Провал или обратная связь?

С неудачами в том или ином виде сталкивается практически каждый. Порой кажется, что ощущение поражения может свести нас с ума. При мысленном возвращении вновь и вновь к своему провалу приходят идеи, как надо было бы поступить, а вместе с ними и чувство вины, обиды, досады, раздражения, разочарования, гнева.  

А кто сказал, что это - поражение?! Кто сказал, что то, что кажется сейчас провалом, через некоторое время будет восприниматься так же? А если результаты события назвать обратной связью, которую нам даёт жизнь и окружающие люди? И наша задача - научиться верно реагировать на этот отклик. Обратная связь может быть поощряющей, когда мир говорит нам:  продолжай, действуй так же! Часто она бывает нейтральной, а иногда – корректирующей, дающей нам возможность понять, что надо что-то менять в своей жизни, перестраиваться, задаться вопросом - что я могу сделать, чтобы было по-другому? Сразу ответить на него получается не всегда. Иногда нужно дать себе возможность отдалиться, абстрагироваться от ситуации, например, поспать, пообщаться с кем-то, заняться чем-то, почитать истории о поражениях очень успешных людей. Принять тот факт, что жизнь не всегда состоит только из удачных дней или то, что ошибаться – это нормально. Сколько раз ребёнок упадёт, прежде чем научится хорошо ходить? Много! Как и нормально испытывать негативные чувства, связанные с неприятностями и понимать, что есть вещи, на которые мы не влияем.

Важно не впадать в панику и отчаяние, не замирать в обиде на весь мир, а попытаться понять, чем полезна эта ситуация. От чего ещё большего предостерегает? Проанализировать, что стало причиной неудачи, составить план ближайших действий, которые помогут справиться с ней, адаптироваться.

Важно конструктивно реагировать на поражения и идти дальше. Как сказал Черчилль, «успех — это умение двигаться от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма».

 

Весна! Солнышко! А учиться? Неохота!

При смене сезонов каждый может почувствовать себя немного экстрасенсом. «Я же говорил, что весна придёт и будут тёплые деньки. Вот так и случилось - ласковое апрельское солнышко вышло из-за тучек, так и манит  выйти и погулять». А учебный год не закончился, осталось чуть-чуть до лета. Учиться совсем неохота. Силы как будто куда-то ушли.

Действительно, несмотря на то, что природа весной просыпается, у многих людей  спад настроения, авитаминоз и другие проявления того, что ресурсы заканчиваются как физические, так и психические. Сегодня поговорим о внутренних ресурсах, о том, как же мотивировать себя на учёбу. За оставшиеся полтора месяца можно успеть поправить годовые оценки, подготовиться к экзаменам и остаться в прекрасном расположении духа.

Итак, что можно сделать:

- Составьте список причин, по которым вы учитесь. Запишите их на листке бумаги и держите перед глазами. Когда у вас совсем не будет желания учиться, перечитайте их. Так вы напомните себе, для чего вам нужно стараться. Например, чтобы поступить в хороший университет\колледж, получить аттестат. Записывайте как можно больше причин — и весомых, и маленьких.

- Находите что-то интересное во всём. Подумайте, как изучаемый материал соотносится с вашей жизнью. Например, вам скучно читать книгу, которую задали по литературе, — попробуйте найти что-то общее с героями. Не хочется учить биологию — представьте, сколько всего вы узнаете о самом себе и других живых существах.

-  Используйте таймер. Выделяйте по 30–50 минут на занятия, а потом делайте небольшой перерыв. Как только он закончится, возвращайтесь к выполнению заданий. Или попробуйте интервальную технику Pomodoro: поставьте таймер на 25 минут и начните заниматься. Когда раздастся сигнал, отдохните 5 минут, а затем поработайте ещё 25. После того как повторите четыре интервала, сделайте более длинный перерыв.

- Регулярно поощряйте себя. После занятия достаточно чегото небольшого: съешьте любимую еду, поиграйте с домашним питомцем, посмотрите смешное видео или полежите в горячей ванне.

- Учитесь вместе с кем-то. Необязательно сидеть вместе в одной комнате. Но важно, чтобы был человек, с которым можно поделиться проблемами и рассказать о своём прогрессе. Договоритесь рассказывать друг другу о проделанной работе раз в несколько дней — так будет легче двигаться к цели и не терять время.

- Устраните отвлекающие факторы. Перед занятиями перекусите чем-то полезным: подойдут овощи, фрукты, орехи, сыр, йогурт и выпейте воды. Голод и жажда могут сильно отвлекать от умственных занятий, так что позаботьтесь о себе заранее. Не ешьте сладкое: от него вы только быстрее снова проголодаетесь. Если захотелось напитка с кофеином, ограничьтесь одной-двумя чашками или одной банкой газировки, чтобы не перевозбудить нервную систему.

- Повысьте концентрацию внимания с помощью физической активности. За 10–15 минут упражнений или ходьбы вы избавитесь от стресса и повысите уровень эндорфинов (их ещё называют «гормонами счастья») в организме. После этого легче будет сосредоточиться и запомнить информацию. Можете даже попробовать совместить тренировки и учёбу. Например, можно повторять стихотворение или определения по физике на пробежке. И мозг, и тело будут вам благодарны.

