В некоторых семьях принято в Новый год одеваться во всё новое, писать письма Деду Морозу, наводить порядок, избавляясь от старых ненужных вещей, навещать родственников и друзей или приглашать их в гости, петь новогодние песни, посещать городские гуляния. У кого-то заведено каждый год покупать ёлочную игрушку с символом года, вместе смотреть новогодние фильмы, мультики, концерты и передачи, делать семейную новогоднюю фотографию, зажигать гирлянду на ёлке со словами «Ёлочка, гори!» Ещё во многих семьях в ночь с 31 декабря на 1 января принято вспоминать события уходящего года, благодаря его за всё хорошее. Поприветствовать Новый год, выражая свои надежды и пожелания. Под бой курантов успеть загадать желание, а потом искать свой подарок под ёлкой и, конечно, запускать салюты и петарды или просто наблюдать фейерверк из окна.
Семейные
традиции создают настроение, наполняя праздник чудесами, уютом и теплом. И
по-настоящему объединяют нас. Традиции могут изменяться: появляться, существовать,
модернизироваться, иногда забываться, а затем возрождаться. А какие
традиции встречи Нового года есть в вашей семье? Спрашивали ли вы у родителей,
бабушек и дедушек, как отмечали они этот день в молодости? А может быть вы
предложили свою традицию встречи этого праздника? Интересуйтесь,
воодушевляйтесь, создавайте.
Счастливого Нового года!
Снег идёт... А мы идём?
Неудача или ключ к успеху?
Если
вы похожи на большинство моих знакомых школьников, то скорее всего относитесь
к неудачам негативно, видя в них доказательство того, что ваши идеи, планы
недостаточно хороши или вы недостаточно успешны. Однако неудачи случаются с
каждым. А относятся к ним люди по-разному. Одна из вещей, которая, на мой
взгляд, отличает успешных людей, это чёткое понимание ценности неудачи.
Почему
неудача является ключом к успеху, а не провалом? Вот несколько причин.
Во-первых,
раз ты потерпел неудачу – значит, пробовал, действовал. «Тех, кто действует,
преследует успех, неудачи преследуют тех, кто бездействует». И получил
возможность начать заново, поступить более эффективно.
Во-вторых,
неудачи предоставляют возможность к росту, они закаляют характер, если, конечно, не
сдаваться и не впадать в отчаяние. Вместо тягостных размышлений о том, «как всё
плохо», эффективнее сосредоточиться на изучении причин неудач и того, как
действовать более плодотворно. Попробуйте ответить себе на вопросы: что вызвало
неудачу? Какая часть ответственности лежит на мне? Какие этапы я должен пройти,
чтобы начать сначала? Что я могу делать каждый день, чтобы достичь желаемого
результата?
В-третьих, неудачи – это действенный мотиватор. Если посмотреть на события, предшествующие значимым победам, можно обнаружить, что перед этим были идеи, цели, планы, шаги к достижению желаемого, и, возможно, некоторое количество неудач. А ещё – характер, сообразительность, сила воли, позволяющие достичь желаемого.
Так может быть «неудачи» не существуют? Вспомните Томаса Эдисона. Сколько раз он ошибался при выборе материала для нити накаливания своей лампочки? Очень много. При этом изобретатель утверждал: «Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10000 способов, которые не работают».
Кто чем богат, тот тем и делится
Часто на консультациях, в групповой работе, да и просто в
разговоре с девчонками и мальчишками размышляем о том, что делать, если к тебе
обращено грубое высказывание, тебя обидели и т.д. Варианты ответной реакции: нагрубить в ответ, ударить, чтобы неповадно было, позже отомстить,
или... Для того, чтобы были и другие варианты, предлагаю прочитать одну притчу.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на
крыльцо, а там — ведро с помоями. Он взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до
блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к
соседу.
Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я
достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протягивает ему
ведро с яблоками и говорит:
— Кто чем богат, тот тем и делится!
