Тренер по жизни

Как и многие, я люблю сидеть в интернете, читать новости, искать информацию и просто рассматривать красивые фото и картинки. Сегодня Яндекс выдал мне интересный факт: 30 октября в России ежегодно отмечается день тренера.
К сожалению, я никогда не посещала спортивных секций. А многие ребята, которых мы видим на занятиях и тренингах, часто говорят о том, что увлекаются спортом. Сегодня они могут выразить благодарность своим наставникам.

Для того чтобы быть успешным в какой-то сфере или просто делать что-то хорошо, надо тренироваться, упражняться, преодолевать  трудности и прикладывать усилия. Когда человек рождается, он ничего не умеет. Потом постепенно учится ходить, падает и снова встаёт. Здесь родители выступают и тренерами и группой поддержки. Войти в класс, сходить в магазин, кататься  на велосипеде и многое другое – в первый раз всегда сложно, волнующе, тревожно. Многим навыкам, которые необходимы в жизни, в школе не научат. Мы тренируемся в умении дружить, обратиться за помощью, взвесить и выбрать решение, подходящее в определённой ситуации. Иногда тренируем своих домашних животных. 

В общем, после таких рассуждений, я пришла к выводу, что каждый для себя тоже немного тренер. Ведь ставить цель, искать пути её достижения,
анализировать успехи и провалы, несмотря ни на что вставать и идти дальше по жизни – ну чем не задачи настоящего тренера, тренера по жизни. Да и саму жизнь можно представить в виде какого-то вида спорта, например, бег с препятствиями. Судьба то и дело преподносит нам новые условия – препятствия, которые нам нужно преодолеть, мы их перепрыгиваем, перешагиваем, перелетаем, иногда даже переползаем и бежим дальше.

Человек начинает тренироваться с самого рождения и учится всю жизнь. Стоит вспомнить, как своих бабушек мы приучали к смартфону, интернету и многим другим техническим новинкам. Некоторые, кстати, с успехом осваивают новые технологии, а для этого нужно преодолеть свои установки, принять другой способ мышления и т. д. Так что живём и тренируемся. А тем, кто читает этот пост, предлагаю погладить себя по голове, вы замечательный тренер! Будем следить за нашими успехами и делиться ими с близкими.

Чувствовать. Страдать. Жить дальше.

Несчастная любовь – непростое испытание в жизни человека. Тоска, боль, отчаяние – частые спутники расставания. Может возникнуть ощущение, что тебя больше никто не полюбит, впереди – полная пустота и не знаешь, что делать дальше…

Возможно, в первый момент ты чувствуешь только боль, тоску, отчаяние. Дни кажутся нескончаемыми… В одном из произведений Ремарка, есть строки: «Неделя кажется вечностью, если ты по-настоящему несчастен. Несчастны были мои волосы, моё тело, моя кровать, даже мои платья. Я была до того полна горя, что мир перестал для меня существовать. Я была настолько несчаст­на — вся, полностью, - что через неделю моё горе иссякло. Всё проходит, и постепенно оживаешь».

То есть важно дать себе время погрустить, пережить, принять то, что произошло. И… подумать, кто или что тебе может помочь в этой ситуации. 

Возможно, тебе станет легче, если ты поделишься чувствами с близкими, друзьями, психологом или позвонишь по телефону доверия? Или тебе помогут справиться с эмоциональным потрясением занятия творчеством, спортом, любимое хобби? Возможно, станет легче, если ты начнёшь вести дневник, писать рассказы, стихи или посты в социальные сети? Или погрузишься с головой в волонтёрскую деятельность, работу над школьным проектом, участие в школьном самоуправлении? Или найдёшь ответы на волнующие вопросы, посмотрев фильмы про похожие ситуации и узнав, как герои справлялись с подобным? А может, важно начать с того, чтобы перестать заходить по 20 раз в день на страничку человека, с которым отношения не сложились, «чтобы не сыпать соль на раны»?

Все люди разные, и их чувства далеко не всегда совпадают. Это нормально. Отказ во взаимности вовсе не означает, что ты недостаточно хороша (красива, умна и т.д.). А шансы встретить вторую половинку на нашей большой Земле огромны. Поэтому ответить на вопрос «что же теперь делать?» можно так: «Чувствовать. Страдать. Запоминать. Жить дальше»!