Такой список «самомотиваторов» у меня получился. Если у вас есть что-то, что можно добавить, пишите в комментариях. Обязательно возьму ваши лайфхаки на заметку и расскажу всем читателям Лабиринта.

Мысли позитивно!

Как человек справляется с трудностями? Все, конечно же, по-разному. Кто-то обращается за помощью к близким, кто-то ведёт личный дневник, записывая в него все свои переживания и мысли, кто-то находит дело, которое может отвлечь, кто-то старается сам снова и снова преодолеть проблему, а кто-то не все проблемы воспринимает как трудность. Именно такие люди умеют позитивно мыслить.

Мыслить позитивно - не значит искоренить из своей жизни негативные эмоции совсем. Неприятности случаются и запретить себе реагировать на них невозможно и даже вредно для психики. Зато вполне реально находить в любой ситуации плюсы, уроки и возможности. 
Позитивное мышление является прекрасным защитником от стресса, так как помогает относиться к стрессу не как к проблеме, а как к ситуации.

Важно научиться подходить к негативным событиям в жизни с рациональной стороны. Если случилась неприятность, постарайся детально ответить себе на следующие вопросы: Какой опыт я получил/а из этой ситуации? Чему она меня научила? Что можно сделать для разрешения проблемы вообще? Какие шаги следует предпринять в самом ближайшем будущем? Что я сделаю в следующий раз по-другому?

Ещё обязательно надо находить что-то положительное в любой трудной ситуации. Например, в силу каких-то обстоятельств не получилось сходить на премьеру, которую так долго ждал, зато появилась возможность прочитать любимую книгу или интересно провести время с друзьями, с семьёй. Проверь, как ты воспринимаешь окружающее. Для этого проведи простой опыт - налей в стакан воды ровно половину от его объёма. Что ты видишь - стакан наполовину полный или наполовину пустой? Это твоё восприятие. Если научиться видеть плюсы в любой ситуации, то восприятие окружающего мира обязательно изменится в позитивную сторону. И самое главное, чаще улыбайся и радуйся мелочам!

Пять «Почему?»

Этот пост скорее всего для тех, кто любит порассуждать, задуматься о себе, своих желаниях, мыслях и поступках. В нашем коллективном блоге «Лабиринт» можно найти многое для себя, что-то узнать. И сейчас мне бы хотелось познакомить вас, читатели, с интересной техникой решения проблемы - 5 вопросов «почему?». Этим методом постоянно пользовался Тойода Сакити, основатель компании Toyota. Предполагается, что идея была сформулирована им в 30-ых годах ХХ века.

Пять вопросов «почему?» — техника, используемая для изучения причинно-следственных связей, лежащих в основе той или иной проблемы. Основная задача - поиск первопричины возникновения дефекта или проблемы с помощью повторения одного вопроса. Почему именно пять «почему?». Число это выбрано, скорее всего, случайно, но, есть наверное, и некий смысл. Так сложилось, что пятерка обозначает завершенность. Такого количества вопросов, как правило, достаточно для выявления источника проблемы. Но, несмотря на название, для поиска причин каждого конкретного несоответствия может потребоваться как меньшее, так и большее количество вопросов.

Итак, давайте разберём эту технику на примере: я хочу 14 айфон.

1. Спросите себя: почему я хочу 14 айфон? Отвечаем: потому что я хочу быть крутой и всех удивить.

2. Второе «почему»: Почему ты хочешь всех удивить? Ответ: Потому что хочу, чтобы на меня обратили внимание.

3. Третье «почему»: Почему ты хочешь, чтобы на тебя обратили внимание? Ответ: потому что я чувствую себя неуверенно.

4. Четвёртое «почему»: Почему ты чувствуешь себя неуверенно? Ответ: Потому что я считаю себя непривлекательной.

5. Пятое «почему»: Почему ты считаешь себя непривлекательной? Ответ: У меня много комплексов по поводу своей внешности. Наверное, мне нужно научиться принимать себя. Независимо от того, модно мы одеты и крутой ли у нас в руках телефон - главное быть интересной личностью, уметь знакомиться, поддержать разговор. Важно любить себя, принимать своё тело, подчёркивать плюсы фигуры одеждой. Можно сходить к психологу, посетить тренинги личностного роста. Тогда не будет комплексов, круг общения расширится.

И скажите теперь, при чём тут айфон?  Вот  такая интересная техника. Я думаю, что она может помочь в принятии важного жизненного выбора. Задавать вопросы и искать на них ответы всегда интересно и познавательно. Вперед!

Страдать или наслаждаться?

«Кто я? В чём смысл моей жизни?» - вопрос о смысле бытия будоражил умы людей с давних времён. Аристотель отвечал на него коротко и однозначно: служение другим и созидание добра. Л.Н. Толстой утверждал, что без любви жизнь легче, но лишена смысла. А.П. Чехов видел основное предназначение каждого человека в непрестанной духовной деятельности и искании правды. Эмиль Золя считал, что смысл бытия заключается в бесконечном завоевании неизвестного. Оскар Уайльд был убеждён, что главная и единственная цель жизни – самовыражение. Альберт Эйнштейн призывал к самопожертвованию, необходимости жить ради других и делать их счастливее. У религии есть свои подходы и теории по поводу смысла жизни и его поисков.

