Звуки джаза

Месяц назад в интернете мне попалась информация о Дне джаза, который 30 апреля уже третий год проводится как международный праздник. В канун Первомая на теме джаза было как-то трудно сосредоточиться. И я просто решил, что джаз сам напомнит мне о себе. Каким образом, я не знал. Думал, что где-то джаз обязательно прозвучит так, что я его услышу - в телевизионной программе или из кафе поблизости. 

Кстати, джаз из кафе на днях и правда прозвучал. Но почему-то не произвёл на меня особого впечатления. Может быть, потому что обычно в этом кафе гораздо больше еды, чем живой музыки... 

Но вчера я, наконец, услышал джаз - в вечернем воздухе сливались звуки, жившие вроде бы и сами по себе, в своём ритме и темпе, но создававшие типичный (или нетипичный) джем-сейшен. В особую мелодию сливалось пение соловья, кваканье лягушек и лай собаки. Это была музыка мира, привычная, должно быть, для уха сельского жителя в конце мая. Но для меня, для горожанина - это прозвучало джазовой мелодией и стало настоящим праздником джаза, пусть и месяц спустя после его официальной даты.  

Хотите вернуться к посту позже? Добавьте его в ваши любимые закладки

Читай с нами!

В этом году Рязань объявлена библиотечной столицей России. В Горьковской библиотеке прошел Всероссийский библиотечный конгресс. Возможно, этот факт важен больше для специалистов-библиотекарей, чем для нас, читателей. Но мы можем гордиться самим фактом, что именно наш город был выбран местом проведения самого крупного форума библиотекарей.

На улицах нашего города «слышны» имена Я.П. Полонского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, С.А. Есенина, стоит дом, в котором жил А.И. Солженицын, резными окошками рязанских деревянных домов (которых, к сожалению, становится всё меньше) любовался К.Г. Паустовский… А на улице Полонского есть дом, ставший прообразом дома Лары из «Доктора Живаго» Б. Пастернака… Есть что почитать!

Современная библиотека – очень нескучное место. Нескучное хотя бы потому, что читать – очень интересно. Листать книги и «бродить» по полкам – особое удовольствие. А когда библиотека ещё и приглашает ночью погрузиться в мир одного из писателей, есть возможность открыть для себя немало неизведанного. Как, например, позавчера Горьковка «превратилась» в Бейкер-стрит, где все желающие могли встретиться с Шерлоком Холмсом. Хороший стимул почитать Конан Дойла!

А вчера на остановках появились фотографии ребят и девчонок с книгами в руках. Так библиотека рассказывает о разных интересных книгах.

Читай с нами!

Хотите вернуться к посту позже? Добавьте его в ваши любимые закладки

"Экзамен для меня - всегда праздник!" - II

В прошлом посте мы обсуждали, что необходимо для успешной подготовки к экзамену. Теперь обратим внимание на то, что делать накануне экзамена, и что может помочь вам во время тестирования. 

Накануне  экзамена

· Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, прогуляйся. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности. 

· В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с чёрными чернилами. 

· Если в школе может быть прохладно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене несколько часов.

Во время тестирования 

Привожу несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования:
  • Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста.
  • Торопись не спеша! Жёсткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  • Начни с лёгкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнёт работать более ясно и чётко, и ты войдёшь в рабочий ритм. Ты освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошёл до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых лёгких вопросах.
  • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь всё, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решённом тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даёт тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведённого времени пройтись по всем лёгким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
  • Проверь! Оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать её глазами и заметить явные ошибки.
  • Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет наибольшую вероятность.
  • Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решённых тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки. 

Желаю вам удачной сдачи ЕГЭ! У вас обязательно всё получится!!!

Хотите вернуться к посту позже? Добавьте его в ваши любимые закладки

Экзамен для меня - всегда праздник!

В школах России выпускники с понедельника начали сдавать единый государственный экзамен (ЕГЭ) в рамках основной волны, которая продлится с 26 мая по 11 июня

В прошлом году во время сдачи ЕГЭ разгорелся ужасный скандал... 