Учиться всегда пригодится

Наш мозг – удивительный инструмент познания и настоящий дар для тех, кто умеет им пользоваться. Однако для того, чтобы он работал эффективно, ему необходима регулярная тренировка, а это значит, что периодически мы должны давать нашему мозгу решать трудные задачи. А если нет желания решать задачи, можно отвечать на разные каверзные и философские вопросы. Такие, например. Какого цвета станет дерево, если люди исчезнут? Что хуже: потерпеть неудачу или так и не попробовать? Что такое судьба? Можно ли изменить что-то в прошлом? Почему ты – это ты? И, в конце концов, существуют ли вопросы, на которые нельзя дать ответ?

Ещё хорошо, когда ты не один, а с группой друзей. Можно устроить «мозговой штурм» или дискуссию, обсуждая интересные вопросы. Самое важное – понять, правилен ли ответ, ведь можно ответить, но не проанализировать, так ли это. Тут уж важно «взвесить» все «за» и «против».

Тренируй внимательность! Без неё в учёбе, да и в жизни никуда. Рассеянное внимание не даёт нашему мозгу воспринимать информацию целиком и сосредоточиться на определённой задаче. Вспомни Шерлока Холмса – он не упускал из вида ни одной важной детали. Для развития внимания существует множество упражнений, игр и различных интересных заданий. А ещё есть упражнения на развитие обоих полушарий головного мозга. 

Помимо умственного труда, нашему мозгу необходимо достаточное время для отдыха и сна, иначе он не сможет хорошо работать. Проанализируй распорядок своего дня и откажись от того, что мешает тебе, к примеру, высыпаться. Я заметила, когда утомление накапливается, организм даёт сбой и разными способами сигналит о том, что пора отдохнуть. Некоторые пытаются увеличить работоспособность мозга с помощью кофе. Но кофеин лишь повышает нервную возбудимость, ты начинаешь волноваться и не можешь сосредоточиться.

Сейчас любого активного человека по жизни сопровождает множество задач. А как с ними справляться? Только в постоянном развитии и с верой в себя! Еще Конфуций сказал: «Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания».

Потому что я не псих!

Вчера я ждала на консультацию одну девочку, но она не пришла. В её жизни возникла сложная ситуация, всё очень запуталось, и её мама обратилась за психологической помощью, потому что очень переживает за дочку и хочет помочь. Однако восьмиклассница наотрез отказалась идти на консультацию со словами: "Я не псих, я нормальная, мне психолог не нужен!" Мама её уговаривала, пыталась объяснить, но в самый последний момент, когда уже надо было выходить из дома, девочка пошла на попятный!

Я, увы, часто слышу такое. А на тренингах, когда ребята садятся в круг, непременно кто-нибудь да пошутит про секту или ещё что похлеще. Конечно, такое происходит от недостатка информации, от волнения, страха получить какие-то непривычные эмоции, оказаться в непривычной ситуации,  и много еще от чего, но вот ведь какое дело, закрываясь, убегая от проблем или не преодолевая свои страхи и сомнения, мы вязнем в тяжёлой ситуации всё сильнее и сильнее, вместо того чтобы получить профессиональную помощь.

Когда ко мне на консультацию приходят ребята, я объясняю, что я не врач, что не выписываю таблетки и не делаю уколов, что наш разговор останется только между нами (это называется "конфиденциальность") и что обращение к психологу совсем не означает, что ты "псих" и у тебя есть какое-то психическое заболевание.  Это значит, что ты признаёшь: сейчас в моей жизни всё не совсем так, как мне бы хотелось, и я готов это изменить. Это нормально - решать свои проблемы не в одиночку, а с чьей-то помощью. Когда в доме пожар, мы вызываем пожарных. Когда у бабушки прихватило сердце, не бросаемся сами выполнять хирургическую операцию прямо на кухне - вызываем скорую помощь. А уж если нас, не дай бог, ограбили, расследование лучше поручить профессионалам, даже если у нас в шкафу где-то завалялась кепка Шерлока Холмса и лупа. 

