Спасибо всем за волшебство! - 2

Кто-то прочёл мой предыдущий пост, а кто-то ещё нет. Кому-то пост пришёлся по душе, кто-то сделал себе закладку, кто-то репостнул. А кто нашёл милую песенку о психологе-волшебнике? 

Всегда ведь интересно – у кого в голове так сложились чувства, мысли и слова? Кто автор стихов?.. Сейчас найти автора стихов по одной строчке – не проблема. Но вопрос не без изюминки. Ответ будет на удивление прост: никто!.. Никто не писал стихов, которые стали широко известной песней про психолога. Стихи написала Юнна Мориц, но написала она их не про психолога, а про... волшебника. 

"Волшебник" / Юнна Мориц

Сапожник починяет нам ботинки, 
А плотник - табуретку и крыльцо, 
Но только у волшебника в починке 
Светлеет ваше сердце и лицо! 

Какая тонкая работа - 
Счастливым сделать хоть кого-то, 
Цветок удачи принести, 
От одиночества спасти, 
А самому потом тихонечко уйти... 

Волшебник - это сказочная личность, 
И сказочно он скромен, господа, 
В нём сказочно отсутствует двуличность, 
И выгод он не ищет никогда. 

Какая тонкая работа - 
Счастливым сделать хоть кого-то, 
Цветок удачи принести, 
От одиночества спасти, 
А самому потом тихонечко уйти... 

Язык чужой обиды и печали 
Волшебник изучает с детских лет, 
Его вселять надежды обучали - 
И это основной его предмет! 

Какая тонкая работа - 
Счастливым сделать хоть кого-то, 
Цветок удачи принести, 
От одиночества спасти, 
А самому потом тихонечко уйти...
И появилось на эти стихи столько музык-песен, вполне авторских...  
А уже потом кто-то гениальный догадался, что это песня про... психолога.
Проверьте сами, заменив волшебника на психолога, спойте от души!..

Эмоциональная арифметика

Внутренний мир каждого человека бурлит множеством эмоций и чувств. Однако далеко не все, даже будучи взрослыми, способны разбираться в своих эмоциях. Некоторым людям кажется, что это неважное и необязательное занятие. А ведь наши эмоции  это главная действующая сила во всём: в поступках, решениях, которые мы принимаем, в учёбе, в работе и взаимодействии с другими людьми.

Иногда наши словари, касающиеся эмоций, бедны и ограничены несколькими повторяющимися словами: «расстроен», «неприятно», «грустно», «весело». Это похоже на попытку описать новый цвет, не зная его названия: без правильных слов в нашем распоряжении это будет сложно. Человек может испытывать различные эмоции: радость, печаль, страх, гнев, обиду и др. Их интенсивность может отличаться. Например, гнев по силе переживания может быть разным: от простого недовольства до неистовой ярости. А между этими двумя «полюсами» есть ещё раздражение, возмущение, злость. Радость мы тоже чувствуем и описываем по-разному: от «просто хорошо», ощущения  «бабочки в животе», прилива сил и энергии, лёгкости, радостного волнения – до ликования или «желания танцевать, броситься кому-нибудь на шею».

А ещё некоторые чувства возникают в результате их сочетания. Например, сочетание гнева и грусти даёт разочарование. Страх + Радость = Любопытство. Гнев + Предвкушение = Запал. Предвкушение + Радость = Оптимизм. Радость + Страх = Риск. Радость + Удивление = Восторг и т.д.

Вот такая эмоциональная арифметика. Зная её, мы сможем глубже понять свои эмоции и расширить словарный запас, открывая для себя новые горизонты понимания себя и способности управлять своей жизнью.

Неуверенность в себе и спорт. Какая связь?

Недавно на консультации девушка-старшеклассница задала мне вопрос: как повысить уверенность в себе?

Вместе мы обсуждали, что такое вообще уверенность в себе, как она проявляется в поведении, в общении, что чувствует уверенный человек, а что – неуверенный. На встрече мы пробовали различные способы реагирования на манипуляции и на провокации в свой адрес, чтобы при этом не потерять уважение к себе и к собеседнику. За час общения, наверное, невозможно взять и повысить уверенность в себе, из неуверенного в себе человека сделать уверенного. А тогда как это сделать?