Сколько поколений сменило друг друга, а однозначного ответа на вопрос о смысле жизни так и нет. Да он, наверное, и не может быть найден, ведь смысл жизни у каждого свой. Одни люди ищут его в достижении материального благополучия и комфорта, другие – в семье и детях, третьи - реализуя свой потенциал в любимой работе, творчестве, помощи окружающим и т.д. А кто-то пока не видит смысла ни в чём, ещё не нашёл его для себя...

Главное - стремиться к тому, чтобы каждый день имел смысл и приносил радость, был наполнен чем-то стоящим, важным и полезным. Уильям Джеймс, американский психолог, считал, что смысл стоит создавать, а не искать. А ещё он может меняться в зависимости от возраста, опыта, мировоззрения и духовного развития. Так что задавайте себе вопросы, размышляйте, действуйте и верьте в себя и в свои силы!

 

 

Не о чем жалеть?

Люблю вечером пролистать ленту новостей в ВК. Почитать истории друзей и другой интересный мне контент. Иногда взгляд цепляется за так называемые рекомендованные новости, которые я время от времени прочитываю. Так было и вчера. Моё внимание привлёк пост молодого человека, где он рассказывает о том, как остался без ноги и почему сейчас ходит на протезе. Из истории стало понятно, что травму он получил ещё в подростковом возрасте. Ампутация - это результат того, что молодой человек спрыгнул с крыши под воздействием алкоголя. Так же он пишет, что несколько раз его пытались остановить друзья, но он их не слушал. Выбрал момент и спрыгнул. Возможно, ты спросишь, что в этих словах особенного, ведь многие люди делятся своими историями, чтобы предупредить других, что так делать не нужно. Не стоит пренебрегать техникой безопасности, важно заботиться о себе, не употреблять запрещённые вещества и т.д. Наверное, меня смутила фраза, которой история заканчивалась: я ни о чём не жалею. 

Я задумалась. Молодой человек не жалеет о чём? О том, что алкоголь заставлял его пренебрегать жизнью? Не жалеет о том, что по собственной глупости стал инвалидом? Не жалеет чувств родителей, которые они испытали, чуть не потеряв сына? Или ему не жалко друзей, которые испугались его поступка? Согласна, что в любой момент человек может кардинально изменить свою жизнь. Что ампутация не приговор. Жизнь продолжается, и ты сам можешь решить, как она пройдёт. Согласна, что 
никогда не стоит отчаиваться, человек многое может преодолеть, даже если иногда кажется, что это не так. Но я не согласна с тем, что в этой истории не о чем жалеть. А ты что думаешь?

«Молодёжь нынче пошла - не то, что мы…»...

Не знаю, как так получается, но последнее время я почти ежедневно оказываюсь пассивным участником разговоров про современную молодёжь. То в общественном транспорте громкие старушки заведут разговор минут на 40, то в кафе обязательно окажется пара подружек, обсуждающих своих детей и внуков, в магазине, в социальных сетях, даже стендап комики не обходят её своим вниманием…мне кажется, это топовая тема.

Где-то я согласна, что забавно слышать от 15-летнего парня, что он не может поменять лампочку в люстре. Фраза «окей гугл, как сварить яйцо» звучит необычно для тех, кто в семилетнем возрасте уже мог приготовить обед на всю семью. Неумение перемещаться по городу без родителей в 16 лет тоже вызывает недоумение взрослых. Недавно сама наблюдала смешную картину в общественном транспорте. В заднюю дверь троллейбуса заходит школьник лет десяти, ориентируется, что оплата проезда у водителя, идёт в нужную сторону и через два метра замирает, уткнувшись в девушку. Просто стоит, пыхтит, не меняя положения, не произнося ни слова. Через пару минут девушка сообразила, что что-то не так и спросила мальчишку, не нужна ли ему помощь, на что он ответил, что она мешает ему пройти, чтобы заплатить за проезд. Конечно, рядом сидевшим бабушкам вновь была дана тема для разговора.

«Поколение снежинок» - хрупкие, холодные, равнодушные, самоуверенные,  неспособные самостоятельно принимать разумные решения, верящие, что все будут великими блогерами и мир крутится вокруг их - так один стендапер подвёл итог в своём выступлении, рассказывая  забавные истории из жизни ребят в возрасте от 12 до 18 лет. 

Если и ты когда-нибудь слышал подобное в свой адрес, то не отчаивайся! Дай себе время! Школьный возраст для того и дан, чтобы ты учился. Учился наукам, развивая свой мозг. Учился обслуживать себя в быту. Учился общаться с людьми, принимать решения, разрешать конфликты, играть на музыкальных инструментах и т.д. И если что- то не получается сейчас – это не значит, что ты этому никогда не научишься, всё в твоих руках!