Пожалуй, нет на свете человека, который хоть раз в жизни не оказывался в сложной ситуации. Мы делаем выбор, влюбляемся и расстаёмся, теряем близких, ошибаемся, общаемся, конфликтуем, испытываем на себе воздействие других людей, бывает, негативное, сами воздействуем на кого-то. И это только в крутых боевиках герой спасает весь мир один, а в жизни мы часто нуждаемся в помощи и, к счастью,  имеем возможность и право её получить. 

Пойду искать клад!

Октябрь в этом году выдался теплый. На прошлых выходных я гуляла в парке. Присев отдохнуть на лавочку, я увидела малыша, который тоже пришёл подышать свежим воздухом.  Вдруг он громко заявил: «Пойду искать клад!», взял палку и стал разгребать опавшую листву. Я со своим «взрослым» мышлением сразу подумала о том, что сейчас он поднимет кучу грязи и пыли, ничего не найдёт, расстроится, возможно, заплачет. Но нет, мои ожидания, к нашему общему счастью, не оправдались. Малыш нашёл божью коровку – это и был клад.  В неумелых ручках, она очень быстро выскользнула, и снова оказалась спрятана в траве и листве. Мама малыша объяснила ему, что жучку там будет лучше, он перезимует и весной вновь встретится с нами.

Оказывается, как всё просто: поставленная цель, оправданные ожидания. Как часто мы говорим: «Хочу…, например,  чтобы они изменили ко мне отношение», или «Хочу 5 по химии», «Хочу новый смартфон». Интересно получается, желания-то хорошие, только совсем не про нас. Нет в этих целях ничего от нас зависящего. Вот если сформулировать так: «Я хочу повысить свой средний бал по химии, и для этого  мне надо сделать 1-е, 2-е и 3-е.» Здесь понятно, что действительно желание персональное и видны направления деятельности, а в предыдущих примерах получается так, что какое-то волшебство должно произойти и изменить жизнь, или взмах волшебной палочки должен поставить пятёрки в журнал. А как же мы, то есть Я? Ведь каждый из нас  хочет управлять своей судьбой, делать выбор. А что если эти волшебные изменения нам не понравятся? После таких рассуждений я пришла к выводу, что лучше научиться правильно формулировать цели, планировать шаги к ней, ошибаться, анализировать, получать опыт и идти дальше.  Тот малыш мог ничего и не найти, но его целью было просто поискать, и он с ней справился. Удача и детское принятие ситуации сделали так, что положительный результат не заставил себя ждать.

Как говорили древние мудрецы: «Куда мысль, туда и энергия». Не стоит тратить время на ожидание изменений, меняйтесь сами и меняйте что-то вокруг себя.

Катя, вернись!

Если честно, я пишу этот пост для одной девочки, хотя и не уверена, что она прочтёт, но вдруг. А если и кому-то из вас, ребята, он будет полезен, то я буду очень рада.

Вот в чём дело: одна восьмиклассница, назовём её Катей, не ходит в школу уже два месяца, почти с самого начала учебного года. Опустим пока такие подробности, как милиция, комиссия по делам несовершеннолетних, школьный Совет профилактики - дело даже не в них, я совсем не хочу, чтобы Катя вернулась в школу, потому что боится. Я хочу, чтобы она снова начала учиться, потому что...уважает себя. 

Наверное, нет ни одного ребёнка, который в детстве на вопрос, кем он хочет стать, когда вырастет, ответил бы, что мечтает о не престижной малооплачиваемой работе, желательно в тяжёлых условиях, без социальных гарантий и с очень злым несправедливым директором.  Все мечтают о хорошем. Чтобы получить достойную работу, надо, чтобы работодатель увидел в тебе отличного специалиста, но это совсем невозможно, если у тебя нет знаний, ты не прошел обучение. Я знаю, что Катя мечтает хорошо зарабатывать и жить отдельно от родителей, но сама же отодвигает сроки исполнения своих желаний из-за того, что не учится в школе, а значит, не поступит в училище или институт. У меня есть знакомые уже вполне взрослые люди, которые осознали нехватку образования и пошли учиться, но теперь уже платно, потому что упустили возможности и время, которые были у них в школьные годы.