Меня заинтересовала эта тема, и я решила задать запрос в интернете. Первая из рекомендаций – это заняться спортом. Как связана уверенность в себе и спорт? Неужели работает?..

Работает, и сейчас расскажу, как я проверила это на себе. У меня давно была запланирована тренировка по спортивному метанию ножа. Так сложились обстоятельства, что на эту тренировку я пошла на следующий день после разговора про уверенность в себе. И, честно говоря, в этом виде спорта не чувствовала никакой уверенности, скорее наоборот, думала, что ничего у меня не получится, ведь я вообще неспортивный человек, в школе на физкультуре у меня по метанию была "круглая двойка". Конец рабочей недели, какие спортивные достижения, о чём вы? Вот с такими примерно мыслями и установками я пришла в зал. И каково же было моё удивление, когда у меня начало получаться. Не сразу конечно и не всегда мой нож попадал в мишень, но попадал же! Оказывается, я могу! У меня получается!

За этот час тренировки я ставила перед собой цели, шла к ним, добивалась намеченного. Если не получалось, то анализировала ошибки и пыталась снова. Моя неуверенность переросла в уверенность. Кроме этого я получила колоссальный заряд энергии, бодрости и сил.

Так, делаю вывод, иногда рекомендации из интернета бывают очень полезны. Пробуйте что-то новое для себя в спорте, откройте свои новые грани и возможности. Теперь поговорка «в здоровом теле – здоровый дух» для меня обрела психологический смысл. Занимаясь физическим здоровьем, мы корректируем и развиваем в себе здоровую личность. 

Занятия спортом для повышения уверенности в себе и в своих силах помогают. Что ещё помогает? Поразмышляем об этом в следующих постах.

"Медленный" день

В мире очень много людей, и все они разные  у каждого свой, практически неповторимый набор особенностей. Представляете, сейчас на планете Земля проживает 8,09 миллиарда людей и каждый из них  особенный. Мне кажется, это здорово! Среди них есть люди с разным темпом деятельности  быстрым, медленным, спокойным и т.д. И как раз сегодня в мире отмечают необычный праздник – День неторопливости (или День медлительности).

Идея праздника принадлежит итальянцам. Именно они, активный и эмоциональный народ, отметили первый День неторопливости в 2007 году. 
Инициатором праздника стала итальянская ассоциация «Искусство медленно жить», провозгласившая лозунг Дня: «Не торопись и насладись моментом!». Смысл этого праздника неторопливо радоваться жизни и каждому её неповторимому моменту. Все мы постоянно спешим на работу, в школу, по делам, успеть что-то сделать... Постоянная напряжённая деятельность наносит вред не только физическому, но и психологическому здоровью. Ассоциация разработала 14 "заповедей" отказа от спешки, благодаря которым можно сделать свою жизнь более счастливой. Например, вставать по утрам на несколько минут раньше, чтобы насладиться завтраком; не нервничать в "пробке", а потратить это время на прослушивание любимой музыки, чтение любимой книги и другие...

Иногда мы совершаем такие поступки, о которых потом жалеем  надо было сначала подумать, не торопиться, а уж потом делать, но... не всегда получается. Думаю, такой интересный День, если соблюдать его "заповеди", призывает всех нас – занятых людей, у кого постоянно не хватает времени на простые житейские радости, – остановиться, не спеша обдумать свою жизнь и насладится каждым её мигом здесь и сейчас.

Пусть сегодня будет просто день без спешки. И, возможно, он окажется действительно праздником или изменит чьи-то привычки.

Спасибо всем за волшебство!

Праздники в моём семейном кругу, всегда отличаются от праздников в моём коллективе. И это естественно, и это хорошо 
 не хватало бы, чтобы эти празднования не отличались друг от друга... Они и отличаются. Хотя, признаться, в них немало и общего. Может быть, поэтому отличия всегда неожиданны, всегда вызывают много положительных эмоций – всегда радуют, всегда  приятны.

Так было и на этот раз. Мои коллеги не только умеют создать атмосферу праздника, наполнив его неожиданными ходами, но и сохранить всю интригу подготовки – никогда не знаешь, куда заведёт их фантазия и коллективное творчество. Но обязательно заведут!

