Дистанционное
обучение закончено? «Да», если мы говорим о школах, но кроме выпускных классов! «Нет»,
если мы говорим о студентах вузов и техникумов! Ребята все ещё «борются» с
иногда непонятными платформами, кучей заданий, не всегда своевременной обратной
связью от преподавателей. Почему я назвала это «борьбой»? Наверное, иногда мне
это напоминает именно противостояние, возникающее из-за недопонимания ребят и их
учителей.
Сегодня
у меня состоялся разговор со студентом одного рязанского вуза. Молодой человек
просил о помощи, потому что просто не знал, к кому ещё обратиться и что делать.
Он начал злиться, раздражаться, появилось желание всё бросить только из-за
того, что никак не удавалось выполнить задание по одному предмету. Он пробовал
сам, просил помощи знакомых ребят из того же вуза, обращался к преподавателю,
но ситуация не менялась. Я почувствовала безысходность ситуации молодого человека! Но давайте по порядку.
Суть вопроса оказалась вот в чём: студент решает задачу, используя формулу, указанную в методичке по предмету. Преподаватель ему отвечает, что решение неверно. Парень пересчитывает опять – тот же результат. Преподаватель стоит на своём – ответ неверен. Студент обращается к знакомым ребятам из других групп – у них преподаватели (другие) приняли такой же ответ, как у него. Наш молодой человек пишет своему преподавателю, что не знает, как это может быть решено, и просит объяснить. В ответ получает – «я вижу, вы беспомощны». Именно этот ответ вызвал сильную эмоциональную реакцию, которая заставила нашего студента погрузиться в углубленные поиски и понять, что в методичке – ошибка в той самой формуле. Но это открытие так сильно его впечатлило, что он не хотел уже общаться с преподавателем по предмету и готов был в этот момент всё бросить. «Я его понимаю», – скажешь ты. Я – тоже. Нашему студенту очень захотелось ответить преподавателю, что ошибки связаны не с его беспомощностью, а с огрехами автора той самой методички. Мне кажется, хорошо, что он этого не сделал, а обратился за помощью. Эмоции – плохой советчик.
Что мы сделали. Первое, нашли плюсы в ситуации – благодаря принципиальности преподавателя, наш студент знает правильную формулу вычисления. Второе, он убедился ещё раз, что если что-то сразу не выходит, как хотелось бы, стоит перепроверить информацию. В третьих, мы подумали как ответить преподавателю на его "язвительную реплику", чтобы не обидеть человека, не уронить своё достоинство и достоинство преподавателя. Вот что у нас вышло.
Вернёмся к последнему ответу преподавателя! «Я вижу, вы беспомощны». Мой знакомый хотел сначала ответить: «Нет! При чём здесь моя беспомощность. Это указанная формула ошибочна». Но в итоге мы сформулировали ответ так: «Да, я оказался в беспомощном положении, так как действовал по этой формуле, не перепроверив её. Поэтому предлагаю другую формулу и расчёты к ней». Как думаешь, в чём отличие этих ответов? Какой тебе кажется удачнее и почему?
Суть вопроса оказалась вот в чём: студент решает задачу, используя формулу, указанную в методичке по предмету. Преподаватель ему отвечает, что решение неверно. Парень пересчитывает опять – тот же результат. Преподаватель стоит на своём – ответ неверен. Студент обращается к знакомым ребятам из других групп – у них преподаватели (другие) приняли такой же ответ, как у него. Наш молодой человек пишет своему преподавателю, что не знает, как это может быть решено, и просит объяснить. В ответ получает – «я вижу, вы беспомощны». Именно этот ответ вызвал сильную эмоциональную реакцию, которая заставила нашего студента погрузиться в углубленные поиски и понять, что в методичке – ошибка в той самой формуле. Но это открытие так сильно его впечатлило, что он не хотел уже общаться с преподавателем по предмету и готов был в этот момент всё бросить. «Я его понимаю», – скажешь ты. Я – тоже. Нашему студенту очень захотелось ответить преподавателю, что ошибки связаны не с его беспомощностью, а с огрехами автора той самой методички. Мне кажется, хорошо, что он этого не сделал, а обратился за помощью. Эмоции – плохой советчик.
Что мы сделали. Первое, нашли плюсы в ситуации – благодаря принципиальности преподавателя, наш студент знает правильную формулу вычисления. Второе, он убедился ещё раз, что если что-то сразу не выходит, как хотелось бы, стоит перепроверить информацию. В третьих, мы подумали как ответить преподавателю на его "язвительную реплику", чтобы не обидеть человека, не уронить своё достоинство и достоинство преподавателя. Вот что у нас вышло.
Вернёмся к последнему ответу преподавателя! «Я вижу, вы беспомощны». Мой знакомый хотел сначала ответить: «Нет! При чём здесь моя беспомощность. Это указанная формула ошибочна». Но в итоге мы сформулировали ответ так: «Да, я оказался в беспомощном положении, так как действовал по этой формуле, не перепроверив её. Поэтому предлагаю другую формулу и расчёты к ней». Как думаешь, в чём отличие этих ответов? Какой тебе кажется удачнее и почему?
Не всегда нам сразу удаётся найти положительные моменты в неловких ситуациях, в которых мы оказались. Но важно научиться видеть не только минусы, но и плюсы. Это первое. Второе, если ты чувствуешь, что эмоции тебя захлёстывают, ничего пока не делай, дай себе возможность успокоиться, поговори с кем-то, раздели с ним свои чувства. В-третьих, часто при общении в чатах, мы приписываем словам собеседника собственные эмоции, наделяем прочитанные строки своей интонацией, которая может существенно отличаться от первоначального посыла – это важно учитывать. Ну и в-четвёртых, обрати внимание на ответы, которые хотел отправить наш студент преподавателю: один начинается со слова "нет", другой – с "да". Какой, на твой взгляд, получился более доброжелательным? Подсознательно ответ, который вроде и отрицает что-то, но начинается с конструкции согласия, у человека вызывает большее расположение и настраивает на диалог. Возможно, мы ещё коснёмся этого как-нибудь в другой раз. А пока ты тоже можешь погуглить!