Все экзамены сданы и сданы очень хорошо? Потому что школа хорошо готовила вас, а вы видели перед собой амбициозную и ясную цель — поступление в избранный, престижный, "топовый" вуз.
Прошли выпускные балы. И вы приняты туда, куда хотели и куда заслуживаете. И ещё не знаете, что учёба не первом курсе будет сильно отличаться от последних лет в школе, лицее или гимназии.
Прошли выпускные балы. И вы приняты туда, куда хотели и куда заслуживаете. И ещё не знаете, что учёба не первом курсе будет сильно отличаться от последних лет в школе, лицее или гимназии.
Чему не научила, да и не планировала научить школа, так это тому, как найти своё место в выбранном университете или университет, в котором можно точно почувствовать себя на своём месте — чувствовать принадлежность к процессу "добычи" знаний, которому школа научила, но который оказался на первом курсе бледнее яркой школьной деятельности.
Первокурсники нередко сетуют на то, что в вузе приходится учиться по шаблону, "зазубривать" один учебник и только для того, чтобы сдать экзамен. Им не хватает освоенного в школе навыка активной вовлечённости студентов и преподавателей в образовательный процесс. Исчезло ощущение развития, зато появилось чувство топтания на месте. Выручала привитая школой ответственность за свой выбор, стойкая неудовлетворённость приводила к поиску причин разочарования, которыми казались "неправильный" факультет или "не то" учебное заведение. А университету некогда дорожить теми, кто не вписался в его ритм и почувствовал себя "лишним".
Студенты же не согласны с тем, что они должны стать "лишними" просто потому, что их очень и слишком хорошо подготовила школа. Они знакомы с афоризмом: "может, лишний человек не знает, что ему надо или что ему хочется, но он твёрдо знает, что ему не надо, что ему не хочется". Такое состояние часто вызывает непонимание у взрослых, которые трактуют такие умонастроения молодых как болезнь, распространяющуюся подобно эпидемии.
А вот что они отвечают взрослым по этому поводу, вчерашние выпускники и сегодняшние младшекурсники: "Мы, безусловно, отличаемся от вас. Наши ожидания и требования выше. Мы знаем, что можем получить лучшее, и поэтому не удовлетворяемся посредственным. При этом мы хуже вас справляемся с неожиданными неудачами и разочарованиями, мы не хотим ждать и терпеть. Мы верим, что в постоянном стремлении к лучшему и рождается удовлетворение, но забываем, что удовлетворение невозможно без смирения... В лицеях и гимназиях нас научили искать выход из трудных ситуаций. Таким выходом стал для нас gap year и самообразование. Мы сделали остановку в учебной деятельности, поставили "пробел" в нашей биографии и теперь заполняем этот пропуск самостоятельно. Этот год нужен нам, чтобы забыть, как хорошо было в школе, снова заскучать по учёбе и свыкнуться с тем, что открывать новое теперь будут не нам, а мы сами себе... Университет, он в каком-то смысле похож на вокзал. Вы все едете в каком-то направлении и ненадолго встретились. Главное в этом вокзальном беспорядке — не потерять себя... Мы не знаем, что будет потом. Пока что мы стоим на перроне, ждём свой поезд и стараемся не потерять себя и друг друга в этой вокзальной суете".
Gap year — год, свободный от учёбы и посвящённый путешествиям, волонтёрской работе и т.п.
Хотите вернуться к посту позже? Добавьте его в ваши любимые закладки
No response to “Думать и думать придётся и дальше”
Отправить комментарий