При этом ты никогда не остаёшься пассивным получателем пожеланий и подарков. Напротив, всякий раз ты оказываешься частью интересного взаимодействия, которое открывает тебе что-то в тебе же – что-то известное, а что-то и совсем новое. Чтобы такое волшебство работало, надо обязательно активно включаться в предлагаемые тебе обстоятельства, продвигаясь вперёд и вперёд. И тогда обязательно наступает некое озарение, случается некое открытие. И это так здорово!

Праздничные дни миновали, и я вижу, что пожелания, которые делали мои коллеги, включив в этот процесс меня же, каким-то образом сбылись и состоялись! Хотя поначалу казалось, что всего не успеть. А ведь успелось же! И нельзя сказать, что в эти дни не случалось ничего, выходящего за рамки этих милых пожеланий. Были другие встречи и другие дела, другие радости и другие приятности... Поистине волшебство какое-то! Хотя о чём это я? Ведь и целая песенка сложена о том, что психолог это – поистине волшебник...    

Важный праздник

Ну что же, вот и дополнительный выходной наступил! А случилось это благодаря замечательному празднику  Дню защитника Отечества. И, кстати, выходным он стал только с 2002 года. У этого праздника интересная история. Сама дата стала праздничной в 1919 году и называлась День Красного подарка. Праздник был приурочен к годовщине боёв первых красноармейских частей с немецкими войсками под Псковом и Нарвой в годы Первой мировой войны, причём сам праздник берёт своё начало в 1918 году, когда была создана Рабоче-крестьянская Красная армия, но не в феврале, а 28 января. В 1923 году СССР отмечал пятилетие Красной армии. Отпраздновать эту дату решили торжественно. 23 февраля в Большом театре прошло специальное заседание ВЦИК. Вскоре проведение торжественных заседаний стало традицией. 

После Великой Отечественной войны праздник начали отмечать с ещё большей торжественностью. В 1946 году он получил новое название
 День Советской армии и Военно-морского флота. Нынешнее название – День защитника Отечества  у праздника появилось в 1995 году.

На занятиях со школьниками недавно мы как раз обсуждали особенности этого замечательного Дня. И ребята задумались над вопросом, почему часто в поздравлениях пишут или произносят "Поздравляю с 23 февраля", а не название праздника, ведь никто не поздравляет, например, с 18 ноября (дата выбрана случайным образом), а говорят "Поздравляю с Днём рождения". Мы пообсуждали-пообсуждали и пришли к выводу, что это неграмотно, и поздравлять всех защитников (настоящих и будущих) лучше не с датой, а с праздником  Днём защитника Отечества, ведь это праздник мужества, силы и благородства, олицетворяющий славную историю великих побед и сражений, мужество и честь, любовь к Родине. И, кстати, ребята предложили не путать этот праздник с Днём мужчин, который в этом году будет отмечаться 19 ноября.

Топ-7 идей для «прокачки» мозга

В современном мире, насыщенном информацией, постоянными внешними влияниями, общением в социальных сетях, учёбой, работой и другими  повседневными делами, для важных размышлений наедине с собой может оставаться не так много времени.

Почему внутреннее размышление так важно и как оно может повлиять на нашу жизнь и развитие?

Позволяя больше времени для уединения, мы можем лучше понять себя, решать проблемы и укреплять своё эмоциональное равновесие. Внутреннее размышление  это ключевой элемент развития личности и улучшения качества жизни. Когда мы задаём себе вопросы о наших чувствах, ценностях, целях, мы лучше понимаем себя, свои потребности и желания. Внутреннее размышление позволяет нам осознать и управлять нашими эмоциями, разобраться в их причинах и найти способы их регулирования, а также проанализировать сложные ситуации и найти их разрешение. Когда мы думаем, мы тренируем мозг. Когда размышляем над одним вопросом, в процессе поиска ответов на свои размышления мы находим ответы и на другие вопросы.  Мозг, как и мышцы, требует тренировки.

Что в этом нам поможет?

Возможность побыть в тишине, сосредоточенность на своём внутреннем мире. Как это сделать? Возможно, отключиться от цифрового мира, побыть в одиночестве, устроив себе индивидуальную прогулку по парку, закрывшись у себя в комнате или «отгородившись» на время от мира наушниками. Мощный инструмент, который позволяет размышлять о прошедшем дне и видеть свои поступки и действия  ведение дневника, а также чтение книг, музыка, фильмы со смыслом, путешествия, хобби и др. И главное, желание и готовность задавать себе вопросы, искать на них ответы, размышлять, анализировать…   

Таким образом, внутренние размышления помогают нам двигаться вперёд, совершенствоваться, заниматься саморазвитием, создавая баланс между внешними влияниями и своим внутренним миром.