Каковы же причины, по которым ребята решили воспользоваться готовыми ответами, а не попробовать собственные силы? 

На ум приходят различные варианты: сомнение в полноте и прочности знаний, стресс незнакомой ситуации, стресс ответственности перед родителями и школой, сомнение в собственных способностях: в логическом мышлении, умении анализировать, концентрации и распределении внимания; психофизические и личностные особенности: тревожность, неуверенность в себе. 

Что же делать в такой сложной ситуации?

Ознакомьтесь с рекомендациями при подготовке к экзамену, возможно, они помогут рационально организовать Вам свою деятельность. При необходимости обратитесь к школьному психологу – он поможет овладеть конкретными методами, приёмами и способами саморегуляции, психотехническими упражнениями, позволяющими управлять своим эмоциональным состоянием.

Следует выделить три основных этапа:
• подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом,
• поведение накануне экзамена,
• поведение собственно во время экзамена.

Подготовка к экзамену

· Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо чётко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.

· Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдёшь в рабочий ритм, и дело пойдет.

· Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

· Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счёт составления планов, схем, причём желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

· Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

· Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части «А» в среднем уходит по 2 минуты на задание).

· Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

· Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, ещё раз остановиться на самых трудных вопросах.

Продолжение следует…

Хотите вернуться к посту позже? Добавьте его в ваши любимые закладки

"Ты слышишь, Михаил?". "Я слышу, Константин"

Стоит жаркая суббота мая 24-го 2014. Уже прозвучал "последний звонок" для выпускников 11-х классов российских школ. Для их яркого шествия перекрывали улицы городов.  

Сегодня они, усталые, продолжают веселье, охотно выстраиваясь в очередь в парке отдыха к тем аттракционам, которые дают прочувствовать скорость и ветер, кружение и вращение, позволяющее на время потерять ориентацию в пространстве, чтобы не знать наверняка - где земля, а где небо. Над этими каруселями раздаётся много вскриков, но кажется, не нарушающих приличий. 

Здорово, что там вверх ногами крутятся мальчишки и девчонки, знающие слова, с помощью которых можно выразить свои самые сильные эмоции, но остаться при этом всё-таки людьми. Спасибо их родителям и учителям, что научили их умению выражать себя с помощью приличных слов, даже если родителей или учителей нет рядом. 

А какими ещё причинами можно объяснить их приличное поведение? Ну не в честь же Дня славянских просветителей Кирилла и Мефодия они такие приличные?.. Но оба брата (до посвящения в монашество их звали Константин и Михаил) были бы довольны - столько весело говорящих по-русски молодых голосов, и ни один из них не употребляет грубостей, которых братья, конечно, не придумывали. 

Что же это? Отказались наши ребята от грубостей времён татаро-монгольского нашествия? И не жалеют об этом? Можно, значит, отказаться от нецензурной лексики (а также "нецензурных мыслей" и "нецензурных действий"), но остаться заметным и даже выразительным, привлекательным и очень перспективным? Можно! И всегда было можно. Вот отказался же Константин от предложенной ему императором адмиральской карьеры. А Михаил - от сана архиепископа. И не пропали. А создали славянскую азбуку и перевели с греческого на славянский язык важнейшие богослужебные книги, заложив таким образом основу славянской письменности и литературы - нашей с вами культуры.

Я бы даже сказал, что в том числе и Интернет-культуры. Скажете, нет? А вот и да, потому что Интернет - это же текст, а текст может и должен быть грамотным - по Кириллу и по Мефодию! 

Вот это я сказал? Спасибо, братья! Чтобы после них я, как русский, хоть слово матом?!    

Хотите вернуться к посту позже? Добавьте его в ваши любимые закладки

Счастье есть!

На консультациях с подростками и их родителями я часто задаю вопрос: "А чего вы больше всего хотите от этой жизни?". Самым распространённым ответом, который можно услышать, будут слова: "Я просто хочу быть счастливым”. 