Действительно, выбирая тот или иной способ поведения, произнося
какую-то фразу, мы порой совершенно не задумываемся о том, чем в итоге наполняем этот мир, свою душу. И от
нашей ответной реакции, пусть даже на обидное высказывание, зависит наше умение
противостоять насилию, агрессии, не повторять то, чего мы не хотим слышать в
свой адрес. А что же тогда делать? Хороший вопрос!
Если всё-таки мы наполнены миром, добром, великодушием и
непринятием насилия, то можно сделать, например, так:
- пошутить в ответ,
- дать обидчику такую обратную обратную связь: «Это не смешно», «То, что ты
сейчас сказал, звучит обидно» и т.д.,
- проигнорить, в конце концов. Это у него много злости и
обиды, он ею и делится, но не берите то, что вам не нужно. Сохраните внутри себя
любовь к себе и миру.
А причём тут горы?
Николай Рерих. Канченджунга. 1936 |
С заботой о себе
"Шаги к себе, или Девушка с синими волосами"
Когда всё идёт не по плану
Особенный День
Быть внимательным на уроках. Это возможно?
Начать важно с правильного настроя. Вместо того, чтобы думать: «Как мне не нравится этот урок! Он такой скучный!», мысленно скажите себе: «Возможно, на сегодняшнем уроке я узнаю что-то интересное». Настройтесь на достижение этой цели! И чтобы ничто этому не мешало, рекомендуется убрать из зоны видимости отвлекающие предметы. Например, спрятать в карман или рюкзак смартфон. Всеми силами сфокусируйтесь на уроке, «возвращая» свои мысли к предмету каждый раз, когда думаете о чём-то, не имеющему к нему сейчас отношение. Старайтесь принимать участие в уроке, задавая вопросы и отвечая на них или участвуя в групповом обсуждении материала.
Как только вы почувствуете, что начинаете «засыпать» на уроке, попробуйте что-то сделать: достаньте ручку из пенала, повертите головой из стороны в сторону или поменяйте положение ног, например, скрестите их. Чтобы удержать внимание на том, что говорит учитель, сжимайте ластик-клячку в руке каждый раз, когда, он произносит слово, например, слово «уравнение» на алгебре. Конечно, это не самая захватывающая игра, но благодаря этому вы сможете настроиться на объяснение!
Чтобы урок был связан с положительными
эмоциями, можно мотивировать себя, ставя
перед собой небольшие цели и вознаграждая себя за их достижение. Например, пообещайте
себе, что если вы будете внимательны и сосредоточены на уроке хотя бы в течение 15
минут, после сможете съесть что-то вкусное, поиграть в новую игру, когда
вернётесь домой из школы и т.д.
Ещё важно высыпаться, быть сытым. Ведь
трудно сосредоточиться на формулах и правилах, если глаза слипаются или урчит в
животе от голода.
Обрести внимательность на уроках возможно. А какие приёмы помогают в этом вам?
Если бы не мама…
Когда мы вступаем в подростковый возраст, нам хочется другого, более взрослого отношения к себе. Мы уже можем формировать и высказывать своё мнение по тому или иному поводу, с чем-то не соглашаться. Разногласия между детьми и родителями – явление не новое. Наверное, если бы ребёнку никогда не хотелось стать взрослым, он им и не стал бы, несмотря на физически развитое тело.
Становиться
взрослым – это нормально. И это не значит
отвергать всё прежнее, не верить родителям, не слушать их советы и
рекомендации. Быть взрослым – это значит обдуманно принимать решение, обсудив
все риски, взвесив все "за" и "против", в чём, кстати, очень помогают совет и
взгляд со стороны мамы и папы. Ведь родители как ни кто знают наши сильные и
слабые стороны.
Сегодня в
России отмечается День матери. Мама – тот человек, который никогда не предаст и
не отвернётся, который любит и самоотверженно бережёт своего ребёнка, не требуя
ничего взамен.
