Не каждый из нас в душе актер, который с легкостью может читать стихи и плясать цыганочку с выходом перед многочисленной толпой. Да что там толпа, когда трудно бывает перед своим классом с докладом выступить. Чтобы боязнь публичных выступлений перестала портить тебе жизнь, начни бороться с ней прямо сейчас!
На самом деле никто из нас не рождается с пейрафобией - той самой боязнью публичных выступлений. В большинстве случаев дети легко идут на контакт, не стесняются прыгать, танцевать и читать стихи хоть взрослым, хоть своим сверстникам. Так откуда же лет через десять-двенадцать появляется этот страх, тошнота, мокрые ладони и полная уверенность в том, что, взойдя на трибуну или очутившись один на один с экзаменатором, ты все провалишь, упадешь в обморок или, по меньшей мере, наговоришь глупостей. Увы и ах, причина тому - чудесные школьные годы. Не каждому из нас везет со школой, и на одного человека, который учится в идеальных условиях (с внимательными, понимающими учителями и добрыми одноклассниками) приходится целый десяток тех, кто в школу ходит если не как на каторгу, то уж точно без всякого восторга. Конечно, нельзя во всем винить только школу, неудачные ситуации, вроде падения в торт лицом на дружеской вечеринке, тоже не способствуют желанию светиться перед народом. Ах, если бы можно было прожить жизнь, не сделав ни одного доклада, не сдав ни одного экзамена и не поучаствовав ни в одном конкурсе самодеятельности... Впрочем, можно - отшельником в пустыне Гоби. Но это не наш случай, верно? Не всегда пейрафобия доходит до такого состояния, от которого спасет только госпитализация и душ Шарко. Бывают и просто случаи отдельной неуверенности в себе, когда сила воли и тренировки помогут в сто раз лучше специалистов.
Я считаю, что столкнувшись с такой проблемой, большинству из нас хотелось бы сначала самим попробовать побороть свои страхи. Давайте рассмотрим несколько типичных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся если не ежедневно, то ежегодно точно! Примерами для нас послужат выступление с докладом и экзамен.
Доклад - это самое легкое, что с тобой может случиться. Ибо тут действительно можно действовать строго по правилам и добиться хорошего результата.
Ø Уточни регламент выступления, то есть сколько минут тебе нужно будет говорить.
Ø Пойми, чего от тебя хотят - цирка и феерии (если тема творческая) или сдержанного академического выступления (если доклад - это часть серьезной научной работы).
Ø Набери текст доклада именно так, как ты собираешься его произносить. Со всеми вводными словами, примерами, отступлениями и т.д.
Ø Теперь засеки время и начинай неторопливо, четко и громко читать - проговаривать свой текст. Что? Время вышло, а мы еще и до середины не добрались? Вот основная ошибка многих выступающих - они не умеют правильно рассчитать время, их начинают торопить, прерывать, и в результате – очень неприятные ощущения.
Ø Режь, переписывай и переделывай свой доклад до тех пор, пока не будешь строго укладываться в регламент. Вот увидишь, что тогда от твоего текста останется только самое главное - четкая структура, которую тебе и надо будет донести до слушателя.
Ø Доклад лучше немного выучить. Не совсем наизусть, но так, чтобы можно было говорить лишь слегка подглядывая в бумажку. Доказано, что рассказываемый текст воспринимается лучше, чем читаемый по бумажке. Тогда тебя будут слушать с интересом, а твой доклад несомненно выиграет на фоне остальных.
Ø Во время выступления старайся не смотреть на лица слушателей, которые тебе незнакомы, - это пугает и отвлекает. Если в зале или в классе сидит твоя лучшая подруга или любимая учительница, то смотри на них и постарайся представить, что рассказываешь все только им
Ø Если во время выступления кто-то особо рьяно попытается перебить тебя, задать вопрос или вставить свое замечание, спокойным тоном скажи, что на все вопросы ты ответишь в конце выступления, а сейчас хотелось бы продолжить. Помни: гуру и главный докладчик - именно ты, и это не катастрофа, а отличная возможность показать всем, что ты владеешь ситуацией.
Переходим к тяжелой артиллерии. Экзамен, как вы сами понимаете, ситуация куда более серьезная. Если преподаватель увидит перед собой человека, который двух слов связать не может, то разбираться, пейрафобия у тебя или обострение лени на фоне тотального невладения материалом, он не будет. Однако и тут можно кое-что придумать. Правда, я исхожу из того, что ты - человек прилежный и все учишь, просто страшно стесняешься. Потому что если ты еще и ничего не делаешь, то тут тебя уже ничто не спасет.
Ø «Ночь перед экзаменом - самая долгая» - лозунг двоечников. Всякие ситуации бывают, не спорю, но если ты регулярно недосыпаешь, то откуда у тебя возьмутся силы с блеском ответить весь билет? Лучше поспать лишний час, чем лихорадочно закидываться кофе и энергетиками, рыдая от отчаяния. Экзамен - это лотерея, в которую выигрывают уверенные и бодрые люди, а не бледные тени учебника по химии. На свежую голову ты сможешь импровизировать, поддерживать беседу, ловко обходить все каверзы экзаменаторов. А как быть, если ты с трудом вспоминаешь, кто ты и что тебе тут надо?
Ø Не ленись прописывать все билеты или проговаривать их в зависимости от того, как ты лучше запоминаешь информацию.
Ø Преподаватель (за исключением, конечно, отдельных личностей) вовсе не имеет целью тебя завалить. Думаешь, ему самому охота приходить на пересдачу? Так что перестань воспринимать его как врага - от этого и вся боязнь сдачи экзамена. Постарайся оставить эмоции за дверью и просто спокойно и сдержанно расскажи ему материал.
Дерзай, и у тебя все получится!
Хотите вернуться к посту позже? Добавьте его в ваши любимые закладки
3 Responses to “Step up!”
Спасибо за понимание моей проблемы...
признаться в том, что у меня есть такая проблема было довольно сложно! теперь знаю лекарство. обязательно опробую на предстоящем семинаре
кажется, мне помогли ваши советы! хотя жизнь покажет.
Отправить комментарий