Ещё один неприятный момент, с которым можно столкнуться, если ты не учишься, это "быть не в теме" по многим вопросам. Элементарные бытовые вещи, знакомые каждому, кто, к примеру, учил химию и физику, будут для неуча сплошной магией, а то и вовсе будут нести в себе угрозу: даже поменять дома лампочку надо по всем правилам, чтобы током не ударило! А как сложно будет поддержать разговор, если ты не знаешь ни одной книги и с русским языком не в ладах. 

Знаю, сейчас это кажется далёким будущим, но однажды у Кати появятся дети, которые будут задавать вопросы, а Катя не сможет ответить - знаний не хватит, да и с "домашкой" не поможет. Есть интернет, скажете? Ну и будьте тогда готовы, что любить ребёнок будет его, а не вас. 

О пользе знаний говорили многие великие люди. Человек, обладающий знанием, расширяет свои границы, он владеет всем миром, а вот неуч вечно обречён быть послушным исполнителем чужой воли!  Катя, я знаю, ты достойна большего, просто подумай об этом и прими решение!



Хочу стать боссом

Сегодня в некоторых компаниях отмечают «День шефа» или «День Босса». В этот необычный праздник сотрудники поздравляют руководителей, готовят для них необычные подарки и сюрпризы и даже устраивают флеш-мобы.

Стать руководителем - заветная мечта многих ребят, размышляющих над вопросом «кем быть?». Чем так привлекательна эта должность? Многие ребята уверены, что работа руководителя, во-первых, престижная: уважение подчинённых и окружающих, отдельный кабинет, возможность отдавать приказы, солидный счёт в банке. Во-вторых, они считают, что шеф не очень-то напрягается на работе: подписывает бумаги и отчёты, составленные подчинёнными, и контролирует соблюдение ими трудовой дисциплины, применяя санкции и поощрения.

Так ли это на самом деле? Не является ли такой взгляд на работу руководителя односторонним?

Возглавлять компанию, даже не очень крупную – непростая задача. «Босс» несёт ответственность не только перед своими руководителями, но и перед коллективом. От его умения оптимально организовать рабочий процесс и найти подход к сотрудникам зависят качественные и количественные показатели работы организации. Руководителю важно владеть навыками быстрого решения возникающих проблем, принятия оперативных решений, иногда  непопулярных, не только за себя, но и за подчинённых. А также способность работать в состоянии повышенных психологических нагрузок и готовность трудиться без выходных и полноценных отпусков.

Таким образом, в должности руководителя есть и свои плюсы, и свои минусы. Выбирая такой вариант построения своей карьеры, важно поразмышлять, что является причиной появления подобного стремления (врожденные лидерские качества, желание себя проявить или неприятие чужих приказов)? Есть ли у вас качества, важные для руководителя, можно ли их развить, как именно, готовы ли прилагать для этого усилия?

Разговаривать? Непросто!

Недавно встретила свою соседку – старшеклассницу Оксану. Заметила, что она очень грустная. На мой вопрос «Что случилось?» девушка ответила: «Меня парень бросил». Конечно, мне захотелось ей помочь, ну очень уж печальной она была. Думаю, каждому человеку необходимо умение обращаться за помощью, если это необходимо, важно не держать в себе свои проблемы и сомнения. Мы разговорились.

В разговоре выяснилось, что Оксана и её парень Андрей (имена вымышленные) договорились пойти в кино. Девушка прождала Андрея целый час, но он в назначенное время не пришёл и не позвонил. Оксана сама решила позвонить, но оказалось, что абонент не доступен. Мы стали обсуждать, почему Оксана сразу решила, что парень её «бросил». «Ну а что ещё думать?» - сказала она. Затем мы говорили о том, что могло послужить причиной такого поступка Андрея и набросали несколько вариантов: что-то случилось, был занят, телефон сломался и др.