Если бы не
мама, то… Какими бы мы были? Где были? С мамой тепло, уютно, хорошо.
Мечтать точно не вредно!
Чтобы вставать «с той ноги»
Истоки этой фразы уходят в старославянские времена, когда слово «правый» ассоциировалось у людей с понятиями добра, а «левый» – с неправдой и негативом. Согласно поверьям, если с утра «встал не с той ноги» – значит, тёмные силы получили «фору» и весь день будет неудачным, дела будут идти плохо.
На самом деле, я думаю, дело не в происках злых сил, а в том, как работают полушария головного мозга. Проснувшись, мы встаём на доминантную ногу: правши – на правую, а левши – на левую. Но так происходит, если мы выспались и мозг уже начал работать. А вот если пробуждение было резким или мы недолго пребывали в царстве Морфея, то в этом случае можно как раз и встать «не с той ноги». А дальше... Мы можем пребывать в ожидании неприятностей, которые обещает поверье, вгоняя себя в стресс... Или ориентироваться на положительное словосочетание «встать с той ноги» и начинать день с хорошего настроения. Не выспались? Взбодритесь! Примите душ, займитесь зарядкой, послушайте любимую музыку, спойте или станцуйте – и хорошее настроение обеспечено на весь день. Но если вы всё-таки уверены, что необходимо вставать именно «с той ноги», сделайте это! Возможно, для этого понадобится снова лечь, и, соответственно, снова встать — повторно, назначить другую ногу – «той самой» или подложить счастливый коврик.
Главное,
помнить, что всё можно поправить и изменить. И тогда всё получится!
Все курят. А я..?
Как-то на
одной из консультаций услышала от подростка: «Избавиться от привычки парить я
уже не могу. Все вокруг курят и я тоже».
Действительно,
проходя по улице, замечаю много парней и девушек, которые курят. Курят, парят в общепитах, на остановках, парках… Сейчас почти не осталось мест, где нельзя
встретить человека с предметом в руке, похожим на гаджет. Наверное, только на
уроках и парах существует пространство, свободное от этого явления. Но многие –
это не все!
Кто-то не хочет портить здоровье, потому что
занимается спортом. Или просто хочет его сохранить. Есть определённые хронические
заболевания, которые являются противопоказанием для курения и парения. Например,
аллергия на различные запахи и составляющие жидкости для вейпа и других
устройств. Кроме того, мы можем не знать, как наш организм отреагирует на курение.
Так, в
начале 2022 года в Новосибирске 11-летний мальчик попал в больницу после
курения электронной сигареты из-за отравления, а в Бийске 12-летний мальчик
умер после того, как покурил вейп.
28 декабря
2022 года сообщалось, что местные жители обнаружили тело 15-летней школьницы в
подъезде одного из многоквартирных домов в Уфе. Во время обследования места происшествия правоохранители
обнаружили рядом с телом девушки флакон с жидкостью для вейпа.
Любой прибор
для курения и парения оснащён нагревательным элементом, неважно, идёт пар, дым
или нет. И если что-то пойдет не так, то кроме отравления можно получить травму
лица от взрыва этого прибора.
Такие
печальные новости стали, к сожалению, встречаться всё чаще и чаще.
Производители работают на потребителя. А потребители? Это мы с вами. Мы
покупаем смеси с сомнительным содержимым и верим, что что-то плохое произойдёт
не со мной. Ребята из приведённых выше примеров не были заядлыми курильщиками.
Кто-то только попробовал, кто-то парил несколько раз, но итог печальный.
Как бы это
не звучало банально, но наша жизнь и здоровье – в наших руках! Если все рядом
что-то делают, то тебе необязательно это действие повторять. Выражая своё
мнение, ты не становишься плохим другом, ты остаёшься хорошим другом, имеющим свою
точку зрения. Даже имея разногласия по каким-то вопросам, можно оставаться
хорошими друзьями.