А  что для вас значат размышления? Как вы мыслите, оставаясь наедине с собой?

Нормально\ненормально

«Я, наверное, ненормальный раз мне не нравится то, что нравится всем».

«Ребята из класса и старшие ученики обзывались «тупой», били, тыкали ручкой в ногу до синяков, потому, что он не такой.  У него проблемы с речью, т. к. есть логопедический диагноз».

«Я хочу быть нормальным, как все».

«Я нормальный, а они нет» или «Все нормальные, а я не такой».

Дорогой читатель, о чём эти высказывания? Как мы понимаем и чем измеряем эту самую норму? Понятие нормы довольно относительное. Есть нормы здоровья, роста и развития, моральные и социальные нормы. И да, если мы отчётливо видим, что рядом идущий человек сильно отличается от нас, например, у него нет ноги или он слепой, то… Он не такой, ему не место среди нас, нормальных, крепко стоящих на ногах и зрячих. Над такими можно поиздеваться, всё равно он не увидит, кто его бьёт, и далеко он не убежит.  «Если мне не могут ответить, значит можно?..» Как-то подлостью попахивает.

На мой взгляд, как раз тот, кто оценивает людей относительно себя, «строит из себя судью» и решает, кому ходить по школьным коридорам, а кому постоянно озираться по сторонам, скорее «ненормальный». Возможно, это в его жизни что-то не то, как-то так произошло, что кроме правила «кто сильней, тот и прав», других не было. Человек не усвоил одну из главных ценностей: уважать и беречь себя и других. Можно предположить, что особенностей этого человека никто не замечал и не учитывал. А особенности есть у каждого! Мы похожи тем, что все мы люди, но отличаемся друг от друга очень многим: характером, способностями, увлечениями, интересами, талантами и многим другим, не говоря о внешних различиях. Демонстрируя свою силу посредством унижения слабых, конечно, можно выделиться, отличиться, но чем и зачем…

Разве не нормально принимать в человеческое сообщество всех, кто родился на этой планете, вне зависимости от его особенностей: внешних и внутренних?

Буллинг в боулинге?..

За окнами – февраль, словно чёрно-белый перпендикуляр, выстроенный из деревьев... Чёрных деревьев, торчащих из белого снега... Снега, по которому катят и катят на своих вседорожных велосипедах курьеры, гружёные разноцветными коробами... 

А если ты не дерево, не снег и не курьер, то есть ты не торчишь, не лежишь и не катишь. Что остаётся?.. Немного, но есть! – сегодня же Валентинов день, о котором если кто позабыл, бросьте взгляд на витрины магазинов – они напомнят... Кстати, как раз сегодня я поздравляю и вручаю сувениры одному милому человечку, на ответную улыбку которого очень рассчитываю...

А ещё третий день идёт городская Неделя противодействия буллингу, которую готовили и в которой принимают участие тысячи школьников и учителей... Где конкретно она проходит, эта Неделя? Везде, где буллинг может поселиться – в школьных классах, в рекреациях, в актовых и спортивных залах наших школ. 

А правда ли, что буллинг может быть и в боулинге?.. Отвечаю, может (почти шутка!). Если там обнаружатся: любого вида насилие и намеренное причинение ущерба, которые при неравенстве сил будут повторяться и повторяться... 

Но школьники не учатся целыми классами в боулинге, они учатся в школе. Поэтому сегодня мы и говорим "Нет школьному буллингу!". А если потребуется, то придём и в боулинг...     

Травля любит тишину

Знаешь ли ты, что такое буллинг? Это когда кого-то постоянно обижают, дразнят, оскорбляют, когда с кем-то не здороваются и отказываются сидеть и стоять рядом, когда отнимают, прячут, портят чьи-то вещи, когда кого-то толкают, бьют, унижают, угрожают.

