На первую встречу пришли пятнадцать подростков в одну группу и двенадцать во вторую (я ведь уже говорила, что "Находка" состоит из двух групп? Нет? Ок, говорю сейчас). Наши школьники робели недолго, вскоре мы все познакомились и начали общаться. Игры, упражнения, разговоры - время пролетело незаметно, но знаете, что было, как мне кажется, очень важным? Мы вместе обсуждали темы, которые волнуют ребят и которые они хотели бы проработать в течение года с психологами и друг с другом.
Настоящая находка!
На первую встречу пришли пятнадцать подростков в одну группу и двенадцать во вторую (я ведь уже говорила, что "Находка" состоит из двух групп? Нет? Ок, говорю сейчас). Наши школьники робели недолго, вскоре мы все познакомились и начали общаться. Игры, упражнения, разговоры - время пролетело незаметно, но знаете, что было, как мне кажется, очень важным? Мы вместе обсуждали темы, которые волнуют ребят и которые они хотели бы проработать в течение года с психологами и друг с другом.
Он тебе не нравится? А ты ему?
Алиса в стране виртуальности
А ты уже придумал снеговика?
Гнев и злость: выражаем экологично!
Гнев и раздражение всегда начинаются в теле. Понаблюдайте за
собой, как это происходит? Возможно, сжимаются кулаки, челюсти, учащается
сердцебиение. Постарайтесь заметить нарастание волны гнева как можно раньше –
тогда её легче остановить. Обращайтесь за поддержкой к близкому человеку. Если
волна гнева приближается, дайте ему знак. Договоритесь заранее, что он может сделать,
чтобы вам помочь: дать вам побыть в одиночестве или наоборот обнять и побыть с
вами? Когда нас понимают и поддерживают, злиться уже не хочется.
Важно выражать свои эмоции вербально, прямо описывая то, что
с вами происходит, не обвиняя при этом другого: «Я очень зол», «Подобное
поведение меня раздражает», «Такие слова вызывают во мне чувство гнева». Так мы
даём партнёру по общению обратную связь о том, что сейчас происходит, и
возможно, нужно взять паузу в разговоре и продолжить его в более спокойной
обстановке. Не исключено, что ваши отношения станут более открытыми,
доверительными, удастся избежать ссоры.
Часто помогает справиться с подобным состоянием переключение
внимания на другие телесные ощущения: выпить
холодного или горячего, умыться, открыть форточку и вдохнуть свежий воздух,
вдохнуть любимый запах, съесть что-то вкусное. Приятные или необычные ощущения
помогают успокоиться.
Гнев можно «выпустить» через физическую активность:
приседания, прыжки, бег, отжимания, кричать в подушку. Активное движение или
смех разряжают гнев.
Гнев можно «усмирить»: если вы стояли – сядьте, если сидели
на стуле – ложитесь на диван. Расслабьте кисти рук, помашите ими в воздухе. Расслабьте
нижнюю челюсть, чтобы она отвисла. Злость отступит.
Гнев можно «погасить» сложной задачей. Попробуйте считать в обратном
направлении, начиная с года своего рождения, или перемножать в уме двузначные
числа. Или попробуйте разговаривать на иностранном языке, который едва знаете.
Невозможно одновременно злиться и думать – гнев отступит.
Свой гнев важно и можно изучать. Спросите себя в конце дня,
на сколько баллов из 10 вы были сегодня разозлены? Что могло бы помочь, чтобы завтра
стало на один балл меньше? Что можно для этого сделать?
Вспомните сложные ситуации в прошлом, когда вам удалось справиться
со злостью, гневом. Благодаря чему у вас получилось? Какие ваши качества помогли?
Какие обстоятельства? Что из этого может пригодиться сейчас?
Обязательно отмечайте свой успех каждый раз, когда удалось экологично
справиться с гневом. Вспоминайте, что вы сделали это ради себя и своих близких.
Если самостоятельно справиться не получается, обращайтесь за
помощью к психологу. Вас никто не осудит, вас поддержат и помогут.
Что? Где? Когда?
Этим летом мы с друзьями побывали на конезаводе в Рязанской области. Так получилось, что нашими «экскурсоводами» были двое парнишек лет одиннадцати-двенадцати. Мальчики оказались отличными рассказчиками, искренне влюблёнными в место, о котором повествуют, и заражающими своей любовью нас, слушателей. Они, как оказалось, знают всё (ну или почти всё) о конезаводе, его истории, биографии владельцев и т.д.
Интересно,
а многие ли из нас смогут вот так справиться с ролью экскурсовода? Что мы знаем
об истории и достопримечательностях нашего города? Сможем ли рассказать о
месте, где родились или живём, друзьям или родственникам, приехавшим из другого
региона страны? Ответим ли на их многочисленные "что?" "где?" "когда?" Кто и когда построил
город Рязань? Какие памятники архитектуры в нём есть? Чем славится наш город? Кто
из известных людей родился или жил в Рязани?