Я подросток
Тебе 11, 12, 13, 14 или
15 лет, и все тебе говорят, что твои трудности связаны с подростковым возрастом?
А что это за возраст такой, который иногда заставляет тебя плакать или смеяться,
злиться или грустить без видимых причин, чувствовать усталость и боль в теле
после ночного сна? Попробуем вместе разобраться?
Но и это ещё не всё. Посмотри на своё тело, оно меняется, растёт. Начинаются гормональные перестройки, не по дням, а по часам растут сердце и почки, ноги и руки. Нервная и кровеносная системы могут не успевать перестраиваться, от этого и сон может нарушиться и усталость появиться, быстро меняться настроение. Не пугайся. Если состояние затянулось больше чем на неделю или тебе кажется, что сил больше нет терпеть, обратись вместе с родителями к врачу.
Кто я такой?
Сказка ложь, да в ней намёк
Недавно у нас с коллегами зашёл разговор о книгах про Гарри Поттера. Только представь себе — с момента выхода книг в России прошло уже более 20 лет. Несколько поколений, так или иначе, знакомы с этим волшебником. Читатели переживали, сочувствовали, радовались и горевали вместе с ним. Я тоже помню свои первые впечатления от прочтения книг. Самой яркой, таинственной и где-то пугающей для меня стала часть «Гарри Поттер и узник Азкабана». Не последнюю роль в этом сыграло появления новых существ — дементоров.
В книгах персонажи вблизи дементоров испытывали подавленное, сниженное настроение. Чем дольше они были рядом, тем меньше чувствовали радость, словно в жизни не осталось ничего светлого. Что же помогало справиться с дементором? Волшебники использовали заклинание «Экспекто Патронум» и ели шоколад для восстановления эмоционального состояния.
Однако в реальной жизни, когда настроение снижено, у нас нет ни волшебной палочки, ни заклинания. Как же помочь себе, когда мир вокруг словно наполняется невидимыми дементорами? Мне кажется, что лучшее заклинание — забота о себе, своём физическом и психологическом состоянии. Да, это не просто, но и у Гарри Поттера не всё сразу получилось.
Делись своими мыслями…
Чем ты хорош?
Успеть за пять минут
Ловушки времени: учимся в них не попадать
Бывает, что у нас есть, например, 10 минут до того, как надо идти на секцию, кружок, к репетитору или другие занятия. Мы понимаем, что д/з за это время не сделать, помыть полы тоже. Но за этот малюсенький промежуток времени можно, например, написать в тетради число и "домашняя работа", написать 2 предложения, сложить учебники в рюкзак на завтра и т.д.
Вообще, хорошо бы провести эксперимент и узнать, сколько времени тратится на определённый вид деятельности. Сколько минут тратится на одно упражнение по русскому, решение задачи по математике, прочтение параграфа и т.д. Такие замеры можно делать в течение нескольких дней и вычислить среднее значение. Зная, сколько минут потребуется на домашнюю работу, мы узнаем, сколько времени останется на отдых.
Важно вот ещё что: не отвлекаться на другие мелкие дела при выполнении нужного, такие как: переписка в чате, наблюдение за погодой за окном, попить, перекусить и т.д. Лучше садиться за выполнение заданий сытым, сходить перед этим в туалет и нацелить себя на умственную деятельность в течение примерно 25 минут. Потом - пятиминутный перерыв с физической нагрузкой. Как мы уже знаем, наш мозг не останавливается, он постоянно работает и отдыхает за счёт смены деятельности. То есть важно менять различные виды деятельности для сохранения мозговой активности. Например, формула такая: подумать, пописать – отжаться 10 раз! (или присесть 50 раз). При таком подходе и ум, и тело будут находиться в гармонии, то есть в развитии!