Если в классе поселился буллинг, может казаться, что это навсегда, и ты ничего не можешь с этим сделать. Но это не так. Травля держится на идее «все против одного». Если ты и твои одноклассники ясно покажете, что никаких «всех», кому нравится издеваться, в вашем классе нет, травля сойдёт на нет. Что сделать?

 1. Не обижай людей сам!

Это простой и в некотором смысле самый важный пункт. Нет ничего хорошего в издевательствах над другими. Не запугивай других и не позволяй своим друзьям делать подобное. Если ты видишь, что твои друзья издеваются над кем-то, призови их остановиться.

Помни одно простое правило: быть хорошим для окружающих людей требует столько же усилий, как и быть неприятным, но то, что ты хорошо относишься к окружающим, приносит радость всем! Старайтесь присоединяться к людям, а не отдаляться от них. 

 2. Найди в себе мужество и вставай на защиту!

Травля – это болезнь группы, лечить её надо тоже всем вместе. И на самом деле это совсем не сложно, если захотеть. Достаточно хотя бы нескольким ребятам договориться, что они больше не будут пассивно смотреть, как над кем-то издеваются, а найдут в себе мужество противостоять этому. Чаще всего травля начинается и продолжается с молчаливого согласия всех ребят.

Если ты видишь, что кого-то обижают, подойди и скажите ему: «Не слушай, это они сдуру». Скажи агрессорам: «Это не круто. Это глупо. Прекратите. Ты не имеешь права над ним издеваться! Оставь его в покое!», говори о том, что тебе это не нравится, и если они не прекратят, ты расскажешь взрослым и попросишь учителя помочь справиться с травлей в классе. Поговори с друзьями о том, как вы можете помочь тому, кого обидели, и показать хулигану, что он не «хозяин положения». Вот увидишь, постепенно к вам будут присоединяться всё больше ребят. Ведь ни кому не хочется жить в атмосфере агрессии и насилия.

 3. Стремись понимать то, что чувствуют другие люди!

Если ты когда-нибудь испытывал соблазн выбрать кого-то объектом для насмешек или присоединиться к травле, подумай о том, как человек чувствует себя, когда над ним или над ней издеваются. Хотел бы ты пережить эти чувства?

Ты всегда можешь проявить внимание и сочувствие к тому, кого обидели. Иногда достаточно слов: «Как ты? Как дела? Чем тебе помочь? Пойдём вместе».

 4. Научись работать с собственными чувствами!

Многие вовлекаются в буллинг, а также в драки и споры, потому что не умеют контролировать свои эмоции, в том числе гнев. Конечно, все иногда сердятся. Но проблемы начинаются там, когда мы перестаём замечать, что наши эмоции переходят в агрессию и насилие по отношению к себе или к другим. Иногда люди, которые травят, сердятся на то, что произошло у них дома (скажем, их родители ссорятся) или в школе (на учителя, который, по их мнению, относился к ним несправедливо). Происходит следующее: весь гнев, который они копили внутри себя на протяжении какого-то времени, выплёскивается на «безопасную цель» – кого-то, кто не будет или не сможет сопротивляться.

Есть и те, кто не вымещает свой гнев на других, но скрывает его внутри себя. Это может привести к сильному чувству разочарования и ненависти и даже к тому, что человек захочет причинить боль самому себе. Важно делиться своими чувствами и причинами своих сильных эмоций с другими, искать помощи.

5. Помни  никто не имеет права заставлять кого-либо страдать! И если тебе кто-то угрожает расправой, толкает, бъёт, унижает, – ты не должен терпеть! Буллинг сам собой не прекращается! Не надо тянуть время и ждать, что всё само «рассосётся». Не пытайся давать физический отпор в ситуации травли! Насилие вызывает только насилие. Ничто не оправдывает травлю, даже если обидчик говорит, что это твоя собственная ошибка или переводит всё в шутку! Если буллинг заставляет тебя чувствовать себя бесполезным, беспомощным или виноватым, – знай, что это именно то, чего хочет обидчик. Это единственный способ, который даёт ему возможность почувствовать себя сильным и важным! Говори о том, что над тобой издеваются, взрослым! Это может быть кто-то из членов семьи, классный руководитель, учитель-предметник или другой сотрудник школы, с которым ты ладишь. Возможно, на это непросто решиться, но это безусловно необходимо!

Как-то всё навалилось!