После нашего разговора девушка немного успокоилась и пообещала не зацикливаться на грустном, тем более что она точно не знает, почему Андрей так поступил, есть только её догадки. На следующий день Оксана прибежала ко мне радостная и сообщила, что Андрею в тот день пришлось срочно уехать в деревню к бабушке, которой надо было купить лекарства и продукты, так как она заболела, а батарея у его телефона села, и он не обратил на это внимания. Со всеми этими заботами парень просто забыл про поход в кинотеатр, а сегодня пришёл и извинился. В общем, всё хорошо.

В такие моменты я всегда думаю о том, почему человек в каких-то неожиданных для него ситуациях сразу думает о плохом? Пока мы не поговорили с другим человеком, наверное, не надо делать своих предположений о его поступках, ведь всё в жизни бывает. Важно проявить терпение, спокойно разобраться, можно даже, не обвиняя другого, сказать ему о своих чувствах. Как часто бывает, когда один человек думает об одном в какой-то ситуации, а другой человек в этой же ситуации совсем о другом. И как часто люди обижаются друг на друга и перестают общаться от недоговорённости. Это зависит от нашего восприятия окружающего мира, от наших установок, от привычного реагирования на проблемы. Как с этим быть?.. Разговаривать! Без обид, без упрёков. И это не так просто!

Учёба в радость

Новый учебный год набирает обороты, многие школьники, студенты вспомнили необходимые учебные навыки, такие как писать, читать, считать, познакомились с новыми ребятами и учителями и успели устать. Устали от домашних работ, от объёма изучаемого материала, от ранних подъемов и ссор с одноклассниками и, в общем, от школы, техникума и института. Недавно у нас прошло занятие с ребятами из пятого класса, которые и заявили такую проблему как школьная усталость, и мы стали искать причины её возникновения.

Первым местом в рейтинге вещей, которые нагоняют на ребят тоску, стало… Как думаешь что? Конечно же, объём домашнего задания. «Каждый учитель думает, что кроме его урока нам вечером заняться нечем», - жаловались ребята. Мы вместе стали анализировать, какой урок даётся классу сложнее всего, и пришли к интересному выводу. Больше всего времени уходит на предметы, которые недопонимаешь, если домашнее задание делаешь от случая к случаю (сегодня выучил параграф, завтра решил, что тебя больше не спросят, и не стал учить), если не складываются отношения с учителем или с соседом по парте, когда долгое время списываешь урок из ГДЗ и т.д. Выходы мы обозначили следующие: пересмотреть распорядок дня и выделить по возможности одно и тоже время на выполнение уроков. Если задания по предмету не удаётся выполнить самостоятельно, не списывать его у одноклассника или из ГДЗ, а, например, посмотреть видео урок по теме и разобраться самостоятельно, обратиться за помощью к родителям, однокласснику, учителю, записаться на дополнительные занятия. Использовать учебники в аудиозаписи и прослушивать материал в общественном транспорте по дороге домой, вместо просмотра привычных видеороликов. Ещё ребята предлагали посмотреть на способы, которые использует каждый из нас при изучении, запоминании нового материала, а их действительно множество. Говорили мы и о режиме дня, чтобы с утра быть полным сил и не спать на первых уроках, не обошли вниманием и способы отдыха, но самая важная, на мой взгляд, мысль прозвучала к концу нашей встречи. Ребята буквально сделали для себя открытие, что школьник или студент может пойти как минимум по двум дорогам: ругать систему образования, других людей или взять ответственность за свою жизнь на себя и менять её к лучшему. А способов, как видишь, не мало. Выбирай себе по вкусу!

Очень страшная история

Знаю, многие любят "страшилки", но это обычно любишь издалека, когда история в книжке или в фильме, а ты в безопасной обстановке с чашечкой чая на диванчике или с "тазиком" попкорна в кинозале. Я вчера попала в непростую ситуацию и очень рада, что отделалась просто испугом.

В 23 часа 14 минут мой телефон завибрировал и засветился. Я, признаться, уже засыпала в тот момент и, еле продрав глаза, увидела, что пришло сообщение из одной соцсети. Знакомая девушка сообщала, что её мама попала в аварию и умирает, у них есть всего час, чтобы спасти её, но на это срочно нужны деньги. Далее был дан номер счета, куда надо перевести любую сумму.