Ещё один лайфхак - распределение равномерной нагрузки. Как это работает? Открываем перед собой дневник и расписание дополнительных занятий и смотрим, на какой день нужно выполнить 5-6 предметов, а на какой 2-3, занят ли у нас досуг дополнительными занятиями. Итак, если на завтра нужно сделать только, например, русский, а на послезавтра математику, географию, биологию, литературу и ОБЖ, плюс в этот день ещё и танцы, то сегодня мы делаем не только русский, но и математику, читаем учебники по биологии и географии. Получается работаем на будущее, в течение каждого вечера выполняем д/з по 3-4 предметам в среднем, а не так, что сегодня 1 предмет, а завтра ложимся за полночь, при этом половину не сделав.
А недосып это вообще отдельная тема. На сон нужно выделять не менее 8-9 часов. Ежедневная нехватка сна очень сильно сказывается на памяти, концентрации внимания и сообразительности. Как бы ни складывались обстоятельства, режим питания и сна нарушать нельзя. Действительно, когда организм врабатывается в определённый распорядок дня, то нагрузку он воспринимает как естественную, а не тягостную, и время для отдыха тоже остаётся, ведь оно же запланировано.
Итак, попробуйте данные рекомендации и напишите в комментариях, что помогло именно вам не попасть во временную ловушку.
Ловушки времени: кто их ставит и кто в них попадает?
На занятиях и консультациях я часто
рассуждаю с ребятами и девчонками о том, как всё успеть в течение дня, как
сделать так, чтобы было выполнено домашнее задание и при этом мы сходили на секцию или кружок, а ещё осталось
время отдохнуть с телефоном в руках, например, послушать музыку или посмотреть
киношку? Ответы бывают разные. Кто-то легко справляется с задачей уложить в
режим дня полезные и желаемые дела, а у кого-то это совсем не получается. Все мы, наверное, знаем про то, что нужно
составлять план на день, неделю, расставлять приоритеты, ставить конкретные
цели и задачи, большое дело делить на маленькие и т.д. Но всё же большая часть
запланированного остаётся несделанной. Может, нам в этом кто-то мешает?
Расставляет ловушки?... И мы в них попадаем? Давайте разбираться.
С одной группой ребят мы составили
вот такой список причин, которые могут помешать выполнению наших планов. Если
вы отмечаете у себя что-то похожее, то загибайте пальцы.
- долго "раскачиваюсь" в начале
каждого дела;
- личная неорганизованность
(беспорядок на письменном столе, в комнате и т.п.);
- не всегда знаю, что нужно делать;
- отвлекаюсь на телефонные звонки,
чаты (и надолго);
- не умею сказать «нет», отказать в
чём-то кому-либо, при выполнении важного дела;
- не довожу начатое до конца;
- много времени трачу на мелкую и
рутинную работу, а до важных дел руки не доходят;
- очень легко отвлекаюсь (например,
на шум, погоду за окном);
- привычка полностью полагаться только на память;
- откладываю ежедневные дела на конец дня, конец недели.
Итак, сколько пальцев загнули: три,
четыре, целый кулак или оба кулака?
А теперь ещё раз посмотрим на этот список повнимательнее. Что обо всём этом можно сказать, как объединить эти причины - ловушки времени?
Это наши личностные особенности, недостаток каких-то умений и навыков. Как вы успели догадаться, ловушки себе мы ставим сами. Конечно, есть и внешние обстоятельства, которые мы не можем предвидеть и изменить, например, пробки на дорогах, отключение электроэнергии. Но, согласитесь, такие форс-мажорные обстоятельства случаются не часто. В основном расписание на неделю в школе и кружке нам известно, время начала и окончания занятий тоже, примерно в одно то же время ложимся спать.
А как распределить оставшиеся часы так, чтобы хватило на отдых, хобби и прогулки, поговорим в следующем посте. Если у вас есть свои методы, чтобы не попасть в ловушки времени, пишите в комментариях к посту.