«Хотела пересдать контрольную по алгебре, а тут вдруг нужно проект по химии до завтра сделать, плюс обычная домашка, по литературе сочинение и мама со своей уборкой. Всё как-то навалилось. Не знаю, как с этим справиться»  говорит мне на консультации Наташа (назовём её так).

Да, список дел действительно большой, тем более для одного вечера. Скорее 
всего что-то можно было предусмотреть. Иногда помогает логический, аналитический взгляд на своё школьное расписание. Я  поясню. Бывает, например, так: физика в среду и четверг. Таким образом, мы понимаем, что со среды на четверг нам зададут задание по физике. Этот предмет довольно сложный для изучения. Значит, по максимуму разгружая четверг, заранее делаем домашнее задание на этот день по другим предметам, ведь оно уже известно заранее.

Для пересдачи тоже договариваемся заранее. И готовимся к ней заранее  в выходные.

С мамой, наверное, договориться проще, чем с учителями. Если всё объяснить, не манипулировать, не ставить условия, не агрессировать, а спокойно рассказать о своей загруженности и отсрочить график уборки хотя бы на денёк... Возможно, родители вас поймут и предложат помощь. Главное, чтобы такие форс-мажоры не случались каждый день. Форс-мажорной, то есть экстренной, ситуация называется потому, что требует быстрого, но взвешенного решения, адекватного в данной конкретной ситуации.

И вот ещё один из вариантов решения. Если нас действительно, подобно лавине, накрыл огромный список дел, нужно составить список  что нужно делать. Затем расставить приоритеты: что нужно сделать прямо сейчас, что важнее всего, а что может и подождать. Важно проанализировать  кто и что нам может помочь в этой ситуации. Умение обращаться за помощью как раз очень пригодится нам именно сейчас.

Главное, не поддаваться панике. Увидев большой объём дел, не тратить время на «причитания» на тему: «О, какой я несчастный, за что мне всё это, я буду делать это целых сто лет и т.д.», а реально выполнять намеченное по пунктам, начав с самого срочного и самого важного. Хвалите и награждайте себя за каждый выполненный пункт плана. Например, «я умница», «я справился», «у меня всё получится», «ещё немного стараний и…»

Помните  кто ничего не делает, тот не ошибается. Чем больше трудностей мы преодолеваем, тем больше обогащается наш жизненный опыт, расширяются ресурсы и возможности.

Хотел как лучше...

Недавно на занятии у нас случилась конфликтная ситуация. Ребята разгадывали секретный шифр, и мальчишка, который разгадал первый, подбежал к другу и хотел ему помочь. Он вписал недостающие буквы и … ждал благодарности от друга. Но, оказалось, что его друг и сам догадался и очень расстроился, что не он доделал своё задание. Ребята рассорились, обиделись друг на друга и до конца занятия не разговаривали... Кто знает, что было бы с их отношениями дальше, если бы им не удалось поговорить и прояснить ситуацию. Уходили с занятия мальчишки уже вместе, повторяя фразу: добро не должно быть с кулаками.

А случалось ли тебе попадать в ситуации, когда человек вроде бы хотел сделать тебе хорошо, помочь, а ты чувствуешь не благодарность, а скорее обиду или раздражение, думаешь о том, кто его просил лезть, что-то говорить или делать? А может, ты сам оказывался в роли неумелого помощника? Предлагаю вместе поразмышлять, как можно избежать неприятных чувств.

Сначала давай подумаем, почему помощь может оказаться неуместной. Возможно, потому что человек в ней не нуждается? Тогда чтобы не попасть впросак, нужно задать вопрос: "Хочешь я тебе помогу?". И если нам ответят "нет", то необходимо всеми силами сдержать свой порыв, как бы тяжело это не было, и только через какое-то время ещё раз предложить свои услуги.

Теперь представим, что нам ответили "да". Что нужно сделать дальше? Сразу бросаться помогать? Выполнить всю работу за человека? Или, как минимум, уточнить, какую помощь ждёт человек? Правильно ли мы поняли, какой результат ожидается в конце?

Много комичных историй происходит от того, что мы спешим, думаем, что знаем, что для человека лучше, хотим осчастливить весь мир. Примеров этому немало. Наблюдал ли ты что-то, что можно было бы подписать: «Пойду творить добро. Очень надеюсь, что никто не пострадает»?