Недавно я писала о сильном волнении и переживаниях, заставляющих многих учеников пасовать
перед школьной доской, учителем и аудиторией при ответе у доски. С
«виновниками» страхов мы вроде разобрались, теперь остаётся понять, что помогает
некоторым «везунчикам» чувствовать себя уверенно при ответах у доски и как стать увереннее в себе при публичных выступлениях?
Начинать, по мнению многих «успешных
ораторов», стоит с подготовки… уроков. Да-да, как бы банально это не звучало. Уделить
внимание составлению плана ответа, пересказу (желательно своими словами)
выученного, разбору непонятных моментов, тренировке ответа перед «аудиторией».
Даже если это пока будут младший брат, родители или зеркало, в котором ты
сможешь увидеть себя в полный рост, обратив внимание на позу, жесты, мимику, - помогает
не только выучить, но и понять урок, а, значит, чувствовать себя увереннее.
Отвечая, важно формулировать то, о чём ты хочешь рассказать, цель ответа. А
не фокусироваться на отметке, которую ты хочешь или боишься получить. Например,
«Я расскажу, чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения». При этом, конечно, стараться говорить спокойно, чётко, не размахивая руками, не теребя в них края
одежды, обращая
внимание на тех одноклассников, с которыми у тебя хорошие отношения, как бы
рассказывая им.
Некоторые ученики при подготовке урока пользуются советом, который дают
спортсменам перед ответственными соревнованиями: они мысленно продумывают свой
ответ во всех подробностях, воображая всё, что будет происходить, - возможные
реплики учителей и одноклассников, (даже ухмылку и обидные комментарии Мишки с
третьей парты). При этом стараются представить, что они будут чувствовать в
этих ситуациях, как лучше держаться, вести себя. Выходя к доске, успешные ораторы стараются
делать это не спеша, спокойно, вспоминая то состояние, в котором пересказывали
урок дома.
Кому-то чувствовать себя более уверенно помогает умение представить, что
чувствовали бы, как вели бы себя в этой ситуации те из одноклассников или
известных людей, которые умеют выступать перед аудиторией и действовать таким
же образом.
Чтобы снизить уровень волнения, если
страх отвечать у доски вызван боязнью определённого учителя, некоторые ученики
вспоминают ситуации, когда этот педагог был совсем «нестрашным», находят у учителя то
качество , которое они в нём ценят, за что уважают его. Кто-то, чтобы
чувствовать себя уверенно, тренирует навыки саморегуляции, учась расслаблению...
Способов, приёмов, помогающих
нам чувствовать себя уверено при публичных выступлениях много. Уверена, что
каждый может развить навыки публичных выступлений.
Главное - обращать внимание не только на свои ошибки (хотя над ними тоже надо
работать), но и на свои успехи.
No response to “Учусь быть смелее”
Отправить комментарий