После этого я задаю уточняющий вопрос: «А что такое счастье?»  И вот тут я могу услышать самые разнообразные ответы: счастье  это когда у тебя есть деньги, счастье – это когда твой ребёнок сдал ЕГЭ хорошо, счастье – это когда у тебя есть вторая половинка, когда ты здоров, когда у тебя нет конфликтов в семье, когда у тебя любимая работа, когда у тебя есть друзья, когда ты справляешься с учёбой и т.д. Список услышанных мною критериев счастливой жизни можно продолжать бесконечно. 

К сожалению, обычно ответ на вопрос, что же такое счастье, даёт мне понять, в какой сфере жизни у человека наибольшее количество проблем или чего ему больше всего не хватает. Одним не хватает финансов, и они думают, что, как только у них появятся деньги, незамедлительно придёт счастье, другие не могут найти компромисса в семейных конфликтах, и считают, что были бы счастливы, если бы у них была спокойная атмосфера в семье, а у третьих ещё (или уже?) нет второй половинки, и они предполагают, что будь любимый человек рядом, было бы у них счастье. Зачастую люди любят употреблять одну очень противоречивую фразу: «Почему у меня не как у других?». 

А что, собственно, мы знаем о том, как представляют  счастье  другие люди? Да ровным счётом ничего. Возможно, за внешней успешностью и ежедневной улыбкой в потаённых уголках души скрываются проблемки или проблемища, недостаток или переизбыток чего-то в жизни. А возможно, этот человек умеет быть счастливым от незначительных моментов, даже просто потому что он проснулся сегодня утром, а на столе стоял вкусный завтрак. 

Поэтому ориентироваться на чужое счастье совершенно бесполезно. Важно искать поводы для счастья в собственной жизни. И, поверьте, таких поводов огромное количество. Например, у тебя есть конфликты в семье, тебя не понимают родители – будь счастлив от того, что у тебя есть семья и есть родители, для которых ты являешься очень важным и значимым человеком, иначе бы они были безразличны к твоим проблемам и не обсуждали бы их с тобой. Или у тебя произошло болезненное расставание с любимым человеком, и вот уже продолжительный период времени ты не можешь начать новые взаимоотношения. Всё это говорит о том, что у тебя был пусть печальный, но всё же опыт. Теперь ты точно знаешь, чего ты хочешь, а чего не хочешь в следующих отношениях. А то, что долго нет других взаимоотношений, говорит лишь о том, что ты очень избирателен и с большой ответственностью подходишь к выбору  второй половины.

Очень часто мы не умеем правильно оценить то, что имеем. И, на мой взгляд, наши представления о том, как всё должно быть, мешают нам наслаждаться тем, как всё есть.

Счастье есть всегда, у каждого из нас, каждую минуту, просто нужно научиться это замечать.

Будьте счастливы!


Хотите вернуться к посту позже? Добавьте его в ваши любимые закладки

Пьяные бантики...

... так называют выпускников на своём жаргоне полицейские. Не очень-то красивое словосочетание. Чем же ребята такое заслужили? 

Конечно же, это унизительное определение относится не ко всем старшеклассникам, а только к тем, кто решил отметить последний звонок и выпускной "по-взрослому" в их представлении - напившись до бесчувствия. Только вот что забавно - пьяный подросток взрослым-то совсем не выглядит. Напротив, вызывает во всех, кто видит его в таком состоянии, самые разные чувства, кроме... уважения. Кто-то жалеет "малолетку неразумную", кто-то возмущается, большинство сразу же делают выводы о том, какие у него родители и учителя. Если бы ребята могли себя увидеть со стороны, глазами окружающих, им стало бы невыносимо стыдно и гадко! 

Знаете, в интернете стали популярны картинки из серии "ожидание и реальность": публикуются рядом две картинки или фото того, как человек сам себя видит и то, как он на самом деле выглядит. Про напившихся выпускников впору тоже такие картинки делать: им-то кажется, что они круты нереально, а на деле они - "пьяные бантики". Как минимум от такого празднования - головная боль, проблемы с животом, головокружение, тошнота, разбитость на несколько дней и чувство стыда на долгое время. Максимум - совершённое в пьяном угаре преступление или незапланированная, совсем не радостная и опасная беременность. 