Сердце ёкнуло: я хорошо знаю эту женщину, мы даже вместе работали, и её дочек я хорошо знаю, я просто ужаснулась тому, что она умирает вот прямо сейчас, и надо срочно собрать деньги, чтобы её спасти!

Я уже совсем было собралась зайти в мобильное приложение и перевести деньги, но решила перечитать сообщение ещё раз...Стоп! Девушка пишет: "Помоги мне!", но она никогда в жизни не обращалась ко мне на "ты". Читаю дальше и понимаю, что информация какая-то бредовая: нужны деньги на срочную операцию, надо ставить в череп титановую пластину, а её делают только в Германии. Но ведь за час её не раздобудешь, да и сами деньги пока переведёшь, пока в больнице составят договор, или что там еще делают, когда оказывают платные услуги - в любом случае это не час по времени! Дальше больше: "попала в аварию, за рулём был мой дядя", но у моей знакомой нет брата, то есть у девушки, которая мне написала, нет дяди, да и дачи, с которой якобы они ехали, тоже нет. 

Я захожу в другую соцсеть и пишу сообщение той девушке и её сестре с вопросом, правда ли то, что с их мамой беда, и вскоре получаю ответ, который, кажется, и так уже знаю - нет, страничку взломали и послали всем, кто был в списке друзей, это ужасное сообщение. 

Я даже представить себе не берусь, что испытали девчонки, когда узнали о том, что стали жертвой такого гадкого мошенничества, ведь мама- самое дорогое, что есть у человека! А я-то почему чуть было не попалась!? Ведь прекрасно знаю про все эти "разводки"!  И почему люди так поступают, ведь это уголовно наказуемое деяние!

Проанализировав случившееся, я поняла, что у мошенников тонкий расчет: сообщение шлют поздно вечером, когда человек уже спит или собирается заснуть, и соображает хуже. Пишут, что на спасение очень мало времени, поэтому рассуждать некогда. Дело касается знакомого человека, которого точно пожалеешь и не откажешь в помощи. И тут уже только один выход: очень внимательно перечитать сообщение и перепроверить его, например,  спросить что-то личное, что мошенник точно не знает, или, как я, написать в другой соцсети, или позвонить тому, от кого пришла такая "просьба о помощи". Главное, не паниковать и включить голову, тогда точно не станешь героем "очень страшной истории". 


Мы за мир?!

2 октября во многих странах мира отмечают Международный день ненасилия. С одной стороны, сегодня, как и в любой праздник, люди поздравляют друг друга с этим событием, организуют концерты и фестивали, а с другой  проходит много официальных встреч, на которых обсуждают вопросы, связанные с насилием во всём мире.

К сожалению, эта проблема затрагивает не только взрослых людей, но и многих школьников. Насилие в школе может выражаться как в физическом нападении, так и происходить в виде оскорблений, распространении слухов и сплетен, бойкоте, вымогательстве, травле через социальные сети и электронную почту. Причём наблюдатели, свидетели жестокого отношения получают порой не меньшую психологическую травму, чем непосредственно жертва насилия. Они могут испытывать страх тоже оказаться в роли жертвы, чувствовать стыд и вину за то, что не помогли, проявили слабость. Или, присоединившись к обидчику, самим стать агрессорами. 

Можно ли бороться с насилием в школе? Что может сделать для этого каждый из нас?

Безусловно, в дело прекращения распространения насилия может внести свой вклад каждый из нас. Для решения этой проблемы необходимо объединить усилия взрослых и детей. Например, обсудить на классном часе, как можно реагировать на такие ситуации. Какое поведение считать приемлемым или неприемлемым в школе. Помнить, что малейшее одобрение насилия (внимательное наблюдение, улыбка, подначивание, повторение дразнилок) усиливают страдания жертвы и служат важным фактором подкрепления для агрессора. В то же время любые действия по неодобрению травли и попытки защитить жертву (словами, действиями или обращением за помощью ко взрослым) имеют важнейшее значение как для прекращения не только определённого случая агрессии, но и дальнейшего предотвращения насилия в школе.

А какую позицию в отношении травли занимаешь ты? Насколько допустимым ты считаешь проявления агрессии в отношении окружающих? Что можешь противопоставить такому способу поведения?