Знаем
ли мы, кто именно создавал памятник, мимо которого ходим каждый день, кому он
установлен, когда и зачем? Иногда мы не задумываемся об этом, считая
неотъемлемой частью жизни. Однако памятник несёт в себе информацию, считываемую
мгновенно, подсознательно. Так при виде устремленного ввысь обелиска ощущается
значимость увековеченного им события для всего народа. Однозначно понимается
Вечный огонь — символ вечной памяти павшим. При виде памятника-статуи сразу
понятно, что она посвящена человеку, который совершил подвиг или прожил столь
достойную жизнь, что имя и его облик сохранены как пример для других.
Всё
это частицы истории и культуры, которые
могут сделать нас мудрее, рассудительнее, помогают по-новому
взглянуть на мир и… повлиять на будущее.
Ни-че-го я не хо-чу!
Правила дорожного... уважения
Модно или полезно?
Сегодня отмечается Международный день грамотности. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году с целью напомнить о важности получения знаний и постоянного развития как для отдельного человека, так и для общества в целом. Идея искоренения безграмотности оказалась близка многим, поэтому в праздновании International Literacy Day принимают участие правительства, неправительственные организации, сообщества, преподаватели, учащиеся, эксперты в этой области, а также все неравнодушные к этой теме люди.
Что значит быть грамотным человеком? В современном мире это означает не только умение читать, писать, общаться с окружающими людьми на темы происходящего в повседневности, но и владение актуальной на данный момент информацией в какой-либо области (а ещё лучше – в разных областях).
Почему так важно быть грамотным? Многие люди отмечают, что правильная речь позволяет оказаться собеседникам на одной территории, в одном смысловом поле. Именно поэтому дипломаты, представляя свою страну, говорят на правильном, унифицированном языке своей страны – без жаргонов, арго, диалектов… Или из уважения переходят на язык другой страны, тоже, конечно, правильный. Специалисты по найму персонала отмечают, что грамотному человеку легче найти для себя интересную, престижную работу: многие руководители оценивают, насколько хорошо владеет будущий сотрудник родным языком, как он говорит, доступно ли излагает свои мысли. С такими разносторонне развитыми людьми, как мне недавно сказал один семиклассник, всегда интересно, есть о чём поговорить. К тому же, быть грамотным, по его словам, модно, потому что всегда нужно иметь собственное мнение, адекватно оценивать события в жизни, иметь возможность избежать ошибок в учёбе, в общении с друзьями и в семье.
Таким образом, быть грамотным
и модно и полезно! Грамотность – это важное качество успешного
человека. И стать таким может каждый - учёба, чтение, словари и
справочники, образовательные каналы и сообщества и др. нам в помощь.
С праздником!
Самый лучший Я!
Как же неохота снова в школу. Что делать?
«Скучно». «Опять нужно делать уроки, вставать по
будильнику». «Как же было хорошо на
каникулах: спи, сколько хочешь, занимайся, чем желаешь, сиди в телефоне». Вот
такие фразы я услышала от одного знакомого восьмиклассника. Да, настроение на
начало учебного года прямо скажем, не очень.
Напрашивается вопрос, каким интересным и увлекательным делом был занят юноша? Зачастую в ответе не всегда можно услышать про поездки, экскурсии и другие активные виды отдыха. Бывает так, что мы просто сидим дома, перелистываем ленту соцсетей… и это так засасывает. Можно сказать, поглощает всё наше время и нас самих. Мы не замечаем особенностей каждого дня, они становятся похожими друг на друга, повторяя один и тот же сценарий. Перестаём обращать внимание на близких. Становится тяжело встать и что-либо сделать. А в школу ходить нужно. Как преодолеть «неохоту» и найти силы для друзей, школы? Предлагаю «выйти из сумрака» и самим поднять себе настроение. А с хорошим настроением всегда приятнее начинать что-то делать. Итак, вот несколько упражнений:
- Вспомни что-то хорошее, что произошло сегодня с тобой. Продолжи фразу: «Сегодня мне понравилось…» Ещё лучше, если ты будешь вести дневник таких записей, перечитывая которые, убедишься, что плохих дней не бывает, это послужит мотивацией к полезными и важным делам.
- Немного помедитируем. Устройся поудобнее, включи успокаивающую музыку, сосредоточь своё внимание на всех приятных ощущениях прошедшего дня: зрительное (смотреть на огонь, щуриться на солнце, смотреть на звезды), слуховое (слушать дождь, барабаны, мурлыканье кошки), тактильное (чувствовать теплую землю, снег, шелк), обоняние (кофе, трава, духи), вкус (мята, шоколад, малина).
- «Я сегодня молодец» - отличная фраза для завершения дня. Похвали себя и продолжи её: «Я сегодня молодец, потому что, … сходил в школу, например» или «Я сегодня молодец, потому что, несмотря на то, что мне было скучно и неохота, я всё-таки сделал домашку, вынес мусор».
С помощью таких простых техник мы научимся себя поддерживать и мотивировать на дальнейшую деятельность. Я
думаю, что у каждого обязательно найдется повод для улыбки каждый день!