Нет, я совсем не хочу никого пугать, просто легче сначала обдумать свои действия, чем потом страдать от последствий. Уже на днях прозвенит в школах последний звонок. Прекрасный, трогательный праздник прощания со школой и с детством. Каким вы запомните его? Каким запомнят его ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, которые волнуются, порой, больше, чем вы сами, гордятся вами, очень любят вас и желают вам счастья. Так хочется и от себя тоже пожелать всем выпускникам счастливой и яркой жизни и сказать: "Друзья, вас ждёт долгий и интересный путь, не берите себе в попутчики алкоголь, потому что в настоящей, красивой, свободной, интересной взрослой жизни ему места нет, поверьте!"

День климата в семье

Обнаружила, гуляя по интернету, что 15 мая, отмечается Международный день семей, а ещё сегодня же - Международный день климата. Да-да, каких только праздников не бывает в календаре. А я подумала, что этим можно пользоваться и, например, объединять разные праздники в один. 


Вот сегодняшние только на первый взгляд ничем не связаны, а если задуматься, то от климата в каком-то регионе будет зависеть самочувствие или даже жизнь человека: если климат ему не подходит, то придётся менять место жительства. А от климата в семье разве не зависит многое? Только вот поменять семью, если атмосфера там для тебя неподходящая, не получится - родных и близких не выбирают. Но есть и хорошая новость: если климат в какой-то местности практически невозможно изменить быстро и вручную, то в семье он целиком и полностью зависит от нас самих.

Если стать чуть внимательнее к близким, не срываться на родителей за их "вечные" назидания, стать более понимающими, заботливыми, снисходительными к маленьким слабостям и чудачествам друг друга, ценить каждый миг рядом с дорогими тебе людьми, понимая, что жизнь быстротечна и надо успеть сделать в ней как можно больше хорошего, то можно превратить климат в своей семье в прекрасный, тёплый, доверительный. 

И тогда, сколько бы нам ни было лет, мы всегда будем с удовольствием возвращаться в свою семью после долгих странствий или всего лишь после долгого рабочего дня - какая разница, если климат там нам подходит?! 

С Международным днём климата в семье вас, друзья! Даже если мы сами придумали этот праздник!

Хотите вернуться к посту позже? Добавьте его в ваши любимые закладки

Соучастником будешь?

Представьте себе, что подходит к вам на улице человек и говорит: "Ну что, я тебя выбрал соучастником моего преступления, готовься, завтра идём грабить банк". Как вы отреагируете? В лучшем случае покрутите пальцем у виска, в худшем - сразу же сообщите в полицию, потому что всем известно, что совершать преступления и покрывать преступников нельзя, противозаконно и гадко. Тем не менее каждый из нас каждый день становится невольным соучастником преступления...

Эти выходные я провела в Москве. Парад, салют, огромное количество иностранных гостей! Уставшие, мы с друзьями присели на скамеечку в Александровском саду. Рядом примостилась группка франкоязычных туристов, а ещё на одной лавочке поблизости - компания наших соотечественников в количестве пяти человек, из которых четверо закурили. Можете себе представить, в какой дымовой завесе мы тут же оказались!

"Не курите, пожалуйста!", - взмолились туристы (даже моего - каюсь - скудного знания языка хватило, чтобы понять их просьбу, тем более, что жесты их тоже были говорящими). Курильщики захлопали глазами: "А-а-а, Красная площадь - это там, туда. Раша гуд, карашо". "Вообще-то они просят вас не курить в общественном месте", - не выдержал один из моих друзей. И... началось!

"Пусть уезжают в свою гнилую Европу! У нас тут свои порядки, пусть уважают!", - самое маленькое из того, что мы услышали в ответ. А мне-то всегда казалось, что уважение - двусторонний процесс!

В общем, иностранцы ушли, "победители" остались, а я задумалась о том, что каждый день рядом с нами происходит нечто подобное. Вышли законы о защите прав некурящих, о борьбе с курением, введены штрафы и прочие санкции, но всё равно заставить их работать в полную силу не получается. Происходит это, в том числе, и с нашего молчаливого согласия. Курит сосед по лестничной площадке, одноклассник тратит перемены на гадкое дело курения, в туалет в универе не зайти без противогаза от едкого сигаретного дыма,  коллега по работе дымит каждые пять минут, отвлекая вас от дел и раздражая запахом табака, близкий человек находится в плену вредных привычек? А что мы делаем для того, чтобы этого не было? Есть над чем задуматься, да?

Дорогие наши читатели, друзья нашего "Лабиринта" и просто заглянувшие на огонёк путешественники по интернету, если вы ещё не начали курить и раздумываете, не попробовать ли, сделайте правильный выбор. Не становитесь ежедневными соучастниками преступления против красоты и свободы человека, его личности, его права быть здоровым и сильным, жить долго и полноценной жизнью! И не будьте равнодушными, видя, как кто-то это преступление совершает на ваших глазах. Поверьте, победить опасную привычку можно, но для этого каждый из нас, независимо от пола и возраста, не должен оставаться в стороне!

"Я живу в информационном обществе". Итоги Турнира 2014. Часть 3

Мы продолжаем публикацию постов победителей Турнира для школьников "Я живу в информационном обществе" 2014. Сегодня мы представляем нашим читателям работу школы № 57 города Рязани, занявшей третье место

«Источник информации – человек».

Информация — сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.
Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств. В зависимости от способа восприятия, информация бывает зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, тактильная (осязательная).
Для передачи или хранения информации человек представляет её в виде сообщения в текстовой, звуковой, числовой или графической форме.
В любой деятельности человека можно выделить работу с информацией. Он:
· получает сообщение в той или иной форме (письмо, записку);
· читает рассказ или повесть, воспринимает смысл;
· передаёт свои мысли и чувства с помощью рисунка, песни, танца и игры на музыкальных инструментах;
· производит вычисления (решает задачи и примеры);
· заполняет дневник наблюдений за погодой (записывает в виде чисел температуру, давление);
· беседует по телефону или просматривает сайты в сети Интернет;
· пишет под диктовку учителя или записывает значение новых слов из словаря.
В сообщениях мы передаём информацию о себе, своих мыслях и чувствах, эмоциях и переживаниях, мы можем описывать окружающий мир, как выглядит тот или иной предмет, как проходил праздник, какая сегодня погода, какие птицы, растения и животные есть в нашей квартире или в лесу.
Человек может сообщить информацию о своём настроении не только с помощью рисунка или устной речи, но и при помощи мимики, жестов. Своим поведением, внешним видом человек передаёт информацию о себе.
Компьютер — главный помощник человека по работе с информацией. Он не понимает мимики и жестов, но зато может многое другое. Например, быстро вычислять. С его помощью можно легко набирать и красиво оформлять различные документы и отправлять электронные письма. Графические программы позволяют человеку рисовать и работать с изображениями (фотографиями). На компьютере можно прослушивать музыку, песни, записывать через микрофон речь, смотреть видеофильмы.
Действительно, человек, с одной стороны – свидетель или участник происходящих вокруг нас событий и потому выступает в качестве носителя информации об этих событиях. С другой стороны, он держатель информации о себе, о своём внутреннем, неповторимом мире. И, наконец, он транслятор информации, полученной от других. 

Почему люди являются наиболее уязвимым источником конфиденциальной информации? Да потому, что этот источник тяжелее всего защитить от несанкционированного "вмешательства". Ведь если документы можно спрятать в сейф, засекретить, ограничить к ним доступ, ненужные уничтожить, то человека в сейф не засунешь, на рот ему замок не поставишь, да и за ненадобностью пулю в лоб не пустишь.
Кроме того человек не просто вместилище информации. Он не только является её носителем, он ещё и обрабатывает и анализирует информацию, делает необходимые заключения и выводы. Таким образом, получив лишь часть информации, путём её обработки, он может стать обладателем всей информации. И это уже не говоря о том, что информацию, которая ему известна, он может легко воспроизводить, копировать и распространять.